Портфолио МО классных руководителей

Кречетова Татьяна Владимировна

Опыт работы активного и эффективного  МО классных руководителей "в картинках". Освещены все аспекты деятельности МО от диагностики в работе классного руководителя до работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon portfolio_mo_klassn._ruk-ley.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Портфолио методического объединения классных руководителей» Авторы: Кожевникова Т.Д.- председатель МО клас. руководителей Кречетова Т.В. – психолог школы Телюк Н.Ф. – социальный педагог школы

Слайд 2

Актуальность Современное воспитание школьников, осложнено многими негативными процессами, происходящими в обществе, социальная напряженность, нарастание экономической нестабильности, падение нравственности. В связи с этим главной задачей деятельности школы избрано создание условий для формирования и развития гуманной высококультурной, интеллектуальной социально активной личности. О собенно велика в этом роль классного руководителя. Работа классного руководителя для любого учителя по существу – вторая специальность. Эта область деятельности, требующая специфических в отличие от преподавания, знаний, умений и навыков. С этой целью в школе создана и совершенствуется система методического обеспечения и повышения профессионального мастерства классных руководителей. Одной из форм методической работы в школе по повышению уровня профессионально педагогической компетенции классного руководителя является МО классный руководителей.

Слайд 3

Цель проекта: Отразить динамику развития методической работы МО классных руководителей по формированию личности учащегося, способного к жизненному и профессиональному самоопределению.

Слайд 4

Задачи проекта: Обобщить опыт проведенной работы за 2007/2008 и 2008/2009 уч.г.; Систематизировать по направлениям работы; Представить наиболее эффективные формы работы; которые могут быть использованы в дальнейшем; Определить перспективные направления развития.

Слайд 5

Направления работы: Изучение ученика и его семьи для постановки педагогических целей и задач; Системное построение воспитательной работы; Создание благоприятных условий для успешности ученика; Повышение роли родителей в жизни школы через интерактивные формы проведения общешкольных родительских собраний и участия классных руководителей в этом процессе; Роль классного руководителя в профориентационной работе .

Слайд 6

Первое направление Изучение ученика и его семьи для постановки педагогических целей и задач Перечень документов в помощь классному руководителю: Социально паспорт семьи учащегося; Акт посещения семьи; Акты обследования семей учащихся (по категориям); Личная карта учащегося, требующего педагогического внимания, поддержки и контроля; Социально - педагогический паспорт класса; Характеристика классного коллектива.

Слайд 7

Социальный паспорт семьи учащегося(ейся) _______ класса Моу «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 1» Фамилия, Имя, Отчество ребенка _________________________________________________________ Гражданство (если нет причины отсутствия)________________________________________________ Дата рождения (число, месяц, год) ________________________________________________________ Место рождения _______________________________________________________________________ Адрес прописки _______________________________________________________________________ Адрес проживания _____________________________________________________________________ Домашний телефон ____________________________________ Внеурочная занятость (что посещает и где подробно) ________________________________________ Члены семьи (если семья неполная, пожалуйста, укажите причину (разведены и т.д.) Фамилия, Имя, Отчество матери ___________________________________________________ Гражданство ____________________________________________________________________ Дата рождения __________________________________________________________________ Образование ____________________________________________________________________ Место работы, должность _________________________________________________________ Рабочий и контактный телефоны ___________________________________________________ Фамилия, Имя, Отчество отца _____________________________________________________ Гражданство ___________________________________________________ Дата рождения __________________________________________________________________ Образование ____________________________________________________________________ Место работы, должность _________________________________________________________ Рабочий и контактный телефоны ___________________________________________________ Другие члены семьи, проживающие с ребенком: Ф.И.О.Родственные отношения Чем занимаются Статус семьи (малообеспеченная, нуждающаяся в материальной поддержке со стороны социальной защиты города, обеспеченная и т.д.): Жилищные условия семьи (опишите их: квартира, дом, общежитие, есть ли отдельная комната для ребенка или отдельно оборудованная комната для отдыха и учебы ребенка):_____________________________________________________________________________

Слайд 8

Акт посещения семьи учащегося _____ класса ____________________________________________________, «___»_____ 200__ г. проживающего по адресу: ______________________________ Причина посещения _______________________________________________________ Кто находился дома в момент посещения семьи: _______________________________________________________ Обстановка в доме в момент посещения: _______________________________________________________ Проведенная работа: _______________________________________________________ Решение: _______________________________________________________ Подпись обследователей: _______________________________________________________

Слайд 9

Информационный акт «___»_______2008г. Ф.И.О. учащегося ______________________________________________________________________________ Школа, класс __________________________________________________________________________________ Число, месяц, год рождения _____________________________________________________________________ Место рождения _______________________________________________________________________________ Адрес проживания _____________________________________________________________________________ Адрес прописки _______________________________________________________________________________ Внеурочная занятость (где и в каком кружке, секции) _______________________________________________ Состояние здоровья ____________________________________________________________________________ Ф.И.О. родителей: Матери __________________________________________________________________________________ отца (отчима) _____________________________________________________________________________ Место работы родителей (предприятие и должность): Матери __________________________________________________________________________________ Отца ____________________________________________________________________________________ Состав семьи: № Ф.И.О. Род. Отношения Чем занимается Характер взаимоотношений в семье: ______________________________________________________________ Категория семьи: ______________________________________________________________________________ Проблема: ____________________________________________________________________________________ Подпись обследователя: _____________________________________________________________

