ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Саратова Ольга Николаевна

Дипломная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного образования

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

                                                                               Выполнила:

                                                                               Саратова Ольга

                                                                               Николаевна

                                                                                 Подпись__________

                                                                               Научный руководитель:

                                                                               Гриневич И.М, доцент

                                                                               кафедры ДО

                                                                                 Подпись___________

                                             Ставрополь, 2015

«Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                   ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1.1 Особенности развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………….8

1.2 Теоретические подходы к организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………..10

1.3 Модель организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………….17

ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 Состояние организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………25

2.2 Технология организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………27

2.3 Реализация ИК-технологии организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении………………………………….29

ГЛАВА Ш.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

3.1 Описание этапов исследования………………………………………….39

         

3.2 Анализ результатов исследования………………………………………43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………44.                                                                                                             ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..46

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………48

                                                 ВВЕДЕНИЕ

       Проблема формирования развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

       В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина.

       Принятый 17 октября 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 г. Он снимает многие опасения, связанные с перспективами дошкольного образования. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования. Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность».    

       Поэтому исследование изменений развивающей среды в ДОУ обладает актуальностью на этапе внедрения  ФГОС дошкольного образования. Вопрос  организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

       Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

       В ФГОС ДО определены образовательные области развития ребенка дошкольного возраста: речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное. Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития детей. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

       Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

       В области математического образования интегрированные занятия играют  важную роль. В процессе математического развития и усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т.п.; познается смысл окружающей действительности; формируется целостная «картина мира». Для того, чтобы происходило такое формирование, предполагающее накопление логико-математического опыта (математической осведомленности) у детей необходимо организовывать образовательную деятельность так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

. Поэтому опытно-экспериментальное исследование мы проводим по математическому образованию детей старшего дошкольного возраста.

      Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра, но развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста происходит в продуманной организации предметно-пространственной развивающей среды. Именно поэтому педагоги  испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

       Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

       В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную  обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленной. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех  детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

      Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению  уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.

На основании изложенного мы определили гипотезу исследования.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:  сочетание различных видов деятельности на занятии, в играх детей, прогулке при условии гармонично организованной предметно-пространственной развивающей среды способствует более легкому и эффективному формированию математических знаний у детей дошкольного возраста, повышению качества образования дошкольника.

Целью работы мы определили анализ путей создания развивающий среды в дошкольном образовательном учреждении для образования старших дошкольников. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Выявить тенденции формирования развивающей среды на современном этапе.

3. Проанализировать требования ФГОС дошкольного образования к развивающей среде.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование по математическому образованию детей старшего дошкольного возраста

5. Теоретически обосновать возможность и эффективность применения интегрированного подхода в математическом образовании дошкольников.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: образование детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: создание предметно-пространственной развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста.

База исследования:  МДОУ детский сад № 12 с. Старомарьевка Грачевского района Ставропольского края.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

1.1 Особенности развивающей среды в ДОУ

       В большинстве источников под развивающей средой понимается предметно-развивающая среда, в т.ч. и в новом ФГОС дошкольного образования. Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включающих ряд компонентов.    Развивающая предметно-пространственная среда детства – система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.

       В ФГОС ДО в определении общих требований к предметно-развивающей среде образовательного учреждения выделены принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости.

       В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окружающему миру. В связи с этим среда – условие творческого саморазвития личности ребенка.

       Сопоставляя эти понятия и анализируя требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения можно заключить, что предметно развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

       Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от развивающей среды. Главное требование к организации предметно-развивающей среды – ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

                Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей. Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности.   Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.   Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность "вычерпать" из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.    Эта среда должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

       Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе. Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.                                                                                                                                     В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.

       Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.

1.2  Теоретические подходы к организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

       Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

  1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
  2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
  3. Это предполагает решение следующих задач:
  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  • Радости существования (психологическое здоровье)
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности.
  • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, но как средство полноценного развития личности.

4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основанные на формирующейся у взрослых способности встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

       Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

       Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. принцип стабильности, динамичности
  4. принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. принцип открытости – закрытости
  8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

       Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.  Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен. В то время как душевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка. Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длинной».

       Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

       Принцип активности заключается в том, что ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Пример:

  1. На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
  2. Одна из стен – «стена творчества» — предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
  3. Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

      В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д., всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

       Принцип стабильности-динамичности развивающей среды состоит в том, что в проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), могут быть реализованы с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

       Принцип комплексирования и гибкого зонирования вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности». Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

       Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками: это возможно с помощью шкафных перегородок, когда при перестановке мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.                                                                                                                                    

       Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого: среда должна быть организована так, чтобы она давала детям разные и меняющиеся впечатления, побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка.                                                                                                                                    

       Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов).  

       Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды заключается в постижении детьми категории эстетического  и начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.   Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети смогут осваивать  специфику жанров. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

       Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах: открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах;  открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «малой родине» и чувства любви к ней; это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители;  это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

       Принцип учёта половых и возрастных различий детей реализуется в построении среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности. Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки). Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

       Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей. Варианты построения развивающей среды: зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования; использование помещений спальни и раздевалки;  реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

       Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию».  

       Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Поэтому представляется ошибочным применение в образовании групп определённых заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов «парикмахерская, магазин, дом»). Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.

         Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»:  достраивание определённых деталей интерьера детьми; включение в интерьер крупных игрушек-символов; места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.

1.3  Модель организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

       Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей,  воспитательной, развивающей, социализирующей.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. Содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых

- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В соответствии с воспитательной и социализирующей функциями наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

 

 Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:
      Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:  развивающие игры,  технические устройства и игрушки, модели; предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

       Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: центр игры,  центр двигательной деятельности,  центр конструирования, центр музыкально-театрализованной деятельности.

       Спокойный сектор: центр книги,   центр отдыха,   центр природы.

       Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности:   центр познавательной и исследовательской деятельности,   центр продуктивной и творческой деятельности,   центр правильной речи и моторики.

          Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. 
Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов  - веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это:  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу, загадки, пословицы, поговорки.
        Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого ребенка.
      В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой развивающей среды. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.

Важно, чтобы  предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.  При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

 

                 Модель   построения предметно - развивающей среды

 Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой,  би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети  с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр природы  служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей  формируются предпосылки экологического сознания, развивается  экологическая культура, познавательный интерес к  проблемам природы, желание и стремление разрешить    экологические проблемы  доступными ребенку – дошкольнику средствами. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире, что   обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка Для детского исследования  и экспериментирования  необходимы  самые разнообразные природные  и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Центр продуктивной и творческой деятельности или  центр  художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать  альбомы с образцами  народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.  Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центр конструирования способствует развитию детского  творчества, конструкторских способностей.  Центр  может быть  достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты  должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла,  рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.  В этом центре дети с удовольствием приобщаются  к словесному искусству, у детей  развивается  художественное восприятие  и эстетический  вкус.

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.

ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 Состояние организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении;

       Уровень осуществления управленческой деятельности руководителями дошкольных образовательных учреждений в значительной степени зависит от ее теоретической и практической разработанности в научных исследованиях, пособиях, методических рекомендациях, на основе которых строится работа ДОУ. Неразработанность в литературе вопросов организации развивающей среды как функции управления оказывает существенное влияние на уровень осуществления этой функции в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Определить основные направления и пути организации развивающей среды как функции управления возможно как на основе использования ведущих положений теории управления в образовании, так и на основе анализа состояния организации развивающей среды в практике управления дошкольных образовательных учреждений.

       Такая постановка вопроса потребовала проведения эмпирического исследования по выявлению особенностей существующей системы управления ДОУ в аспекте организации развивающей среды. Эмпирическое исследование было проведено на базе дошкольного образовательного учреждения с. Старомарьевка, который показал, что в практике работы по организации развивающей среды имеется определенный положительный опыт.

Программа эмпирического исследования включала в себя:

- изучение и анализ положительного опыта руководителя дошкольного образовательного учреждения по рассматриваемому вопросу;

- выявление затруднений, которые испытывает руководитель в организации развивающей среды;

- изучение эффективности работы педагогического коллектива в аспекте организации развивающей среды.

