Дипломная работа по дошкольной педагогике

Дудко Евгения Анатольевна

данная работа отражает познавательное развитие подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konechnaya_diplamnaya_rabota.docx250.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

Кафедра развития и экспертиз

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Методический портфель педагога дошкольного образования

Образовательная область «Познавательное развитие»

Выполнил: Дудко Евгения Анатольевна

выпускник курсов профессиональной

переподготовки по направлению

«Дошкольная педагогика и психология»

Научный руководитель:  Стекольникова Мария Олеговна,

руководитель РТЦ РОС

работа допущена к защите _______________20____г., протокол № ____

Зав. Кафедрой _____________________

Иркутск 2014г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1. (Теоретический) Основополагание профессиональной деятельности педагога…………………………………………………………………………………………………4

 1.1. Самоанализ педагогической деятельности (определение проблем) ………………………….4

 1.2. Определение целей и задач профессиональной деятельности на современном этапе……….8

1.3. Определение общетеоретических концептуальных подходов и нормативно-правовых основ осуществления профессиональной деятельности ……………………………………………………9

1.4. Выводы по разделу 1 ……………………………………………………………………………..12

РАЗДЕЛ 2. (Практический) …………………………………………………………………………...13

2.1. Проектирование и моделирование образовательного процесса подготовительной к школе

 группе по области «Познавательное развитие»……………………………………………………..13  

2.2. Планирование педагогического процесса подготовительной к школе группе в ДОО ………17

2.3.Методическое оснащение образовательного процесса подготовительной к школе группе …20

2.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды …………………………….22

2.5. Организация педагогического мониторинга подготовительной к школе группы …………...24

2.6. Организация взаимодействия с семьями воспитанников ……………………………………...27

2.7. Выводы по разделу 2 ……………………………………………………………………………..29

 Заключение ……………………………………………………………………………………………31

Список литературы ……………………………………………………………………………………33

Приложения ……………………………………………………………………………………………35

Введение

      Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. На современном этапе с принятием ФГОС,  надо давать детям ключик к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла острая необходимость пересмотреть многие аспекты своей профессиональной педагогической деятельности. Интенсивное обновление нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования, изменение методологических положений  стимулирует к осознанию происходящих изменений, поднимает проблемы повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

             Работу по развитию познавательного интереса у детей через экологическое воспитание я начала с изучения методической литературы и создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Стараюсь, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с экологического воспитания  начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать чувство любви, заботы и бережного отношения к окружающей нас природе. 

      При организации образовательного процесса  учитываю уровень возможностей каждого ребенка, создаю условия для развития чувства успешности, удовлетворенности и, в конечном счете,  формирование веры в свои силы и возможности. Считаю, что именно эти силы человеческой активности обеспечивают ребенку продвижение в развитии. 

РАЗДЕЛ 1. (Теоретический) Основополагание профессиональной деятельности педагога

  1. Самоанализ педагогической деятельности (определение проблем)

Я, Дудко Евгения Анатольевна,  педагогический стаж – 13 лет.

- согласно аттестации 2010 года была присвоена первая квалификационная  категория по должности «воспитатель», следующая аттестация в декабре 2015 года (подтверждение 1 квалификационной категории) 

МБДОУ обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития.

Основной целью программы развития ДОУ является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие  физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном социуме.

 Основные задачи, решаемые мной:

-создание оздоровительной учебно-воспитательной системы, обеспечивающей восстановление и укрепление здоровья детей через интеграцию образовательных областей;

-обеспечение интеллектуально-личностного развития детей через интеграцию дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей;

-обеспечение целенаправленной социализации личности ребенка: введение его в мир    природных и общечеловеческих связей и отношений, передача ему лучших норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, воспитание умений подчинять свои интересы определенным правилам;

-изменение пространственно-предметной среды, обеспечивающей социально-эмоциональное развитие и саморазвитие ребенка;

-подготовка к дальнейшему обучению в школе;

-координация усилий ДОУ и семьи для создания оптимальных условий развития ребенка.