Слайд 10

А К Т обследования социально-бытовых условий подопечного от «___»________ 200__г. Сведения о подопечном Фамилия, Имя, Отчество________________________________________________________________ ____________________________ Год, число, месяц рождения _____________________________________________________________ ____________________________ Сведения о родителях __________________________________________________________________ ____________________________ Адрес регистрации подопечного; сведения о лицах, проживающих на закрепленной жилплощади __ ___________________________ Адрес фактического проживания подопечного _____________________________________________ ___________________________ Домашний телефон ____________________________________________________________________ ____________________________ Проживает на жилплощади опекуна, собственной (нужное подчеркнуть) Наличие имущества, оставшегося от родителей, его сохранность _____________________________ _____________________________ Род занятий ребенка (№ МОУ где учится, класс) ___________________________________________ ____________________________ Состояние здоровья подопечного (заполняется с медицинским работником) ____________________ ____________________________ Материальная обеспеченность наличие пенсии (по утрате кормильца, по инвалидности – нужное подчеркнуть и указать размер) н аличие и размер опекунского пособия _______________________________________________ ___________________________ обеспечение одеждой и обувью _____________________________________________________ ___________________________ наличие отдельного места для работы и отдыха ________________________________________ __________________________ какую материальную помощь получал в текущем году _________________________________ ___________________________ Какие учреждения дополнительного образования, секции, кружки, факультативы посещает ______________________________________ Где и с кем планирует проводить летний отдых ____________________________________________ ____________________________ Сведения об опекуне (попечителе) Фамилия, Имя, Отчество опекуна ________________________________________________________ ____________________________ Адрес регистрации опекуна _____________________________________________________________ ____________________________ Адрес фактического проживания ________________________________________________________ _____________________________ Место работы и должность опекуна ______________________________________________________ ____________________________ ________________________________________________________________________________________ __________________________ ________________________________________________________________________________________ __________________________ Доход опекуна (попечителя) ____________________________________________________________ _____________________________ Количество членов семьи _______________________________________________________________ ____________________________ Отношение опекуна к подопечному (указать, какие сложились взаимоотношения в семье, как осуществляется контроль опекуна за обучением, воспитанием и здоровьем подопечного)_________ Заключение обследователя ______________________________________________________________________________________ ____________________________ ________________________________________________________________________________________ __________________________ ________________________________________________________________________________________ __________________________ ________________________________________________________________________________________ __________________________ Ф.И.О. и подпись обследователя ____________________________________________________________

Слайд 11

А К Т Социально – бытового обследования семьи учащегося (ейся) _______ класса ___________________________________________________ _________________________________________________________, _________ года рождения «___»_______ 200__ года Причина посещения семьи ________________________________________________________ Адрес проживания _______________________________________________________________ Категория семьи _________________________________________________________________ Материальная обеспеченность семьи _______________________________________________ Состав семьи: № Ф.И.О. члена семьи Род.от-ия Год рож-я Занятость Сос.зд. Жилищно – бытовые условия ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Проблема семьи __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Подпись обследователя ___________________________________________________________ Заключение специалистов _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Подпись ________________________________________________________________________

Слайд 12

Личная карта учащегося___класса МОУ «КСОШ № 1» (Ф.И. ребенка)________________________________ «___»__________ г. 1. Общие сведения о ребенке Ф.И.О., адрес проживания, адрес регистрации, д.т., дата рождения, место рождения, внеурочная занятость Состоит ли на учете (конкретная информация) 2. Сведения о семье категория семьи Ф.И.О.матери, образование, место работы, должность, р.т. Ф.И.О. отца, образование, место работы, должность, р.т. 3. Здоровье (заполняется только медицинским работником школы) 4. Характеристика ребенка (заполняется в соответствии с прилагаемой формой) 5. Проблема Подпись классного руководителя 6. Обследование: 7. Малый педсовет (дата проведения, решение) 8. Рекомендуемая работа 9. Текущая работа 10.Малый педсовет (дата проведения, решение) Подписи специалистов Ф.И.О. специалиста Дата Решение: Ф.И.О. специалиста Дата Содержание работы:

Слайд 13

Социальный паспорт ____________класса Моу «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 1» 1. Класс 2 Количество детей в классе 3 Мальчиков 4 Девочек 5 Количество детей, занятых в школьном доп.образовании 6 Количество детей, занятых внешкольным доп.образованием 7 Полных семей 8 Неполных семей 9 Из них семей матерей-одиночек (официальный статус) 10 Дети детских домов (список детей, указать какой детский дом) 11 Количество многодетных семей (официальный статус, список детей) 12 Количество многодетных семей, не имеющих официального статуса (список детей) 13 Количество малообеспеченных семей, состоящих на учете (официальный статус, список детей) 14 Количество семей, нуждающихся в материальной поддержке (список детей) 15 Количество семей беженцев, переселенцев (официальный статус, список детей) 16 Опекаемые дети (список детей) 17 Количество детей группы риска (список детей) 18 Дети - инвалиды (официальный статус, список детей) 19 Дети, находящиеся на домашнем обучении (список детей) 20 Дети, состоящие на учете в ГОВД (список детей) 21 Общее количество родителей: 22 Образование родителей:ВысшееСредне-специальноеСреднееНеполное среднее 23 Занятость родителей:РабочиеСлужащиеИнженерно-технические работникиМедицинские работникиПедагогиРаботники культурыРаботники торговли и обслуживанияПредпринимателиСлужащие в МВД и ФСБВоеннослужащиеПенсионерыДомохозяйкиБезработные Родители-инвалидыНеработающие родители Подпись классного руководителя Дата заполнения (в графах, выделенных жирным шрифтом, пишутся фамилии учащихся)

Слайд 14

Характеристика классного коллектива I .Формирование детского коллектива. 1. Состав класса. 2. Микрорайон проживания учащихся. II . Анализ психофизического здоровья учащихся. 1. Анализ результатов медицинского обследования учащихся класса . III . Характеристика интересов учащихся. IV . Характеристика интеллектуальных умений учащихся. 1. Отношение к книге, интерес к чтению и работе с книгой. 2. Анализ уровней работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности. 3. Отношение учащихся к выполнению домашних заданий. 4. Степень вовлеченности учащихся класса во внешкольную интеллектуальную деятельность. V .Характеристика степени сплоченности детского коллектива. 1. Определение в детском коллективе лидеров и изолированных детей. 2. Определение микро групп в коллективе и причины их образования. VI . Характеристика нравственных качеств учащихся класса, эмоционального состояния детского коллектива. VII . Характеристика семейных условий учащихся. VIII . Структура классного коллектива. 1. Актив класса. 2. Родительский комитет.