       В исследовании использовались следующие методы: анкетирование заведующей, старшего  воспитателя, воспитателей, родителей; изучение и обобщение педагогического опыта; индивидуальные и групповые беседы, которые давали возможность выявить сравнительную объективность данных и делаемых на их основе выводов, изучение документации ДОУ (планов работы).

        При анализе состояния развивающей среды рассматривались основные проблемы и тенденции изменения среды развития в дошкольных образовательных учреждений.

       Анализ данных позволил выделить следующие позитивные изменения развивающей среды. В ДОУ обновили функциональное пространство для использования помещений и оборудования, обстановка стала более домашней для ребенка. Для расширения социальной среды общения при взаимодействии воспитателей, освобожденных специалистов, родителей в ДОУ используют нетрадиционные формы работы, созданы условия, обеспечивающие чувства свободы, раскованности, проявляя активность в общении, деятельности, как с детьми, так и с разными взрослыми, раскрывая свою индивидуальность, накапливая социальный опыт. Это вечера совместных игр, концерты для малышей, общение с разными взрослыми, работа кружков по определенному направлению, а также связь с другими дошкольными образовательными учреждениями, совместные мероприятия (конкурсы, концерты).

       Тенденция выделять и оборудовать специальные помещения для разных видов детской деятельности получило развитие за счет сокращения контингента детей и освобождения площадей в дошкольных образовательных учреждениях, с одной стороны, и развитие новых педагогических технологий - с другой.

2.2 Технология организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

          В соответствии с логикой исследования необходимо дать обоснование педагогической технологии организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении как функции управления.

       В отечественной литературе понятие «педагогическая технология» рассматривается во многих психолого-педагогических исследованиях, даются многоаспектные толкования, которые раскрывают общие основы технологии в системе педагогического образования.

       Остановлюсь на некоторых из них, которые способствуют рассмотрению проблемы  исследования.

       В толковом словаре понятие «технология» представлена как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.  В ряде исследований понятие «педагогическая технология» рассматривается как совокупность способов и средств осуществления педагогических мероприятий, реализации форм педагогической деятельности участников образовательного процесса.

По мнению В. П. Беспалько  «педагогическая технология»:

- систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса;

- проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.

       В.М. Монахов дает определение «педагогической технологии» как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». И.Ф. Исаев вводит понятие «технология педагогической деятельности», рассматривая как интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем, планирования и обеспечения управления решением проблем. С позиции системного подхода предметом педагогической технологии является взаимодействие педагогов и воспитанников, на основе обоснованных способов организации педагогической деятельности, осуществление которых приводит к оптимальному решению поставленных задач.

       Существуют разные определения этого понятия. В целом понятие «педагогическая технология» может быть представлена определением, предложенным Г.К. Селевко, который предпринял попытку отразить в нем системы всех определений различных авторов. Выделяя в понятии «... педагогическая технология три аспекта: научный, процессуально-описательный и процессуально-действенный», - Г.К. Селевко считает, что «педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения».

       В процессуально-описательном аспекте, технология представляет собой описание (алгоритм) управленческого процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов.

       В процессуально-действенном аспекте, технология представляет осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Технология должна создавать в ходе своего функционирования возможности для коррекции первоначально поставленных целей, содержания, способов взаимодействия.

Основными признаками технологии педагогической деятельности являются:

- соединенность в деятельности педагога целеполагающей, конструкторской, организаторской и исполнительской функций;

- высокая степень ее вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей педагога, ситуации взаимодействия, особенностей отдельных воспитанников и коллектива в целом, таким образом, в основе любой технологии организации педагогической деятельности лежит определенная система. Поскольку эффективность педагогической технологии определяется результатами и оптимальными затратами, согласно достижений определенного стандарта (а именно она и лежит в основе любой технологии), следует отметить, что стандартизация всегда имеет тенденцию к низкой эффективности своей реализации из-за недостаточно полного учета специфики конкретной ситуации. Для достижения прогнозируемой эффективности при разработке технологии необходимо учитывать целый ряд требований ограничений, таких как: соответствие технологическим интересам и потребностям реализующих ее участников образовательного процесса; прогнозирование и оценка побочных действий, возникающих в ходе осуществления технологий; оценка возможностей внесения в них изменений и др.

