Возрастные особенности детей.

Черкасова Оксана Васильевна

Консультация содержит информацию о возрастных особенностях  детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

                 «ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ».

                         

                                     Составила

                                                       Педагог-психолог

                                                МБДОУ№106

                                                   Черкасова О.В.

       Многие воспитатели не предают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка дошкольника. Если педагог заинтересован в том, чтобы дети успешно овладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на своих воспитанников, то ему необходимо в своей деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы. Задача педагога - направлять таких детей к специалистам для оказания квалифицированной помощи.

        Наиболее полно структура психологического возраста, включающая в себя и личностные новообразования, представлена в теории культурно-исторического развития Л.С.Выготского и его школы. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. К возникновению личностных новообразований, определяющих психологический возраст ребенка, приводит взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через разрешение противоречий кризисного периода.

 Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка-дошкольника.

От 3 до 4 лет.

Ведущая потребность- в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка

Ведущая деятельность- игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция- восприятие

Особенности возраста:

1.Кризис 3 лет. Формирование «системы Я».

2.Развитие воображения через развитие функций замещения одного предмета другим.

3.Проявление смысловой структуры сознания.

4.Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

5.Развитие происходит через общение. Со взрослыми общение становится внеситуативно -познавательным.

6.Удерживает внимание 7-8 минут

7.Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

8.При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай как я)

9.Может вести себя некоторое время нормально(хорошо).

10.Способен играть с другими детьми в игрушки и фантазийные игры.

11.Может помогать взрослым.

12. Может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других.

13.Допускает внесение незначительных изменений в общении взрослых.

Новообразования:

1.Усвоение нравственных первичных норм.

2.Самооценка.

3.Появление элементов партнерского общения.

Нормальное (плохое) поведение:

-Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми.

-Не хочет заботиться  о других.

-Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным.

-Истерики, слезы, крик

Цели и задачи для взрослых:

1.Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и  в повседневном общении.

2.Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

3.Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.

4. Формирование умения действовать по правилам.

5.Формировать умение сопереживать, сочувствовать, а также  эмоциональную отзывчивость.

6.Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.

Советы взрослыми, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

-говорите малышу о любви к нему как можно чаще.

-целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности.

-избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле.

-терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребенка.

-сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

От 4 до 5 лет.

Ведущая потребность- познавательная активность, потребность в общении.

Ведущая деятельность -сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция- наглядно-образное мышление .

Особенности возраста:

1.Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2.Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре)

3.Повышенная познавательная активность.

4.Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

5.Интерес к другому ребенку, к своему окружению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

6.Усложнение сюжетно-ролевой игры.

7.Появление осознанности собственных действий.

8.Ведет себя нормально(хорошо) более продолжительное время.

9.Способен к сотрудничеству со сверстниками.

10.Может соблюдать правила очередности.

11.Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

Новообразования:

1.Контролирующая функция речи.

2.Проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

3.Проявление элементов произвольности.

4.Проявление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.

Нормальное (плохое) поведение:

Напоминает поведение ребенка более младшего возраста -временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

Цели и задачи для взрослых:

1.Создавать условия для развития творческого воображения.

2.Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

3.Создавать условия проявления познавательной активности.

4.Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5.Создавать условия для перехода детей от соучастия к  сотрудничеству в разных видах деятельности.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

-Проявляйте терпение и выдержку. Давая оценку негативному поведению малыша.

-Не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил.

-Отвечайте внимание и незамедлительной  готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения.

-Позволяйте ребенку быть маленькими, когда это возможно.

От 5 до 6 лет.

Ведущая потребность-потребность в общении, творческая активность.

Ведущая деятельность -сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция-воображение.

Особенности возраста:

1.Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

2.Общение с взрослым внеситуативно-личностное.

3.В общении со сверстниками происходит переход от ситативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.

4.Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

5.Половая идентификация.

6.Ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени  пребывания в ДОУ.

7. Соблюдает распорядок дня.

8.Может ориентироваться во времени по часам.

9.Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Новообразования:

1.Предвосхищение результата деятельности.

2.Активная планирующая функция речи.

3.Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Нормальное(плохое) поведение:

-Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил.

-Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

-Ябедничает на сверстников.

Цели и задачи для взрослых:

1.Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2.Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3.Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

4.Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

5.Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

6.Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний  контроль посредством речи.

Советы взрослому , которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

-Не обещайте ребенку того, чего не сможет выполнить наверняка.

-Не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников.

-Обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать свое отношение к самому поступку. Сохранив хорошее отношение к провинившемуся.

От 6 до 7 лет.

Ведущая потребность-общение.

Ведущая деятельность-сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция-воображение.

Особенности возраста:

1.Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.

2.Переход к младшему школьному возрасту.

3.Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение)

4.Повышенная чувствительность.

5.Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания.

6.Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

7.Теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой.

8.Способен подчинять свои эмоции не очень отдаленным целям.

9.Удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели.

10.Начинает  осознавать свои переживания.

11.Активно интересуется отношением окружающих к себе.

12.Претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Новообразования:

1.Внутренний план действий.

2. Произвольность всех психических процессов.

3.Возникновение соподчинения мотивов.

4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

5.Возникновение первой целостной картины мира.

6.Появление  учебно-познавательного мотива. Нормальное (плохое) поведение:

-Лжет в целях самозащиты.

-Непоседлив  и возбудим.

-Продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже.

-Допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

Цели и задачи для взрослых:

1.Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

2.Способствовать развитию мышления.

3.Формировать произвольность всех психических процессов.

4.Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

5.Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.

6.Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

7.Продолжать формировать этические представления.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка.

-Будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях.

-Давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям, при этом оценка должна быть обязательно положительной.

-Жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много.

-Выполняйте монотонные операции вместе с ребенком- достаточно просто вашего присутствия рядом.

  Итак, разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой темп развития, свои индивидуальные наклонности и способности. Мы сегодня говорили именно об общих закономерностях развития, которым подчиняется психика ребенка.