Разработка проекта внедрения образовательных инноваций в МДОБУ

Лебедева Любовь Ивановна

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФБГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»

На тему «Разработка проекта внедрения образовательных инноваций в МДОБУ №3 «Чебурашка» Октябрьского района»

Выполнил слушатель                                                Лебедева Любовь Ивановна

Руководитель

(к.э.н., доцент кафедры управления)                 Девятов Александр Николаевич

Ижевск, 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………….....3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МДОБУ №3 «ЧЕБУРАШКА»

1.1. Общая характеристика ДОУ………………………………………….…..……4

1.2.Характеристика оказываемых образовательных и других услуг………...…..7

1.3.Общая характеристика ресурсов ДОУ…………………………………………8

1.4.Система управления ДОУ…………………………….………………………10

1.5.Маркетинговая деятельность в ДОУ…………………………………………11

1.6.Анализ показателей деятельности ДОУ…………………………………..…..13

1.7.Анализ системы финансирования деятельности ДОУ…………………..…..23

2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДОБУ №3 «ЧЕБУРАШКА» В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

  1. Анализ методической деятельности ДОУ в развитии инновации в дошкольном образовании………………………………………………….30

2.2. Проект системы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ…………………………………………………………….....32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………………39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..…….41

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1…………………………………………………………….....…42

Приложение 2……………………………………………………………….…45

Приложение 3…………………………………………………………….……51

Введение

Последнее время в системе образования – это время инноваций. Сами по себе инновационные процессы носят в значительной мере стихийный характер: они связаны со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи. Инновационные процессы не обошли стороной и наш коллектив. На протяжении последних лет коллектив занимается экспериментальной деятельностью по теме “ Интеллектуально – творческое развитие детей посредствам игровых технологий.

Именно поэтому, сегодня мы заинтересованы в упорядочивании инноваций и инновационных процессов, а это предполагает специально организованную инновационную деятельность и экспериментальную проверку выдвигаемых нами идей.

Актуальной является проблема методического сопровождения эффективного введения инноваций. Мы уверены в том, что невозможно добиться успеха без системного подхода.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Анализ сложившейся ситуации в деятельности нашего дошкольного учреждения работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов; отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения. Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. Необходима подготовка педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность.

Цель нашей работы: создание проекта системы методического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении.

Задачи:

1.        Проанализировать деятельность ДОУ в развитии иноватики в дошкольном образовании.

2.        Раскрыть проблемы инновационной деятельности в ДОУ.

3.        Разработать систему методического сопровождения инновационной деятельности в МДОБУ детского сада общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Октябрьского района.

Объектом исследования выступает: инновационная деятельность ДОУ.

Предмет исследования – методическое сопровождения инновационной деятельности в МДОБУ детского сада общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Октябрьского района.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Общая характеристика МДОБУ №3 «Чебурашка».

Ясли сад № 3 «Чебурашка» был открыт на основании решения Октябрьского райисполкома № 255 от 07.08 1988 года.

На основании Решения Управления юстиции Администрации Приморского края за №2780 ясли сад № 3 «Чебурашка» с 09.11.2000 года был реорганизован в МДОУ детский сад «Чебурашка» Октябрьского района.

С 17.04.2003 года на основании свидетельства о государственной аккредитации №996 АА047228 детский сад считается (общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Октябрьского района).

На основании распоряжения Администрации Октябрьского района от 11.05.2011 года №198-Р, детский сад переименован в Муниципальное дошкольное казенное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Октябрьского района.

На основании распоряжения Администрации Октябрьского района от 04.12.2013 года №501-Р МДОКУ д/с общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Октябрьского района переименован в Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Октябрьского района.

Дошкольное образовательное учреждение, в дальнейшем именуемое ДОУ, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на сумму 1444409,82 руб. на праве оперативного управления и оперативной собственности.

Учредитель: Администрации Октябрьского района.

ДОУ осуществляет свою образовательную, хозяйственную, правовую деятельность в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. №677, законодательством РФ, другими нормативными актами, договором между Учредителем и ДОУ, Уставом ДОУ.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждения детский сад общеразвивающего вида № 3 «Чебурашка» Октябрьского р-н имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по дошкольному образованию и дополнительному образованию детей и взрослых №40 от «17» апреля 2014 г. выданную Департаментом образования и науки Приморского края. В 2003 г. ДОУ прошло аккредитацию, по результатам которой установлен  государственный статус дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории (свидетельство №996 от 17.04.2003г. серии АА 047828.

ДОУ размещается в типовом 2-х этажном здании, в центре с. Галенки, имеет обособленный земельный участок площадью 1,2га. Озеленение составляет 60%. На участке размещено 4 грунтовых площадок, 2 из них оснащены теневыми навесами, 1 - спортивная площадка. Огород, цветники, кустарники, деревья обеспечивают условия для хорошего самочувствия и благотворно влияют на здоровье детей.

В здании расположены 4 групповых ячеек с полным набором помещений: групповые площадью - 47,1 кв.м., спальни - 32,5 кв.м; умывальные - 5,3 кв.м; туалетные - 10,5 кв.м; приемные - 1,5 кв.м., прачечная, гладильная, имеющие раздельные входы и выходы на улицу; пищеблок, медицинские помещения, спортивный и музыкальный залы, кабинет логопеда, методический кабинет.

Режим работы устанавливается Учредителем, исходя из потребностей родителей и возможностей бюджетного финансирования, и является следующим: пятидневная рабочая неделя, 10,5 часов пребывание детей. Режим работы групп ДОУ: с 7.30 часов до 18 часов.

Деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного образования:

  1.  на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
  3. оказание помощи семье в воспитании детей.

В процессе своей деятельности ДОУ реализует следующие задачи:

  1. Охранять и укреплять здоровье детей, формировать навыки здорового образа жизни (с двух лет дети обучаются плаванию, проводятся закаливающие процедуры, фитотерапия, гимнастика и массаж утром и после сна, ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс).
  2. Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка (в сюжетно - ролевых играх, в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, в свободном общении на занятиях развития речи, чтении художественной литературы, на экскурсиях, математике и др.).
  3. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. В детском саду проводятся развлечения, праздники, посещения театра, сюрпризы. В саду создан уютный, теплый, и гармоничный интерьер, обеспечены условия для разнообразной самостоятельной деятельности.

1.2.Характеристика оказываемых образовательных и других услуг МДОБУ №3 «Чебурашка»

Содержание образования определяется общегосударственной программой, разработанной в соответствии с государственным стандартом образования, утвержденной Министерством образования и науки РФ. Образовательная программа реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Приоритетное направление развития детей в ДОУ – познавательно-речевое развитие воспитанников.

