Конкурс педагогического мастерства и профессионализма в техникуме

Солонец Ирина  Владимировна

Статья посвящена анализу проведения конкурса профессионального мастерства и профессионализма в ГБПОУ КК "Славянский сельскохозяйственный техникум"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_ped_masterstva.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педагогического мастерства и профессионализма как основа самореализации и самовыражения педагога техникума

Солонец И.В., к.п.н., доцент, преподаватель

ГБПОУ КК «Славянский сельскохозяйственный техникум»

Меняющиеся социально-экономические условия развития современного общества формируют новые приоритеты в образовательной политике среднего профессионального образования. Постепенный переход на ФГОС 3+, ориентация на подготовку выпускников техникума к реализации не только профессиональных компетенций как показателя усвоения ФГОС СПО, но и трудовых функций, как показателя реализации профессиональных стандартов, требуют изменения позиции и проявления личности самого педагога системы среднего профессионального образования.

Личность современного педагога системы СПО должна в себе аккумулировать разнообразный спектр общих, общекультурных и профессиональных и универсальных компетенций. Кроме того, современный преподаватель должен быть мобильным в плане реализации своей личности в профессиональной деятельности, с одной стороны, и постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться, с другой.

Оценка уровня мастерства и профессионализма преподавателя СПО – неотъемлемая составляющая совершенствования и модернизации всей системы деятельности учреждения среднего профессионального образования. Такая оценка может быть разноплановой: анализ работы в ходе взаимопосещений занятий и обмена опытом, результат участия обучающихся, подготовленных преподавателем, в различных олимпиадах и конкурсах, аттестация на квалификационную категорию, общественное признание заслуг педагога и пр.

Все эти виды оценивания значимы для профессионального становления самого педагога и для его самореализации в профессии. Однако все они в педагогическом труде представлены неравномерно и протяженно во времени, и обычно находятся несколько за пределами личности педагога, не учитывают многообразия его индивидуальности, а ориентируются лишь на уровень и способ проявления профессиональных навыков.

Характер самовыражения педагога системы СПО обычно ограничен рамками образовательного процесса, где студенты, будущие профессионалы и даже коллеги, видят педагога лишь как функционера.

Все эти нюансы профессии постепенно приводят к эмоциональному выгоранию специалиста.

Способом преодоления подобного рода профессиональных ограничений, условием профессионального самовыражения, выхода за пределы позиции «преподаватель-ментор» может быть, по нашему мнению, конкурс профессионального мастерства для педагогов.

В феврале 2015 года в ГБПОУ КК «Славянский сельскохозяйственный техникум» был реализован опыт организации и проведения конкурса педагогического мастерства и профессионализма «Преподаватель года-2015».

Целью проведения конкурса было создание на соревновательной основе творческой атмосферы педагогического труда и повышение общего уровня педагогической деятельности.

Способами реализации цели конкурса была определена необходимость  повышения уровня учебно-методической, научной и воспитательной работы в техникуме; стимулирования профессионального и личностного роста преподавателей; изучения, обобщения и распространения педагогического опыта преподавателей, использующих на практике инновационные технологии, техники, методы и приемы, а так же активизация творческого потенциала преподавателей, совершенствование механизмов оценки и стимулирования их педагогической деятельности.

Общим лейтмотивом этого мероприятия стало желание его организаторов – методической службы техникума – сделать не просто состязание в профессиональном мастерстве, а праздник для педагогов и учащихся, объединить преподавателей и студентов под знаменем единства деятельности и взаимной поддержки.

Конкурс проводился на добровольной основе среди преподавателей, имеющих стаж педагогической работы не менее двух лет. В итоге в конкурсе принимали участие шесть педагогов, обеспечивающие различные образовательные области (общеобразовательные и специальные профессиональные) и имеющие различный стаж (молодые педагоги и стажисты).

Специальные дисциплины:

  • Бухгалтерский учет
  • Агрономия
  • Механизация сельского хозяйства

Общеобразовательные дисциплины:

  • Математика
  • Литература
  • История

Стажисты (3 человека),

преподаватели:

- технических дисциплин;

- литературы

- математики

Молодые педагоги (3 чел.),

преподаватели:

- специальных бухгалтерских дисциплин;

- агрономии;

- истории

Рис. 1 – Распределение условий участия в конкурсе

Оценивало конкурс компетентное жюри, председатель и заместитель председателя которого были независимыми, сторонними экспертами – представителями смежного ПУ и педагогического вуза.

