Троицкая Г.Ю. ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Троицкая Галина Юрьевна

В статье рассматриваются некотрые особенности учебного процесса в образовательных организациях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и даются рекомендации по созданию комфортной здоровьесберегающей среды в подобных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon troitskaya_g.yu_._problema_zdorovesberezheniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159

ББК Ю88

Троицкая Г.Ю., ГБОУ школа «Тутти», Санкт-Петербург, Россия

Troitskaia G.I., SBEO school “Tutti”, Sanct-Petersburg, Russia

gala_tro@rambler.ru

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

 THE PROBLEM OF HEALTH CARE

IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH PROFOUND STUDYING

OF ART-AESTHETIC CYCLE

Ключевые слова: здоровьесбережение, развитие способностей, образовательная среда, музыкальное образование, адаптация.

Key words: health care, the development of abilities, educational environment, music education, adaptation

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов  предполагает модернизацию системы управления школой, при которой   важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, как необходимого условия для реализации способностей, формирования и развития познавательной и творческой активности.

Особенно актуальна такая модернизация, когда мы имеем дело с обучением и воспитанием детей и подростков, обладающих ярко выраженными музыкальными и художественными способностями, поскольку они часто оказываются  неприспособленными к «обыкновенной» школьной  жизни:  испытывают трудности в оценке поступков и поведения других людей, оказываются наивными, зависимыми и неподготовленными к трудностям повседневного бытия [1].

        Наблюдение за  детьми с яркими художественными и музыкальными способностями в процессе адаптации к школьному обучению, позволило заключить, что такие дети демонстрируют более высокий уровень школьной тревожности, чем их менее талантливые сверстники. Среди причин повышения школьной тревожности способных детей можно выделить следующие [2]:

  • учебные перегрузки, вызванные необходимостью посещать помимо общеобразовательной  музыкальную или художественную школу.
  • неадекватные ожидания со стороны родителей, которые зачастую чрезмерно ориентированы на достижение ребенком высоких результатов во всех областях его деятельности, не считаясь с его индивидуальными особенностями, склонностями и физиологическими возможностями его организма.
  • неблагоприятные отношения с педагогами, вызванные, прежде всего тем, что способный ребенок, зачастую является «неудобным» для педагога, проявляя свою повышенную эмоциональность,  рассеянность и мечтательность.  
  • трудности в  отношениях с одноклассниками, вследствие погруженности в себя и некоторой обособленности от сверстников.        

                Многолетняя практика психологической работы с подобными детьми  показала, что при отсутствии профессиональной психолого-педагогической поддержки, в условиях повышенной тревожности, постоянного эмоционального напряжения, неадекватной учебной нагрузки, неконструктивного стиля родительского воспитания, наступает частичная или полная дезадаптация, ведущая, в свою очередь, к депрессии, эмоциональному истощению, повышенной агрессивности, отказу идти в школу, уходу в аддиктивное поведение. Особенно трудно такому ребенку адаптироваться в условиях массовой школы.

                Одной из весьма эффективных моделей  образовательной среды, в которой способный ребенок будет чувствовать себя комфортно, которая не будет тормозить развитие его таланта, а, напротив, будет способствовать этому развитию является общеобразовательная школа, в которой художественно-эстетические  предметы гармонично включены в структуру образовательного процесса, то есть школа с углубленным изучением данных предметов.  Именно в такой школе, при условии небольшой наполняемости классов (12-14 человек), возможно осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся, а также обеспечить своевременную психолого-педагогическую поддержку обучающихся, которая и является ключевым условием для создания здоровьесберегающей среды [2]

        Выводы: Основные принципы, которых следует придерживаться при составлении программы психолого-педагогической поддержки  обучающихся в образовательных организациях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла:

  • индивидуальный подход к каждому ребенку, корректировка учебной нагрузки с учетом психологических и физиологических особенностей, создание условий для гармоничного развития личности;
  • повышение психологической компетентности педагогов общеобразовательного цикла по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми;
  • тесное сотрудничество педагога-психолога с педагогами, осуществляющими индивидуальные занятия с детьми;
  • использование потенциала семьи для создания благоприятных условий развития талантов, повышение психологической компетентности родителей.

Литература:

  1. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. - М., 1924.
  2. Троицкая Г.Ю. Особенности школьной адаптации музыкально одаренных детей.

«Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб. : Изд-во «Гамма», 2013. -  с. 286-292