Формула успеха педагога

Солонец Ирина  Владимировна

Статья описывает и анализирует профессиональное кредо педагогов-участников конкурса профессионального мастерства и профессионализма в техникуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formula_uspeha_konkursantov.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Формула успеха» номинантов конкурса педагогического мастерства и профессионализма «Преподаватель года - 2015»

Солонец И.В., к.п.н., доцент, старший преподаватель

ГБПОУ КК «Славянский сельскохозяйственный техникум»

Профессия педагога – это сплав таланта и ремесла, это единство вдохновения и навыка. Нет в этой профессии ничего такого, чего не смог бы каждый. Но далеко не каждый смог бы стать педагогом. Профессия педагога – это парадокс, разрешение которого возможно только через призму личности.

Личность определяет содержание деятельности. Исключительно внутри личности педагога рождается та формула успеха, которая превращает ремесло преподавания в искусство. И у каждого эта формула своя.

Открытое, публичное размышление над личной формулой своего профессионального успеха было первым заданием в конкурсе педагогического мастерства и профессионализма, проходившем в феврале в стенах Славянского сельскохозяйственного техникума. Каждый участник в творческой форме проявлял себя и слагаемые своего профессионализма, формулируя для всех и, в первую очередь, для себя то, что составляет основу его профессионального выбора. Как верно отметил один из участников конкурса «…я мог бы стать кем угодно, а стал преподавателем».

*   *   *

«Формула успеха» Г.В. Заниной,

преподавателя математики

Учитель я! Моя задача –

Решить вопрос и дать ответ

И детям посулить удачу,

Познания раскрыть секрет.

Вхожу я в класс, и сердце бьется;

«Надеюсь, верю и люблю!»

И эти три святые слова

Душе ребенка отдаю.

Учитель я! И званье это –

Предназначение судьбы,

Великий дар, сиянье света,

Осуществление мечты!

Я – педагог не только по своей профессии, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

С детства меня всегда завораживало слово «Учитель», оно казалось мне каким-то необычным, ярким и светлым. В школе и дома (мама – учитель начальных классов, сейчас - воспитатель), а затем в педагогическом колледже и в университете вводили меня в мир знаний строгие, ласковые, чуткие учителя. В эти незабываемые годы они для меня были людьми мудрыми, дающими не только знания, но и помогающие найти свое предназначение, свой жизненный путь. Мой жизненный и профессиональный опыт позволяют констатировать: в любом обществе, в любую эпоху учитель, как важный конструктор человечества, должен быть обязательно счастлив во всех отношениях. Это совокупная категория всех качеств, которые необходимы каждому, кто выбрал эту профессию. Только счастливый человек способен научить поиску путей стремления к счастью.

У каждого непременно есть своя стезя, свой путь, своя судьба… Но дать хороший импульс – заложить прочный стержень нравственности в детские и студенческие годы, подростку, юноше, девушке – главная миссия Учителя.

Хорошо известны основные нравственно-этические, профессиональные заповеди медиков, соотносимые с предостережением великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн Сины (Авиценны): «Не навреди». Профессиональными заповедями в педагогике можно отнести слова: «Пойми ученика и помоги ему учиться».

«Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого студента имеется своя струнка, которая звучит на свой лад, и чтобы сердце подростка отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны». Такой метод используется не только для обучения различным дисциплинам, улучшения настроения, но и для лечения серьезных расстройств – страхов, неврозов, депрессивных состояний, а так же для лечения головных болей. Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит: при разговоре, дискуссии, шепоте. Если педагог умеет понять студента, проникнуть в его заветное стремление, он непременно подберет ключик к сердцу подростка.

Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: «Развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие». Из этого нужно исходить. Почти все сегодня твердят на автопилоте: «А мы уже давно работаем по методам гуманной педагогики». А сами и работают также на автопилоте. Не стоит забывать, что Учитель – это творец Нового человека – Нового мира. Настоящий Учитель – высококультурный творец Красоты, который понимает сущность подростков, который способен взрастить их духовно и повести их на профессиональные жизненные высоты.

Моя формула успеха – не снабжать студентов готовыми формулами, формулы – пустота, а обогащать их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощать подростков мертвым грузом фактов, а обучать их приемам и способам, которые помогут им постигать науку.

Математика, если на нее правильно посмотреть, отражает не только истину, но и несравненную красоту.