Основной целью моей профессиональной деятельности является обеспечение организации педагогического сопровождения деятельности детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей; создание условий для полноценного развития, укрепления и сохранения здоровья детей, подготовка их к обучению в школе.

Весь воспитательно-образовательный процесс с детьми мною строился на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»  под ред. М. А. Васильевой, а также ряда парциальных программ: «Цветные ладошки» Лыкова; Региональная программа «Байкал»; «Я, ты, мы» Князева

Дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются все основные качества, формируются ответственности и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании суммы знаний, но и в развитии базовой способности личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни, основ экологически целесообразного поведения, формирования коммуникативных навыков, поведенческих структур. Сегодня в условиях изменения социальной жизни, проникновения коммерциализации в духовную сферу, размывания нравственных критериев в воспитании ребенка важно опереться на нравственные основы жизни. Эта проблема является очень важной и актуальной, поэтому мною выбрана тема «Формирование экологических представлений», которая потребовала более углубленной работы. Изучение сути проблемы открыла ряд противоречий:

- между недостаточно глубоким содержанием задач по нравственному воспитанию и необходимостью вести весь процесс с учетом позиции данной проблемы;

- между низкой культурой современного общества и необходимостью прививать ее с детства;

- между неумением родителей установить правильные межличностные отношения со своими детьми и реальными трудностями в воспитании.

Очертив круг противоречий, педагогический процесс был направлен на формирование экологических способностей ребенка, умений и навыков культуры речевого общения, способов овладения детьми практического поведения в различных жизненных ситуациях, на

преодолении разрешение проблем, противоречий, выборов, развитие нравственного чувства, сознания, привычек нравственного поведения.

Для решения данной проблемы мною разработан и реализован педагогический проект «Меньше мусора», который был направлен на развитие у детей представлений о  воспитание и уважение к живой природе, развитию интереса к истории родного края, формированию чувства национальной гордости, используя все виды деятельности.

Так как, именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются основы его взаимоотношений с окружающими людьми, мною составлен и апробирован перспективный план «Повышение педагогических знаний родителей, их социального и культурного уровня», разработаны критерии по воспитанию коммуникативных отношений, культуре поведения.

 Процесс нравственного воспитания эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. В этом мне помогает диагностика (мониторинг).

          Сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по нравственному воспитанию норм поведения; у детей более высокий уровень самостоятельности, нравственной культуры положительных отношений; повысился познавательный интерес к истории родного края, появилось понимание значимости регионального компонента.

ДОУ закладывает основы, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе. Для реализации программы развития и своих планов считаю, что самым главным является развитие познавательных и творческих способностей. В группе создаю атмосферу доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, поощряю проявление его индивидуальности:

- индивидуальный подход реализуется путем составления гибких учебных планов;

- возможность выбора, согласно которому ребенку предоставляю право самому выбирать интересующую его деятельность;

- комплексный подход, предполагающий реализацию как специальных, так и общеразвивающих, общеобразовательных задач;

- преемственность, которую реализую в процессе сотрудничества с Краеведческим музеем, библиотекой «Добродар», с МОУ СОШ № 11 и МОУ СОШ № 13 и обязательно с родителями.

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Содержание обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только наблюдать, но и анализировать, сравнивать, составлять рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей (см. таблицу № 1)

1.2.Определение цели и задач профессиональной деятельности на современном этапе.

Анализируя свою педагогическую деятельность, сделала выводы  о том, что как бы хорошо все не было с принятием ФГОС, все равно есть свои трудности. А именно:

- отсутствие четкого понимания мною новой модели образования (психологический барьер);

- с каждым годом все больше и больше у родителей прослеживается (мною) низкая заинтересованность не только в области познавательного развития, но и в целом всего развития их детей (педагогически безграмотные родители);

- отсутствие или низкая материальная база, для обеспечения развивающей среды в разных образовательных областях.

