Воспитание дворянских детей в России XIX века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoryanstvo.ppt | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Цель и задачи дворянского воспитания слайд - 3 Особенности дворянского воспитания слайд – 4-5 Наказания в дворянской семье слайд - 6 Физическое воспитание и развитие слайд - 7 Манеры достойные дворянина слайд – 8-9 Честь, долг, отечество слайд - 10 Дуэль как способ защиты слайд - 11 Список литературы слайд - 12
Цель и задачи дворянского воспитания Основные ориентиры воспитания: Воспитание человека-патриота и носителя традиций своего народа. Прославление своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. Воспитание доброты и любви к людям . Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других. Воспитание трудолюбия . Проявление лени высмеивалось и считалось проявлением не воспитанности. Семья и общество считались основными воспитателями ребенка, они несли ответственность за качество воспитания перед собой и перед церковью. Поэтому в основе лежали религиозные заповеди и запреты , которые выступали в виде целей и задач воспитания, представленные в виде заповедей и народной мудрости. Одним из важнейших условий воспитания считалось доброе и уважительное отношение к ребенку, которое не исключала наказания, в том числе телесного. Общими для всех сословий, в том числе дворян, являлись библейские заповеди : "не убий", "не лги", "не воруй", "не желай чужого" и др.
Особенности дворянского воспитания К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание» , т.е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. С позиций современной педагогики недостатки такого воспитания очевидны, но порой его результатом выступали люди, поражающие своей честностью, благородством и тонкостью чувств. Причина заключалась в понимании жизненного и общественного успех. В эти понятие входили не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека – чистая совесть, высокая самооценка и другие добродетели. Изначально ребенка ориентировали не на успех, а на идеал: быть храбрым, честным, образованным и воспитанным. Не потому, что это поможет достичь ему славы, богатства, высокого чина и т.д., а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким. Русский аристократ XIX века – это совершенно особый тип личности, который был результатом соответствующего воспитания. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик – несли на себе отпечаток определенной культурной традиции. «Дворянское воспитание» – это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно, путем привычки и подражания: это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают.
Идея столь высокого требования к дворянину выражалась в следующей идеи: «Кому много дано, с того много и спросится». Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться излишне строгим, даже жестким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребенку определяется тем, что его воспитание было строго ориентировано на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона. Дети держались в духе подобострастия и чувствовали , что они созданы для родителей, а не родители для них. Одобрение как и наказание должны быть очень редкими, и только заслуженным. Даже проявление любви и внимания ребенок должен был заслужить, не говоря уже о наказании. С одной стороны воспитание ребенка происходило совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, постоянные друзья дома – все воспитывают по своему усмотрению и по мере желания. С другой стороны, он вынужден подчиняться единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или неосознанно, учат его все понемногу.
Наказания в дворянской семье В зависимости от проступка и возраста детей к ним применялись соответствующие наказания Иерархия обычных наказаний по степени тяжести: Оставляли без сладкого, Оставляли без прогулки, Запрещали играть, Ставили в угол и на колени, Телесные наказания. Гнев отца. Являлся потрясением, особенно для мальчиков, случаем, запоминающимся на всю жизнь. Лишение наследства. В целом считалось, что и одобрение и наказание должны быть очень редкими, ибо одобрение – величайшая награда, а неодобрение – самое тяжкое наказание. За любые серьезные проступки детей наказывали строго наказывали. Серьезными проступками считалось, любое нарушении дворянского кодекса и основополагающих заповедей. Так ложь и грубость была не приемлема даже по отношению к прислуге, не послушание родителям. Открытое, демонстративное неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал . Вообще послушание родителям , почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов дворянского воспитания .
Физическое воспитание и развитие Независимо от рода деятельности, храбрость считалась безусловным достоинством дворянина, и это учитывалось при воспитании ребенка. Но храбрость и выносливость, которые требовались от дворянина, были почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Поэтому владение верховой ездой, фехтованием, плаваньем и греблей было обязательным для любого дворянина . Чтобы уверенно играть свою роль – держаться свободно, уверенно и непринужденно – светскому человеку нужно было уметь хорошо владеть своим телом. В этом отношении особое значение имели уроки танцев. Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и потому обучение танцам начиналось с 5-6 лет . Тренировка и закаливание дворянских детей в отличии современных занятий физкультурой, имела цель не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности. Иными словами, физические испытания уравнивались с нравственными – в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства. Танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был обязательный элемент воспитания. Молодому человеку, не умеющему танцевать, было бы нечего делать на бале; а бал в жизни дворянина – это не вечер танцев, а своеобразное общественное действо, форма социальной организации дворянского сословия. Знаменитый «первый бал» в жизни дворянской девушки, строго говоря, не был первым; к 15-16-ти годам, когда ее начинали «вывозить», она уже прекрасно умела не только танцевать, но и вести себя в специфической обстановке бала.
