Статья "Психолого-педагогическое содержание принципа природосообразности обучения:история и современность"

Кошкина Светлана Александровна

Мною, студенткой III курса, под руководством научного руководителя Ивановой И.В., к.псих.н.,Институт управления бизнеса и технологий г.Калуга, была написана статья, которая нашла своих читателей в сборнике материалов "Управление качеством образования на современном этапе развития общества". Материалы заочной научно-практической конференции с международным участием (2 апреля 2014 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_printsip_prirodosoobraznogo_obucheniya.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое содержание принципа природосообразности обучения: история и современность

Кошкина С.А.., студент  кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Институт управления бизнеса и технологий г. Калуга

Научный руководитель: Иванова И.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин,

Институт управления бизнеса и технологий г. Калуга

 

В наше время на гребне информационной волны всплывает множество новых педагогических идей и имён. Мы изучаем методику этих школ и иногда пытаемся внедрить её и в нашу практику. Учителю необходимо быть в курсе всего нового, необходимо анализировать новые формы работы, сравнивать результаты и рациональные зёрна использовать в своей работе. Но не получается ли сегодня так, что в погоне за чем-то новым мы открываем уже открытое, и не лучше ли нам иногда обратиться к опыту наших педагогов – классиков, философов, глубоких мыслителей, гуманистов.  Хочется вспомнить и ещё раз переосмыслить жизнь и деятельность философа Жан-Жака Руссо, который писал: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать: нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим» [4].

Оказывается, в педагогическом образовании недостаёт такого важнейшего фактора, как природосообразность, то есть соответствие человека своей изначальной природе. Ж.-Ж. Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков, поэтому организацию образовательного процесса необходимо строить на основе изучения природы ребенка, его особенностей. Познание окружающего мира должно соответствовать «человеческой природе» и происходить «естественным путем» по трем ступеням: первая – господства ощущений, вторая – памяти, третья – разума.  Ребенку должна быть предоставлена возможность для проявления активности и самостоятельности в познании мира; естественным является воспитание в семье и коллективе.

Жан-Жак Руссо говорил, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача учителя – гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием  Руссо полагал, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием Ж.-Ж.Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник. Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию [3].

В задачи воспитания Ж.-Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства. Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании педагог предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску.

 Ж.-Ж. Руссо ставил перед естественным воспитанием и задачи гражданского формирования человека. Им предложена целая программа соответствующих педагогических мероприятий (общественно полезная деятельность, совместные игры, празднества и т. д.).

Подлинно новаторский характер имели идеи ученого о трудовом воспитании и обучении. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и т. п.) провозглашался важнейшим средством воспитания. Руссо был убежден, что свою независимость человек может обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Вот почему труд занимает такое важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе великого педагога-гуманиста.

Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у детей интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. «Пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам». Это требование Руссо выражало его страстный протест против феодальной школы, оторванной от жизни, от опыта ребенка. Ученый настойчивые рекомендации развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными. Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте [2].

Природосообразное нравственное воспитание, по словам философа, должно решать задачу воспитания добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. В конечном итоге нравственное воспитание призвано научить ребенка любить всех людей. В систему моральных ценностей Ж.-Ж. Руссо включал понятия нравственной истины, свободы, равенства и добра. На долю воспитателя выпадала обязанность распознать природные стремления, естественные склонности ребенка. Защитить и помочь развитию телесных и духовных даров природы, нравственных качеств; организовать жизнедеятельность воспитанников в условиях, наиболее естественных для свободного проявления его природных сил - таковы важнейшие задачи этого воспитания. Великий дидакт попытался раскрыть сущность личности. Ведущей чертой личности он считал врожденную, природную доброту человека.

Ученый разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революционной для своего времени. Сын века, Ж.Ж. Руссо, не сумел порвать с рядом педагогических предрассудков (он не отрицал религиозного воспитания, выступал, за ограниченность женского образования), однако его педагогические идеи оказались высочайшим достижением человечества и явились в дальнейшем источником развития демократической педагогики [5].

Несмотря на то, что принцип природосообразности был сформулирован ещё несколько веков назад, сегодня к нему снова обращаются многие ведущие педагоги различных стран, внедряя его элементы в современную систему обучения и воспитания подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. .Атарова, К.Н. Жан-Жак Руссо / К.Н Атарова, А.Я. Ливергант.  - М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство АСТ». - 2004.- с.5-19
  2. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский: Учебн. пособие для вузов.- М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. - 1998. - 272 с.
  3. Кларин, В.М.  Педагогическое наследие / В.М. Кларин, А.Н.  Джуринский, - М.: Педагогика. - 1989. – с.68-69, с416
  4. Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просв.. - 1982.
  5. Кумарин, В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы / В.В. Кумарин. - М.: Народное образование. - 2004.- с.62