Место культурной антропологии в системе гуманитарных наук

Борисова УльянаМихайловна

Связь гуманитарных дисциплин с культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_1.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Философский факультет

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Контрольная работа

Учебная дисциплина

Социальная и культурная антропология

Место культурной антропологии в системе гуманитарных наук

Выполнила: студентка 1 курса, 162 группы

заочного отделения, направления

«Педагогическое образование,          профиль обществознание»

Борисова Ульяна Михайловна

Проверил: д.ф.н. профессор кафедры Листвина Е.В.

Саратов - 2016


Введение……………………………………………………………………3-4

1. Становление культурной антропологии……………………………....5-8

2. Место культурной антропологии в системе гуманитарных наук………..……………………………………………………………..9-12

Заключение…………………………………………………………………..13

Список использованной литературы……………………………………14


Введение

Развитие культурной антропологии своего рода ключ, к изменению общества в целом и в контексте других наук. Начиная с первобытнообщинного общества, человек распространяет свою культуру в разные уголки всей земли.  Проходя различные стадии своего становления и изменения, первобытные люди стремятся достигнуть той точки зрелости, при которой им удастся познать окружающий их мир. Разгадать тайны природы.

Изучая культуру Древнего Египта, вытекает интересный факт о том, как люди в эпоху фараонов могли создавать культурное наследие, которое до сих пор не поддается объяснению. Наиболее известное из них и сохранившееся до наших дней – египетские пирамиды. Которые, считаются одним из семи чудес света.

Для эпохи неолита характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной, она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому можно сделать вывод, что неолит Египта отличается от неолита Древнего Двуречья или  Древней Индии.

Другие важные изменения были вызваны аграрной или неолитической революцией в экономике, то есть переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо этого возникают новые ремесла -прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним - использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии появляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сиены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей - полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова - сказания о жизни тотемистических предков.

В эпоху неолита - наряду с религиозными представлениями - люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знали окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи. У них были накоплены определенные астрономические знания что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия.  

Современный человек смотрит на первобытную культуру несколько свысока, снисходительно. В этой связи английский историк Дх. Фрезер отмечает, что "на долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение".[1] Такое отношение, конечно, никак нельзя считать справедливым. В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры. Просто люди склонны забывать, кому они обязаны всем тем, что они         есть.        


Становление культурной антропологии

Понятие «антропология» впервые употребил Аристотель (384 – 322 до н.э.), крупнейший натуралист и античный философ древности. Становление же антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине ХIХ в.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое  значение – как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека.  В начале ХVIII в., слово «антропология» только начинает входить в научный обиход, оно означает «трактат о душе и теле человека».

В самом широком смысле, термин антропология — это наука о человечестве, его происхождении, развитии и  современном состоянии, которая стремится создать целостную и полную картину человечества. Антропология изучает все аспекты существования и развития человечества, различные и схожие черты, взаимосвязь отдельных аспектов формирования человека и человечества на всей территории Земного шара и во все исторические эпохи, начиная с первобытнообщинного строя и по сей день.

Антропология как наука, ставит перед собой цели, по достижении которых, она сможет развиваться дальше и быстрее. Науке антропологии, необходимо дать максимально целостную картину человечества и его культуры. Предельно четко объяснить причины и сущность биологических и культурных различий между людьми.

В познании антропологии, есть ряд проблем с определением этой науки. Условно можно выделить, три уровня науки:

 этнология – наука, изучающая этносы на основе этнографических данных; антропология

этнография – эмпирическая наука, ориентированная на сбор и систематизацию фактов, описывающих народы;

 социокультурная – теоретическая наука, изучающая возникновение, становление и  развитие человеческого общества.

В первой половине ХХ века в Западной Европе получил распространение термин «антропология». В США закрепилось название «культурная антропология», а в Великобритании – «социальная антропология». Различие связано с тем, что США определяло общество – как

сумму социальных отношений, которые присущи, в определенной степени, и животным.

