Статья Адаптация первокурсников

Мухамедзянов Марат Разябович

Статья Адаптация первокурсников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyaadaptatsiya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДВУЗА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Современный этап развития общества связан с изменением требований, предъявляемых к качеству подготовки специалиста. При этом система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, культурных, творчески мыслящих специалистов.

Адаптация как составляющая процесса социализации имеет важное значение для социализации человека на различных этапах его жизни. Получив новый статус – студента, первокурсник вынужден приспособиться к новым условиям жизни, учебы и взаимоотношений с ровесниками и педагогами. Адаптация первокурсников выступает как важная педагогическая задача организации учебно-воспитательного процесса на факультете.

Студенчество – это специфический отряд молодежи как социально-возрастной группы общества. К ней относятся юноши и девушки, специально занимающиеся системным, последовательным, углубленным подходом к изучению того или иного знания по государственной программе профессионального образования под контролем преподавателей в учебных заведениях с целью получения информативного багажа, соответствующего сертификата, дающего им возможность претендовать на те или иные должностные, в том числе управленческие, позиции. Эту социальную группу так же отличает более высокий интеллектуальный уровень, мировоззренческая подготовка, профессиональные знания, умения, навыки теоретического или практического порядка, которые позволяют считать ее элитным отрядом молодежи в социальной структуре общества.

Социализация – общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения  индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективе, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Слово «социализация» по смыслу к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества. Воспитание – один из процессов социализации индивида, происходящих при жизни индивида в любом обществе. В этих процессах индивид осознает целесообразность определенных нравственных норм и опровергает их или включает их в свою систему ценностей.

Основным содержанием процесса социализации молодежи является передача опыта деятельности  и коллективного выживания, освоение социальных ролей в единстве процессов воспитания, образования, обучения навыкам социальной инновационной деятельности, создание условий для самореализации и включения потенциала молодежи в государственное и общественное строительство.

Современные явления, такие как  кризис взаимоотношений поколений, ухудшение жизненных параметров, проявление экстремизма и массовой агрессии молодежи, формирование специфической молодежной субкультуры и контркультуры демонстрируют, что существующих структур социализации явно недостаточно для решения проблем общества при вступлении в него новых поколений. Снижается влияние таких традиционных институтов социализации, как семья, школа, детские воспитательные учреждения, высшие и средние учебные заведения, армия, неформальные институты социализации, политические партии, профсоюзы, предприятия и трудовые коллективы.

Ранее в роли основных институтов социализации выступали семья, школа и улица. Сегодня это средства массовой информации, семья, неформальные  институты социализации (субкультуры, сверстники и взрослые).  При этом СМИ  сегодня доминируют  в воспитании молодежи. В основном они способствуют распространению массовой потребительской культуры.

Процесс социализации является динамичным, т.к. в новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способностей для действия потому, что само общество может резко менять социально принимаемые и одобряемые формы деятельности молодежи.  В современном индустриально развитом обществе, где экономические, политические и другие элементы культуры подвержены быстрым изменениям, важнейшим фактором обеспечивающим успешную социализацию молодежи, считают динамично выстраиваемое образование. Образование выступает одним из ведущих институтов социализации на любом этапе развития общества. Оно дает обучающемуся не только специфическую систему знаний, умений и навыков, узаконивает его новый социальный статус, но и оказывает существенное влияние на продолжающееся формирование личности, ее мировоззрение, стереотипы мышления, духовный облик, поведенческий имидж и т.д.

В образовательном учреждении социализации должна стать направляемой, однако ее результаты не подаются контролю и оцениванию на экзаменах и зачетах: студент может знать нравственные нормы, но не признавать их частью своих убеждений. Нравственность индивида проявляется в его поступках, осуществляемых чаще всего вне вуза.  Поэтому в вузе необходимо создать условия для направления социализации студента.

С 2011 уч.году  на ФМФ ЛПИ успешно внедряется программа адаптации студентов первого курса при интенсивной работе кураторов. Работа кураторов для нашего вуза является в целом традиционной. При этом потребности в педагогическом сопровождении современных студентов не только не уменьшилась, а наоборот, увеличились в силу объективных причин, связанных  прежде всего, с низкой социальной зрелостью абитуриентов.