2.3 Реализация ИК-технологии организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Организация предметно-игрового пространства и развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка, его творческого развития. Задача же дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую развивающую среду, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности.

При такой организации построения  ИК среды включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, - писал К.Д.Ушинский. Ученые установили, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения.

Учитывая эти факты, педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения  был взят курс на совершенствование и создание такого развивающего пространства, которое бы не только соответствовало требованиями Стандарта, но и являлось бы  основным средством, формирования творческой личности ребёнка.

Таким средством мы считаем создание информационно – коммуникационного пространства в дошкольном учреждении, которое позволяет средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования дошкольников. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, позволяет модернизировать образовательный  процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе ДОУ.  Их применение  возможно на различных видах непосредственно образовательной деятельности  не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. Это средство незаменимо в совместной деятельности,  на различных досуговых мероприятиях, в работе с родителями и педагогами. С помощью информационных технологий педагог  может  показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности, времени, пространстве. Такая работа мотивирует и активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме, проблеме, явлении.

Применение информационных коммуникационных технологий вызывает у детей повышенный интерес и усиливает интерес к обучению. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

На этапе формирования ИК пространства  в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов. Работа началась с изучения нормативных документов (ФЗ, ФГОС ДО, СанПиН 2.4.1.3049-13г., профессиональный стандарт педагога), методической литературы, а также документов, регламентирующих выбор технических средств, оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Дополнительным положительным фактором послужила переподготовка педагогов на курсах повышения квалификации.

Педагогическим коллективом был разработан следующий план по созданию ИК пространства:

1. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения образовательного процесса ДОУ.

2. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.  

3.Создать банк  дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.  

4.Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.  

5.Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.

Для развития у детей устойчивого познавательного интереса, развитию у них воображения и творческих способностей перед педагогами стоит задача: сделать процесс познания  интересным, насыщенным и занимательным. А это значит, что материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес.  Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Создаваемые педагогами  мультимедийные презентации соответствуют требованиям, предъявляемым к КП ДОУ и содержат множество занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются  прекрасными помощниками в  ОД ДОУ.

Требования к компьютерным программам ДОУ: исследовательский характер; легкость для самостоятельных занятий детей; развитие широкого спектра навыков и представлений; возрастное соответствие; занимательность.

Создание и систематизация презентаций осуществлялась в соответствии с комплексно-тематическим планированием и учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.  Такие презентации дают возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов.

Так при изучении лексической темы «Транспорт» использовались как ознакомительные презентации «Дорожная азбука», «Такие разные машины», «ПДД. Автодискотека», так и видеофильмы «Азбука безопасности»,  познавательные мультфильмы «В гостях у тетушки Совы», «Мой приятель светофор» и т.д.  

Художественный труд дает неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности ребёнка, креативности и одаренности,  посредством использования ИКТ.  Такая деятельность с детьми не может быть скучной, неинтересной для детей, а применение ИКТ еще больше развивает познавательный интерес ко всем видам изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). С целью художественно-творческого развития детей успешно используются  презентации  по ознакомлению с живописью для старших дошкольников «Картины Репина», «Природа Левитана», «Осень в картинах русских художников», «Времена года», серии графических заданий «Послушный карандаш» и многие др. Слайдовые презентации не только содержат огромный спектр изображения картин, но и дополнены музыкальным сопровождением.

Мультимедийные презентации помогают сделать своими руками поделки из бумаги, картона, глины, пластилина и  различных природных материалов, а технологическая карта по изготовлению той или иной поделки остается в поле зрения ребенка, помогая запомнить порядок действий. Сопутствующий и соответствующий тематике музыкальный фон презентаций во время продуктивной деятельности только усиливает воздействие на ребенка, способствуя становлению его творчества. Под  влиянием музыки создается, собственно, творческое воображение, а через него - восприятие разных сторон жизни!

В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, например: «Игровая математика», «Путешествие по сказкам»,

«Развивающие игры и упражнения для детей», «Веселая азбука» и много других занимательных и развивающих игр для дошкольников. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как космос, смена времен года, дня и ночи, путешествие по странам мира и многое другое.  