Слайд 15

Второе направление Системное построение воспитательной работы Семинар «Методика системного самоанализа в деятельности классного руководителя» Самооценка Самоанализ Целеполагание

Слайд 16

Диагностика Изучение ученика: Диагностика уровня воспитанности, Анкета «Сформированность у учащихся базовых жизненных и социальных навыков в соответствии с возрастом», «Сформированность коммуникативных умений» Эффективность работы классного руководителя: Организация жизнедеятельности класса Организация самоуправления в классе, Сплоченность классного коллектива, Благоприятный психологический климат в классе, Отношение родителей класса к школе, Удовлетворенность социальной защищенностью

Слайд 17

Диагностика воспитанности младших школьников. В младшем школьном возрасте уровень развития рефлексии и словарный запас не позволяют проводить исследование с помощью методик самоотчета, поэтому учителю предлагается выступить в роли эксперта. Инструкция: Отметьте те характеристики, которые, по Вашему мнению, подходят к данному ребенку. Сосчитайте количество отмеченных характеристик каждого уровня , разделите на общее количество отмеченных характеристик и умножьте на 100%. Вы получите процентное соотношение уровней характера у данного ребенка. Посмотрите, какой уровень является преобладающим и сделайте вывод об уровне воспитанности. Характеристики уровней характера: Импульсивно-эмоциональный (потребностный). Очень эмоционален. Настроение быстро и резко меняется. Робок и тревожен. Капризен и упрям. Обидчив и раним. Раздражителен и агрессивен. Неусидчив и невнимателен. Часто меняет увлечения. Не доводит начатое дело до конца. Говорит, не думая. Имеет бедный словарный запас. Стремится к удовольствиям. Подражательно-стереотипный (традиционный). Всегда послушен. Настороженно относится к новому. Очень практичен. Подражает взрослым. Не любит выделяться. Сразу замечает чужие ошибки. До педантизма любит порядок. Знает, что сейчас модно, престижно. Старается ради оценки. Говорит стандартными фразами. Предпочитает действовать по образцу. Ищет одобрения. Интеллектуально-практический (рассудочный). Спокоен и рассудителен. Отличается предусмотрительностью. Любознателен, эрудирован. Любит читать. Учится с интересом, желанием. Объективен и справедлив. Дружелюбен и тактичен. Знает, что полезно, а что вредно. Любит рассуждать, обосновывать, доказывать. Легко решает проблемные задачи. Речь логичная, содержательная. Руководствуется здравым смыслом. Нравственно-волевой (этический). Уравновешен, владеет собой в любой ситуации. Очень ответственный. Способен сопереживать другому. Внимателен и заботлив. Обладает чувством меры. Совестлив и самокритичен. Решителен и независим. Отличается осознанностью поведения, самодисциплиной. Творчески подходит к любому делу. Целеустремленный и настойчивый. Речь целенаправленная, грамотная, развитая. Руководствуется нравственными нормами.

Слайд 18

Диагностика воспитанности подростков. Самооценка подростков зачастую неадекватна, поскольку их Я-концепция еще только формируется. Но навык самоанализа, способность объективно взглянуть на себя можно и нужно развивать, поэтому в данном случае предлагается использовать метод самоотчета. При желании учитель может сравнить результаты опроса учащихся со своей экспертной оценкой по списку характеристик уровней характера. Инструкция: Отметьте в бланке ответов те утверждения, с которыми Вы согласны. Я очень эмоционален. Всегда слушаюсь родителей и учителей. Я человек спокойный и рассудительный. Я владею собой в любой ситуации. Мое настроение очень быстро меняется. К чему-то новому и незнакомому я отношусь с недоверием. Отличаюсь предусмотрительностью. Я человек надежный и ответственный. Я часто испытываю тревогу и страх. Я очень практичен. Люблю узнавать новое, у меня широкий кругозор. Я способен сопереживать другому человеку. Меня часто называют капризным и упрямым. Я стараюсь подражать своему любимому артисту, спортсмену и т.п. Люблю читать научную и художественную литературу. Я внимателен к людям, забочусь о близких. Мне часто говорят, что я слишком обидчив. Я не люблю выделяться. Мне нравится учиться, интересны разные науки. Говорят, что у меня есть вкус и чувство меры. Я часто испытываю гнев, бываю агрессивен.