В детском саду используются разнообразные, эффективные методы, технологии, способствующие развитию логического и нестандартного мышления детей. Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально. Используемые дидактические и развивающие игры, разнообразные средства обучения (схемы, модели, карточки-символы, геометрические наборы, средства измерения) обеспечивают высокий уровень интеллектуального развития, стимулируют познавательно-речевую активность, развивают воображение и творческое мышление детей, позволяют хорошо подготовить их к школе.

Удовлетворяя потребности родителей в дополнительном образовании, педагоги ведут кружковую работу по формированию творческих способностей детей. Созданы и активно работают кружки: «Веселые нотки», «Лесная сказка».

Практически все услуги, оказываемые населению, бесплатные. В настоящее время прорабатывается система привлечения ДОУ к внедрению платных услуг: кружковая работа, группы выходного дня, медицинские и оздоровительные услуги.

Организационный механизм управления учреждением имеет множество компонентов, но представляет собой единую систему, в которой функционирование отдельных элементов взаимозависимо и взаимообусловлено. Действующий в ДОУ механизм управления можно отнести к функциональной структуре управления.

1.3.Общая характеристика ресурсов МДОБУ №3 «Чебурашка»

Образование - бюджетная сфера, основной источник его существования бюджет, который, в свою очередь, формируется из собираемых налогов. Рассчитывать на серьезные поступления в ближайшее время не приходится. Бюджетное финансирование служит лишь важной основой финансово- экономического функционирования учреждения, но, как показывает анализ, этих средств пока явно не достаточно для того, чтобы помочь педагогическому составу образовательного учреждения не только сохранить свою профессиональную ориентацию и принадлежность к благородной профессии педагога, но и заниматься постоянным развитием и совершенствованием.

Для того, чтобы выйти из создавшегося тупика, который может продлиться достаточно долго, необходимо очевидно наращивать размеры бюджетного финансирования, либо параллельно с этим искать дополнительные пути выживания трудовых коллективов.

Предоставление платных образовательных услуг - это самый естественный вид деятельности любого образовательного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал.

В соответствии с Законом «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266 образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных Уставом образовательного учреждения услуг.

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательного учреждения устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Платные дополнительные услуги - хороший источник привлечения дополнительных средств. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждения, поскольку значительная часть из них направляется на дополнительную заработную плату и улучшение условий труда.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) №3 «Чебурашка»- муниципальное учреждение, то есть финансируется из бюджета. Существующие проблемы финансирования отрасли свойственны и этому учреждению. Выделяемые из бюджета средства обеспечивают 50-60% необходимых учреждению средств для нормального функционирования. В настоящее время вопрос о недостаточности финансирования стоит особенно остро. Чтобы как-то обновлять материальную базу и поддерживать нормальный уровень заработной платы, учреждению необходимы дополнительные источники финансирования.

Для достижения указанных целей все более актуально становится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди которых - привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальной защищенности работников и улучшения материально-технической базой. Рынок платных образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения.

Для внедрения платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении будет представлено обоснование, в котором будут определены основные направления деятельности учреждения, масштабы этой деятельности. В результате обоснования будет дана оценка экономической целесообразности внедрения платных дополнительных услуг.

1.4.Система управления МДОБУ №3 «Чебурашка»

Основу модели МДОБУ №3 «Чебурашка» составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, заместителей, педагогов, родителей детей, посещающих ДОУ.

В ДОУ высший уровень управления обеспечивает заведующий, наделенная административными полномочиями.

Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом детского сада и законодательством Российской Федерации. В ДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина. Имеется номенклатура дел. Регистрируется  входящая и исходящая документация.

Основные функции заведующего: обеспечение охраны жизни и здоровья детей, руководство воспитательно-образовательной работой, административно-хозяйственной, финансовой деятельностью – определяют области линейных руководителей: заместителя заведующего, заведующего хозяйством, старшую медсестру.

Во второй уровень управления входят созданные советы: педагогический, родительский. медико-психолого-педагогический.

Совет педагогов: определяет стратегию развития ДОУ. Родительский комитет в ДОУ содержит немало пунктов, регулирующих права, обязанности этого органа самоуправления.

Руководители третьего уровня являются заместитель заведующего по УВР, заведующий хозяйством, старшая медсестра.

Заведующий наделяет руководителей третьего уровня линейными полномочиями, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным. Четкое вертикальное и горизонтальное распределение труда на каждом уровне находит отражение в должностных инструкциях конкретных работников. Каждый линейный руководитель имеет в своем подчинении определенные категории сотрудников. Число лиц, подчиненных донному руководителю, представляет собой сферу контроля – одну из важных аспектов организационной структуры учреждения.

В четвертый уровень управления входят следующие работники: музыкальный руководитель, учитель логопед, воспитатели.

1.5.Маркетинговая деятельность в ДОУ

В МДОБУ №3 «Чебурашка» разработано общее положение на основе Закона РФ «Об образовании» (статьи 45,46), инструктивного письма Минобразования РФ от 21.07.1995г.№52 «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, Устава ДОУ.

Настоящее Положение определяет порядок организации и оказания платных образовательных потребностей воспитанников, родителей (законных представителей), привлечения дополнительных внебюджетных средств ( Пр №31-0 от 01.09. 2014г).

Данное Положение является локальным актом ДОУ и утверждено на Педагогическом совете учреждения.

К дополнительным платным образовательным услугам , оказываемым в ДОУ за рамками основной образовательной программы, относятся:

  • Проведение развлечений, праздников, дней рождений для детей.
  • Театрализованная деятельность.
  • Пребывание детей в группах кратковременного пребывания.
  • центр социализации личности дошкольника;
  • группа по интеллектуальному развитию;
  • Логопедический кружок Болтунишка.