Неоценимо значение использования ИКТ в рамках музейной педагогики. Ознакомление с историей возникновения различных экспонатов, их местонахождением, использованием  идет в рамках «Виртуального музея» с использованием презентаций, видеофильмов.

ИКТ используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях с детьми. Компьютерная программа «Игры для Тигры», многочисленные презентации созданные педагогами  способствует развитию у детей слухового восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов; развитию умения связано говорить.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми дошкольного возраста, мы должны помнить заповедь «не навреди!». Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Необходимо помнить, что для детей 5 - 6 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать10 минут. Неотъемлемой частью занятий в детском саду являются динамические паузы или физминутки. Как известно, они оказывают благотворное воздействие на восстановление работоспособности детей, на улучшение их эмоционального состояния. И в этом нам также помогают компьютерные технологии. (Видео)  Сформирован банк электронной гимнастики для глаз различной сложности и тематической направленности. 

Не менее, важным, на мой взгляд, является использование ИКТ в проведении различных тематических мероприятий, включая развлечения, досуги, праздники, на которых не только дети получают дополнительные впечатления, но и их родители. Эти впечатления способствует развитию творческого мышления у детей, развивают критичность и самостоятельность мышления, являются одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к людям, к природе, к труду, к жизни.

ИК пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком. Поддерживать активное взаимодействие с родителями,  педагогами, внешним миром позволяет сайт ДОУ, который связан гиперссылками с мини-сайтами специалистов. Создавая сайт, мы стремились создать уютное пространство, которое бы способствовало

•        Развитию продуктивного сотрудничества между родителями и педагогическим коллективом.

•        Информированию родителей. (Памятки, информационные статьи, рекомендации специалистов и многое др.)

•        Размещению материалов, интересных для родителей и детей. Причём к выкладыванию фотографий детей, их поделок, рисунков мы стараемся привлечь не только воспитателей, но и родителей.

•        Формированию положительного образа дошкольного учреждения. Сайт – это отличная возможность презентовать детский сад со всех его лучших сторон.

 Использование ИКТ многое даёт и самим педагогам: значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД. Наконец, с помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты и многое, многое  другое.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению ИКТ в образовательный процесс детского сада мы отметили ряд преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются  стимулом к познавательной активности детей;
  • ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;
  • Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Использование ИИКТ позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми достигаются высокие результаты: у детей повышается  мотивация  к познавательной деятельности; формируется активная позиция субъекта обучения; значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.

Проанализировав работу в данном направлении, проведя мониторинг освоения  образовательной программы, я пришла к выводу, что создание ИК пространства в  ДОУ позволяет:

  • систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, творческую фантазию и воображение;
  • стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
  • учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;
  • дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
  • находить новые, оригинальные подходы, творческие решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Считаю, что информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Дает возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Перспективу дальнейшего использования ИК пространства я вижу в следующем:

  • Приобрести и использовать в образовательном процессе ДОУ интерактивную  доску, которая позволит сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, будет повышать интерес детей к обучению и помогать педагогу развивать внимание, мышление и самостоятельность детей.
  • Активнее использовать возможность участия воспитанников в дистанционных конкурсах, тренингах не только в дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях с помощью родителей. Заинтересованные родители, благодаря сети Интернет, могут повысить компетентность в вопросах воспитания, образования и развития ребенка.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь решать проблему творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобные нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем средства ИКТ, которые уже давно и прочно вошли в нашу жизнь.

В заключение хочется вспомнить высказывание Джона Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».

ГЛАВА Ш.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1 Описание этапов исследования

       

        Базой исследования является МКДОУ детский сад 12 с. Старомарьевка.  В эксперименте принимали участие дети старшей группы, в количестве десяти человек. Сроки проведения эксперимента с января по март 2015 года.

Исследовательская работа включает в себя констатирующий, формирующий  и контрольный этапы эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента:

Выявить начальный уровень количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи данного эксперимента:

  1. Провести диагностику уровня развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Проанализировать полученные результаты.

