статья "Особенности построения личностно-ориентированного обучения младших школьников для успешной реализации требований ФГОС"

Дубинина Алёна Витальевна

В данной статье отражны проблема построения личностно-ориентированного обучения младших школьников в рамках требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

А.В. Дубинина

г. Белгород

                Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

                В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чётко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира - составляет цель и основной результат образования».

        Одним из принципиальных отличий новых стандартов является стремление к получению личностного результата. Общество стремится к тому, чтобы появлялась личность, которая развивается по собственной траектории, с учетом индивидуальных склонностей, интересов, способностей. В стандартах второго поколения говорится: “Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны” [1, с. 116].

Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В период начального обучения особое значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности через личностно-ориентированный подход [2, с. 138].

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставится самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа» [4, с. 11].

Личностно - ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход. Ученик становится центральной фигурой учебного процесса, познавательная деятельность учащихся - в центре внимания педагогов - исследователей, а также разработчиков образовательных программ и средств обучения, и особенно административных работников. Личностно-ориентированное обучение меняет схему и иерархию связей взаимоотношений «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Снижается приоритетная роль учителя как главного источника информативной составляющей учебного процесса. Усиливается позиция ученика как организатора познавательной деятельности. Возникают отношения партнерства.

Личностно-ориентированный подход предоставляется ребёнку право на свободный и самостоятельный выбор из целого ряда возможных альтернатив деятельности (поведения), и он осуществляет свой выбор, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей.

Таким образом, осуществляется тонкий и подвижный баланс между личной инициативой ученика и профессиональной инициативой учителя.

Согласно личностно-ориентированному подходу, наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям. В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации обучения обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором происходит организация взаимодействия субъектов.

Таким образом, в стандартах нового поколения личностно-ориентированное образование является основополагающим направлением.

Проблематика личностно-ориентированного обучения, по словам Е.В. Бондаревской, в отечественной педагогике появилась относительно недавно. Однако отдельные её аспекты разрабатывались в русле иных подходов к организации образования. Теоретические разработки по данному вопросу нашли отражение в трудах Н. А. Алексеева, А. С. Белкина, Л. С. Выготского, А. С. Границкой, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Э. Ф. Зеера, Н. И. Чуприковой, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской, Николаевой Е.А..

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [5, с. 36].

Основной формой организации учебных занятий на протяжении почти четырёх столетий является урок. Урок - главная составная часть учебного процесса.

Современный личностно-ориентированный урок есть не только динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, но и развивающая система, связанная с окружающей средой. Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом [3, с. 5].

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Как отмечает И.С. Якиманская «основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. «окультурить»), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания».

Таким образом, личностно-ориентированный урок состоится тогда, когда:

Учителем будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии.

Учитель будет являться организатором и помощником учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке.

Субъектная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения, его темпа. Учебный процесс будет организован через диалог или полилог.

В соответствии с этим, современный урок по ФГОС – это: профессиональная и методическая подготовка учителя; целеполагание и мотивация учения; системно-деятельностный подход; современные средства обучения; выбор оптимальных средств обучения; создание условий для саморазвития [3, с. 6].

Итак, личностно-ориентированный процесс определяется как обучение, в основе которого лежит выявление особенностей ученика как субъекта деятельности при постоянном согласовании в процессе обучения двух видов опыта – общественного и индивидуального, предоставление ученику возможности активно проявить себя в учебно-познавательном процессе на основе раскрытия своих речевых способностей.

Особенности личностно-ориентированного подхода:

- ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов;

- это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности;

- имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.

Список использованной литературы:

  1. Игнатова И.Б. Личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников: моногр. / И.Б. Игнатова, Е.А. Николаева.- СПб.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2009.-216 с.
  2. Кукушин В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева – Вараксина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005 – 592 с.
  3. Лукьянова М.И., Теоретико-методологические основы организации личностно- ориентированного урока // Завуч. Управление современной школой. – 2006.- №2. - С. 5-9.
  4. Стасько А.В. Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся / А.В. Стасько //Начальная школа. – 2011. - №1. – С. 13-15.
  5. Тарасова В.Н., Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Начальная школа. – 2005. - №11. – С. 39-42.