Чтоб повысить привлекательность наших платных услуг для потребителей МДОБУ обеспечило открытой систему и достоверность информирования граждан о платных дополнительных образовательных услугах:

  • проведение открытых мероприятий воспитателями групп, центров, кружков;
  • создание методических рекомендаций для внедрения данной системы по организации платных дополнительных образовательных услуг в практику работы других ДОУ.
  • обобщение и распространение результативного педагогического опыта через педагогические конференции, мастер — классы, публикации в СМИ. Для организации платных дополнительных образовательных услуг был установлен следующий порядок:
  • Изучалась потребность (спрос) воспитанников и их родителей в дополнительных образовательных услугах.
  • Виды деятельности, которые будут организованы в ДОУ но основе запроса родителей, материально-технического и кадрового потенциала, закреплялась уставом ДОУ.
  • Определялись условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране труда и технике безопасности, были утверждены учебные планы и программы.
  • Администрация учреждения заключала договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг с заказчиком и педагогическим персоналом (специалистами).
  • На основе заключенных договоров издавался приказ по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.
  • Утверждалась смета затрат на платные дополнительные образовательные услуги.
  • Устанавливались цены на платные дополнительные образовательные услуги, определялась форма, система и размер оплаты труда педагогических работников.
  • Назначался ответственный за организацию платных дополнительных образовательных услуг в учреждении.

У нас сократили логопеда. Однако, заведующий уже предложила создать платные услуги. Детей с проблемами очень много. Конкуренты работающие в домашних условиях выставили очень большую цену за свои услуги. Поэтому нашему ДОУ следует снизить цены ниже конкурентов. Для продвижения был проведен анализ рынка платных услуг в с Галенки.

  • анализ уже оказываемых услуг с целью их модификации;
  • организация рекламы платных дополнительных образовательных услуг в СМИ, на стенде ДОУ;
  • выявление рейтинга и востребованности услуг.

Чтоб усовершенствовать организацию маркетинга в нашем учреждении была распределена работа:

  • выпуск рекламных буклетов – учитель логопед.
  • создание сайта ДОУ – педагог психолог.
  • создание информационного стенда – заместитель зав. УВР.
  • проведение анкетирования родителей – воспитатели.
  • анализ результатов – совет педагогов.
  • организация «Круглого стола» по обмену опытом предоставления платных дополнительных образовательных услуг – заведующий.

1.6.Анализ показателей деятельности ДОУ

Приоритетными направлениями деятельности нашего учреждения в 2013- 2014 г были:

  1. «Повышение педагогического мастерства по формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, как средства формирования ключевых компетенций дошкольников».
  2. «Формирование коммуникативных способностей детей, овладение разнообразными средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи».

Целенаправленная работа коллектива по данному направлению позволила значительно повысить уровень усвоения программы по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Итоговые данные показывают, что основные годовые задачи были выполнены.

Педагогический коллектив ДОУ стремится к повышению результативности педагогической работы. С этой целью проводятся педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, круглые столы, консультации, заседания творческих группы и другие формы работы (В 2013- 2014 учебном году проведено 4 педагогических совета, 3 семинара-практикума, 5 смотров- конкурсов, 2 тематических контроля, 3 методических объединения, 3 открытых просмотра).

Вся методическая работа в ДОУ строится на основе Концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию – от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми.

Важнейшими направлениями методической работы являются:

- совместный поиск наиболее эффективных форм и методов работы с детьми;

- совершенствование педагогического мастерства.

Учебный процесс в детском саду осуществляется в соответствии с учебным планом, который составлен согласно требованиям нормативных документов Министерства Образования и Науки к организации дошкольного образования и воспитания. Нагрузка распределена с учетом санитарно- эпидемиологических требований к режиму дня и учебных занятий в зависимости от возраста детей.

Планирование воспитательно-образовательной и методической работы осуществляется с учетом всех дидактических принципов, а также с учетом результатов диагностики выполнения программ каждой группой и наблюдений педагогического процесса.

Условия умственного непрерывного развития:

1.Развивающая среда.

Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий, с точки зрения его эмоционального состояния. Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

•        принцип открытости;

•        гибкого зонирования;

•        стабильности-динамичности развивающей среды.

Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Ежегодно, силами коллектива, проводится косметический ремонт. В детском саду имеются музыкальный и методический кабинет (обеспеченный литературой, пособиями, играми), кабинет логопеда, медицинский кабинет.

2.Развивающее обучение.

Игровая деятельность состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. В своей работе воспитатели используют развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка». Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и широко используются воспитателями как на занятиях так и в повседневной жизни.

3.Художественно-эстетическое развитие.

Основные задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста состоят в формирования их духовного мира путем приобщения к различным видам искусства и пробуждение эмоционально-творческого начала.

Формы организации разнообразны, а результаты появляются в различных видах деятельности.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства, в том числе и народного творчества. Музыкальный руководитель прививает любовь и интерес к музыке, развивает общую музыкальность детей: сенсоры способности, чувство ритма, формирует певческий голос, выразительность движений.

Развитие детей в изобразительной деятельности. Воспитатели создают условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщают детей к искусству. Использует как традиционные, так и не традиционные формы организации обучения, знакомят детей с различной техникой изображения (пальчиковая живопись, рисование по мокрой бумаге и по ткани). В результате дети осваивают программный материал: умеют владеть кистью и карандашом при разных приемах рисования, смешивать краски, располагать предметы и персонажей ориентируясь на всём листе бумаги, лепить небольшие скульптуры, выполнять лепку из пластилина, соленого теста и глины разными способами, расписывают изделия гуашью, акварельными красками. Периодически в нашем детском саду оформляются выставки детского творчества как в уголках для родителей, так и в фойе это: «Краски осени», «Мой новый год», «Зимушка-хрустальная», «Наши защитники», «Портрет моей мамы», «Пасха», «Первоцветы», «День победы» и т.д.

Но в работе по изобразительной деятельности есть и недостатки: отсутствуют разнообразное оборудование и материалы. Мало уделяется внимания самостоятельной художественной деятельности.

Результаты учебно-воспитательной деятельности:

Уровень реализации программы по сравнению с предыдущим учебным годом повысился, а именно:

                 

Воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школу показывают хорошие результаты. Уровень готовности детей к школьному обучению: 95 % детей психологически готовы к школе.

5 % (1 реб.) испытывают затруднения (коммуникативная культура, общение со взрослыми). В мае 2014 г. выпускников - 19 чел.

Детский сад ведет систематическую работу со школой. Проведено методическое объединение учителей начальных классов и воспитателей «Формирование готовности детей к школе», дискуссия «Готов ли ребенок к поступлению в школу?», на родительских собраниях затрагивается данный аспект.

В 2013-2014 году 3 педагога ДОУ прошли курсы повышения квалификации, что составляет 27% от общего количества педагогических кадров.