Для проведения эксперимента была использована диагностика, разработанная И.И. Аргинская.

Цель диагностики: Выявить представления детей о счете предметов и об их упорядоченности.

 

Материалы:

Картонные круги диаметром 5 см. с точками.

На столе лежат круги с разным количеством точек. Круги расположены в беспорядке. Ребенок должен расположить эти круги в ряд по порядку.

В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки.

Критерии оценок:

I уровень – задание выполнено самостоятельно и полностью верно.

II уровень – допущены 1-2 ошибки.

III уровень – допущены 3-4 ошибки.

IV уровень – допущено более 5 ошибок.

Результаты диагностики представлены в приложении 1 (Приложение 1. Таблица 1, рисунок 1).

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили мне разработать серию занятий на этапе формирующего эксперимента.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мной была определена цель формирующего этапа эксперимента.

          Описание формирующего эксперимента

Цель: Разработать и апробировать серию занятий по математике посредством информационных технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: формировать представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом счёте, части целом.

Для реализации цели и задач формирующего эксперимента мной была разработана программа формирующего эксперимента на основе разработанных компьютерных игр (Кривенкова Н.А., Осипова Т.Г., Горвиц М.Г, Пикельнер Б.Л.,Яворончук Л.А.), которая включает в себя серию занятий по развитию количественных представлений посредством информационных технологий.

Сроки проведения формирующего этапа эксперимента с февраля по март 2015 года.


Тема

занятия

Цель

Методы

обучения

Средства обучения

Связь с другими видами деятельности

Дальние страны

1.Закреплять названия цифр

2.Упражнять детей в порядковом и обратном счете

Метод комплексной организации занятия, объяснение и показ работы с программой.

Информационные технологии

Занятия по математике, дидактические игры

Архитектор

Учить детей определять состав числа, видимый как модель

Объяснение, Метод комплексной организации занятия, показ, наглядность, беседа, игровой приём

Информационные технологии

Занятия по конструированию, математике.

Рассади зрителей

1.Закреплять навыки порядкового счета

2.Учить детей соотносить количество «зрителей» с цифрой, указанной на карточке клоуна.

Метод комплексной организации занятия, показ, наглядность, беседа, игровой приём

Информационные технологии

Занятия по математике, дидактические игры

Все игры рассчитаны на несколько занятий. Задачи в играх постепенно усложняются.

Методические рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством информационных технологий:

  1. Не навязывать ребенку темп игры. Давать больше времени на обдумывание и осмысления задачи поставленной компьютером.
  2. У всех детей разный уровень интеллектуальной активности, поэтому некоторые дети могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач. В этом случае педагогу  необходимо оказывать ребенку помощь в преодолении затруднений
  3. Правила компьютерных игр должны объясняться детям заранее.
  4. Компьютерным играм, направленным на развитие математических представлений должны предшествовать традиционные занятия по математике.
  5. Для развертывания самостоятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней игровую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях.

Таким образом, если использовать данные методические рекомендации в практической деятельности педагогов, то повысится эффективность занятий посредством информационных технологий.

После формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап. Методика проведения та же, что на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа эксперимента в Приложение (Приложение 2. Таблица 2. Рисунок 2).

   

  3.2 Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов

       

      Констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента проходили в естественных условиях функционирования МКДОУ детский сад 12 . В ходе эксперимента я проверяли эффективность информационных технологий в ДОУ для развития математических представлений у дошкольников. Эксперимент проходил в рамках разработанной мной программы, с учетом выделенных в гипотезе педагогических условий. А сравнение результатов эксперимента проводилось на основе результатов нулевого и промежуточного срезов. Эффективность экспериментального исследования  определили в соответствии с динамикой развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.

          В результате проведенного эксперимента мной были решены и сделаны следующие результаты:

1. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей уровень развития математических представлений средний. Это говорит о том, что необходимо параллельно с традиционными занятиями в качестве дополнения развивать детей и с помощью информационных технологий.

2. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что развитие математических представлений посредством информационных технологий протекали при реализации следующих педагогических условий:

- учёт интересов детей;

- учёт возраста и индивидуальных особенностей детей;

- учет интеллектуального развития детей;

- использовать различные формы и методы работы.