В СССР (Союз Советских Социалистических Республик) закрепилось понятие «этнография», которое трактовалось очень широко – и как эмпирическая наука, и как теоретическая. Для СССР этнография – это общественная наука, изучающая происхождение этносов, их основные мотивы, характеристики и свойства, межэтнические отношения, а также социально-культурные изменения в жизни людей. Главным объектом исследования этнографии в СССР является культура народов, но описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно с точки зрения  выявления ее этнической специфичности. Другая характерная особенность заключается в том, что исследования этнографии преимущественно обращены к сфере обыденной, традиционной культуры прежде всего сельского и в меньшей мере городского населения.

 В течение долгого времени этнография в СССР  развивалась как отрасль географического знания, а в настоящее время относится к группе исторических наук.

Важнейшей этапом возникновения этнографии в СССР стали результаты Великих географических открытий 15-19 веке. Значительного уровня развития достигло кораблестроение, были созданы регулярные флот и армия, крупных успехов достигла культура, были учреждены школа математических и навигацких наук с астрономической лабораторией, морская академия, готовившие мореплавателей и кораблестроителей, основано значительное число общеобразовательных школ – цифирных, «малых адмиралтейских», артиллерийских для матросских детей и др.  

В своей статье «Наука в России» Лариса Павлинская пишет, что: «В развитии такой области знаний, как этнография, огромное значение имел характер  России, объединившей в едином пространстве народы славянской, финно-угорской, тюркской, тунгусо-маньчжурской, палеоазиатской и монгольской языковых общностей».[2]

Эта этническая уникальность и явилась причиной быстрого развития этнографических исследований, которые в XVIII в. по своему размаху, методологии и методике во многом опередили европейские страны. Ибо централизованное управление обширной территорией империи, охватившей к тому времени значительную часть Восточной Европы и Северной Азии, со столь многонациональным составом населения, было невозможно осуществлять без их углубленного познания. Все это привело к тому, что развитие этнографии в России, в отличие от Европы, где становление этой науки шло в русле исключительно миссионерской деятельности, изначально носило исследовательский характер и проходило в рамках деятельности Академии наук.

Очень удачно о специфике культурной антропологии высказался в своем труде “Структура и функции в примитивном обществе” известный британский антрополог А. Рэдклифф - Браун:  “В антропологии, если понимать под ней изучение так называемых примитивных или «отсталых обществ», термин обозначения идеографических исследований, цель которых — приемлемое описание этих народов и их общественной жизни”.[3]

Антропологи употребляют слово «культура» во множестве различных смыслов. Некоторые из них, используют его как синоним формы социальной жизни. В английском языке под словом «культура» в его обыденном употреблении (в основе лежит идея, во многом близкая к тому, что имеется в виду под словом «культивация») понимается процесс, который можно определить как процесс приобретения человеком знаний, навыков, идей, убеждений, вкусов и чувств посредством контакта с другими людьми или из книг и произведений искусства. В конкретных обществах мы обнаруживаем определенные процессы, связанные с культурной традицией, если понимать слово «традиция» буквально как «передача» или «передавание». Понимание и использование языка передается посредством культурной традиции в этом значении. В сложных по строению современных обществах имеется огромное число различных культурных традиций. Следуя одной из них, человек может стать врачом или хирургом, следуя другим — инженером или архитектором. При простейших формах социальной жизни число отдельных культурных традиций может сводиться к двум — одна для мужчин, а другая для женщин.

Наука антропология возникла в силу необходимости методологического и теоретического осмысления многочисленных полевых наработок; общие вопросы о культуре, социуме, ментальности заставили антропологов обратиться и к более общим вопросам языка, мышления, символических систем. Наибольших успехов в XX веке профессиональные школы антропологов достигли в США и в Англии.


Место культурной антропологии в системе гуманитарных наук

В процессе своего развития, каждый человек сталкивает с трудностями познания  окружающего мира в целом, и самого себя в частности. Недаром в науке существует множества трудов (начиная с античных времен и до современности) посвященных – теории происхождения человека, зарождение цивилизации. Такие вопросы, как появление первого человека, его духовное, нравственное, умственное, общественное развитие является важным вопросом для таких гуманитарных наук как:  психология, социология, филология,  эстетика,  история,  этнография.  Если в других науках нужна конкретность, то здесь важна многогранность, разнообразие, фантазия и возможно где – то преувеличение.  