Таблица 1. Количественный состав кадров МДОБУ №3 «Чебурашка»

Учебный год

Всего педагогов

Совместители

Средний возраст педагогов

Образование

высшее

Средним

специальным

2013- 2014 год

10

1

40лет

8

2

Таблица 2. Сведения о специалистах МДОБУ №3 «Чебурашка»

должность

образование

категория

Педагогический

стаж

Стаж в данной должности

заведующий

высшее

первая

23 г

5 лет

Зам. зав. по ВР

высшее

первая

26 лет

3 года

Учитель логопед

высшее

первая

40лет

12 лет

Муз. руководитель

Среднее специальное

9лет

9 лет

Можно отметить, что в детском саду сохраняется стабильный педагогический коллектив, большинство которого составляют квалифицированные кадры, имеющие достаточно большой опыт работы.

В ДОУ в первую очередь принимаются дети находящиеся под опекой, многодетных семей, инвалидов 1 и 2 групп, а также дети, отцы которых находятся на действительной службе в Вооруженных силах, дети вынужденных переселенцев, студентов очного обучения.

Таблица 3. Показатели по комплектованию МДОБУ №3 «Чебурашка»

Наименование показателя

2012-2013гг.

2013-2014 гг.

2014-2015 гг.

Количество групп, всего

4

4

4

Младший возраст

1

1

1

Дошкольный возраст

3

3

3

Количество мест

108

106

115

Таблица 4. Анализ общей годовой заболеваемости среди детей

(в детоднях).

           

Результаты мониторинга здоровья воспитанников за 2012-2013 год показали положительную динамику в целом по детскому саду:

- количество дней, пропущенных по болезни, уменьшилось;

- индекс здоровья увеличился;

-снизился уровень пропусков дней по болезни в группе раннего возраста.

Анализ адаптации детей раннего возраста.

В 1 младшую группу принято 24 ребенка из них:

легкая степень адаптации 13 детей -54%; средняя степень 10 детей - 42%; тяжелая степень1ребенок - 4%.

В детском саду создана атмосфера тепла, уюта и доброжелательности. Это снимает тревогу волнения и страхи, что немаловажно для ребенка в адаптационный период, поэтому воспитанников имеющих проблемы к адаптации в детском саду практически нет.

4.Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ:

По сравнению с прошлым годом заболеваемость снизилась, увеличилось количество детей с 1 группой здоровья, сократилось количество детей, стоящих на диспансерном учете и количество часто и длительно болеющих воспитанников. Этому способствовало создание оптимальных условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития, реализация физкультурно-оздоровительная система в детском саду, проведение большой работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни. Однако недостаточно внедряются в практику нетрадиционные способы оздоровления.

По - прежнему не систематически осуществляется комплексный и дифференцированный подход к каждому ребенку при проведении оздоровительных и закаливающих мероприятий. Ослаблен контроль со стороны медицинского персонала за проведением закаливающих мероприятий.

Учебный план и режим работы ДОУ реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования составлен в соответствии с документами: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ от 23.07.2013 "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13; Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»; Приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Устав.

Распределение количества занятий основано на принципах: дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход; соотношение между инвариантной (60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). А так же и вариативной (40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана: сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) частью; отражение специфики МДОБУ; учёт приоритетного направления деятельности «Познавательно-речевое развитие воспитанников»; ориентирование на реализацию социального заказа на образовательные услуги.

ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели. В образовательном учреждении функционирует 4 общеобразовательных группы дневного пребывания, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами.

Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13), а также инструктивно-методическим письмом Мин ОРФ от 14.03.2000 № 65/23-16.

Продолжительность учебных занятий: в 1 младшей группе (10 мин.); во 2 младшей группе (15 мин.); в средней группе (20 мин.); в подготовительной группе (30 мин.).

Образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПиН. Время проведения НОД и их количество (ежедневно): в 1 младшей группе (2); во 2 младшей группе (2); в средней группе (2); в подготовительной группе (3).

Учебная нагрузка определена с учётом необходимого требования – соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Учебный год состоит из 36 недель с учётом каникулярного режима деятельности учреждения. С 02 сентября по 31декабря - учебный период (15-30 сентября диагностический период); с 09 января по 15 января – новогодние каникулы; с 16 января по 30 мая - учебный период (с 19 мая по 30 мая - диагностический период); с 02 июня по 29 августа – летние каникулы.

Регламентация образовательного процесса. Общее количество занятий в неделю по всем возрастам:

в 1 младшей группе (10); в младшей группе (11);в средней группе (12); в подготовительной группе (15).

В учебный план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.

Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области:

  • познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
  • социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд»;
  • художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
  • физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье».

«Познание»: «Сенсорное развитие», «Продуктивная (конструктивная) – и познавательно -исследовательская деятельность», «Экологическое воспитание», «Природное окружение», «Формирование ЭМП», «Формирование целостной картины мира»;

«Коммуникация»: «Развитие речи»; «Обучение грамоте», «Чтение художественной литературы»

«Социализация»: «Ребёнок и окружающий мир: явления общественной жизни», «Приобщение к русской народной культуре» (со старшей группы);

«Труд»: «Ручной труд»;

«Безопасность»: «Основы безопасности жизнедеятельности» (со старшей группы);

«Музыка»: «Музыкальное»;

«Художественное творчество»: «Рисование», «Лепка», «Аппликация»;

«Физическая культура»: «Физкультурное».

На базе ДОУ функционирует логопункт с целью осуществления коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа ведётся учителем – логопедом.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия на логопункте проводятся индивидуально или малыми подгруппами и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка.

Модульная часть учебного плана обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности и расширение области образовательных услуг для воспитанников.

В целях создания в ДОУ условий для развития познавательно-речевое развитие воспитанников у детей введено дополнительное время для проведения занятий в кружках. Учебная нагрузка - в средней группе 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год, длительность занятия 20 минут; в подготовительной группе 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятия в год, длительность занятия 30минут.

В целях исключения превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка за счёт вариативной части учебного плана введены следующие правила:

  • ребенок, охваченный дополнительными услугами, посещает занятие (в кружке/секции) не более одного раза в неделю,
  • продолжительность дополнительного занятия соответствует продолжительности обязательного учебного занятия в соответствии с возрастными нормами.

Основные направления развития ДОУ в ближайшей перспективе:

  1. Повышение качества образовательного процесса;
  2. Увеличение количества образовательных услуг.

По результатам работы педагогического коллектива за 2013-2014 уч. год можно сделать следующие выводы:

  • Целевой компонент плана реализован на должном уровне.
  • Образовательная деятельность в ДОУ реализуется на достаточном уровне, но существует проблема с уровнем качества реализации образовательной области «Познание», а также мало внимания уделяется внедрению в образовательный процесс новых педагогических технологий по физическому воспитанию детей.