3. В качестве показателей знаний по математике у детей, мной выделена серия занятий.

4. Наиболее эффективными методами обучения, на мой взгляд, являются метод комплексной организации занятий, объяснение и показ, игровые методы, художественное слово и другие.

5. Необходимо учитывать взаимосвязь развития математических представлений посредством информационных технологий с другими видами детской деятельности.

Таким образом, можно сказать, что информационные технологии и традиционные занятия по математике – оптимальное средство развития математических представлений у старших дошкольников.

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В современном мире с каждым годом  возрастает  значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических, познавательных процессов, и в решении воспитательных задач.

       Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

       Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по формированию элементарных математических представлений  обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

        В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
      Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

       Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).

       Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

       С 2008 года  разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.  

       Педагоги,  изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная и временная  координация); обогащение и расширение кругозора; помощь детям дошкольного возраста в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация, обобщение, сравнение); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

       Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном   использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

ЛИТЕРАТУРА        

  1. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.
  2. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
  3. Бурдюкова, Е.В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие / Е.В. Бурдюкова – М., 2010.
  4. Богомолова, О.Б. Культура клавиатурного письма / О.Б. Богомолова – Волошина, О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина // Информатика – 2011. – №19.
  5. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2012.-№ 5
  6. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 2012.
  7. Горячев, А В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2013.
  8. Горячев, А.В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2014.
  9. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер – М., 2011.
  10. Журавлев, А.А. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться? / А.А. Журавлев – М., 2013.
  11. Зуев, М.Б. Интернет: советы бывалого чайника: восемь лет спустя / М.Б. Зуев – М., 2010.
  12. Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008.
  13. Калугина, О.Б. Работа с электронными таблицами. Microsoft Office Excel 2003 / О.Б. Калугина – М., 2014.
  14. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс – М., 2010.
  15. Колин, К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К.К. Колин // Открытое образование. – 2012. – № 4.
  16.  Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
  17.  Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2011.
  18.  Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина // Информатика. – 2013. – №12.
  19. Крапивенко, А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений / А.В. Крапивенко – М., 2012.
  20.  Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова – М., 2000.
  21.  Левин, В.И. История информационных технологий / В.И. Левин – М., 2010.
  22. Мациевский, Н.С. Разгони свой сайт. Методы клиентской оптимизации веб-страниц / Н.С. Мациевский – М., 2011.
  23. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. - М. : Айресс Пресс, 2012.
  24.  Осадчук, Е.В. Конкурентоспособность в Интернете: как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук – М., 2014.
  25. Пожарина, Г.Ю. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования / Г.Ю. Пожарина – М., 2010.
  26. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков – М., 2015.
  27.  Сотникова В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
  28. Цветкова, М.С. Модели непрерывного информационного образования / М.С. Цветкова – М., 2011.
  29.  Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер – М., 2012.

Интернет-источники:

1. Read more: http://el-mikheeva.ru/avtor/sozdanie-predmetno-razvivayushhey-sredyi-dlya-matematicheskogo-razvitiya-doshkolnikov#ixzz3qX54KQ5t

2. http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/intellektualnoe-razvitie-doshkolnikov-cherez-logiko-matematicheskie-igry-0

 3. Shencer A. Rathus. Inderstanding Child Development N.Y.  1988. P.83-86

4. Schmidt H.D. Allgemeeine Entwicklung spychlolgie. 1977 p.45-49

5. www5ballov/ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Таблица 1.  Результаты констатирующего эксперимента

Ф.И.О.

Количество ошибок

Уровень

Брайко Лиза

2

Средний

Войновская Даша

1

Средний

Горячко Святослав

2

Средний

Дрёмин Миша

0

Высокий

Зверева Катя

4

Низкий

Кошик Сева

0

Высокий

Любаев Семен

3

Низкий

Лебедев Иван

3

Низкий

Панина Таня

0

Высокий

 Сиян Лиана

1

Средний

Высокий уровень – 3 ребёнка

Средний уровень – 4 ребёнка

Низкий уровень – 3 ребёнка

Рисунок 1. Результаты констатирующего эксперимента


Приложение 2. Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента

Ф.И.О.

