Заповеди Януша Корчака

Косенкова Елена Александровна

Книга Я.Корчака "Как любить ребенка"-суть его размышлений о ребенке и детстве. "Согласно  с главным постулатом педагогики: покажи пример, будь образцом,не слова, а дела". (Я.Корчак)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Заповеди Януша Корчака14.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Заповеди Януша Корчака»

 «Согласно с главным постулатом педагогики: покажи пример, будь образцом, не слова, а дела»

Корчак

В страшные  годы Первой мировой войны зарождается одна из главных педагогических книг Корчака - "Как любить ребенка" (1918). Книга, ставшая во многом жизненным кредо автора. Суть его размышлений о ребенке и детстве.

Свою книгу Корчак начинает обращением к матери, даже к будущей матери, которая только ещё готовиться к этому волшебному акту мироздания: появлению новой жизни. И заканчивает своё произведение автор, также обращением к матери призывая её быть первым и главным воспитателем своего ребёнка. Эта работа содержит так много наблюдений за жизнью и развитием детей с различных сторон, что может быть полезна и для профессиональных педагогов и для детских психологов, для физиологов и врачей педиатров

Корчак одним из первых попытался встать на место детей, находящихся в униженной зависимости от взрослых. В связи с этим, давайте подумаем о том, что  дети, с которыми работает учитель, в той или иной степени зависят от него. Согласитесь, бывает, что  наше настроение влияет на ход урока, его продуктивность и даже, признаемся себе, на отметки, полученные детьми на уроке.

 «Детей нет - есть люди», - утверждал Корчак.

 «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта», - писал Януш Корчак. Многие ли из нас думают так же? Многие ли вообще задумываются над этим?

Корчак не устает повторять: «Детство - фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной. Ребенок - это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач». Суть, стержень системы воспитания по Корчаку - это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность.

Вот некоторые их аксиом- выводов Януша Корчака. И я призываю вас, дорогие коллеги, вчитаться в эти важные в нашей работе слова, вдуматься в них и принять их.

-Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно.

-Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

-Детей нет, есть люди.

-Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.

-Здоровье - это главное жизненное благо.

-Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.

-Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.

-Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.

-Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.

-Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!

Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому. Я думаю, что эти принципы должны быть всегда на виду у педагогов и родителей:

1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5.Не унижай!

6.Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8.Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

И еще раз повторю для нас, педагогов, учителей, родителей- главную мысль великого педагога, гениальную в своей простоте- «Умей любить  ребенка»!

Главным принципом любви к ребёнку, согласно педагогических взглядов Корчака, должно быть построение её в первую очередь на уважении к детям.

У педагогов прошлого, педагогов по призванию, то есть настоящих асов своего дела учишься многим тонкостям детской психологии, так необходимой в педагогической деятельности. В идее воспитания Януша Корчака главная мысль - это, прежде всего любовь к детям. Исходя из нее педагог никогда не навредит ребенку. Но не слепая любовь, а все понимающая и все видящая. Из любви к ребенку можно строго с ним поговорить не нравоучительно, а отнестись к нему, как к человеку способному самостоятельно контролировать свои поступки и анализировать свое поведение. Направить, помочь, поддержать - важные моменты в педагогике. Главное все это делать, с целью воспитать настоящего человека.

Список используемой литературы:

1. Януш Корчак; «Как любить ребенка» М.: Книга о воспитании, 1990г

2. Джон Локк «Педагогические сочинения» М., 1939г.

3. Толстой Л. Н. «Педагогические сочинения» М.,1948г.

.