Статья: "Структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

Борисова Мария Сергеевна

В настоящее время в системе образования актуализируются вопросы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста, имеющих особенности в развитии. К данной категории относятся дети  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст.  Ребенок является уникальным, по своей сути, и обладает скрытым потенциалом. Раскрытие ресурсов, заложенных природой, является задачей педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_strukturno-funktsionalnaya_model.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова М.С.

г.Челябинск

ЧГПУ

Структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в системе образования актуализируются вопросы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста, имеющих особенности в развитии. К данной категории относятся дети  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст.  Ребенок является уникальным, по своей сути, и обладает скрытым потенциалом. Раскрытие ресурсов, заложенных природой, является задачей педагогов[5].

О важном  значении изобразительной деятельности для развития ребёнка писал известный немецкий педагог середины XIX века Ф.Фребель, создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста детского  сада, разработавший уникальную по тем временам систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку. Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Не возникает своевременно ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой всего психического развития в данном возрастном периоде. Формирование всех видов детской деятельности такого ребёнка успешно происходит в специализированном дошкольном учреждении на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей [5]. В ходе целенаправленного и систематического обучения детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются все виды детской деятельности.

Таким образом в системе дошкольной организации стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою "неполноценность" и заявить всему миру: "Я такой же, как все!".

Разработанная  нами  структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным, если реализовать в дошкольной организации психолого-педагогические условия:        

1. Формировать навыки сотрудничества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в совместных различных видах деятельности со взрослыми (педагогами, психологами, родителями, представителей творческих профессий).                                                                                                                          

2. Обеспечить участие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в он-лайн конкурсах, позволяющие актуализировать творческие способности.

3. Сотрудничать в зоне ближайшего развития с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями  в творческой деятельности.

В ней  имеется  возможность своевременно  вносить  коррективы  в  процесс реализации  содержательных   блоков  и  соблюдения педагогических  условий,  направленных  на  успешное  включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения (рисунок 1)

Индивидуальный  образовательно-творческий маршрут ребёнка дошкольного возраста

Этапы: целевой; содержательный; регулятивный; диагностический; результативный

Развитие Коммуникативных способности

Самореализация

Креативность

Результат: оптимальный уровень становления творческой личности ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями

Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей дошкольного возраста  с ОВЗ

Мотивационно - целевой блок структурно-функциональной модели отражает цель, педагогическое сопровождение ребёнка дошкольного возраста  с ОВЗ в творческой деятельности, определённую на основе социального заказа  общества раннего вовлечения ребёнка дошкольного возраста в творческую деятельность и сохранность  его личностной уникальности особого субъектного мира. Блок характеризует индивидуальные особенности ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ  с учётом его природных задатков, индивидуального стиля творческой деятельности, а также субъектности ребёнка  в творческой деятельности. Также показывает систему условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение значимым взрослым ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в творческой деятельности. Личностно – ориентированная функция обусловлена сменой парадигмы дошкольного образования и требует от современного педагога умения создавать условия для становления и развития творческой личности ребёнка дошкольного возраста: благоприятную атмосферу, организацию взаимодействия ребёнка со взрослыми и детьми, интеграцию творческих видов деятельности для саморазвития.

Содержательный блок  (деятельностно-корректирующая функция) данной модели определяет содержательную основу становления и развития личности ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ  в творческой деятельности: активность, инициативность, образ-Я; представляет тактики (защита, поддержка, содействие, взаимодействие) педагогического сопровождения значимым взрослым детей дошкольного возраста с ОВЗ в творческой деятельности. Деятельностная функция обеспечивает объединение сопровождающих и сопровождаемого  ребёнка в творческой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в творческой деятельности.

Процессуальный блок (регулятивная функция)  описывает методы, формы, средства для развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Основным методом развития творческих способностей ребёнка с ОВЗ  является вера во внутренние силы субъекта, опора на его потребность в самореализации и создание  ситуации успеха. Творческая деятельность может быть организована как индивидуальная, групповая или коллективная. Выбор формы организации требует от педагога целенаправленного учёта потребностей воспитанников, уровня их эмоционально ценностной подготовки, зависимости  характера их активности от вида деятельности.

