Самоанализ профессиональной деятельности

Сидорович Елена Валерьевна

самоанализ профессиональной  деятельности преподавателя экономических дисциплин СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

Сидорович Елены Валерьевны

преподавателя специальных дисциплин

государственного бюджетного профессионального образовательногоучреждения

Новосибирской области

«Колыванский аграрный колледж»

Тема «Подготовка компетентностных  специалистов путем повышения мотивации обучающихся к учению и применением методов активного обучения».

"Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон:
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон".

В.Троицкий 

Я, Сидорович Елена Валерьевна, работаю в Колыванском аграрном колледже в должности преподавателя специальных дисциплин с 2007г после окончанияНовосибирского государственного аграрного университета. Мой педагогический стаж составляет 8 лет.

Преподаю учебные дисциплины: «Экономическая теория», «Основы экономики», «Экономика организации», «Экономика».

 Современный педагог должен быть менеджером, который умеет использовать потенциал и энергию своих студентов, координируя их деятельность, помогая сориентироваться им в мире глобальной информации, стимулировать к саморазвитию и самосовершенствованию. Через постановку цели и использование мотивационных механизмов преподаватель должен сформировать у студентов потребность в познании и вызвать интерес к изучаемой дисциплине. Это возможно, если преподаватель сам испытывает потребности в самосовершенствовании, любит свой предмет и осознает цели своей профессиональной деятельности. Преподаватель не только создает оптимальные условия для развития позитивных способностей и творческого потенциала каждого студента, но и сам должен быть открыт новому опыту, активно, увлечен процессом познания жизни, человека, природы, законов преподаваемой дисциплины и способен своей энергией зажечь студента. Поэтому мой девиз «Цель – мотивация – потребность – интерес!». В этом девизе отражены четыре базовых элемента успешного обучения и подготовки будущих специалистов.Только в этом случае, по-моему,  можно добиться успеха в профессиональной деятельности.

Целью своей работы считаю подготовку компетентностных специалистов путем повышения мотивации обучающихся и применением методов активного обучения.

Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми студентами базового уровня подготовки, соответствующего ФГОС экономического образования, а так же усвоение студентами, проявляющими интерес к учебной дисциплине или профессиональному модулю, учебного курса на более высоком уровне.

Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:

  • раскрывать интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал и способности каждого обучающегося;
  • совершенствовать формы организации учебной деятельности посредством использования новых педагогических технологий, эффективных методик обучения;
  • развивать и укреплять интерес к экономическим дисциплинам.

На основании Федерального государственного образовательного стандарта  мною разработаны программы учебных дисциплин «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности «Механизация сельского хозяйства»,  «Основы экономики» для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»(Приложение 1).

В практической деятельности применяю технологию, основанную на комплексном использовании методов активного обучения, информационных технологий. Все это позволяет развивать личность обучающегося в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а студентам достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по продолжению обучения или успешно реализовать себя в трудовой деятельности.

Для достижения поставленной цели и решения вышеперечисленных задач стараюсь повышать уровень своей квалификации, постоянно работаю над собой, расширяя знания и умения в трудовой и профессиональной деятельности, используя разнообразные по содержанию формы саморазвития:

  • курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО НСО  «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Основы менеджмента организации» (2011);
  • краткосрочные курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО НСО  «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Технологические подходы при проектировании ОПОП как условие эффективной реализации требований ФГОС» (2012);
  • практическая стажировка на базе ООО «Авангард» (2012);
  •  изучение опыта коллег (печатные издания, образовательные порталы, личные сайты педагогов на Завуч.инфо (http://www.zavuch.info), Учительский портал (http://www.uchportal.ru/), Профессиональное образование (http:// www.profobrazovanie.org), Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru) и др, а также посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий, личное общение т.д.).;
  • постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через чтение книг, газет, ресурсов глобальной сети  и др.