*   *   *

«Формула успеха» Е.С. Горбач,

преподавателя филологических дисциплин

Формула успеха… Простые и красивые слова. Но как трудно найти эту формулу, и ещё труднее воплотить её в жизнь. Наверное, невозможно достичь в педагогике этого полного успеха, даже зная все идеальные формулы. Можно только стремиться к успеху. Стремиться и учиться. Учиться по книгам и на опыте, на своих и чужих ошибках, радоваться успехам других и учиться у них, у успешных, как нужно работать.

Поэтому именно такое кредо я выбрала для своей работы: «Учись сам и помоги учиться другому».

Чтобы преподавать, чтобы учить кого-то, необходимо очень много знать самому, и не просто знать, а постоянно совершенствовать свои знания, узнавать что-то новое. Знания – это самое главное слагаемое в равенстве, которое можно гордо наименовать «формулой успеха».

И мало знать только прописные истины своей дисциплины. Владение информацией, выходящей за пределы учебников, знание интересных фактов по изучаемой теме, несомненно, заставят студентов поднять глаза и внимательно слушать преподавателя. Для этого необходимо постоянно учиться самому, обладать широким кругозором, много читать, следить за новостями политики, культуры и техники. Ведь даже преподаватель гуманитарных дисциплин, разбирающийся в последних достижениях электроники, а, может, и в новинках кино, умеющий уместно для темы занятия привести из этих областей пример, станет для студентов более интересным человеком. А у интересного человека интересно и поучиться чему-нибудь.

Но знания нужно с чем-то слагать, чтобы формула была формулой. Вторым, и не менее важным, составляющим, конечно же, будет способ подачи этих знаний, то есть методика.

Владение разнообразными современными технологиями и методами работы позволяют разнообразить учебный процесс, вызвать интерес к изучаемому предмету, повысить заинтересованность  каждого студента в процессе занятия, дать возможность реализовать свой потенциал.

В современной методике всё более остро встаёт вопрос о том, что необходимо не просто вооружать студента знаниями, а учить самостоятельно находить эти знания, то есть нужно помочь учиться. Как бы много ни знал преподаватель, он не сможет вложить все свои знания до крупицы в головы учеников. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности - "разучить" думать самостоятельно. Для того чтобы оказать влияние на студентов, помочь им захотеть учиться, нужно постоянно учиться самому и уметь применять различные методы в обучении.

Для осуществления познавательной и творческой активности студентов в учебном процессе можно использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Проблемный подход, личностно ориентированное обучение способны помочь процессам вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации личности человека. Хороший результат даёт применение исследовательского метода обучения. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока. Применение технологии модульного обучения позволяет не просто давать готовую информацию, а выступать скорее консультантом и обеспечить каждому студенту возможность выбора пути изучения модуля и содержания учебного материала. Положительный эффект приносит разноуровневое обучение. При таком методе обучения каждый студент имеет возможность овладеть учебным материалом по предметам программы на разном уровне, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы повышает практическую направленность содержания. Преподаватель должен научить своих подопечных находить знания. В этом случае воплощается в жизнь вторая часть моего кредо: помоги студентам учиться.

Ещё одним слагаемым формулы будет, безусловно, мотивация.  Для её создания на уроке можно применить разные формы: беседу, дискуссию, «мозговой штурм», самостоятельную работу, организовать «круглый стол». Но иногда приходится проявить настоящую изобретательность, учитывать характеры, привычки и интересы своих подопечных, чтобы правильно их мотивировать.

Однако педагогика включает в себя не только обучение, но и воспитание. Как часто нам приходится сталкиваться с ситуациями, в  которых нужно быть и воспитателем, и психологом, и родителем, и судьёй. Не избежать в работе и межличностных отношений с учащимися, особенно когда работаешь не маленькими детьми, а уже достаточно взрослыми людьми. Наши студенты – в основном люди со сложившимся характером и привычками. Они требуют уважения к себе, признания их как личностей, Иногда могут устраивать проверку преподавателям и даже  провоцировать. Выдержка и самообладание – ещё одни слагаемые в нашей формуле. Для педагога важно найти нужную дистанцию, чтобы стать человеком, которому доверяют и которого уважают. Педагог должен научиться выходить достойно из любой ситуации.