Исходя из этих трудностей, считаю, что главной моей целью является повышение педагогической грамотности родителей, так как не все родители безразличны к своим детям, им просто нужна помощь. Поэтому, я считаю, что мне необходимо решить задачи по:

-работе над личностным ростом;

-использованию нетрадиционных методов работы с родителями;

-продолжению проектной деятельности;

-разработке приемов или методов стимулирования родителей (для их мотивации);

-продумыванию проектов для обогащения предметно-пространственной среды группы;

-разработке серий совместных мероприятий (воспитатель – дети - родители).

  1. Определение общетеоретических концептуальных подходов и нормативно-правовых основ осуществления профессиональной деятельности

Основы законодательства в области дошкольного образовании

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:

-Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

-Конвенцией о правах ребенка;

-Конституцией РФ;

-Трудовым Кодексом РФ;

-Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

-Федерации».  Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.;

-Федеральными и региональными программами образования;

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

-региональными нормативно-правовыми документами;

-нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;

-локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).

-Январь 2014 - декабрь 2015 внедрение ФГОС. СанПиН 2.4.1.3049-13.

   Расчет времени, необходимого для реализации образовательной деятельности, регламентируется:

1) Типовым положением о ДОУ (приказ Минобрнауки от 27.10.2011 № 2562);

2) СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление главного государственного врача РФ
от 15.05.2013 N 26).

   Основная общеобразовательная программа (ООП) является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно».

1.4. Выводы по разделу 1

Когда я устраивалась на работу в ДОУ, в то время было достаточно наличие высшего педагогического образования. С принятием ФГОС, мне пришлось поразмышлять: а смогу ли я оставить педагогическую деятельность? Долго думать не пришлось, я очень люблю детей и свою работу.

Когда человек получает знания, он растет не только как специалист, но и как личность. Поэтому считаю, что мне необходимо было дополнительное образование, которое поможет мне раскрыть новые границы не только в дошкольной педагогике, но и в детской психологии.

Углубленное изучение нормативных документов позволит мне применять в своей работе методы, приемы и средства обучения согласно ФГОС, которыми в дальнейшем я смогу поделиться с коллегами и молодыми специалистами. Но и, конечно же, теория, полученная на курсах, не подкрепленная практикой может ввести педагога в затруднение.

Поэтому, я считаю, что огромный плюс для меня лично – это наличие стажировочных площадок. Именно благодаря их работе и подкрепление теоретическими знаниями с курсов дают мне понимание и представление дальнейшей педагогической деятельности.

РАЗДЕЛ 2. (Практический)

2.1. Проектирование и моделирование образовательного процесса подготовительной к школе группе по области «Познавательное развитие»

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения. Проект возникает как отражение интересов ребенка, согласованных по теме и содержанию с другими детьми и взрослыми, а реализуется как форма и способ удовлетворения этих интересов. Доверяя детям и позволяя им выбирать свои темы, мы помогаем созданию у детей внутреннего стимула для работы и познания с удовольствием, для достижения высокого качества действий, для приобретения действительно нужных им знаний.

Проекты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Они включают в себя ряд мероприятий, направленных на достижение цели. К игровым проектам предъявляются следующие требования:

*обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;

*включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.

Проекты «проживаются» детьми, начиная со среднего возраста; отдаются предпочтения краткосрочным проектам, а именно: выпуск журналов про любимых сказочных героев, игрушек; оформление альбомов с фотографиями детей в различные их возрастные периоды и т.д. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется ролевым и творческим проектам.

Метод проектов ориентирует весь воспитательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности; задействует эмоциональную сферу ребенка, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и кооперации, взаимодействию.

Метод проектов позволяет вводить новое содержание в образование:

- в группе создается спонтанная и богатая атмосфера для обучения;

- каждый ребенок имеет свободный доступ к любому методическому пособию;

- каждый ребенок работает в своем ритме;

- каждый ребенок использует свои сильные стороны и приобретает свой опыт; каждый учится, используя свой стиль познания;

- все учатся у всех;

- проекты интегрируют различные аспекты знаний и действий.

Метод проектов предусматривает полную интеграцию содержания образования и всех видов детской деятельности.