1.7. Анализ системы финансирования деятельности ДОУ

Фонд заработной платы ДОУ планируется отдельно для педагогического и прочего (административно-хозяйственного) персонала.

Фонд заработной платы педагогического персонала исчисляется по данным тарификации, исходя из количества педагогических ставок и размера тарифных ставок и финансируется из краевого бюджета Приморского края.

Размеры ставок (должностных окладов) заработной платы работников образовательных учреждений устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2000 года №284.

Таблица 5. Тарифные коэффициенты ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Разряды оплаты труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тарифный коэффициент

1

1,36

1,69

1,91

2,16

2,44

2.76

3.12

3.53

Разряды оплаты труда

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифный коэффициент

3.99

4.51

5.10

5.76

6.51

7.36

8.17

9.07

10.07

ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Разряды оплаты ЕТС отражают, как правило, только сложность выполняемых работ (функций). Они не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий и каких-либо других факторов.

Ставки оплаты труда принимаются в ЕТС в размере не ниже уровня минимальной заработной платы, установленного в законодательном порядке. Нарастание ставок по разрядам оплаты труда по мере возрастания его сложности призвано обеспечить материальную заинтересованность работника в повышении квалификации.

ЕТС предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам. Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с 1 по 8-й). Это соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).

В целях стимулирования повышения квалификации и установления обоснованных соотношений в оплате труда различных категорий работников в ЕТС предусмотрено нарастание уровней ставок оплаты от более низкого разряда к более высокому (табл.6).

Таблица 6. Разряды оплаты труда ЕТС по должностям работников учреждения

Наименование должностей

Диапазон разрядов

Руководители

заведующий

15

Специалисты

воспитатель, педагог-психолог, логопед

музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре

13-14

медицинские сестры

7-14

шеф-повар

7-13

Профессии рабочих

7-11

грузчик, кладовщик, уборщица служебных помещений, швея, кастелянша, сторож, рабочий по комплексному обслуживанию здания

8

стекольщик, слесарь-сантехник, электромонтер

младшие воспитатели, повар

2-4

3-6

Ставки и оклады, определяемые на основе ЕТС, выплачиваются за выполнение работником объема работ или норм труда, обусловленных трудовым договором при установленных действующим законодательством нормах часов за ставку.

Размеры доплат и надбавок стимулирующего характера (за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника) в пределах средств, направляемых на оплату труда, определяются учреждением самостоятельно. Размеры доплат и надбавок работникам максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного объема работ, выполняемого ими.

Распределение надбавок и доплат стимулирующего характера производится согласно перечня дополнительных надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы, составленного на основании Распоряжения Правительства от 09.06.92г. №1037-р.

Основанием для планирования образовательным учреждением средств на надбавки стимулирующего характера является вышеуказанное распоряжение, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25% фонда оплаты труда.

Поэтому для удобства планирования расходов на оплату труда для ДОУ установлено следующее процентное соотношение:

  • тарифного фонда (фонда на оплату труда работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных);
  • надтарифного (дополнительного) фонда на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ.

На основании Приказа Министерства образования №375 от 4.06.90г. в ДОУ предусмотрен премиальный фонд в размере 2 % от фонда оплаты труда.

Средняя заработная плата педагогических работников ДОУ за 2013г. составила 863 руб., за 2013г. - 1779 руб., за 2014г. составила 20896 руб., Основным источником финансирования учебной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива учреждения и оплаты труда его работников служат средства местного бюджета, выделяемые по нормативам в расчете на одного ребенка, согласно годовой смете, и родительская плата.

Структура и величина учитываемых нормативом затрат должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат:

  1. на образование, воспитание, подготовку кадров;
  2. на формирование средств на оплату труда, создание необходимой системы стимулирования трудового коллектива.

Для финансирования учреждения в качестве расчетной единицы принимается показатель среднегодового контингента: один ребенок.

Предельная сумма родительской платы, получаемой от семьи, не должна превышать 20 % стоимости содержания ребенка, для многодетных семей - 10%. Кроме этого для различных категорий семей действует ряд льгот, согласно которым родительская плата значительно снижена. Суммы выделяемых ДОУ бюджетных ассигнований определяются на основе государственных и местных нормативов финансирования. Эти нормативы представляют собой укрупненные показатели, включающие всю совокупность расходов на одного ребенка.

В связи с отсутствием в бюджете средств на нормальное удовлетворение потребностей образовательных учреждений федеральные нормативы до сих пор не приняты. Помимо основных источников финансирования выделяют дополнительные, значение которых в обеспечении жизнедеятельности учреждения возрастает с каждым годом.

Таблица 7. Структура показателей финансирования МДОБУ №3 «Чебурашка»

2012

Удельный вес, %

2013

Удельный

вес, %

2014

Удельный вес, %

1. Поступило средств, всего

6084639,03

8801906,06

9890637,51

2.Бюджетные ассигнования

5263989,03

86,51

7888691,06

89.62

8774468,52

88,71

3.Родительская плата

820650,00

13,49

913215,00

10,38

1108168,99

11,21

4.Доходы от внебюджетной деятельности

8000,00

0,08

По данным таблицы 7 можно сделать вывод, что большая часть затрат на содержание ДОУ финансируется из средств местного бюджета. В 2013г. средства местного бюджета составили 86,51%, а доля родительской платы – 13,49%, несмотря на то, что средства родителей должны покрывать 15-20% затрат на содержание детей в ДОУ, из других источников средства не поступали. В 2014 г. доля бюджетных средств в общей структуре финансовых средств увеличилась по сравнению с 2013г. на 3,11% и составила 89,62% от общей суммы финансирования, доля родительской платы составила 10,38%. В 2014 г. средства местного бюджета составили 88,71 %, а доля родительской платы 11,21%.

Экономические показатели собираются по итогам года, квартала. Основными показателями для определения объема расходов по содержанию дошкольного образовательного учреждения являются следующие показатели:

  1.  комплектование (количество групп в дошкольном учреждении);
  2. число детей (различают списочное число детей (количество всех детей, зачисленных в ДОУ) и среднесписочное число детей, которые каждый день в течение определенного периода посещают детский сад, при планировании бюджета используют также показатель - среднегодовое число детей (то есть среднесписочное в течение года);
  3. дни функционирования (число дней пребывания одного ребенка в дошкольном учреждении);
  4. количество дето-дней (отражает суммарное количество дней, проведенных каждым ребенком в ДОУ).