И даже когда наши студенты нарушают все установленные правила, нужно суметь увидеть в их проступках скрытый потенциал, рассмотреть таланты, поверить в способности своих подопечных и любое недоразумение обратить в общую пользу. И конечно, надо обладать завидным терпением, и тогда, какими бы неугомонными и ворчливыми ни были наши ученики, каждый из них сможет открыть свою Америку.

*   *   *

«Формула успеха» Р.А. Воронцовой,

 преподавателя специальных бухгалтерских дисциплин

Дети – это цветы жизни. Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, к каждому цветку – свой подход: один любит свет, другой прохладу, один – обильный полив, другой и без влаги произрастает прекрасно. Так и в работе учителя: каждому ребенку необходимо понимание его личности. Я причастна к становлению личности, и как педагог несу ответственность за то, чтобы ребенок не был унижен, чтобы он понял и узнал, каковы его возможности. Моя задача, чтобы из маленького семечка выросло прекрасное цветущее растение, способное дать плоды, т.е. человек, приносящий пользу обществу.

Что такое педагогическое мастерство? По каким критериям оно измеряется? Есть ли они вообще, критерии педагогического успеха? Ведь результат педагогического труда появляется не сразу. Это не платье сшить или деталь какую-то выточить. Это долгий многогранный процесс. Что для этого нужно? Диплом учителя? Нет, это не основное. Никто не может добиться авторитета только потому, что он занимает определенную должность, имеет диплом об окончании ВУЗа, даже «красный» диплом отличника.

Человек, работающий на педагогическом поприще, должен иметь педагогическое чутье – некий дар божий. Сколько учителей, не имея этого дара, недовольны своей работой, доводят себя до истерики, возмущаются, ругают учеников и родителей. Но, в то же время, очень много таких педагогов, которые, несмотря ни на какие рыночные отношения, низкуюю зарплату, не слушая разговоров о непрестижности профессии, продолжают самоотверженно, с энтузиазмом, даже с некоторой фанатичностью работать, добиваться замечательных результатов.

Формула успеха? Само слово «формула» наводит на некоторое математическое размышление. Если мы это уложим в уравнение, то успех будет складываться из нескольких слагаемых.

Интерес к педагогике у меня возник в 10-летнем возрасте. Я очень любила играть «в школу», усаживать своих подруг или кукол за парты или на диван и проводить уроки, писать мелом на доске или на кирпичной стене.

Детское увлечение переросло в дело всей жизни, в профессию, вне которой я себя уже не мыслю.

Прошло 5 лет с того момента, когда я решила стать преподавателем бухгалтерских и экономических дисциплин и поступила в Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт на экономический факультет. За это время были взлеты и падения, были моменты, когда окружающие отговаривали, предлагали более престижную работу с более высокой зарплатой, но любовь к профессии учителя оказалась выше всех уговоров. Я считаю, что верность и преданность своему делу является первым слагаемым успеха, который приходит не сразу, а постепенно с годами.

Любовь к детям – это следующее слагаемое педагогического мастерства. Ж.-Ж. Руссо говорил: «Воспитатель! – какая возвышенная нужна тут душа. Поистине, чтобы создавать человека, нужно самому быть или отцом или больше, чем человеком». Я считаю себя очень счастливой женщиной, матерью! У меня одна дочь. И еще около 300 таких же родных детей.

Любой педагог может завоевать уважение учеников, их родителей, коллег благодаря только глубоким знаниям, серьёзному отношению к работе и вниманию к подопечным. Главное слагаемое высокого авторитета педагога – профессионализм. Педагог должен быть патриотом, любить свое учебное заведение, родной город, страну, где он живет. На данный момент я являюсь практикующим бухгалтером. И своим студентам я стараюсь дать не просто отдельные знания, привить навыки, необходимые им для дальнейшей успешной работы. Сейчас педагог – личность, педагог-профессионал, психолог, исследователь. Это тот, кто учится творчеству и творит себя как личность. Студентам сейчас не нужен информатор-марионетка, им нужен соратник, друг, способный дарить знания, делиться опытом.

Для поддержания высокого авторитета необходима высокая культура преподавателя – интеллигентность, отзывчивость, доброжелательность, умение прощать, иногда не замечать некоторые промашки обучающихся. Разносторонность интересов, богатство связей и отношений, энциклопедичность знаний, высокая культура – всё это позволяет преподавателю быть интересным и авторитетным для студентов. Настоящий педагог не может замыкаться в узкую область преподаваемого предмета. Он должен стремиться знать, понимать и чувствовать многое. Политика, экономика, художественная литература, живопись, театр, кино, музыка, архитектура, спорт – все это должно быть познано, прочувствовано, стать жизнью педагога. Интересом ко всему этому он должен заразить своих студентов.