В настоящее время педагогические коллективы разрабатывают модели организации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с ФГОС и образовательной программой Организации, учетом региональных особенностей. Модель образовательного процесса  должна быть гибкой, такой, чтобы по необходимости, воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию. Содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Мне хочется обозначить основные задачи, стоящие перед воспитателем при моделировании образовательного процесса с учётом требований ФГОС:

1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.

2. Творчески подходить к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

3. Шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приемы и игровые ситуации.

4. Использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).

5. Исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм.

6. Внимательно и тактично относиться к ребенку, его возможностям, способностям.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно–пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувств уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса  к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды группы: в нее вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка. Например, через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом людей – представителей разных народов и эпох, с жанрами живописи и другими видами искусства.

Чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка, она не носит постоянного характера, а видоизменяется в зависимости от темы недели.

Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –

1. рабочая зона,

2. активная зона,

3. спокойная зона

При построении развивающей среды в группе я учитываю принципы:

- открытости и доступности;

- полифункциональности;

- трансформируемости;

- гендерного подхода;

- эмоциогенности.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.

Есть центр уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.

Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

2.2. Планирование педагогического процесса подготовительной к школе группы в ДОО

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

 Для создания системы в планировании  в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;  

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование  в конкретной возрастной группе (см. таблицу № 2)

Принципы перспективного и календарного комплексно-тематического планирования

Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям  СанПиНа).

Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).

Учет  медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

Учет местных и региональных особенностей климата.

Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.

Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его  увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).

Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий;  игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой

во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).

Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).

Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).

Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов. Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над       одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

 (см. таблицу № 3)

Перспективное планирование

Перспективный план – составляется на  квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1.Цели и задачи (на квартал);

2.Виды детской деятельности:

  а) игровая деятельность;

  б) социальное развитие;

  в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

  подвижные игры);

  г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

  эксперименты);

  д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

  изобразительная);

  е) элементы трудовой деятельности.

3.Работа с семьей.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

  1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
  2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года - 4  занятия.

  1. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения  поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течение года

Календарное планирование.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1.  Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

  1. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  2. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  3. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает,  что воспитатели, работая в паре, поочередно составляют план на 1 – 2 недели (см. таблицу № 5)

2.3. Методическое оснащение образовательного процесса подготовительной к школе группы

Учебно-методическое обеспечение МБДОУ включает:

  • нормативно-методические материалы;
  • учебно-информационные материалы;
  • учебно-методические материалы.

Нормативно-методические материалы определяют основные требования к содержанию образовательной деятельности в МБДОУ, формам и методам обучения и воспитания, управлению образовательным процессом и отдельными его элементами и представлены федеральными, региональными и локальными документами: государственными требованиями к содержанию и условиям реализации образовательной деятельности, федеральными образовательными программами, основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ, перспективным и календарно-тематическим планированием.  

Учебно-информационные материалы определяют различные источники информации, которыми могут пользоваться педагоги при планировании и реализации образовательной деятельности. В образовательном процессе используются цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации, видеоролики,  реализуются сетевые образовательные проекты, используются Интернет-ресурсы. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации, способствую совершенствованию информационного методического обеспечения.

Учебно-методические материалы - наиболее емкая и значимая часть УМО, включающая

-методическую литературу: пособия, справочники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания;

-учебно-наглядные пособия: изобразительные плакаты, схемы, рисунки, фотографии, модели, макеты, раздаточные дидактические материалы;

-технические аудиовизуальные средства обучения: проигрыватель, магнитофон, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет;

Список учебно-методических материалов по реализации каждой образовательной области содержится в основной образовательной программе дошкольного образования

МБДОУ (раздел 2 «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей»). Кроме включенных в список учебно-методических материалов этот раздел УМО содержит картотеки, «методические копилки», собственные и заимствованные разработки педагогов, обобщенный педагогический опыт.

2.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной также должны быть представлены в группе, так как перед педагогом стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, а также развивать логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умение работать по схеме.