Три последних показателя тесно связаны между собой: изменение одного обязательно вызовет изменение других. Это видно из формулы (1) расчета дето – дней:

КДД = Д*Чд, (1)

где Д – число детей;

Чд – число дней функционирования.

По типовому проекту детский сад рассчитан на 6 групп. В связи с уменьшением контингента воспитанников в 2000 г. помещение двух групп было сдано в аренду сельской амбулатории. В 2015 г. планируется вернуть помещение детскому саду.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДОБУ №3 «ЧЕБУРАШКА» В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

2.1.Анализ методической деятельности в развитии инновации в дошкольном образовании

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? На наш взгляд, к основным из них следует отнести:

  • необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;
  • стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;
  • подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
  • постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;
  • стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;
  • возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;
  • конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.
  • Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами.

Типы нововведений группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

  • в содержании образования;
  • в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
  • в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

  • частные, единичные, не связанные между собой;
  • модульные (комплекс частных, связанных между собой);
  • системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

  • усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
  • новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
  • радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

  • — новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
  • прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
  • освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
  • ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Как спланировать работу по внедрению инновации в дошкольном учреждении? Уйти от многих ошибок и упущений поможет проектирование системы методического сопровождения инновационной программы.

2.2. Проект системы методического сопровождения инновационной

деятельности в ДОУ

Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет управление этими процессами. И только в результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои  наработки, которые приведут к обновлению и модернизации педагогического процесса в ДОУ. Поэтому нами спланирована следующая система работы:

  1. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.
  2. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.
  3. Создать инновационные структурные подразделения и управлять их деятельностью.
  4. Создать единую систему мониторинга.
  5. Выявить и распространить инновационный опыт.
  6. Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.

В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

I ШАГ: это мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.

                           

Руководителю, организующему инновационную деятельность, важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.

1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог:

  1. стремится внедрить передовой опыт в практику;
  2. постоянно занимается самообразованием;
  3. привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
  4. анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
  5. умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе. К. Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний.

  1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
  2. Группа «Передовиков» — это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.
  3. Группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.
  4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
  5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.

Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя — формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях. (Приложение 1)

II ШАГ: непрерывное повышение квалификации и компетентности педагогов.

Обучение воспитателей проводится через разные формы:

  1. проведение семинаров для сотрудников,
  2. направление их на курсы повышения квалификации;
  3. организация «круглых столов» с приглашением известных специалистов, управленцев;
  4. организация работы методических объединений или творческих групп;
  5. практикумы;
  6. самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

III ШАГ: создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью. 

В ДОУ создадим совет по инновациям, руководителем которого является заместитель заведующей по воспитательной и методической работе.

Для каждой категории педагогов – участников инновационной структуры – необходимо определение и уточнение их функциональных обязанностей, а также закрепление прав. Эти моменты прописываются в Положении о Совете инновации, которое утверждается на педагогическом совете ДОУ.

Название отдела

Цель

Информационно – аналитический отдел

Выявление образовательных и информационных потребностей, удовлетворение запросов педагогических кадров в области инновационной деятельности.

Формирование информационного банка инновационных технологий, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Научно – методический отдел

Организация научно-методической помощи воспитателям ДОУ в реализации инновационных программ;

Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации воспитательно-образовательного процесса в режиме инноваций.

Диагностический отдел

Аналитическая оценка достигнутых результатов образовательной деятельности; определение профессиональных проблем и трудностей при внедрении инноваций.

IV ШАГ: Систематический анализ результатов инновационной деятельности позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления воспитательно-образовательным процессом. Единая система мониторинга, обеспечит необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:

Информационный мониторинг - с целью сбора, накопления и систематизации материала в методкабинете оформляется блок “Инновационная деятельность в ДОУ» в него входят:

Карта «Характеристика инноваций и нововведений» «Инновационная карта» (Приложение 2).

Управленческий мониторинг - с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений функционирует “Банк информации о педагогах”.

Педагогический - с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию дошкольников проводить диагностику исследования динамики развития любознательности и познавательной активности дошкольников, определены уровни познавательной потребности. Для родителей проводить анкету, направленную на изучение отношения родителей к инновационной деятельности в ДОУ. Для педагогов предложить вопросник для оценки и самооценки профессионализма по организации инновационной деятельности. (Приложение 3)

V ШАГ: Выявление  и распространение инновационного опыта проводить на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в ходе проведения конференций, мастер-классов, конкурсов педагогического мастерства, публикаций в профессиональных журналах. Результатом работы каждого педагога является формирование личного портфолио педагога.

VI ШАГ: стимулирование педагогов к инновационной деятельности.

Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы.

Система стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.

 

         

         

Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации, и как следствие постоянность основного состава педагогического коллектива на протяжении длительного периода. Создание коллектива единомышленников - результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности ДОУ.

Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему сопровождения инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Ожидаемые результаты:

  1. Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;
  2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.
  3. Расширение работы методической службы ДОУ;
  4. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
  5. Повышение качества  образовательного процесса.
  6. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям; создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников и их родителей, социума; обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого члена педагогического коллектива и от работы методической службы. В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они должны приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любом дошкольном образовательном учреждении должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая к инновационной деятельности, сотрудник методической службы должен хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.

3. Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр, 2004

4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

 5.Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999. (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 7.)

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.

7. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. М., Новая школа, 2001.

8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Оценка реализации потребностей педагога в развитии (Н.В. Немова)

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого утверждения балл:

5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - и да и нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.

• Я стремлюсь изучить себя

• Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

• Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

• Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

• Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время

• Я анализирую свои чувства и опыт.

• Я много читаю.

• Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

• Я верю в свои возможности

• Я стремлюсь быть более открытым человеком.

• Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

• Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

• Я получаю удовольствие от освоения нового.

• Возрастающая ответственность не пугает меня.

• Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе. 

Анкета «Ваше отношение к педагогическим инновациям»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут улучшить экспериментальную  работу в дошкольном учреждении

1 Укажите некоторые сведения о себе

— стаж педагогической работы

— образование

2 Ваше отношение к педагогическим инновациям

— нужны, помогают в работе рядовым педагогам

— дезориентируют педагогов

— вредят образовательному учреждению

3 Ваша информированность о педагогических инновациях

— знаю новые приемы педагогического воздействия

— знаю новые педагогические технологии

— знаю систему работы педагога - новатора

4 Если ли в Вашем коллективе педагогические инновации

— да

— нет

— какие именно?_____________________________________________

5. Как вы используете педагогические инновации в своей работе:

— не применяю вообще

— использую отдельные приемы

— использую новые педагогические технологии

— использую систему работы педагога-новатора

6 Ваше мнение об информации по проблемам инноваций?