Слайд 19

Я всегда указываю людям на их ошибки. Меня считают человеком объективным и справедливым. Мне знакомы угрызения совести; я знаю, когда бываю не прав. Часто слышу, что я неусидчив и невнимателен. Я терпеть не могу беспорядка. Я стараюсь быть тактичным и дружелюбным с людьми. Я достаточно решителен и независим. Я часто меняю увлечения. Стараюсь не отставать от моды, чтобы не быть «белой вороной». Стараюсь делать то, что приносит пользу; знаю, что полезно, а что нет. Всегда знаю, что и для чего делаю, могу объяснить мотивы своих поступков. Часто не могу довести начатое дело до конца. Для меня очень важно, как меня оценивают другие люди. Умею и люблю рассуждать, доказывать свою точку зрения. Творчески подхожу к любому делу. Зачастую сначала говорю, а потом думаю. Не люблю, когда «умничают». Люблю решать сложные и нестандартные задачи. Я человек целеустремленный и настойчивый. Часто не могу найти слова, чтобы выразить свои мысли. Предпочитаю действовать по образцу, а не выдумывать что-то новое. Стараюсь быть логичным и последовательным в высказываниях. Стараюсь говорить грамотно, красиво и по существу дела. Считаю, что главное в жизни - удовольствия. Самое главное, чтобы другие люди одобряли и любили меня. Считаю, что все поступки человека должны быть продиктованы здравым смыслом. Считаю, что поступки человека должны, в первую очередь, соответствовать нравственным нормам.

Слайд 20

Анкета «Социальные и жизненные навыки подростков» Как часто Вы сталкиваетесь с ситуацией, из которой не видите выхода? каждый день один раз в неделю несколько раз в месяц не сталкиваюсь ____________________________ От кого Вы можете получить помощь в трудной ситуации? (Выберите не более 2). родители только мать только отец классный руководитель друг или подруга никто ____________________________ Вы можете сегодня считать себя независимой личностью? да 2) нет Считаете ли Вы себя достаточно информированным в вопросах сохранения собственного здоровья? да 2) нет Владеете ли Вы навыками самообслуживания (стирка, приготовление пищи, мелкий ремонт и т. п.)? да, всё могу сам 2) умею кое-что 3) нет Знаете ли Вы, как нужно вести себя в ситуации опасности? да 2) нет Хватит ли у Вас знаний для преодоления экстремальных ситуаций? да 2) нет Есть ли у Вас практические жизненные навыки для преодоления экстремальных ситуаций? да 2) нет Если есть возможность не рисковать, Вы предпочитаете: риск избежать ситуации риска _____________________________________________

Слайд 21

Считаете ли Вы себя толерантным человеком? да 2) нет 3) не знаю, что это такое На предложение выпить пива (джин-тоника и т.п.) Вы скорее: откажитесь согласитесь подумаете _____________________________________________ У Вас есть близкие знакомые, часто употребляющие алкоголь? да 2) нет У Вас есть близкие знакомые, употребляющие наркотики? да 2) нет Знаете ли Вы кого-то из школы, кто пробовал наркотики? да 2) нет Можете ли Вы в общении с людьми воздерживаться от критики? да 2) нет Вы хороший собеседник? да 2) нет 3) иногда В конфликте с людьми Вы пользуетесь: оценкой других людей обвинением других людей угрозами другим людям критикой других людей манипуляциями другими людьми (Подчеркните те ответы, которые Вам подходят.) Как Вы реагируете, если Вас провоцируют на конфликт? игнорируете пытаетесь найти компромисс вступаете в спор вступаете в драку ______________________________________________ Умеете ли Вы предотвращать конфликты? да 2) нет

Слайд 22

Как Вы реагируете на критику? болезненно (обижаюсь, злюсь) принимаю к сведению не реагирую Вы часто критикуете других людей? да 2) нет Знаете ли Вы, как не обидеть человека, которого Вы критикуете? знаю 2) не знаю Умеете ли Вы вести переговоры? Со знакомыми людьми: умею 2) не умею С незнакомыми людьми: 3) умею 4) не умею Обучены ли Вы правилам этикета? знаю основные правила знаю все тонкости не знаю, что это Сумеете ли Вы найти общий язык с любым человеком? да 2) нет Владеете ли Вы навыками релаксации и саморегуляции? да 2) нет Хорошо ли Вы знаете свои права? да 2) нет Знаете ли Вы, в какие инстанции, организации нужно обращаться для реализации и защиты своих прав? знаю точно, куда в каком случае обращаться примерно представляю не знаю Можете ли Вы самостоятельно оплатить коммунальные услуги, получить (отправить) посылку, встать на учёт в поликлинике, получить полис, паспорт и т.п.? да 2) нет В будущем Вы хотели бы создать семью, иметь детей? да 2) нет Школа подготовила Вас к семейной жизни? 1) да 2) нет

Слайд 23

Считаете ли Вы себя достаточно информированным в вопросах психологии и гигиены отношений между мужчиной и женщиной? 1) да 2) нет Вы знаете свои психологические особенности, возможности и способности? да 2) нет При устройстве на работу, что будет Вами учитываться в первую очередь? высокая зарплата престижность удовлетворенность ___________________________________________________________ В Вашей школе в настоящее время достаточно внимания уделяется профориентации школьников? да 2) нет 3) не знаю Имеет ли для Вас значение получение дальнейшего образования? да 2) нет 3) не знаю Вы уже выбрали будущую профессию? да 2) нет Чем Вы занимаетесь в свободное от школы время? гуляю с друзьями читаю играю в компьютерные игры смотрю телевизор делаю поделки (из бисера, дерева и т.п.) занимаюсь спортом работаю ничего не делаю курю посещаю кружки _______________________________ Участвуете ли Вы в работе органов классного (школьного) самоуправления? 1) да 2) нет Планируете ли Вы свой день? 1) да 2) нет