В качестве методов развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья мы рассматриваем: поисковый, исследовательский, творческий, анализ продуктов творческой деятельности[6].

Оценочно-рефлексивный блок (диагностическая функция)  представляет ожидаемые результаты реализации модели методики развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, критерии и уровни диагностики.

Результативный компонент выполняет диагностическую функцию, которая заключается в  процессе  диагностики  уровневых  характеристик,  позволяющей  производить контроль и корректировку процесса развития.

Педагогические исследования показывают, что любая модель может быть эффективно реализована при наличии вполне определённых условий. Нами условие рассматривается  как нечто внешнее, от чего зависит предмет или совокупность предметов, характер их взаимодействия, функционирования и развития.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что  проблема развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья  будет решаться путём внедрения в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций структурно-функциональной модели методики развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и условий её реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверьянова , А.П, Изобразительная деятельность в детском саду.-М.: Мозаика - Синтез, 2001. - 96 с.
  2. Авотиньш, В.А. Развитие мышления детей // Сравнительная динамика развития детей / Под ред. В.А. Авотиньша. - Рига, 1986.-С.62-79.
  3. Бехтерев, В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в
    объективном изучении // Вестник психологии, криминальной
    антропологии и гипноза.-СПб,1910.-50с.
  4. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника.- М.:3нание,1986.-96с.
  5. Одарённые дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (5-6 декабря 2013г.)// под ред. Л.В.Трубайчук. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2014.-142с.
  6. Рыбакова, Е.А. Моделирование образовательно-творческого маршрута ребёнка: учебное пособие/Е.А. Рыбакова-Челябинск:Цицеро,2014.-113с.
  7. Емельянова, И.Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одарённости детей дошкольного возраста в духовно-творческой самореализации [Текст]/И.Е. Емельянова//Вестник Челябинского  государственного педагогического университета.-№1.-2010.-С81-88.
  8.  Емельянова, И.Е. Реализация творческого потенциала дошкольников в исследовательской деятельности [Текст]/И.Е. Емельянова// Альтернатива: сборник педагогических статей/под ред. к.п.н. Л.В. Сердюк.-Челябинск: ИИУМЦ Образование,2010.-Вып.76.-С.174-180.
  9. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного
    возраста. - М.: Учпедгиз, 1959.-160 с.
  10. Формирование восприятия у дошкольника//Под ред. А.В.
    Запорожца, Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1968.- 278 с.

THE LIST OF REFERENCES

1. Averianov A. P, art in kindergarten.-M: Mosaic - Synthesis, 2001. - 96 p.

2. Avotins, V. A. the Development of thinking of children // Comparative dynamics of development of children / edited by V. A. Avotins. - Riga, 1986.-P. 62-79.

3. Bekhterev, V. M. Initial evolution of children's drawings in objective of the study//Bulletin of psychology, criminal anthropology and hypnosis.-St. Petersburg,1910.-50 p.

4. Dyachenko, O. M. Imagination of a preschooler.- M.:nanie,1986.-96p.

5. Gifted children of preschool age in the XXI century: phenomena, subculture, moral values and prospects of development: materials of International scientific-practical conference (December 5-6, 2013.)// ed. by L. W. Tropical. - Chelyabinsk: Publishing house of Chelyabinsk.state.PED.University press, 2014.-142p.

6. Rybakova, E. A. Modeling of education-creative child route: training manual/E. A. Rybakov-Chelyabinsk:Cicero,2014.-113p.

7. Emelyanova, I. E. Pedagogical strategy and tactics of development of gifted children of preschool age in the spiritual and creative self [Text]/I. E. Emelyanova//Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University.-№1.-2010.-p 81-88.

8. Emelyanova, I. E. Realization of creative potential of preschool children in research activities [Text]/I. E. Emelyanova// Alternative: a collection of pedagogical articles/under the editorship of K. p. D. L. V. Serdyuk.-Chelyabinsk: IIMC Education,2010.-Vol.76.-P. 174-180.

9. Florina, E. A. Fine arts preschool age. - M.: Uchpedgiz, 1959.-160 p.

10. The formation of perception in the preschool child//Under the editorship of A. V. Zaporozhets, L. A. Venger. - M.: Education, 1968.- 278p.