Статья "Развитие мыслительных способностей младших школьников на уроках обучения грамоте"

Екатерина Сергеевна Павлова

!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sgu_2013_god.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных  способностей младших школьников на уроках обучения грамоте.

          Школа является гарантом заказа общества на творчески мыслящую личность.  Человек  является центральным ориентиром, на которого возлагается главная надежда государства.  Задачей школы в связи с этим является формирование желания  каждого ребенка творчески воплощать мечты в жизнь и приведение его в соответствие с возможностью прожить жизнь творцом.

        Социальный  заказ  общества  учитывает  программа  школы,  где главная задача начального  звена – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства.

        Источниками полноценного развития ребенка начальной школы выступают два вида деятельности: во-первых,  любой  ребенок  развивается по мере освоения прошлого опыта человечества, за счет приобщения к современной  ему культуре; в основе этого процесса лежит учебная деятельность,  которая  направлена  на овладение ребенком знаниями, умениями и  ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни в обществе; во-вторых, любой ребенок в процессе  развития  самостоятельно реализует свои  возможности благодаря творческой деятельности.  В отличие  от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она  способствует проявлению у ребенка самодеятельности  и  есть не что иное, как  самореализация, воплощение  его собственных идей, которые направлены на создание новых.  Осуществляя указанные виды деятельности, учителя решают многие задачи.  Так, в учебной деятельности решаются  учебно-тренировочные задачи, в творческой деятельности решаются  поисково-творческие задачи, формирующие у ребенка общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной  школы  в  России,  то следует отметить, что  основное  место все еще продолжает занимать учебная деятельность, в которую внедряются задачи поискового характера. Действительно, в учебниках по языку есть так называемые нестандартные задачи, решение которых требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений.

        Все  школьное образование  ребенка  начинается   с обучения  грамоте  в 1 классе, и это  является  первой ступенью развития мыслительных  способностей. Под мыслительными способностями понимается умение удержать, переработать и систематизировать информацию. Это происходит при участии интеллекта. Потому «мыслительные», «умственные», «интеллектуальные» способности,  по сути своей, представляют деятельность сознания. В  период обучения грамоте ведется работа по развитию компонентов интеллекта: фонематического слуха детей;  навыков самостоятельного чтения и письма; происходит  обогащение словаря учащихся, развитие речи.  На  уроках обучения грамоте развивается умение  слушать, осмысленно  и полно воспринимать речь окружающих, читать и писать на слух, что предполагает анализ и синтез. Таким образом, формируется  наглядное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, необходимое на следующих ступенях обучения и в дальнейшем   -   самостоятельной   жизни  ребенка.

        Развитию  мыслительных  способностей первоклассников уделяют внимание методисты, учителя-практики: А.З Зак, В.Г. Горецкий,

А.А. Люблинская,  Д.Б. Эльконин,  Н.М. Бетенькова, Д. С. Фонин и др.

        Однако динамика времени требует поиска новых задач и путей их решения,  в  связи  с чем   возникает противоречие между возникающими экспериментальными педагогическими системами обучения и их  неохотной  реализацией в практике школы, что и определяет   актуальность исследования проблемы: развитие мыслительных  способностей младших школьников на уроках обучения грамоте.

        Объект исследования – учебный процесс в период обучения грамоте.

        Предмет  исследования –  пути развития  мыслительных  способностей учеников  в период обучения  грамоте.

        Цель исследования – выявление  наиболее  эффективных  путей развития интеллектуальных способностей.

        Задачи исследования:

  1. обобщение, систематизация накопленного теоретико-практического материала;
  2. изучение методологических основ развития интеллектуальных способностей школьников;
  3. отслеживание результатов проводимой в школе работы по развитию интеллектуальных способностей учеников  I класса.

        Методы исследования:

-  теоретико-описательные;

-  статистические;

-  прикладные.

Научная новизна исследования состоит в систематизации материалов и практической разработке приемов и  рекомендаций к способам и путям  развития интеллектуальных способностей школьников.

Структура работы представлена следующим образом:

введение;

глава I: теоретическое исследование основ интеллектуального развития личности в историческом аспекте;

глава II: практическое описание способов работы современного учителя по формированию мыслительных  способностей учеников первого года обучения;

заключение;

список литературы;

приложение.

Главная  задача  начального  звена  состоит  в  том,  чтобы  обеспечить  развитие личности  ребенка на  более высоком  уровне по  сравнению  с  дошкольным  периодом  детства.  В  настоящее   время  в  России  основное  место  все  еще  продолжает  занимать  учебная  деятельность,  в  которую  внедряются  нестандартные  задания,  решение  которых  требует  от  детей  интеллектуальных  инициативы  и  размышлений.  И  первой  ступенью развития интеллектуальных  способностей  является   школьное  образование  ребенка,  которое  начинается  с  обучения  грамоте  в  1 классе.  Развитию  интеллектуальных  способностей  первоклассников  уделяют  внимание  методисты,  учителя – практики:  А.З. Зак, В.Г.  Горецкий, А.А.Люблинская Д.Б. Эльконин,  Н.М. Бетенькова и  др.

        Основной  задачей  обучения  грамоте  является  формирование  умений  по  чтению  и  письму.  Но,  существовали разные  способы обучения  грамоте.  Одни из  них  ограничиваются  узкими   целями  обучения  первоначальному  чтению и письму и в малой  степени  обеспечивают основу для  дальнейшего обучения  русскому  языку.  Другие  способы  эту  задачу  выполняют,  но  в  недостаточной  мере  служат  для  развития  речи,  мышления и  познавательных  способностей учащихся. Исторические  методы  обучения  грамоте  сводятся  к  четырем  основным:  буквослагательному, слоговому,  разновидностям  звукового  метода и методу  целых  слов.

        Большой  вклад  внесли  в  развитие  методов  обучения  грамоте  выдающиеся  ученые:  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой,  Н.А. Корф,

В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров и др.

        В  период  обучения  грамоте  у  детей также  происходит формирование личности и  развитие  интеллектуальных способностей. Интеллектуальное  развитие  происходит на  ранних  этапах  становления  личности. Научные  исследования   последних  лет  свидетельствуют  о  том,  что  каждой  возрастной  ступеньке  присуща  своя  готовность  к  развитию   тех  или  иных  сторон  интеллекта.

        Таким  образом,  проблема  формирования мыслительных способностей   детей к  обучению  в начальной  школе  актуальна.  И  многие  учителя – методисты (Д.С. Фонин, Г.А. Бакулина, С.О.Теплякова,  Г.М. Головастикова)   занимаются  этой  проблемой в рамках педагогических систем «Школа 2100» (автор программы Р.Н.Бунеев), программы «Школа России» (автор В.Г.Горецкий), «Школа XXIвека» (автор Н.Ф.Виноградова),    Практика современных подходов диктует необходимость постоянного поиска путей развивающего обучения на занятиях с  самого начала обучения первоклассников на уроках обучения грамоте, где зарекомендовали себя следующие методы: аналитико-синтетический звуковой, слоговой; приемы звукового анализа и синтеза; средства развивающего обучения: учебник, логическое лото, касса букв и слогов, слоговые таблицы, модели и схемы, игровые материалы.