Важным принципом педагогической этики является требовательность педагога. В требовательности проявляется уважение к человеку, вера в нераскрывшиеся и еще неясные самому обучающемуся его способности и возможности. Требовательность к студентам приводит к успеху только тогда, когда она сочетается с требовательностью к себе. Выдвигая те или другие требования, преподаватель должен быть уверен, что они посильны для учеников. Педагог просто не имеет права быть не готовым к уроку, проявлять небрежность к выполнению своих обязанностей. Часть приходится оценивать знания, поведение, человеческие качества студентов. Эти оценки должны быть предельно справедливы. Педагогу, как и всякому человеку, трудно относиться ко всем своим ученикам одинаково, с абсолютно точно выверенной мерой симпатии. Однако следует стремиться к равной доброжелательности, заинтересованности в их судьбе, и к справедливости в отношении к каждому студенту, чтобы не создалось впечатления, что в группе существуют «любимчики».

Это значит – быть очень строгим к своим лекциям и практическим занятиям и т.д. Как бы высоко они не оценивались учащимися, коллегами, проверяющими, нужно их оценивать с точки зрения того идеала, который должен выработать в себе настоящий педагог. Нужно, перефразируя крылатое выражение К.С. Станиславского «любить искусство, а не себя в искусстве», любить свою науку, свой предмет, педагогическую деятельность, своих студентов, а не эффективность своего преподавания.

Педагог не застрахован от ошибок, оговорок, неправильных поступков. Он должен уметь признавать их, извиняться за проступки перед студентами. Это не роняет его достоинства, а, наоборот, убеждает студентов в высоких нравственных качествах наставника.

Итак, моя формула успеха:

Верность и преданность своему делу + Любовь к детям + Профессионализм + Высокая культура преподавателя + Требовательность преподавателя = УСПЕХ

Труд педагога труден и нелегок. Но нас объединяет одно – мы отдаем свое сердце детям. И высшая награда – любовь и уважение к нам!

*   *   *

«Формула успеха» С.А. Гурина,

преподавателя технических дисциплин

1. Разрешите мне мое сегодняшнее выступление начать словами президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина «Мы обновляем страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И все, что мы делаем, мы делаем для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучшие, чем мы, чтобы они могли сделать то, что может быть, не успеем сделать мы, чтобы из их успехов сложилось успешное будущее великой России».

2. Здравствуйте уважаемое жюри, уважаемые коллеги, дорогие друзья! Я Гурин Сергей Александрович преподаватель спец дисциплин Славянского сельскохозяйственного техникума. Родился в городе Славянске-на-Кубани, в семье потомственных казаков. (Предполагается выход в казачьем костюме. На сцене элементы быта казаков: изгородь, лавки, чугунки и т.д.)

Мой педагогический стаж невелик 7 лет, но я уже точно знаю, что выбрал именно ту дорогу по которой так трудно, но так интересно идти.

3. Мое педагогическое кредо: «Ни дня без творчества, новых знаний и добрых дел».

4. Так как же становятся педагогами? Для меня этот вопрос начал решаться в  детстве. Мне нравилось разбирать различные механизмы, затем увлекся автомототехникой. Я старался не только узнать, как работает тот или иной механизм, но показать и рассказать сверстникам об устройстве или работе механизмов и узлов. Это и были мои первые педагогические шаги.

Шло время, мы с моим увлечением автомототехникой росли вместе. По окончании школы я вместе с аттестатом об образовании получил удостоверение слесаре механосборочных работ 3 разряда. И сразу поступил в автодорожный институт.

5. Кем я мог стать

Я мог быть гонщиком, водить крутые машины, а стал преподавателем

Я мог быть капитаном катера, а стал преподавателем

Я мог быть командиром воздушного судна, а стал преподавателем

Я мог быть альпинистом, а стал преподавателем

Я мог достичь высот в спорте, а стал преподавателем

Я мог стать депутатом, а стал преподавателем.