В целях саморазвития моей индивидуальной методической проблемой до 2013 г.  было «Применение тестового контроля как средства повышения качества успеваемости студентов». Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения объективности и эффективности проведения текущего контроля знаний и умений. В целях ее решения было изучено множество источников и обобщен педагогический опыт коллег и др. преподавателей, посетила внутритехникумовский семинар по особенностям составления тестовых заданий. В результате была разработана база тестовых заданий по преподаваемым мною  дисциплинам для проведения автоматизированного тестирования.

С 2013 г. занимаюсь изучением новой индивидуальной методической проблемы «Использование мультимедийных средств для активизации познавательной деятельности студентов». Смена темы методической деятельности связанна с тем, что в последние годы возросла роль информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Мастерство преподавателя основано на единстве знаний и высоко развитых умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. Информационно-технологическая культура (ИТК) преподавателя подразумевает не только умение использовать современные источники информации и средства коммуникации, обрабатывать профессионально значимую информацию, но и представлять результаты своего труда на высоком эстетическом уровне, применяя информационные технологии XXI века, проявлять моральную и правовую ответственность при работе с информацией и организации личного информационного пространства.

Сегодня Интернет плотно вошел в нашу жизнь. Почти каждый из нас имеет свою персональную страничку в социальных сетях. Конечно же, педагоги используют Интернет не только для развлечения и общения. Очень распространенной практикой использования «всемирной паутины» педагогами остается получение различного рода информации с разных сайтов для самообразования или для подготовки к занятиям и пр. Это могут быть сайты образовательных учреждений;  сайты методической поддержки и дистанционного обучения; сайты сообществ учителей и т.д.  

Но есть  еще одна возможность использовать просторы Интернет в своих целях. Это возможность создать и вести свой собственный сайт, т.к. сайт  помогает добиться общественного признания, дает возможность интересными материалами привлечь внимание к изучаемому предмету, на примерах показать возможность широкого применения изучаемых знаний в дальнейшей жизни, позволяет показать примеры индивидуального подхода к ученикам в ходе образовательного процесса, собственные педагогические находки и открытия , постоянная работа над сайтом подчёркивает стремление учителя к самообразованию и самосовершенствованию, на сайте для всеобщего обозрения преподаватель  может выкладывать свои личные заслуги и творческие успехи, успехи своих учеников. В современном мире, где господствует информационный бум, сайт является незаменимым инструментом образовательного процесса и средством формирования ИКТ-компетенции преподавателя.

Так как технологии идут вперёд, и мы не должны отставать, мы ведь учим детей, а дети наше будущее.,  мною создан персональный сайт в социальной сети работников образования (http://nsportal.ru, Лицензия Эл № ФС77-43268 от 28.12.10г) по адресу http://nsportal.ru/sidorovich-elena-valerevna (Приложение 2), который является моей визитной карточкой, электронным портфолио и  помогает в самовыражении, самореализации и саморазвитии.

Для повышения эффективности образовательного процесса, повышения мотивации обучающихся изучаю и внедряю в практику преподавания различные педагогические технологии. На мой взгляд, обучение экономическим дисциплинам происходит более эффективно через такие технологии, как: интерактивное обучение, проектно-исследовательское обучение, использование ИКТ, лекционно-семинарская и лекционно–практическая системы, самостоятельная работа студентов. Использование каждой технологии определяется не только содержанием изучаемой дисциплины, но и зависит от уровня подготовки студентов.

При переходе к стандартам нового поколения мне пришлось столкнуться с проблемой уменьшения часов на теоретическое обучение и увеличение в общей нагрузке доли практических занятий и самостоятельной работы студентов, что требует существенной перестройки в понимании организации учебного процесса не только самим преподавателем, но и студентом. Для преподавателя решением этой проблемы может стать использование интерактивных методов обучения, в которых задача преподавателя заключается в основном в методической и предметной консультации и поддержке отдельных учащихся или групп при самостоятельной организации учебного процесса.