Количество ошибок

Уровень

Брайко Лиза

2

Средний

Войновская Даша

1

Средний

Горячко Святослав

0

Высокий

Дрёмин Миша

0

Высокий

Зверева Катя

2

Средний

Кошик Сева

0

Высокий

Любаев Семен

1

Средний

Лебедев Иван

3

Низкий

Панина Таня

0

Высокий

 Сиян Лиана

1

Средний

Высокий уровень – 4 ребёнка

Средний уровень – 5 ребёнка

Низкий уровень – 1 ребёнка

Рисунок 2. Результаты контрольного эксперимента

Приложение 3. Описание компьютерных игр

Дальние страны

Автор Кривенкова Н.А.

Предназначена для детей 5-6 лет.

Цель: 1.закреплять названия цифр;

2.упражнять детей в порядковом и обратном счете.

Игровая задача: дорисовать картинку.

Дидактические задачи: знакомство с экзотическими животными, упражнение в порядковом счете.

Предварительная работа: познакомить детей с цифрами, прямым и обратным счетом.

Педагогические приемы: Метод комплексной организации занятия, объяснение и показ работы с программой, подсказка.

Примерное содержание игры:

Программа рассчитана на несколько занятий. Задачи постепенно усложняются.

Игра построена по принципу «дорисовать» картинку, если ребенок правильно находит нужную цифру. Дети упражняются в прямом и обратном счёте, запоминают графическое изображение цифр. Рисунки выполнены ярко и художественно; это радует, удивляет детей, заставляет их неоднократно повторять игры.

Архитектор

Авторы:

Сценарист Осипова Т.Г.

Художники Горвиц М.Г., Кондратьев Н.В,

Программист Пикельнер Б.Л.

Программа предназначена для детей 5 лет.

Цель: развитие образного и логического мышления, элементарных математических представлений, речи, фантазии, чувства красоты.

Игровая задача: «разбивая» выбранное количество кубиков на составные, получить домики различных конструкций.

Дидактическая задача: учить детей составу чисел до пяти; развивать умение сравнивать схематическое изображение домика (построенного из кубиков) с его художественным изображением.

Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.

Педагогические приемы: Метод комплексной организации занятия, объяснение и показ работы с программой, подсказка.

Примерное содержание игры:

Программа рассчитана на несколько занятий. Дети узнают, что красивые, удивительно разные по архитектуре дома имеют, оказывается, общий принцип устройства – модель. Это хорошо просматривается на макетах домов, составленных из кубиков. Каждый кубик – единица измерения. Из кубиков можно построить дома различных форм. Играя в эту игру, ребёнок выступает как созидатель, строитель. Он сам выбирает количество кубиков, делит их на составные части и строит дома различных конструкций. Одновременно он определяет состав числа, решает задачи, закрепляет знания о числах. Богатое художественное оформление делает дома неповторимыми. Педагогу предоставляется хорошая возможность «разговорить» детей, учитывая не только математические, но и эстетические аспекты этой программы.

Рассади зрителей в кресла

Авторы:

Сценарист Зверева Е.Д.

Программист Томашевский С.Б.

Художник Базденков С. В.

Программа предназначена для детей 5-6 лет.

Цель: формирование внимания, сосредоточенности. Развитие математических способностей.

Игровая задача: помочь клоуну с помощью волшебной шапки – неведимки рассадить нужное количество зрителей.

Дидактические задачи: закрепить навыки порядкового счета, учить соотносить количество «зрителей» с цифрой, указанной на карточке клоуна, понимать, какое действие необходимо сделать – вычитание или сложение.

Предварительная работа: знакомство с графическим изображением цифр, порядковым счетом.

Педагогические приемы: Метод комплексной организации занятия, объяснение и показ работы с программой, подсказка.

Примерное содержание игры:

Программа рассчитана на несколько занятий. В игре дети должны помочь клоуну рассадить пришедших в цирк зрителей. Клоун стоит в центре арены, в руках у него карточка с цифрой. Он просить детей оставить в зале столько зрителей, сколько он показывает на карточке.