 — нет никакой информации

— мало информации  и ее трудно получить

— информация противоречива, ее трудно получить

— информация полная, исчерпывающая, качественная

7. С какой целью Вы используете педагогические инновации?

— чтобы попробовать что-то новое

— чтобы сделать занятие интересным

— чтобы сделать свою работу эффективной

— чтобы разрешить актуальные проблемы учреждения

8. Как Вы применяете педагогические инновации:

— не применяю вообще

— пробую все, чтобы выбрать нужное

— изучаю многое, затем творчески перебираю

— пытаюсь самостоятельно создавать новое

9. Как и когда, на Ваш взгляд, лучше осваивать педагогические инновации?

— в процессе самостоятельной практической деятельности

— на курсах повышения квалификации

— в школе педагогического мастерства

Приложение 2

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО БАНКА

Для того чтобы управлять нововведениями, необходимо сформировать банк инноваций. Для этого на каждое новшество ДОУ инноватором заводится специальная карточка (карта 1). Лучше всего это сделать в начале учебного года. Как же работать с такой картой? Рассмотрим отдельные ее пункты и рекомендации по их заполнению.

Пункт 1 — «Проблема».

Необходимо продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, или из каких потребностей вытекает необходимость данной инновации. Проблема записывается как противоречие. Например, необходимость осуществить разноуровневую дифференциацию и отсутствие у педагогов необходимых знаний об этой педагогической технологии для реализации на практике.

Пункт 2 — «Цель инновации, нововведения». Чтобы справиться с формулировкой цели, надо обратить внимание на вторую часть проблемы (противоречия) и ответить на вопрос: «Что желательно создать в итоге работы?» Цель любого нововведения прописывается в глагольной форме. Например, разработать и освоить новую педагогическую технологию по разноуровневой дифференциации обучения.

Пункт 3 — «Сущность инновации, нововведения». Сущность нововведения — это гипотеза, комплекс взаимосвязанных задач, которые надо решить, чтобы получить новое качество.

Пункт 4 — «Прогнозируемый результат нововведения». Любой прогнозируемый результат должен нести в себе показатели достижимости, реальности и измеримости. Прогнозируются: возможные (ожидаемые) положительные результаты; возможные потери, негативные последствия; компенсационные меры по их устранению.

Здесь же указываются параметры, по которым будет определяться эффективность нововведения.

Пункт 5 — «Классификация инновации, нововведения по области применения знаний...».

Требуется подчеркнуть или дописать, каким областям знаний соответствуют вопросы, затрагиваемые нововведением.

Пункт 6 — «Инноватор».

Записываются сведения о том, кто вводит данную информацию. Подчеркнуть, кем он является по отношению к данной инновации (разработчик, пользователь, распространитель).

 Пункт 7 — «Нововведение прошло стадии...». Обвести кружком номера всех стадий, которые прошло конкретное нововведение, включая стадию, на которой оно находится в данный момент.

Пункт 8 — «Нововведение прошло экспериментальную проверку». Кратность проверок подсчитывается после прохождения полного цикла учебного года.

Пункт 9 — «Характер инновационного процесса» (эксперимента или опыта).

Констатирующий — отслеживание процесса, констатация результатов.

Уточняющий — корректировка гипотезы в соответствии с результатами.

Формирующий — оформление и описание педагогической технологии и ожидаемых результатов.

Активный эксперимент носит лабораторный, производственный характер. Пассивный эксперимент — педагогическое наблюдение.

Пункт 10 — «Препятствия на пути разработки и внедрения».

Это те проблемы, которые мешают внедрению инновации в любой области: социальной, правовой, материально-технической, финансовой, а также общепедагогические проблемы (управленческие, дидактические, частнометодические, воспитательные, из области психологии, гигиены и других).

Пункт 11 «Экспериментальный контроль осуществляется...».

Экспертами могут быть специалисты — коллеги, опытные руководители ДОУ, методисты, ученые и др. Общественный контроль осуществляют родительские, профсоюзные организации, совет попечителей и др. Самоконтроль необходим разработчикам, распространителям и пользователям новшества.

Пункт 12 — «Оценка инновации».

Она определяется с учетом данных карты 2 «Контроль и экспертная оценка инноваций»

Пункт 13 — «Какие еще проблемы предстоит решить».

Расшифровка препятствий, стоящих на пути реализации нововведения. Например: психологический барьер у педагога и родителей, отсутствие частных методик по проведению разноуровневого контроля и др.

Пункт 14 — «Особые замечания о значении инновации...».

Заполняется по результатам экспертизы программы инновации и нововведения. Данные заполненных карт можно ввести в компьютер.

Теперь банк инноваций ДОУ создан, требуется тщательный анализ результатов. Только в этом случае руководителям ДОУ можно будет осуществить программу по регулированию и коррекции инноваций.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ И НОВВОВЕДЕНИЙ

1.Проблема__________________________________________________________________________________________________________________________

2.Цель инновации, нововведения____________________________________

__________________________________________________________________

3.Сущность инновации, нововведения_______________________________

__________________________________________________________________

4.Прогнозируемый результат нововведения___________________________

__________________________________________________________________

5.Классификация инновации, нововведения по области применения  знаний ( управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, гигиена и физиология, междисциплинарная область и др.) подчеркнуть

6. Инноватор:______________________________________________________

                                              Ф.И.О., возраст, образование, специальность, пед. стаж:                                                                                

Разработчик, распространитель, пользователь (подчеркнуть)

7. Нововведение прошлой стадии:

1. формирование идеи,

2. целеполагания,

3. разработка

4. освоение на стадии  опытного  внедрения  или  эксперимента,

5. Распространения, диффузии (многократного повторения,

6. рутинизации

8. Нововведение прошло экспериментальное апробирование

однократное, многократное (подчеркнуть)

9. Инновационный эксперимент:

констатирующий, формирующий, уточняющий (подчеркнуть)

активный (производственный, лабораторный)

или пассивный (экспериментальное наблюдение) (подчеркнуть)

10. Препятствия на пути разработки и внедрения_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Экспериментальный контроль осуществляется (специалистами, общественностью, самоконтроль) (подчеркнуть)

12. Оценка инновации: критическая, низкая, допустимая, оптимальная

13. Какие еще проблемы предстоит решить:__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Особые замечания о значении инновации и ее оценка с учётом альтернативных мнений:___________________________________________

________________________________________________________________

«____» 20____г. '                                   Составитель:_____________________

ИННОВАЦИОННАЯ КАРТА

2014 – 2015 уч. год

Стадия

Нововведение

Рутинизация

Распространения (многократного повторения)

Освоение на стадии опытного внедрения или эксперимента

Разработка

Целеполагание

Формирование идеи

 

Приложение 3

Анкетирование педагогов

«Выявление результативности инновационной деятельности»

1. Выполнение стандарта образования детей вашей группы (результаты диагностики усвоения программного материала дошкольниками)

2. Перечень задач, завышающих стандарт образования детей в вашей  группе и показатели их усвоения дошкольниками (в % отношении)

3.Влияние инновационной работы на развитие личности ребёнка (интеллектуально-личностное, социально-личностное, морально - нравственное, физическое, художественно-эстетическое и прочее).

