К вопросу о формировании толерантности у младших школьников на уроках литературного чтения.

Балакина Татьяна Юрьевна

Сфера образования, которая имеет прямое отношение к формированию нравственных понятий, должна способствовать общественному осознанию неминуемости  движения человечества к единству и духовному объединению, к спасительной толерантности в отношениях между людьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу о формировании толерантности у младших школьников на уроках литературного чтения.

Приходько Татьяна Юрьевна

студентка 5 курса, факультет подготовки УНК, ЧГПУ, г. Челябинск

Шишкина Ксения Игоревна

научный руководитель, к.п.н., доцент ЧГПУ, г. Челябинск

Сфера образования, которая имеет прямое отношение к формированию нравственных понятий, должна способствовать общественному осознанию неминуемости  движения человечества к единству и духовному объединению, к спасительной толерантности в отношениях между людьми.

Во ФГОС НОО в личностных результатах на первых местах, помимо формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, стоит такой результат как формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. [3]

Нравственное и эстетическое воспитание прекрасно взаимно дополняют друг друга. Только с помощью музыки, литературы,  изобразительного искусства, танца возможна наиболее эффективная работа по формированию нравственных, толерантных отношений в детском коллективе.  [2]

Актуальность проблемы воспитания толерантности обусловлена:

1.        Ростом различного рода противоречий, экстремизма, агрессивности, расширения зон конфликтов и конфликтных ситуаций;

2.        Потребностью школы в разработке и внедрении в практику новых методов толерантного воспитания.

В связи с этим и на основании анализа психолого-педагогической литературы нами была сформулирована проблема: Каковы основные направления деятельности педагога на  уроке литературного чтения  по формированию толерантности у младших школьников?

Она определяется  противоречием между  потребностью общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе и недостаточной нацеленностью системы общего образования на формирование толерантности учащихся.

На основании данной проблемы мы определили тему нашего исследования – «Формирование толерантности у младших школьников на уроке литературного чтения»

Цель исследования: определить основные направления работы педагога на уроках литературного чтения по формированию толерантности у младших школьников.

Объектом исследования: является процесс формирования толерантности у младших школьников;

Предметом исследования является урок литературного чтения как средство формирования толерантности у младших школьников.

По нашему мнению, наиболее точное определение понятию «толерантность» дано в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО:

«Толерантность (от лат. tolerantia– терпение) - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». [1]

   Изучив возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, мы сделали вывод о том, что возрастные возможности воспитания проявлений толерантности у младших школьников таковы:

- младший школьник знает свои обязанности и то, как важно их выполнять;

- ученик начальных классов знает доступные его пониманию нормы поведения и нравственные понятия;

- поведение младшего школьника становится всё более произвольным и независимым от внезапных порывов и сиюминутных желаний;

-  происходят изменения во взаимоотношениях младшего школьника с окружающими детьми и взрослыми: увеличивается время, отведённое на общение, изменяется содержание общения;

- активизируется познавательный интерес ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе. [2]

     К.Д  Ушинский, В.А. Сухомлинский и Н.Е. Щуркова в своих работах выделяли значимость чтения литературного произведения на формирование личности ребенка и в частности на формирование толерантности у ребенка. Главнейшей функцией уроков литературного чтения является «жизневедение»: при восприятии художественного произведения у читателя происходит перенос его содержания на себя, а это дает возможность сопоставить свой жизненный опыт с тем, который изображён в данном произведении, и понять самого себя, стать иногда справедливым судьёй самому себе и своим поступкам. В этом понимании литература и может называться учебником жизни. Через переживания, соучастие, часто не выраженные словестно при его восприятии, искусство развивает общечеловеческие качества. [4]

Результаты, полученные по итогам теста «Не такие как я» (Солдатова В.Г.), показали, что почти половина детей – 47 % обладают средним уровнем развития толерантности, около 31 % учащихся имеют высокий уровень развития толерантности. Также присутствуют дети с низким уровнем сформированности толерантного поведения (16 %)  и даже очень низким – 5 % учащихся. Это говорит о том, что работу по воспитанию толерантных отношений, толерантных установок в младшем школьном возрасте необходимо вести целенаправленно и планомерно.

Проанализировав результаты  по «Методике изучения уровня сформированности нравственных понятий» (Залесский Г.Е.), мы пришли к выводу о том, что точное определение данным понятиям (терпение, сопереживание, вежливость, доброжелательность, снисходительность) не смог дать ни один  ученик. Большее затруднение в определении значения у ребят вызвало понятие «снисходительность», более 20 % детей не смогли дать ему определение. Наиболее понятными (хотя и на практическом, бытовом уровне) оказались такие понятия как «вежливость» и «доброжелательность».

  Мы также проанализировали  учебники «Литературное чтение» для третьего класса, система «Перспектива»  (авторы - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.) с целью выявления произведений, с помощью которых возможно воспитание толерантности.  Нами было обнаружено около 70 произведений различных авторов и жанров и только 12 из них можно отнести к таким произведениям, при помощи которых возможно воспитать такое нравственное качество, как толерантность. В основном, произведения, воспитывающие толерантность – это народные и литературные сказки.

   На основании полученных данных эксперимента и анализа учебников нами были  подобраны методические рекомендации по формированию толерантных установок для уроков литературного чтения в помощь учителю. Также рекомендации дополнены разработанным нами конспектом урока.

По результатам проведённых нами методик можно сделать вывод:  работа по нравственному воспитанию, в частности - по толерантному воспитанию, в младших классах проводится планомерно, но у детей есть  затруднения в  понимании нравственных понятий и «пробелы» в  воспитании толерантных установок.

Список литературы:

  1. Декларация Принципов Толерантности: Принята государствами – членами ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php
  2. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания./ Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой. – М.: Педагогика, 1997. – 192 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст]: Стандарты второго поколения от 6 октября 2009 г.
  4. Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание // Воспитание школьников-1990. №1. c.12.