Манеры достойные дворянина Причем правила хорошего тона отнюдь не сводились к набору рекомендаций, типа: в какой руке держать вилку, когда следует снимать шляпу и т.п. Разумеется, этому дворянских детей тоже учили, но подлинно хорошее воспитание имело в своей основе этические правила и запреты, которые реализовались через соответствующие внешние формы поведения. Дворянские дети, как и любые другие, прежде всего, приучались к элементарным правилам гигиены. Отношение к внешности и одежде носило не только эстетический, но и философский характер . Это был культ прекрасного, стремление найти изящную форму для всех проявлений жизни. Правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто. Особое внимание уделялось украшениям: надевать слишком много драгоценностей считалось дурным тоном. Отметим, что «непристойной» считалась в хорошем обществе всякая открытая демонстрация богатства. Светское общество относилось к бытовой стороне жизни как к явлению, имеющему глубокое содержание и самостоятельное значение. Балы, светские рауты, салонные беседы и частная переписка – все это в большей или меньшей степени носило оттенок некого ритуала, для участия в котором требовалась специальная выучка. Даже танцы являлись организующим моментом бального ритуала, определяя и стиль общения, и манеру разговора. Отказ от участия в танцах имел значение общественного и даже политического поступка, определенного вызова общественному мнению.
Умение нравиться было одной из отличительных черт людей света. Не удивительно, что обучение искусству нравиться людям становилось важнейшим моментом в воспитании дворянского ребенка. Особенная изысканность манер состояла в том, чтобы со всеми людьми, независимо от их происхождения, уметь держаться одинаково, без чванства и заносчивости. Готовясь к жизни в свете, дворянский ребенок должен был приучиться выражать любые чувства в сдержанной и корректной форме. Умение скрывать от посторонних глаз «мелкие досады и огорчения» считалось обязательной чертой воспитанного человека. Поэтому дворянского ребенка с раннего детства приучали превозмогать по мере сил страх, отчаянье и боль и стараться не показывать, как это трудно. Внешняя сдержанность и самообладание естественно увязывались с обостренным чувством собственного достоинства, с уверенностью в том, что демонстрировать свое горе, слабость или смятение – недостойно и неприлично. При выяснении отношений в свете допустимы были выражения резкие и по существу оскорбительные; однако по форме они должны были быть безукоризненно вежливыми. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.
Честь, долг, отечество Служить верно , было неотложным правилом кодекса дворянской чести и было нравственным законом, а чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием.. Дворянская честь считалась едва ли не главной сословной добродетелью. Согласно дворянской этике, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, она была безусловно и безоговорочно важнее, чем выгода, успех, безопасность и просто рассудительность. Честь являлась основой жизни , и требовала немалое самообладание. Например, следовало уметь подавлять в себе эгоистические интересы (даже вполне понятные и объяснимые), если они приходили в противоречие с требованиями долга. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. В этой обстановке повышенной требовательности и – одновременно – подчеркнутого доверия воспитывались дворянские дети. Щепетильно оберегая свою честь, дворянин, конечно, учитывал чисто условные, этикетные нормы поведения. Но главное все-таки в том, что он защищал свое человеческое достоинство. Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак между собой не связанных требований.
Дуэль как способ защиты Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не потерять честь, требовала немалой храбрости, а также честности и привычки отвечать за свои слова. Нельзя было просто демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения: это считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов. Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, «честного слово». Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, но публичное же извинение делало конфликт исчерпанным. Дуэль как способ защиты, несла еще и особую функцию: утверждала некое дворянское равенство, не зависящее от чиновничьей и придворной иерархии. Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь . В идеале, честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность или просто рассудительность. Граница между честью и бесчестием порой была чисто условной, доказательством тому являются дуэли, поводом к которым служили лишь светские предрассудки. Но постоянная угроза смертельного поединка накладывала свой отпечаток на весь стиль поведения. В особенности повышалась цена «честного слова». Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию , потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться — и выполнял обещание. Согласно известному парадоксу, офицер мог быть изгнан из полка «за дуэль или за отказ». В первом случае он попадал под суд и нес наказание, во втором — офицеры полка предлагали ему подать в отставку. (дуэль была официально запрещена и уголовно наказуема).
Список литературы Аналогия педагогической мысли. Русские деятели и педагоги народного образования и воспитания. / Сост. Н.Н.Кизьмин. М.: Высшая школа, 2001г. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. - М., 1997. Березовая Л.Г.История русской культуры: в 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 400 с. Дворянская культура 20-30-х гг. ХIХ века: воспитание, образование, обычаи / Н. Р. Ванюшева, М. Ю. Ярославцева // Библиотечка "Первого сентября" История. - 2008. - №22. - 32с. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для студентов педвузов. - М.: ГИЦ «Владос». - 2004г. История педагогики: Уч.пособие для студентов пед.институтов / Под редакцией Шабаевой М.Ф. - М.: Просвещение. 2000 г. Короткова М.В. Домашнее воспитание в семьях столичного дворянства в первой половине ХIХ в. / М. В. Короткова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008.-№1. - С.14-18. Соловьев Б.И.Русское дворянство и его выдающиеся представители / Б. И. Соловьев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 . - 320 с. Яковкина Н.И. История Русской культуры: 19 в.2-е изд., СпБ.: изд. «Лань», 2002 - 576с. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт и традиции. - Спб.: Издательство «Лань», 2002. -160 с.
Благодарю за внимание