4.Влияние инновационной работы на здоровье детей: физическое, психическое.

5.Методическое обеспечение инновационной работы (положительное, отрицательное).

6. Необходимая методическая помощь (заявка).

7. Работа с родителями, их оценка инновационной деятельности педагога (формы, методы, виды работы).

8. Что положительного и отрицательного в инновационной деятельности  вашей группы произошло за год?

9. Что вы считаете необходимым изменить в плане ведения и содержания инновационной работы?

10.Наиболее активно употребляемые Вами формы и методы работы с детьми. Какие из них на ваш взгляд наиболее эффективны?

11.Виды и формы индивидуализации инновационного педагогического процесса.

12.Варианты интеграции разделов программ и методов работы с детьми.

13.Эмоциональное состояние детей на занятиях.

14.Доступность инновационного содержания образования детям.

15.Критерии эффективности Вашей работы

Вопросник для ежегодного анализа и отчета зам. зав. по УВP ДОУ, работающего в инновационном режиме

1. Направление инновационной работы ДОУ, группы детей, педагоги. Цели и задачи инновационной работы за учебный год.

2. Общие показатели детьми ДОУ:

3 Ведущие виды, формы, методы работы с детьми в ДОУ; оценка их эффективности.

4. Оценка деятельности педагогов (по группам, общая по ДОУ работающих в инновационном режиме.

5. Взаимодействие ДОУ и родителей, общественных организаций; оценка деятельности ДОУ за прошедший учебный год.

6. Система непрерывного образования педагогов ДОУ, работающих в инновационном режиме.

7. Методическое обеспечение инновационного процесса; потребности педагогов в укреплении учебно-методической базы.

8. Уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ для работы:

• по стандарту образования;

• по завышению стандарта образования.

9. Сводная заявка на оказание методической помощи педагогам на следующий учебный год работы:

• по стандарту образования:

• по завышению стандарта образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Заместителя заведующей по УВР МДОБУ детский сад №3 «Чебурашка» Октябрьского района» Лебедевой Любови Ивановны Проект теоретико-методической деятельности Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд 2

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждения детский сад общеразвивающего вида № 3 «Чебурашка» Октябрьского р-н. Учредитель: Администрация Октябрьского района. Организационно-правовая форма образовательного учреждения: Лицензия на правоведения образовательной деятельности №664 «07»октября 2011г. Тип: дошкольное образовательное учреждение. Вид: детский сад общеразвивающего вида второй категории.

Слайд 3

Проблемы ДОУ: Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций. Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов; Отсутствие мониторинга качества эффективности внедрения инноваций; Отсутствие нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало деятельность педагогов.

Слайд 4

Цель проекта: Создание системы методического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении. Задачи: 1. Проанализировать деятельность ДОУ в развитии инновационной деятельности в дошкольном образовании. 2. Раскрыть проблемы инновационной деятельности в ДОУ. 3. Разработать систему методического сопровождения инновационной деятельности в МДОБУ детского сада общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Октябрьского района . Объект исследования: Инновационная деятельность ДОУ Предмет исследования – методическое сопровождение инновационной деятельности.

Слайд 5

Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет управление этими процессами. Поэтому изучив соответствующую литературу, познакомившись с опытом работы нами спланирована следующая система сопровождения инновационной деятельности в ДОУ. I ШАГ: Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности. Анкетирование Тестирование Беседы Наблюдения Восприимчивость Подготовленность Степень новаторства педагогов к новому к освоению новшеств педагогов в коллективе

Слайд 6

II ШАГ : Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов. проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации; организация «круглых столов» с приглашением известных специалистов, управленцев; организация работы методических объединений или творческих групп; практикумы; самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

Слайд 7

III ШАГ : Создать инновационные структурные подразделения и управлять их деятельностью. Совет по инновациям Информационно-аналитический отдел Выявление образовательных и информационных потребностей, удовлетворение запросов педагогических кадров в области инновационной деятельности. Формирование информационного банка инновационных технологий, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Научно-методический отдел Организация научно-методической помощи воспитателям ДОУ в реализации инновационных программ; Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации воспитательно-образовательного процесса в режиме инноваций. Диагностический отдел Аналитическая оценка достигнутых результатов образовательной деятельности; определение профессиональных проблем и трудностей при внедрении инноваций

Слайд 8

IV ШАГ: Создать единую систему мониторинга. Информационный мониторинг Управленческий мониторинг Педагогический мониторинг Цель: накопление и систематизация материала: (Карта «Характеристика инноваций и нововведений» «Инновационная карта») Цель : изучения эффективности педагогического процесса. ( диагностика динамики развития дошкольников , Анкета: «Отношение родителей к инновационной деятельности».Самооценка профессионализма педагогов) Цель: отслеживание и оценка эффективности принимаемых управленческих решений (“Банк информации о педагогах”.)

Слайд 9

V ШАГ: Выявить и распространить инновационный опыт. Муниципальный уровень Региональный уровень Федеральный уровень Конференции Формирование личного портфолио педагога Мастер - класс Конкурс педагогического мастерства Публикации в профессиональных журналах Школа передового опыта

Слайд 10

VI ШАГ: Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов. Моральное стимулирование Материальное стимулирование Единый методический день Награждение педагогов в конце учебного года. Ежемесячное подведение итогов «Экран достижений» Награждение грамотами, Благодарственными письмами и т.д. Установление доплат и надбавок за Инновационную деятельность. Повышение ставки дифференцированной надбавки по результатам анализа работы за месяц. Премирование педагогов по итогам года.

Слайд 11

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива; Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды. Расширение работы методической службы ДОУ; Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов. Повышение качества образовательного процесса. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

Слайд 12

Спасибо за внимание!