Слайд 24

Тест В. Ряховского. Цель: определить уровень коммуникабельности учащегося. Инструкция: ответьте на вопросы, используя три варианта ответа – «да», «нет», «иногда». Вам предстоит важная деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? Вы заболели. Откладываете ли визит к врачу до тех пор, пока станет совсем невмоготу? Вам поручили выступить перед классом с докладом, сообщением. Вызывает ли это у Вас отрицательные эмоции, протест? Родители планируют отправить Вас в летний лагерь, в котором Вы раньше не бывали. Постараетесь ли Вы под любым предлогом избежать этой поездки? Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? Незнакомый человек на улице обращается к Вам с просьбой (показать дорогу, подсказать время и т.п.). Вас это раздражает? Согласны ли Вы, что детям и родителям трудно понять друг друга, потому что они принадлежат к разным поколениям. Приятель занял у Вас небольшую сумму денег и несколько месяцев не отдает. Постесняетесь ли Вы напомнить ему о долге? В кафе или столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Вы не станете высказывать претензий, промолчите? Оказавшись наедине с незнакомым человеком, Вы не начинаете беседу и тяготитесь, если первым заговорит он? Вас приводит в ужас любая длинная очередь. Предпочитаете ли Вы отказаться от своих намерений, нежели стоять и ждать? Конфликтующие одноклассники просят Вас рассудить, кто прав. Откажитесь под любым предлогом? У Вас есть собственные критерии оценки произведений искусства, литературы, музыки и никаких «чужих» мнений Вы не принимаете. Это так? Рядом с вами кто-то сообщает собеседникам явно неверную информацию, а Вам обсуждаемый вопрос хорошо известен. Промолчите ли Вы, не желая вмешиваться в чужой разговор? Одноклассник просит Вас помочь разобраться в задачке, упражнении. Вызывает ли эта просьба Ваше неудовольствие, досаду? Вам больше нравится отвечать на вопросы учителя письменно, а не у доски?

Слайд 25

Анкета «Наш класс». Цель: оценка учащимися уровня организации жизнедеятельности класса. Мои одноклассники – это … а) мои друзья; б) нормальные ребята; в) мои враги; г) не знаю, я сам по себе. Мой классный руководитель – это… а) авторитет для меня; б) мой любимый учитель; в) мой надзиратель; г) не знаю, мне все равно. Наша классная комната … а) уютное место; б) нуждается в нашей заботе (ремонте, уборке); в) обычный кабинет; г) не знаю, где это. Жизнь в нашем классе … а) насыщенная и интересная; б) спокойная и размеренная; в) скучная и унылая; г) не знаю, мне все равно. Ты хотел бы, если представиться возможность, перейти в другой класс? а) нет, ни за что; б) только вместе с друзьями; в) да, перешел бы сразу; г) не знаю, мне все равно.

Слайд 26

Анкета «Классное самоуправление» Цель: оценка учащимися уровня развития самоуправления в классе. Как бы ты коротко охарактеризовал свой класс? а) коллектив, где все помогают друг другу, чтобы достичь общей цели; б) хорошая компания дружных ребят; в) несколько компаний с разными интересами; г) у нас каждый сам по себе Есть ли у тебя поручение в классе, и как ты к нему относишься? а) да, постоянное, и я отношусь к нему ответственно; б) постоянного поручения нет, но разовые я выполняю; в) вроде есть, но я ничего не делаю; г) нет, я отказываюсь от поручений. Кто проявляет наибольшую инициативу в организации классных дел? а) классный руководитель; б) староста класса; в) актив класса; г) никто. Как ты оцениваешь свою роль в жизни класса? а) без меня было бы скучно; б) без меня проблем было бы больше; в) без меня проблем было бы меньше; г) без меня ничего бы не изменилось. Как, по-твоему, к тебе относятся в классе? а) меня уважают и ценят большинство ребят; б) меня любят мои друзья; в) меня многие недолюбливают; г) не знаю, меня это не волнует.

Слайд 27

Анкета для родителей. Цель: проанализировать отношение родителей к школе. Соответствует ли КСОШ №1 Вашему представлению о хорошей школе? а) да, полностью соответствует; б) соответствует частично; в) не соответствует; г) затрудняюсь ответить. Насколько Вас удовлетворяет качество образования ребенка? а) удовлетворяет полностью; б) удовлетворяет частично; в) не удовлетворяет; г) затрудняюсь ответить. Как Вы считаете, достаточно ли в школе учитываются вопросы сохранения здоровья учащихся? а) да, достаточно; б) недостаточно; в) совсем не учитываются; г) затрудняюсь ответить. Достаточные ли возможности предоставлены Вам для сотрудничества со школой, активного участия в школьной жизни? а) да, достаточные; б) недостаточные; в) таких возможностей нет; г) затрудняюсь ответить. Хотели бы Вы перевести своего ребенка в другую школу? а) нет, не хотел бы; б) только в случае крайней необходимости (переезд и т.п.); в) какая разница, все школы одинаковы; г) да, задумываюсь об этом.

Слайд 28

Анкета «Социальная защищенность» Цель: выяснить, насколько учащиеся удовлетворены своей социальной защищенностью в школе . Хорошо ли ты знаешь свои права и обязанности? а) да; б) знаю не очень хорошо; в) не знаю. Можешь ли ты рассчитывать на поддержку классного руководителя при попытке отстоять свои права? а) да, всегда; б) иногда; в) не знаю, не уверен; г) нет. Если вдруг в школе тебе понадобится медицинская помощь, ты уверен, что получишь её? а) да, всегда; б) чаще да, чем нет; в) не знаю, не уверен; г) нет. Учитывают ли педагоги состояние твоего здоровья? а) да, всегда; б) чаще да, чем нет; в) чаще нет, чем да; г) нет. Знаешь ли ты, к кому обратиться, если в твоей семье сложилось трудное материальное положение? а) да; б) не уверен; г) нет. В трудной жизненной ситуации ты можешь обратиться к классному руководителю за советом и помощью? а) да, всегда; б) чаще да, чем нет; в) не знаю, не уверен; г) нет. Помогает ли тебе классный руководитель разрешать конфликты с учителями и одноклассниками? а) да, всегда; б) чаще да, чем нет; в) чаще нет, чем да; г) нет.

