Классный час "Хлеб всему - голова!"

Чубарова Елена Николаевна

Внеклассное мероприятие для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья обучающихся в ОКУСО "Курский СПРЦ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_hleb.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Хлеб – всему голова!»

Педагог-психолог ОКУСО «Курский СПРЦ» Чубарова Е.Н.

Цели:

  • воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к хлебу;
  • расширять знания обучающихся о хлебе;
  • воспитывать уважение к людям, которые выращивают и выпекают хлеб;
  • воспитывать эстетический вкус, культуру поведения за столом.

Оборудование:

плакат с названием «Хлеб -  всему голова!», ноутбук, проектор, песни Л. Зыкиной -  «Песня о хлебе», «Хлеб – всему голова!», видеоролик «Молитва», видеоролик «Труд людей», видео «Из чего это сделано? Хлеб» (YouTube), фотография «Хлеб», карточки с названием питательных веществ, содержащихся в хлебе, презентация  «Национальные сорта хлеба» (Microsoft PowerPoint), хлебобулочные изделия, самовар, рушники.

Ход занятия 

Обучающиеся группы сидят за сервированным столом.

Классный руководитель:

Здравствуйте. Наш классный час называется «Хлеб – всему голова!» Сегодня мы будем говорить о незаменимом продукте во все времена – о хлебе.

Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Песня о хлебе»

Классный руководитель:

Это было очень давно. Людям тогда жилось трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения. Чтобы не умереть с голоду они бродили по дремучим лесам и полям в поисках съедобных трав, кореньев и плодов. И вот однажды нашли незнакомую траву. Один человек сорвал ее, положил в рот снятые семена, прожевал и радостно  закричал: «О-о-о!» К нему подбежали все остальные и стали пробовать семена. Это и был первый хлеб. Ученые предполагают, что найденные людьми семена являлись зернами  дикорастущего ячменя.

        Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его при приготовлении пищи. Он стал поджаривать раздробленные семена, смешивать их с водой. Позже люди научились выпекать пресный хлеб из густой зерновой каши – теста. Ученые полагают, что во время варки жидкая каша перелилась через край на раскаленные камни и превратилась в плотную лепешку. Но подгорелые куски мало напоминали наш хлеб. Именно с этих лепешек, выпекавшихся на горячих камнях, началось хлебопечение.

        А еще позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Это было около 5000 лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепешки. Они получились очень вкусными. Вместо наказания раб получил похвалу.

        Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный», «божественный». «Хлеб – дар божий», - говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. Молитва: «Хлеб наш насущный дашь нам днесь…», - повторяемая на протяжении столетий, утвердила особое отношение к хлебу в наших традициях и культуре.

Обучающимся демонстрируется ролик «Молитва»

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.  Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

Хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. Хлеб вносят в дом на новоселье «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу «Хлеб в пути не тягость». «Хлеб – всему голова!», - уверяют трудолюбивые земледельцы, которые всех ближе и вернее могут судить об этом.

Да, много сложено о хлебе песен, пословиц, поговорок, загадок. Я попросила вас найти загадки о хлебе и о всем, что с ним связано. Давайте проверим, как вы справились с заданием. Но сначала отгадайте мою загадку: «На соломине дом. Сто ребяток в нем» (колосок). Давайте из ваших загадок сделаем колос.

Обучающиеся по очереди зачитывают свои загадки, а все члены группы отгадывают их. Каждая загадка – зернышко в колосе, который необходимо собрать на доске.

Классный руководитель:

    Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

        Прежде чем из семян будет получено зерно, необходимо хорошо потрудится. Сначала -  подкормить землю удобрениями, засеять ее с помощью техники. После посева надо регулярно обрабатывать почву, бороться с сорняками. Но выращенные в поле колосья это еще не хлеб. Колосья надо сжать, а это очень тяжелый труд. На полях происходит настоящая битва – жатва. Затем зерно обмолачивают. После этого его необходимо проверить, рассортировать, просушить и перевезти в зернохранилище. Взятое оттуда зерно превращают в муку, из которой уже готовят тесто и выпекают хлеб.

        Обучающийся рассказывает стихотворение на фоне видеоролика «Труд людей»

Да, не сразу стали зерна хлебом

Тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Классный руководитель:

        Приготовление хлеба было тяжелым, изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. А сейчас давайте посмотрим видео о том, как выпекают хлеб на производстве.

Показ видео «Из чего это сделано? Хлеб»

Классный руководитель:

        В настоящее время мы не испытываем дефицита в хлебной продукции, но в нашей истории были времена голода и разрушительных войн, когда каждая крошка хлеба ценилась дороже золота.

        В дыму ленинградское небо,

        Но горше смертельных ран

        Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба

        Сто двадцать пять грамм.

Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

        В Музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, бомбежкам и обстрелам.

        В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод и разруха, смерть, а люди берегли лучшие сорта зерен для науки. Эта коллекция в настоящее время хранится в исследовательском центре на Кубани.