6. Какое направление я бы не выбрал меня всегда поддерживала моя семья:

Бабуля Анна Фёдоровна, Мама Лилия Ивановна, супруга Елена дети Алина и Александр. Низкий вам поклон за это.

7. Профессиональная карьера преподавателя наступила в 2007 году, когда пришел работать в Славянский сельскохозяйственный техникум. Не просто перестроиться на преподавательскую деятельность. Но у меня был девиз: «Каждый ребенок уникален, к нему только нужен подход».

8. Для того, чтобы достичь наивысших результатов в профессиональной деятельности поступил в Славянский педагогический институт. В 2011году с отличием закончил СгПИ по специальности учитель права.

Хочу выразить огромную признательность преподавателям СгПИ:Южаковой Татьяне Леонидовне, Суняйкиной Татьяне Васильевне, Чепцову Алексею Сергеевичу, Махненко Анне Яновне которые работали со мной.

9. Одновременно с обучением старался совершенствоваться в преподавательской деятельности.

Постоянное участие в творческих предметных конкурсах, проводимых в техникуме по специальности  «Механизация сельского хозяйства», где подготовленные мной студенты регулярно занимают призовые места

10. Ежегодное участие в региональном этапе Всероссийской   олимпиады профессионального мастерства, обучающихся по специальности «Механизация сельского хозяйства», в 2014 г., подготовленный мною, студент занял 1 место.

11. Ежегодное участие в олимпиадах по курсовому проектированию среди аграрных образовательных учреждений среднего профессионального образования южного федерального округа и северокавказского федерального округа РФ по дисциплинам «Техническое обслуживание и ремонт», «Эксплуатация машинно-тракторного парка»;

12. Ежегодное участие в заседании регионального методического объединения председателей цикловых комиссий технических дисциплин аграрных учебных заведений южного федерального округа и северокавказского федерального округа РФ

13. С 2009 г. руководитель трудового сельскохозяйственного отряда «Механик». Сельскохозяйственный отряд ежегодно выезжает на уборку риса к социальному партнеру ЗАО «Приазовское». По итогам Краевого конкурса студенческих трудовых отрядов «Студенческое лето 2010» студенческий отряд «Механик» занял 1 место и заслужил звание «Лучший сельскохозяйственный отряд Краснодарского края». Отмечен знаменем сельскохозяйственного отряда и именными грамотами, которые находятся в музее техникума.

14. С 2008-2012 классный руководитель, успешно проводимая воспитательная работа, подтверждаемая грамотами за участие студентов в различных мероприятиях; Мы умеем не только учиться, но и отдыхать.

15. Активное участие в дискуссионном клубе «Контраст» при музее техникума, где на диспутах, встречах с ветеранами прививается чувство патриотизма;

16. Активная работа в музыкальном клубе «Юность». Под моим руководством была создана группа «Астральный кекс»;

17. Для достижения высоких целей необходимо самосовершенствоваться, например, на курсах повышения квалификации.

18. Вершиной победы стало участие в Всероссийской олимпиаде по специальности «Механизация сельского хозяйства» в г. Острогожск Воронежской области, где подготовленный мною, студент Пахарьков Евгений занял 2 место.

Этот успех был отмечен министерством образования Краснодарского края.

Я был награжден именным сувениром «Признание».

19. В ночь на 6-7 июля 2012 году Крымский район постигло наводнение. Я член клуба любителей экстремальной езды по бездорожью.

7 июля рано утром раздался телефонный звонок: «Ты едешь на эвакуацию? Выезд через 15 минут». Все дороги были заблокированы. Пропускали только внедорожники. К сожалению, нет фотографий с моим изображением при оказании помощи, так как в тот момент никто об этом не думал. Заезжали в воду насколько возможно, снимали людей с крыш, отвозили их на базу, лебедками расчищали завалы. За эти действия Министерство образования наградило меня почетной грамотой «За помощь в ликвидации стихийного бедствия».

20. Ну что, вроде все что нужно для интересной жизни у меня есть: семья, любимая работа, интереснее увлечения, однако у меня есть перспективные цели на будущее:

-творческая самореализация

- кругосветное путешествие

- хочу научится кататься на лыжах.

*   *   *

Формула успеха педагога уникальна, она не может быть выведена из иных условий, кроме тех, которые описывают каждую конкретную личность. Именно многообразие этих формул и дает нам право говорить о деятельности педагога как об искусстве.