Слайд 29

Третье направление Создание благоприятных условий для успешности ученика Семинар «Методы разрешения конфликтов», Семинар «Обучение методическим приемам, позволяющим ученику почувствовать свою интеллектуальную состоятельность» Семинар «Учитель и проблемы дисциплины»

Слайд 30

Семинар № 1 «Методы разрешения конфликтов» Анкета Уважаемый коллега! Выберите, пожалуйста, наиболее подходящий Вам вариант ответа. Как часто в школе Вы оказываетесь участником конфликта? 1) очень часто 2) довольно часто 3) нечасто 4) очень редко 5) никогда 6) ____________________ С кем из окружающих Вас в школе людей, как правило, возникают конфликты? 1) с учителями 2) с родителями 3) с техническим персоналом 4) с учащимися 5) с администрацией 6) ____________________ Какие пути выхода из конфликтной ситуации Вы используете чаще всего? 1) Я стараюсь убедить другого в своей правоте. 2) Я предлагаю компромисс. 3) Я стараюсь успокоить другого, чтобы сохранить хорошие отношения. 4) Я откладываю решение спорного вопроса. 5) Я стараюсь найти решение, учитывающее интересы нас обоих. Кого из окружающих людей Вы привлекаете к решению конфликта? 1) родителей 2) администрацию 3) другого учителя 4) учащихся 5) никого 6) посредника (кого?) ___________ Благодарим за сотрудничество!

Слайд 31

Конфликт противостояние, противоборство, наличие противоречий, существующее между двумя и более сторонами, несовпадение интересов, мнений

Слайд 32

Конфликт (виды реагирования) деструктивное конструктивное поведение поведение (следствие конфликта) разрушенные улучшение взаимоотношения взаимоотношений

Слайд 33

Результаты анкетирования Наиболее встречающиеся результаты: - Как часто в школе Вы оказываетесь участником конфликта? – очень редко -47% - С кем из окружения Вас в школе людей, как правило, возникают конфликты? – ученики - 40% - Какие пути выхода из конфликтной ситуации Вы используете чаще всего? – сотрудничество – 47% - Кого привлекаете к разрешению конфликтной ситуации? – никого – 76%

Слайд 34

Соперничество Вы должны согласиться. Моя дорога или никакой дороги. 1. напористость, 2. обвинения. Приклеивания ярлыков, 3. употребление категоричных выражений, 4.употребление языка сарказма, пожертвуйте своими или чужими чувствами ради победы.

Слайд 35

Компромисс Давайте заключим мир! Открытие поверхностных нужд и интересов, утаивание глубоких, используйте переговоры, Поддерживайте прямой взгляд и открытую ориентацию тела, Разделите различия, Говорите кто и чем пожертвует

Слайд 36

Приспособление Любите меня и все, что Вы сделаете, будет мне приятно! 1. говорите мягко, употребляйте много определений, 2. смотрите вниз или в сторону, 3. не используйте вызывающие положения тела, 4. подстраивайтесь, приспосабливайтесь к ситуации, 5. делайте то, что от Вас ждут.

Слайд 37

Уклонение Вы же видите, я ничего не могу сделать в этой ситуации! 1. не открывайте ваших чувств и потребностей, 2. смотрите в сторону или отвернитесь, 3.смените объект, 4. смените тон взаимодействия или отложите решение, 5. верьте, что ситуация безнадежна и не может быть решена.

Слайд 38

Сотрудничество Мы в одной лодке! Я думаю, что мы должны вместе решать эту проблему. 1. раскройте соответствующую информацию, 2.определите общие интересы, 3. внимательное слушание, 4. готовность создавать дополнительные возможности, 5. в мыслях, чувствах и интересах отделяйте проблему от людей.

Слайд 39

Семинар № 2 Приемы, позволяющие ученику почувствовать свою интеллектуальную состоятельность

Слайд 40

Как помогать ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность (стратегии) Делайте ошибки нормальным и нужным явлением Формируйте веру в успех Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах Признание достижений Делайте процесс обучения ощутимым

Слайд 41

Результаты самоисследования (педсовет 26.03.2008г.) Уже используются мною Подчеркиваете любые улучшения - 25 Аплодисменты – 23 Рассказываете об ошибках – 22 Раскрываете сильные стороны учеников – 21 Демонстрируете веру в учеников - 20

Слайд 42

Приемлемо для моего класса Альбомы достижений – 12 Показываете ценность ошибки, как попытки – 11 Повторяете и закрепляете успехи - 10

Слайд 43

Нужно обдумать «звезды и наклейки» - 7 Наклейки «Я могу» - 5 Позитивная изоляция - 5

Слайд 44

Не приемлемо для меня «звезды и наклейки» - 7 наклейки «Я могу» - 6

Слайд 45

Этому я хотел бы научиться Позитивная изоляция – 10 Самопризнание – 10 Рассказы о «вчера, сегодня, завтра» - 6

Слайд 46

Позитивная изоляция

Слайд 47

Самоодобрение

Слайд 48

Рассказы о «вчера, сегодня, завтра»

Слайд 49

Семинар № 3 Учитель и проблемы дисциплины Семинар в рамках подготовки к педсовет у «Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками для успешности ученика»

Слайд 50

«Философия дисциплины» Три подхода: « Руки прочь»Программа дисциплины сводится к обучению навыкам общения, эмпатическому слушанию, отражению чувств и др. « Твердой руки» Программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. «Возьмемся за руки». Программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Слайд 51

Цели Сделать ваши уроки удобным и приятным способом учиться и учить, Позволить своим ученикам хорошо вести себя и хорошо учиться.