Для экспериментальной деятельности

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";

- природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, тряпки

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

-модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т. п.

- наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний);

- мозаики крупные, средние, мелкие;

- пазлы;

- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины

- игрушки для обыгрывания построек.

- дидактические игры по математике и развитию речи;

- разрезная азбука;

- набор цифр;

- прописи;

-задания на логику;

2.5. Организация педагогического мониторинга подготовительной к школе группы

Региональный компонент

В данном учебном пособии, в котором объединены обе программы знаний о растениях и животных и адекватных им методик работы, обеспечивающих накопление дошкольниками нравственно-ценностного опыта отношения к живому организму.

Учебное пособие, переработанное и дополненное включает шесть взаимосвязанных разделов, в которых представлена интегрированность психолого-педагогического и биологического материала.

В первом разделе дается теоретическое обоснование содержания и структуры региональных программ знаний о растениях и животных. Во втором, третьем разделах содержится физико-географическая характеристика Иркутской области, описание растительных сообществ, описание животного мира Прибайкалья. В четвертом разделе представлены программы знаний о растениях и животных. Пятый раздел программы содержит примерную диагностическую методику выявления знаний, умений о растениях и животных. Шестой раздел представляет методические рекомендации реализации программ о растениях и животных. Завершает пособие приложение, в котором предлагается описание растений и животных Прибайкалья, охрана растений и животных, конспекты экологических занятий, дидактические экологические игры, литературный материал о растениях и животных, словарь терминов (см. таблицу № 6)

Мониторинг качества освоения детьми ООП «Нормативные карты возрастного развития дошкольников» (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов)

Назначение  предлагаемой ниже нормативной карты развития – удобный инструмент, позволяющий определять индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми возрастными нормами и при необходимости изменять тактику организации текущего образовательного процесса.

- карта позволяет выделить основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения (без обращения к специальным диагностическим процедурам);

- карта позволяет непосредственно выходить на проектирование образовательного процесса, так как настроена на используемые в детском саду традиционные виды культурной практики;

- карта может быть использована в любых образовательных программах (в частности, для сравнения развития детей в параллельных группах, где работают по разным программам).

К этим сферам инициативы были отнесены:

*Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

*Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

*Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

*Познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простоту познавательно – исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно – временные, причинно – следственные и родовидовые отношения) (см. таблицу № 7 и № 8) 

Дидактическое оснащение образовательного процесса в подготовительной группе

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.   В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности и их частая смена, позволяют поддерживать  внимание   детей  на достаточно высоком уровне. Внимание  имеет огромное значение в жизни  детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие свойств и видов  внимания  дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели  внимания  значительно возрастают в различных играх, а особенно в дидактических.

 Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста (см. приложения № 4-6)

       

2.6. Организация взаимодействия с семьями воспитанников

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

 Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические - формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

досуговые – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между

педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся различные праздники. 

Познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

наглядно-информационные - условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная (задача: ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители)

 информационно-просветительская (ее задачи близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики. Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное)

2.7. Выводы по разделу 2

Для осуществления педагогических задач я начинаю свою деятельность с планирования. Оно ставит цель - обеспечить выполнение программы для каждой возрастной группы, а также регулярно и систематически заниматься воспитательно-образовательной деятельностью, стремиться к достижению положительных результатов в образовательном процессе. 

Существует несколько различных видов планирования:

Перспективный план;

Тематический план;

Календарный план;

Индивидуальные планы со специалистами (учителем-логопедом и педагогом-психологом)

Успешная работа воспитателя во многом зависит от согласованности и продуманности плана воспитательно-образовательной работы и полноценного содержания видов разнообразной деятельности. Поэтому в разработке модели календарно-перспективного планирования принимают участие педагоги и специалисты ДОУ.

Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании», семейное воспитание признано ведущим. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Основными задачами работы является:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умения родителей;
  • поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Во взаимодействии с родителями используются следующие принципы:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. 
  2. Индивидуальный подход
  3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы люди грамотные, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Здесь необходимо создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  4. Динамичностъ

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт  положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно–пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувств уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Залогом успешного развития детей является насыщенная предметно-развивающая среда в организации воспитательно-образовательного пространства, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития (см. приложение 7, 10)

Заключение

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Прежняя форма занятий (стандартная), не давала мне полностью раскрыть ребенка, как личность. Она подразумевала комплексное изучение материалов, без права выбора ребенком его интересов.  Изучив на занятии по окружающему миру, например, тему «Деревья», далее следовало ее подкрепление на занятии художественного развития, например, «Рисуем деревья», на математике – сравнение деревьев по высоте и толщине, на экспериментировании – рассматривание сруба, с целью определения возраста дерева и т.д.

С принятием ФГОС, изучение документа позволило мне расширить свои горизонты в системе проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. Я встала на позицию ребенка, и поняла, как же здорово, что ты сам (как ребенок) можешь предлагать тему и в дальнейшем, при определенных условиях, самостоятельно ее изучать. Определенными условиями, я считаю, является интеграция образовательных областей и наличие предметно-пространственной среды группы.

Для того, чтобы осуществить поставленные задачи по познавательному развитию с использованием интеграции образовательных областей, я стала планировать свою работу через центры активности. Именно эти центры, на мой взгляд, дадут возможность каждому ребенку сделать свой выбор, с учетом их собственных интересов.

Казалось бы, центры активности образовательных областей продуманы, задачи, поставленные перед детьми, будут решены через интеграцию…. Но передо мной возникла сразу еще одна проблема – это развивающая среда. Ведь для того, чтобы дети могли исследовать, находить выводы и делать логические умозаключения, им необходимо подготовить хорошую предметно-развивающую среду, а для этого нужна материальная база. Где ее взять? Тогда в голову пришла идея по привлечению родителей к проектной деятельности. Потому, что продукт проектной деятельности, он имеет огромное значение, как в качестве пособий, дидактических материалов, так и в качестве ценного материала для дошкольников (так как дети изготавливают этот продукт совместно с родителями), они начинаю бережно относиться к нему.

Для обогащения развивающей среды, также использовала вовлечение родителей в непосредственно образовательную деятельность. Именно в такой форме работы с родителями, сделала вывод, что те в свою очередь начинают активно включаться в процесс, и уже сами начинают приносить то, что на их взгляд, необходимо детям в процессе познания.

Считаю, что поставленные мною задачи решены полностью. Мои выпускники умеют делать  выводы, работать в коллективе, переключаться на возникающие в процессе вопросы, умеют работать с материалом, отстаивать свою точку зрения. Родители моих воспитанников тоже многому научились. Они стали более активными, им нравиться работать совместно с детьми, ведь в жизненном круговороте порой совсем нет времени на своих детей.

Дальнейшую работу планирую выстраивать уже по намеченным и наработанным схемам. Хочу развиваться и двигаться дальше в совершенствовании планирования, обмениваться опытом с коллегами, так как на данный момент времени, далеко ни все педагоги  имеют четкое представление о правильности в своем выборе (многие не могут перейти от традиционной системы образования, где все четко и понятно). Но это даже интересно, ведь перед нами открыты просторы познания, т.е. мы имеем право выбора по ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Акулинцева Т.  Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание – 1996-№ 7-36-42с.
  2.  Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М.,2001г.
  3.  Бурма А. В. «Программные требования к дифференцированному подходу в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста//Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб: Образование, 1992.
  4. Венгер Л. А., Агаева Е. Л. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания.- М. 1986г.
  5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой-М.: Просвещение, 1980-270с.
  6. Выготский Л.С. Психология  / Л.С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. 1008 с.
  7. Гагилева М.С. Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст [Электронный документ] / М.С. Гагилева // www.detsad126.ru.
  8. Годовикова Д. БВлияние общения с взрослыми на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1980.
  9.  Грехова Л. И. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений. — М. 1999г.
  10.  Гришкова Г. Н. Омск-2003г. Оценка успешности познавательного развития дошкольников.
  11.  Дошицина З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М.: Новая школа, 1994г.
  12. Ибрагимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным// Дошкольное воспитание – 1990-№ 1-30-32с.
  13. Калугина Е. В. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования. – Белгород, 2012. – 23с.
  14. Кузнецова Т. А. «Организация занятий познавательного цикла в дошкольном образовательном учреждении », Тюмень. ТОГИРРО, 1990г.
  15. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. Пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 80с.
  16. Лисина М. ИРазвитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии, 1982. – № 4.
  17. Мищенко Н. Ю. Интегрированные занятия – прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях среды с детьми дошкольного возраста. Челябинск, 2002г.
  18. Рузская А. ГОтношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения с взрослыми // Развитие общения у дошкольников. – М., 1974.
  19. Смирнова Е. ОРазвитие отношения дошкольников ко взрослому в ситуации обучения // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. – М., 1975.
  20. Фельдштейн Д. ИПсихологические основы организации общественно полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков // Вопросы психологии, 1974. – № 6.
  21.  Эльконин Д. БДетская психология – М., 1960.