Значение работы по адаптации студентов при поддержке кураторов объясняется еще и тем, что в последние годы качество общеобразовательной подготовки студентов низкое и без помощи и поддержки института кураторства «потери» среди студентов-первокурсников могли бы приблизиться к 60 %.  Значительное усиление позиции кураторов и оказываемое ими воспитательное воздействие на студентов повлекло за собой изменение отношения студентов к учебной деятельности, будущей профессии, статусу академической группы. Это подтверждается результатами опроса, свидетельствующими о росте роли академической группы в жизни студентов, что неизбежно повлекло за собой ряд позитивных тенденций в учебной и внеучебной деятельности студентов 1 курса (до 96 %).

В «Положении о кураторе», определяющем его деятельность  отмечены такие задачи воспитательной работы: знакомство и усвоение студентами требований нормативных документов; организация учебной деятельности на основе межличностного подхода (с опорой на актив группы); организация быта и социальной защиты студентов; психолого-педагогическая поддержка в профессиональном становлении студента в вузе и формировании корпоративной культуры; формирование толерантной культуры межличностных отношений в студенческой группы; взаимодействие с родителями студентов.

Куратор в своей деятельности реализует функцию посредника между преподавателями и студентами не позволяя разрывать процессы воспитания и обучения и выстраивая их в некотором единстве. Он стимулирует рефлексивные процессы у других преподавателей, работающих с его группой, что позволяет вскрыть проблемы учебного процесса, их классифицировать, проработать и принять решение. Для этого необходимо построить четкое взаимодействие кураторов и деканата.

На протяжении многих лет проводится анкетирование первокурсников с целью выявления сложностей адаптационного периода. 44 % первокурсников отмечают, что процесс адаптации был долгим и трудным, а 56 % отмечают помощь кураторов и поддержку  студенческой группы и педагогов в этот период и оценивают его как «нетрудный и недолгий».

41% прибывших первокурсников являются иногородними (Енисейский, Казачинский, Пировский районы и др.), 56% первокурсников  изъявили желание заниматься в спортивных секциях. 41% имеют средний бал за ЕГЭ более 50 баллов.

88 % первокурсников характеризуют свою группу, как хорошую, дружную,  доброжелательную и отвечающую  потребностям студентов в помощи, поддержке и защите. 56 % студентов свободно себя чувствуют в отношениях с преподавателями. 100 % - считают что адаптировались к коллективу.  60 % отмечают, что условия досуга и качество мероприятий достаточно высокие.

При организации воспитательной работы на факультете учитываются такие аспекты работы по адаптации первокурсников как информирование, сопровождение учебного процесса, формирование коллектива студенческой группы, индивидуальная помощь. Кураторы  и деканат знакомят студентов и их родителей с правами и обязанностями студентов, особенностями организации учебного процесса, наличием секций и клубов в институте. При сопровождении учебного процесса на 1 курсе после первой аттестационной недели проводятся собрания в студенческих группах и родительское собрание. Важным аспектом работы является проведение традиционных факультетских праздников, организуемых специально для первокурсников с помощью старшекурсников – «День первокурсника», «Педагогический квест», «КВН первокурсников» предметные декады, олимпиады и конкурсы, спортивные состязания и т.д. Кроме того,  силами волонтеров проводится работа по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни: профилактика ВИЧ/СПИД, наркомании, табакокурения, алкоголизма. Для поддержки клубных направлений работы на факультете существуют физико-математическая школа, семинар для подготовки к олимпиадам, молодежный театр «ОКО», телестудия «Новости FM» с выходом новостных программ на городском телевидении, КВН, спортивные секции и т.д.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников должно быть отнесено к числу важных задач учебно-воспитательной работы вуза, оказывающих существенное влияние на всестороннее развитие личности и успешное вхождение в новые социальные отношения. Несмотря на то, что более 84 % первокурсников оценивают собственный адаптационный процесс как успешный, необходимо совершенствовать сопровождение адаптации, т.к. индивидуальная помощь и психологическое сопровождение осуществляется на уровне разовой диагностики, а не предупреждающей работы. Кроме того, необходимо расширить диапазон предлагаемых студентам клубов для развития способностей.