Слайд 52

Конструктивное взаимодействие учителя с учеником Распознать истинную цель проступка; В соответствии с ней выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку; Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижения числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

Слайд 53

Конструктивное взаимодействие – реализация партнёрского отношения к людям (в том числе и к ученикам).

Слайд 54

Традиционные отношения Учитель обучение + воспитание Ученик послушание или сопротивление Партнёрские отношения Учитель учение + развитие Ученик

Слайд 55

В партнёрских отношениях: Ученик всегда (осознанно или нет) выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным; Свобода выбора – это готовность самому отвечать за его последствия.

Слайд 56

На предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют: Качество отношений между ним и учителем; Классная атмосфера, направленная на успех, или, наоборот, деструктивная; Соответствующая этому структура классного коллектива.

Слайд 57

Основные законы поведения учеников Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах. Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни. Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей: - привлечение внимания - власть - месть - избегание неудачи

Слайд 58

Привлечение внимания Ученик выбирает «плохое поведение», чтобы получить особое внимание учителя, быть всё время в центре внимания класса и т.п. Власть Ученик выбирает «плохое поведение», чтобы установить своё главенство, продемонстрировать власть над классом и учителем. Месть Ученик выбирает «плохое поведение», чтобы отомстить учителю, кому-то из ребят или всему миру за реальную или вымышленную обиду. Избегание неудачи Ученик выбирает «плохое поведение», чтобы предотвратить ситуацию, в которой может оказаться неуспешным.

Слайд 59

5 шагов к дисциплине: Наблюдение и объективное описание поведения проблемных учеников. Обнаружение скрытой цели нарушений поведения. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию Индивидуального Плана Дисциплины .

Слайд 60

Домашнее задание … Проанализируйте, пожалуйста, 5 случаев нарушения учениками дисциплины на Ваших уроках.

Слайд 61

№ п.п Что делает ученик? Как часто? Когда, в каких обстоятель-ствах? Что я при этом чувствую? Что я делаю, говорю? Как реагирует ученик? Предполагаемая цель ученика. Осознаёт ученик свою цель или нет? 1 Привл. внимания Власть Месть Избеган. неудачи 2 Привл. внимания Власть Месть Избеган. неудачи 3 Привл. внимания Власть Месть Избеган. неудачи 4 Привл. внимания Власть Месть Избеган. неудачи 5 Привл. внимания Власть Месть Избеган. неудачи

Слайд 62

Четвертое направление Повышение роли родителей в жизни школы через интерактивные формы проведения общешкольных родительских собраний и участия классных руководителей в этом процессе.

Слайд 63

План работы По подготовке и проведению общешкольного родительского собрания. Формулировка проблемы, темы, постановка целей. Разработка диагностики и обратной связи. Проведение диагностики, обработка результатов. Подготовка выступлений с учетом информации, полученной в ходе диагностики. Уточнение проблемы, постановка задач для ее решения. Собственно собрание, обсуждение проблемы и задач для ее решения с родительской общественностью. Принятие собранием решения. Получение обратной связи. Обработка обратной связи. Выводы. Написание аналитической справки. Планирование работы по реализации решения общешкольного собрания.

Слайд 64

Родительское собрание «Роль родителей в формирование социальных навыков у детей младшего школьного возраста»

Слайд 65

Экспертная оценка уровня сформированности основных социальных навыков у учащихся ___ класса № Фамилия, Имя Коммуникативные Трудовые Санитарно-гигиенические Правовые Основная проблема Со взрослыми С детьми С учителем Самообслуживание Поручения Личная гигиена Сан.-гиг.знания Правила поведения Обязанности и права 1 2

Слайд 66

Анализ работы по формированию социальных навыков у учащихся _____ класса. Основные проблемы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Формы работы, используемые учителем: Коллективные: ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Индивидуальные: ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Участие родителей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какая учителю требуется помощь, какой информации не хватает: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________ 200 _ г. Классный руководитель __________________

Слайд 67

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Для нас очень важно Ваше мнение. Как Вы считаете, что более влияет на формирование социальных навыков ребенка? семья школа в равной степени и семья, и школа Почерпнули ли Вы на собрании что-то полезное, новое или интересное для себя? да нет По Вашим наблюдениям, какие социальные навыки у Вашего ребенка сформированы слабее всего? коммуникативные трудовые (в том числе самообслуживания) санитарно-гигиенические Правовые Ваши пожелания по организации общешкольных родительских собраний в дальнейшем: _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество!

Слайд 68

Родительское собрание «Взаимодействие учителей и родителей в формирование коммуникативной культуры учащихся» (5-8 классы)

Слайд 69

Экспертная оценка уровня сформированности основных коммуникативных умений и навыков у учащихся __ класса № Фамилия, Имя Устанавливать контакт Слушать и понимать других Выражать свои эмоции и чувства Воспринимать критику Выходить из конфликта Соблюдать правила этикета Основная проблема

Слайд 70

Анализ работы по формированию коммуникативных навыков у учащихся _____ класса. Основные проблемы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Формы работы, используемые учителем: Коллективные: ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Индивидуальные: ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Участие родителей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какая учителю требуется помощь, какой информации не хватает: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________ 200 _ г. Классный руководитель __________________

Слайд 71

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Для нас очень важно Ваше мнение. 1. Как Вы считаете, что более всего влияет на формирование коммуникативных навыков подростка? _______________________________________________________________________________________ 2. Почерпнули ли Вы на собрании что-то полезное, новое или интересное для себя? да нет 3. По Вашим наблюдениям, какие коммуникативные навыки у Вашего ребенка сформированы слабее всего? устанавливать контакт воспринимать критику слушать и понимать других выходить из конфликта выражать свои мысли и чувства соблюдать правила этикета Ваши пожелания по организации общешкольных родительских собраний в дальнейшем : --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Благодарим за сотрудничество!