Приложения

представим себе микробов…(Дети слушают музыкальное произведение «Роботы и звезды», затем рассказывают о том, каких микробов они себе представили).

    Научный факт: В.- ребята, а знаете ли вы, что наше тело населяют триллионы микробов; одни могут принести к серьезной болезни, а другие важны для поддержания нормальной микрофлоры нашего организма. А хотите, я покажу вам одного из множества микробов, который живет у нас на руках? (да). Воспитатель показывает фотографию микроба (дети рассматривают фото). Но нам с вами ни он, ни другие микробы  не страшны. А почему? (Потому,  что мы всегда промываем  руки перед едой, после прогулки и туалета). А вы моете руки только водой? (Нет, мы обязательно промываем  руки с мылом). А какое оно бывает? ( Ответы детей). Вы - большие молодцы! Вы  уже умеете заботиться о своем здоровье.

    Игра:  «Мыло и микробы». Когда я буду говорить «Мыло!», вы будете прыгать, улыбаться и хлопать в ладоши. А когда я буду говорить «Микробы!»,  вы будете сердиться и топать ногами. ( Игра «Мыло и микробы»). Молодцы, вы очень внимательные!

В. - Дальше наша работа будет протекать в двух центрах: центр художественного творчества и центр познания. Мне нужно 6 детей в один центр и 6 детей в другой центр. В центе художественного творчества вы должны  будете нарисовать микроба, дать ему имя и рассказать о нем. В центре познания вы должны будете рассмотреть через лупу состав земли и песка, сравнить их и рассказать: что же вы увидели. Дети выбирают карточки и расходятся по центрам. После продуктивной деятельности, приводят рабочие места в порядок, выполняют мытье рук с мылом и садятся в круг для обсуждения. Дети делятся впечатлениями о проделанной работе.

В. – ребята, на протяжении всей недели мы с вами говорили о разных видах безопасности. Скажите, пожалуйста, а о какой безопасности у нас с вами сегодня шла речь? (о личной безопасности или о гигиене). Ребята, вы сегодня просто умнички!

После подведения итогов, дети меняются центрами и продолжают продуктивную деятельность.

6.Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы С целью выяснения компетентности родителей по экологии, мы запустили анкету из 6-ти вопросов. В ней приняли участие 80 родителей.

Проведя анализ анкетирования, мы выявили то, что проблема загрязнения окружающей среды нашего города не безразлична нашим родителям и детям. Мы решили привлечь внимание всех жителей города к этой проблеме через наш сайт.  Следующим этапом нашего проекта, мы решили запустить:

  • конкурс детско-взрослых рисунков на тему «Чистый город». По результатам, лучшие работы будут размещены на сайте детского сада - срок – декабрь 2013 года.
  • Изготовление родителями необычных костюмов из мусора (фантиков, пакетов, бутылок, бумаги и т.д.), для презентации этих костюмов детьми в дефиле «Мой необычный костюм» - срок – январские праздники.