Поэтому часть уроков стараюсь построить в интерактивной модели обучения, т.к. содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет активное взаимодействие обучающихся и преподавателя, где не может быть пассивных учащихся. Моделирование жизненных ситуаций, кейс-метод, метод сценариев, метод исследования на предприятии, использование деловых (ролевых) игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации – это основные задачи, на достижение которых направлена работа, связанная с подготовкой к проведению занятий.

Считаю, что построение каждого урока в такой модели сопряжено с определенными трудностями, поэтому чаще на занятиях использую конкретные приемы и методы как элемент урока.

По некоторым темам занятия проводятся в форме деловых (ролевых) игр. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры – в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. Например, по учебной дисциплине «Экономика» по профессии «Пекарь» провожу  практическое занятие  «Финансовые институты» с элементами ролевой и деловой игры «Кредит», цель которой - закрепить знания студентов о банках и банковской системе, научить экономически грамотно излагать мысли, делать выводы, показать роль руководителя, бухгалтера, экономиста и работника банка при выдаче кредита и принятии управленческих решений (Приложение 3).

Таким образом, изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к теоретическим занятиям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и теоретических занятий.

Не маловажной частью учебного процесса является научно-исследовательская работа, которая призвана повысить эффективность процесса образования и воспитания, теоретического и практического обучения.

Проектно-исследовательские методы – одни из самых трудоемких методов при их реализации в практику преподавания, так как требуют существенных временных затрат и педагогических усилий. Кроме того, количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велико, и среди них очень мало студентов, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи в использовании этих методов. Но, сделав из этого выводы, изменила принцип подбора студентов для работы данного вида и добилась определенных результатов.  

При кабинете «Анализа финансово-хозяйственной деятельности» создано и работает «Бюро экономического анализа». Основными целями работы которого  являются:

  • закрепление полученных знаний студентов на практике, путем углубленного анализа хозяйственной деятельности с/х предприятий,
  •  разработка на основе проведенного анализа рекомендаций по повышению экономической эффективности с/х предприятий,
  • развитие и укрепление связей учебного заведения с с/х предприятиями.

Задачами бюро экономического анализа являются:  

  • систематическое изучение деятельности с/х предприятий,
  •  анализ хозяйственной деятельности предприятий и учхоза КСХТ
  • разработка конкретных предложений по повышению эффективности с/х производства и др.

Посещая бюро экономического анализа, студенты получают дополнительные знания в области экономики, развивают практические навыки, занимаясь самостоятельной исследовательской работой по данным конкретных предприятий. Результаты работы бюро представляются ежегоднонастуденческой научно-практической  конференции, где  обсуждаются  данные, полученные при проведении исследовательской работы студентами 2 и 3 курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет» по различным темам.

Так студенты бюро приняли участие на региональной научно-практической студенческой конференции «Современные тенденции развития экономики Сибири», где заняли 1 место, представив исследовательскую работу  «Формирование инновационной системы АПК Сибири (на примере Колыванского района)» (Приложение 4).

На уроках большой информативности,на мой взгляд, эффективна лекционно-семинарская система.Она помогает технологически и психологически подготовить студентов к обучению в ВУЗах. Основная дидактическая цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знаний, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывает его место в системе наук и связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов знаний.

 В учебном процессе наиболее часто использую такие формы лекций, как вводная и обзорная лекции, слайд-лекция, лекция-конференция. Лекционно-семинарская система используются мною при изучении определенных тем. Например, по дисциплине «Экономическая теория» при изучении темы «Экономические системы» применяю лекцию-конференцию (студенты готовят доклады по основным вопросам темы) и семинар (после конференции студентам предлагается высказаться по поводу основных положений различных типов экономических систем). Такая система способствует формированию у студентов познавательной мотивации, позволяет развить творческое профессиональное мышление, речевые навыки и овладеть профессиональным языком.

Однако возможности использования семинаров осложняется отсутствием семинарских занятий в учебном плане и необходимости строго следовать примерным программам при разработке рабочих программ. Эта проблема решается при переходе на новые образовательные стандарты, которые дают существенную свободу при планировании программы курса.