Слайд 72

Родительское собрание «Влияние родительско -детских отношений на успешность ученика» (2-4 классы)

Слайд 73

Анкета Отметь степень справедливости следующих утверждений: Да, это правда Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет, это неправда Мне приятно и интересно проводить время с родителями. У меня часто возникают конфликты с родителями. Родители не понимают меня и во всём навязывают свою волю. Родители интересуются моими чувствами и желаниями. Родители уважают моё мнение. Я всегда могу обратиться к родителям за помощью. Моих родителей интересуют только мои успехи в школе. Я чувствую недостаток внимания со стороны родителей. Родители всегда понимают и поддерживают меня. Я могу поделиться с родителями самым сокровенным. Как ты относишься к учёбе? А. Учусь в полную силу, стараюсь. Б. Делаю всё, что положено, без особых усилий. В. Учусь без желания, потому и не стараюсь. Какие оценки ты получаешь чаще всего? 2 3 4 5

Слайд 74

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Для нас очень важно Ваше мнение. 1. Как Вы думаете, Ваши отношения с ребёнком психологически комфортны для вас обоих? да нет не знаю 2. Почерпнули ли Вы на собрании что-то полезное, новое или интересное для себя? да нет 3. По Вашим наблюдениям, как Ваш ребёнок относится к учёбе? А. Учится в полную силу, старается. Б. Добросовестно учится без особых усилий. В. Учится без желания, потому и не старается. -------------------------------------------------------------------------------------

Слайд 75

Родительское собрание «Взаимодействие школы и семьи в профилактике вредных привычек»

Слайд 76

Анкета (Выбери и подчеркни нужный ответ.) Кто ты? Мальчик Девочка Сколько тебе лет? 11 12 13 14 15 16 Куришь ли ты? Да Иногда Нет Если куришь, знают ли об этом твои родители? Да Нет Как ты думаешь, почему люди начинают курить? А) модно Б) любопытно В) за компанию Г) от скуки Д) чтобы не отстать от сверстников Е) чтобы забыть свои проблемы Ж) своя версия __________________________________________________ 6. Пробовал ли ты алкогольные напитки? Да Нет 7. Какой это был напиток? А) пиво Б) вино В) водка Г) коктейль Д) другое 8. Если ты пробовал алкоголь, знают ли об этом твои родители? Да Нет 9. Как ты думаешь, почему люди начинают употреблять алкоголь? А) модно Б) любопытно В) за компанию Г) от скуки Д) чтобы не отстать от сверстников Е) чтобы забыть свои проблемы Ж) своя версия __________________________________________________ 10. Пробовал ли ты наркотики? Да Нет 11. Если ты пробовал наркотики, знают ли об этом твои родители? Да Нет 12. Ты знаешь, где в нашем городе можно купить наркотики? Да Нет 13. Как ты думаешь, почему люди начинают употреблять наркотики? А) модно Б) любопытно В) за компанию Г) от скуки Д) чтобы не отстать от сверстников Е) чтобы забыть свои проблемы Ж) своя версия __________________________________________________ Как ты думаешь, что может помочь молодёжи в твоём возрасте воздержаться от употребления табака, алкоголя, наркотиков? А) больше занятий в свободное время Б) более жёсткие требования со стороны родителей В) контроль со стороны родителей за проведением свободного времени Г) ограничение количества свободных денег Д) рассказы людей с личным опытом злоупотребления о последствиях Спасибо за ответы!

Слайд 77

Пятое направление Роль классного руководителя в профориентационной работе

Слайд 78

Социальный опрос для учащихся Уважаемые учащиеся! Просим вас ответить на несколько вопросов в рамках готовящейся декады профориентации 1.Какую профессию ты желал бы освоить? 2.В каком учебном заведении ты собираешься это сделать? 3.Назови три профессии наиболее востребованные в Кингисеппском районе? 4.Какую из этих профессий ты мог бы выбрать для себя? 5.Что в первую очередь на твой взгляд должна давать тебе будущая профессия? (положение, высокий доход, свободное время, возможность постоянного роста) 6.Какие учебные заведения ты хотел бы видеть в рамках недели профориентации?

Слайд 79

Социальный опрос для родителей Уважаемые родители! Просим вас ответить на несколько вопросов в рамках готовящейся декады профориентации 1.Определился ли Ваш ребенок с выбором дальнейшего пути? (10 класс, работать, ВУЗ, ССУЗ, НПО, не определился) 2.Какая профессия на Ваш взгляд подошла бы Вашему ребенку? 3.В каком учебном заведении он мог бы ее получить? 4. Назовите три профессии наиболее востребованные в Кингисеппском районе? 5. Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок по окончании учебы: а)нашел работу в Кингисеппе б) работал в другом городе 6.Какие учебные заведении и работодателей Вы хотели бы увидеть в рамках декады профориентации?

Слайд 80

Анкета «Обратная связь» Уважаемый учащийся! Для нас очень важно Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1.Была ли декада профориентации полезной и интересной для Вас? 2.Как Вы считаете, полученная за это время информация поможет Вам сделать правильный выбор своего пути после окончания школы? 3.Что по вашему было самым интересным и запоминающимся во время декады по профориентации? 4.Ваши предложения организаторам декады