Приложение № 5

Конкурс «Дефиле костюмов из бросовых материалов»

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья полукругом.

В. – Здравствуйте, ребята, здравствуйте наши гости. Сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы устроить конкурс-дефиле: «Мой необычный костюм» (из бросового материала). А чтобы нам выбрать победителей, я представлю вам наши жюри: (Наталья Валерьевна – заведующая д/с; Галина Николаевна – зам. Зав по ВР, Светлана Ивановна – музыкальный руководитель). Звучит музыка, в зал входят участники конкурса в костюмах. Они обходят круг почета и садятся на лавочку перед всеми детьми.

В. – Ребята, скажите, а вы умеете отгадывать загадки? (да). Это мы сейчас проверим.

Загадывание загадок всем участникам.

Весной вырастают,

Осенью опадают.

(Листья)

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка)

Толстый тонкого побьёт,

Тонкий, что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвозди)

Два кольца, два конца,

Посередине – гвоздик.

(Ножницы)

На носу сидим,

На мир глядим,

За ушами держимся.

(Очки)

Говорит дорожка, два вышитых конца.

Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

(Полотенце)

На малину налетели,

Поклевать её хотели,

Но увидели урода –

И скорей из огорода!

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки.

(Пугало огородное)

Набита пухом,

Лежит под ухом.

(Подушка)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы.

От радости танцуют

Воздушные …(Шары)

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

(Яйцо)        

Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр!

Не шути с сестричками,

Тоненькими … (Спичками)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

(Мох)

В. – Молодцы! Ребята, а как вы думаете каким одним словом можно объединить все ответы загадок? (Если затрудняются, то наводящие вопросы – можно ли сказать, что всё это «мебель?», «одежда?», «продукты питания?».)

Д. – нет! это можно называть бросовым материалом.

В. – Конечно, вы правильно ответили. Посмотрите, что у меня в руках? (газеты). – А скажите, пожалуйста, ваши родители читают их? (да). А когда они их прочитают, то куда они их девают? (выбрасывают). – А как вы думаете, можно ли играть с газетами? (да) - Как и во что? (можно смастерить кораблик, самолет …). – Все верно. А хотите, поиграть со мной в игру «Танец на газетах?» (да). Мне нужно 8 команд по 4 человека в каждой.

Игра «Танец на газетах»

В. – Наверное, вы уже успели рассмотреть костюмы наших героев. Сейчас мы предлагаем каждому герою своего костюма под музыку пройти круг почета, а его родители раскроют нам секрет, что из бросового материала было использовано ими при изготовлении этого костюма.

«Дефиле костюмов» (дети возвращаются на свои места).

В. – Ребята, вам понравились костюмы? (да) – Куда можно пойти в них? (на новогодний праздник, на Колядки). Кто запомнил, из чего были изготовлены костюмы? (ответы). А как вы думаете, что такое мусор? Куда он девается? Можно ли из него что-нибудь изготовить? (ответ детей).

В. – наши дефиле подходит к концу. Но чтобы объявить победителей и перейти к награждениям, нужно чтобы наше жюри подвели итоги. А  пока они этим будут заниматься, мы предлагаем вам выбрать по 3 представителя от своей группы, которым предстоит справиться с серьезным и непростым заданием.

Выбираются от каждой группы по 3 человека. В стороне зала стоят столы с приготовленным бросовым материалом (одноразовые ложки, нитки, клей ПВА, фломастеры, пластилин, лоскутки тканей).

«Мастерская кукол» (Приглашаем воспитателей в качестве помощников).

В.- А пока, самые смелые, отважные ребята занимаются в мастерской, я предлагаю всем нам потанцевать.

Танец «Утята» (дети садятся).

В. – Вот и пришло время для проведения итогов, и я предлагаю слово нашему уважаемому жюри.

Ж. – итоги и награждения.

В. – Ребята, ведь мы не просто вас сегодня собрали, мы хотели рассказать вам о том, чтобы вы не спешили выбрасывать мусор, а немного подумали – возможно, из него еще можно что-то изготовить! Удачи вам!