Также  активно применяю лекционно-практическую системупри изучении экономических дисциплин, где существенная роль отводится самостоятельной работе студентов при освоении теоретического материала. Практические занятия призваны углубить, расширить, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке умений и навыков профессиональной деятельности, т.е. такая система позволяет совместить теоретический материал с практической деятельностью, научить применять знания на практике. В связи с этим, при изучении практически всех экономических дисциплин почти каждая тема сопровождается практическими работами  или деловыми играми.

Применение таких форм обучения способствуют развитию профессионального мышления и речи, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

В  связи с возрастанием требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников особое значение приобретает самообразование и саморазвитие. Поэтому особое внимание при проведении занятий отвожу  самостоятельной работе студентов.  Формой самостоятельной работы студентов на моих занятиях являются самостоятельное изучение принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые раздаются вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить, построение сравнительных и обобщающих таблиц,  структурно-логических схем, подготовка докладов и рефератов, статей, аннотаций и др. Особый интерес у студентов вызывает составление кроссвордов.Например, для более эффективной организации самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая теория» разработана рабочая тетрадь для самостоятельных работ, которая содержит разнообразные формы и виды заданий, дифференцированных по степени сложности. Рабочая тетрадь используется как для выполнения аудиторной самостоятельной работы, так и внеаудиторной.

В своей работе я уделяю много внимания и  внеаудиторным занятиям, т.к. ФГОС требует от образовательных учреждений,  в целях реализации компетентностного подхода,  использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии и др.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.

Одна  из наиболее действенных и эффективных форм внеаудиторной работы - кружок. Занятия в кружках формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, логическое мышление и др.Кружок помогает учащимся и студентам  расширить представление об основах экономических знаний, полученных ими ранее.

Посещение студентами занятий кружка по дисциплине «Экономика организации» способствует их профессиональному становлению.

Считаю, что наиболее перспективной формой внеаудиторной работы со студентами и учащимися по экономическим дисциплинам является игра. Обычный комбинированный урок явно уступает ей по эффективности. Игровой подход - это подход, связанный с активизацией учебной деятельности за счет эмоциональной компоненты психических функций личности. «Игровые коллизии вызывают у учащегося стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать»[АйзенкГ.Дж].

Мною проводятся такие кружковые занятия в форме игры, как  «Экономическое кафе», «Поле чудес», «Экономическое домино», «Экономический турнир», «Своя игра» (Приложение 5) и др. Методическая разработка проведения кружка в форме «Своей игры» опубликована мною в социальной сети работников образования (Приложение 6).

Таким образом, следование целевой установке профессиональной деятельности и использование в процессе обучения современных образовательных технологий и методик позволяет добиться определенных результатов моей педагогической деятельности:

  1. Абсолютная посещаемость занятий  составляет почти  90%. При этом студенты активно участвуют в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые и проблемные задания.
  2. Стабильные результаты успеваемости студентов и процента качества по основным преподаваемым дисциплинам. В результате промежуточной и итоговой аттестации студенты показывают хорошую степень обученности, и хорошие знания (Приложение 7).
  3. По результатам учебной и технологической (на производстве) практик студенты получают отличные отзывы и, со слов руководителей предприятий, готовы к выполнению должностных обязанностей специалиста своего профиля.
  4. По результатам итоговой аттестации студентов по экономическим дисциплинам за 2013, 2014 годы качественная успеваемость составила почти 80%.
  5. Большая часть выпускников продолжают обучение по специальности в ВУЗах, используя  полученные знания как базовые.
  6. По окончании учебного заведения выпускники успешно трудоустраиваются на  производстве и получают положительную оценку уровню профессиональной компетенции.

Такие результаты, на мой взгляд, достигнуты благодаря использованию разнообразных современных педагогических технологий и методов активного обучения, которые позволяют  повысить  интерес студентов к предмету, помогают  убедиться в его значимости для профессионального развития и в целом влияют  на повышение интереса к своей специальности, стремление к личностному и профессиональному росту.

Преподаватель                                                                 Е.В. Сидорович