Классный руководитель:

        Мы много говорили о хлебе, а чем же он так полезен хлеб? (обучающиеся высказываются)

Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. (На доске вывешивается фото с изображением хлеба и в процессе рассказа классного руководителя к нему добавляются карточки с названием питательных веществ, которые содержатся в хлебе). В хлебе есть белки, углеводы, витамины группы В, минеральные соединения, например жизненно важные для организма соли кальция, железа, фосфора. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством — он никогда не приедается и не надоедает людям. Хлеб — практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления.

Чтец 1:

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем – здоровье наше, сила.

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Чтец 2:

В нем земли родные соки,

Солнца свет веселый в нем,

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

Чтец 3:

Слава миру на земле!

Слава хлеба на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней!

Классный руководитель:                                                                                                            «Худ тот обед – коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска. А хлеба каравай – так и под елью рай». Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни. Давайте вместе с вами отгадаем загадке о хлебе.

Классный руководитель загадывает загадки.

  1. Мнут и катают,

          В печи закаляют,

          Потом за столом

          Режут ножом. (Хлеб)

  1. Не море, а волнуется. (Колосья на поле)
  2. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. (Колос)
  3. Маленькое, сдобное, колесо съедобное. (Бублик)
  4. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
  5. Был я сыпучим,

     Потом – тягучим,

     В огонь попал –

     Мягким стал. (Хлеб)

  1. Деревянная темница – а в ней хлеб всегда томиться. (Хлебница)
  2. Он бывает с толокном,

     С рисом, мясом и пшеном,

     С вишней сладкою бывает.

     В печь его сперва сажают,

     А как выйдет он оттуда,

      То кладут его на блюдо. (Пирог)

  1.  Он идет – волну сечет,

      Из трубы зерно течет. (Комбайн)

  1. Ходит с края да на край. Режет черный каравай. (Нож)
  2.  В поле сережки на тоненьких ножках. (Овес)

Классный руководитель:

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.  Обучающимся демонстрируется презентация «Национальные сорта хлеба»

Слайд 1

        На территории России издавна пользуются спросом следующие сорта хлеба (Слайд 2) московский (Слайд 3), орловский (Слайд 4), ставропольский (Слайд 5), бородинский (Слайд 6)

Выходит обучающийся и читает стихотворение «Легенда о Бородинском хлебе».

    Легенда о Бородинском хлебе

На Бородинском поле шло сраженье,

Картечи визг, как по стеклу ножом,

И вот французов легкою мишенью

Стал наш обоз с мукой и фуражом.

То ли ядро шальное, то ли мина,

То ли снаряд в фургон с мукой попал,

А следом шел фургон с корицей, тмином,

И взрыв муку и тмин перемешал.

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?

Негоже продовольствие бросать!

Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…

Так стали «Бородинский»  выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,

А может быть, и сам Багратион,

Нахваливали меткость тех французов,

Что так удачно вмазали в фургон.

Вот так из века, ставшего былиной,

Пришел к нам хлеб, который всем знаком.

Как хорошо, что был фургон тот с тмином,

А не с фасолью или чесноком!

Украинский народ (Слайд 7)  традиционными сортами считает арнаут киевский (Слайд 8), паляницу (Слайд 9), рогалики закарпатские (Слайд 10).

Белорусские хлеба (Слайд 11)  в своем составе содержат молочные продукты. Жители  Белоруссии  отдают предпочтение минскому хлебу (Слайд 12), подовому белорусскому (Слайд 13), молочному (Слайд 14),    минской витушке (Слайд 15).

Жители Прибалтики (Слайд 16)  выпекают полезный хлеб, который состоит из натурального или сухого молока и молочной сыворотки. У них распространен литовский хлеб (Слайд 17),   рулет аукштайчу с маком (Слайд 18), хлеб латвийский (Слайд 19)  и рижские дорожные булочки (Слайд 20).

Среди жителей Средней Азии (Слайд 21)  большой популярность пользуются самые разные лепешки: баурсаки  (Слайд 22), гиджа   (Слайд 23) , пулаты (Слайд 24), чаботы (Слайд 25), лаваш (Слайд 26), тандырный хлеб (Слайд 27) , чуреки (Слайд 28). Слайд 29.    

Классный руководитель:

        Разве сегодня не достойно уважения бережное отношение к хлебу? Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно относится к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб – бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. В хлебе заложен не только труд наших современников-земледельцев, в нем пот и кровь наших предков.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!»-

В поле, в доме, в державе!

Звучит песня Людмилы Зыкиной «Хлеб всему голова!»

Классный час заканчивается совместным чаепитием.

Классный руководитель:

Мы думаем, что в семье каждого из вас есть те, кто сейчас или когда-то работали на земле, возделывали землю и участвовали в выращивании хлеба.

Обучающиеся, у которых есть (или были) родственники  трудившиеся на земле рассказывают о них, показывают фотографии, почетные грамоты и награды.

Из-за стола встает один обучающийся и обращаясь к группе рассказывает стихотворение.