Программа конкурса была распределена на десять конкурсных дней и в качестве обязательных номинаций включала: самопрезентацию участника; компьютерное педагогическое тестирование; презентацию методических разработок; открытые занятия; анализ педагогических ситуаций; творческую визитную карточку педагога; Гала-концерт.

Самопрезентация «Формула успеха» предполагала разработку каждым участником педагогического портфолио с обоснованием своего профессионального кредо, педагогической философии, личных профессиональных качеств и потенциала, обеспечивающих результативность профессиональной деятельности и позволяющих достичь профессионального мастерства и высоких педагогических результатов (презентация научной, творческой и инновационной деятельности педагога).

Жюри оценивалась полнота представления пути профессионального становления педагога, законченность рассуждения, оригинальность формы представления портфолио, выраженная педагогическая позиция.

Компьютерное педагогическое тестирование «Педагогическая мозаика» предполагало оценку теоретической грамотности педагога в области теории и методики обучения Итоги данного этапа тестирования подводились автоматизировано.

Презентация методических разработок «Методическая копилка» предполагала творческое представление конкурсантом своей системы работы, проявление профессиональной компетентности, особое креативное использование современных образовательных технологий в учебной и /или внеучебной деятельности; демонстрацию способности вдохновлять студентов, обладание убеждённостью в эффективности предлагаемых способов обучения / воспитания, готовностью работать в режиме развития.

Жюри оценивало методические разработки по установленным критериям в балльной системе: выполнение основных критериев при написании методической разработки, практическую значимость методического материала; согласованность представленной методической разработки с педагогической философией (кредо) конкурсанта, оригинальность презентации методической разработки.

Особое место в конкурсной программе занимала номинация «Фестиваль методических идей», предполагавшая проведение участниками открытых занятий по дисциплине. Открытые занятия проводились в различной форме (теоретическое занятие, практическое занятие, лекция, семинарское занятие). Тему занятия и курс преподаватель определял самостоятельно.

В проведении открытых занятий приветствовалось использование творческих подходов и инновационных технологий обучения. Жюри оценивало систему работы преподавателя в контексте педагогического кредо, степень владения им техникой и методикой занятия, а так же научно-методической проблематикой на современном уровне по установленным критериям в балльной системе.

Анализ педагогических ситуаций «Педагогическая экспертиза» предполагал анализ предложенных проблемных видео-ситуаций и проявление участниками наряду с профессиональными экспертными качествами своих личностных качеств и умений, способность к импровизации.

Жюри оценивало глубину анализа, обоснованность педагогической позиции и способность к импровизации.

Завершало конкурсную программу творческая визитная карточка педагога «Верность профессии» - финальная номинация, которая может проводилась в различной форме: видео фильм, номер самодеятельности, стем-КВН и пр. К участию в данной номинации конкурсант привлекал группу поддержки: студенческий коллектив, коллег.

Жюри оценивало широту кругозора конкурсанта, проявление его талантов, разносторонние артистические способности, профессиональные особенности. Отдельно оценивалась сплоченность и креативность участия групп поддержки участника.

Для жюри конкурса тоже была организована творческая работа – им предстояло по итогам конкурса придумать названия номинаций для всех участников, с отражением их индивидуальности и содержательности исполнения конкурсных заданий. На Гала-концерте были подведены итоги конкурса и определены абсолютный победитель и победители в номинациях, разработанных членами жюри: «Оригинальность замысла и мастерство исполнения»; «Увлеченность и умение увлечь»; «Творческий поиск и романтика души»; «Молодость и педагогическая перспектива»; «Педагогический дебют».

Объединение усилий организаторов, участников конкурса и их групп поддержки позволило сделать конкурс педагогического мастерства и профессионализма – праздником для всех, событием, в котором нет проигравших, стимулом для самовыражения и самореализации, основой для формирования новой традиции техникума.