Наука антропология породила мощный пласт специфических дисциплин:

- когнитивная психология, рассматривает человека как мыслящее, познающее существо, способное к познанию окружающего мира и самого себя, способное к самостоятельному решению любых проблем, поиску и исправлению своих ошибок, к самообучению и самосовершенствованию. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию об окружающем мире, как эта информация кодируется, как она хранится в памяти и каким образом преобразуется в знание, которое уже влияет на поведение.

- психолингвистика, научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук — психологии и лингвистики (языкознания). В своем труде «Основы психолингвистики» А. А. Леонтьев отмечает: “Такое понимание психолингвистики и других «пограничных» областей (назовем среди них социолингвистику, этно-лингвистику, психогенетику и многие другие) было связано с неточным, приблизительным представлением о системе наук вообще и об их взаимоотношениях - в частности”. [4]

- социолингвистика, раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования.

- этнопсихология, наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые  так же,  в  той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики.

Антропология является разнородной дисциплиной, представителей которой не всегда можно четко отличить от представителей других дисциплин, занимающихся научным изучением человека. То, что наиболее последовательно отличает антропологию от родственных ей дисциплин, - это ее сосредоточение на сравнении обществ друг с другом (в особенности – дописьменных или «примитивных»), интерес, выражающийся как в тщательном описании характеристик конкретных обществ, так и в формулировании принципов, которые отражают фактическое знание о вариациях этих характеристик в различных обществах.

Остановимся на философской антропологии. Именно эта наука, как никто другой рассматривает человека в его различных аспектах жизнедеятельности.

Философская антропология — это часть философии, в которой осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, изучается его сущность и существование, отношения с миром.

Вопрос «Что есть человек?»  так или иначе затрагивали все серьезные мыслители в истории. У Канта, например,  данный вопрос формулируется как основной вопрос философии. Назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим главным предметом познания и преобразования. По Канту, антропология, как «учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде», заслуживает название «мироведения».[5]  В качестве его источников Кант указывал: самонаблюдение;  наблюдения за другими людьми; сообщения путешественников о других  народах; всеобщую историю и биографии;  художественную литературу.

В древнегреческой философии, еще сохраняются сильные мифологические традиции. При всем многообразии существовавших в античности точек зрения общими вопросами для философско-антропологической проблематики были вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека.

В вопросе о происхождении человека возникают первые материалистические концепции. Так, Фалес считал, что люди произошли от рыб. Анаксимандр полагал, что человек произошел от животного, а животные возникли из влаги. Представитель римской философии Лукреций Кар утверждал, что человек не сотворен Богом, а появился под воздействием солнечного тепла.

В философской антропологии доминировала мысль о происхождении человека из космоса. Наиболее ярким представителем данной концепции был Демокрит. Он полагал, что человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной). Следовательно, познав человека, можно, тем самым, познать всю Вселенную в целом.

Не менее значимый по своему учению, античный философ Платон рассматривал сущность человека в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. В этом Платон видел родовое (общее) отличие человека от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека, определив человека как существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях. Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и людей. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело смертно, человек дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм человеческого бытия - тело тянет его в животный мир, а душа - в божественный (в мир идей). Не случайно Платон определяет тело как «темницу души».[6]

Подводя итог можно сделать вывод, что гуманитарные науки начиная с античных времен и по сей день оказывают своё влияние на развитие человека. Изучая теории происхождения человека, осмысливая их с разной точки зрения – система гуманитарного знания преподносит человечеству различные открытия в области знаний.

Заключение

Факты и события последних лет показывают, что на нашей планете стремительно идет процесс становления гуманитарного знания. Смешивая такие дисциплины, как психология, философия, филология – наука продвинула свои тенденции к познанию человека куда дальше, чем казалось бы, можно было преодолеть. Важнейшим этапом является поддержание развития и становления гуманитарных дисциплин.  

С каждым годом антропология обогащается новыми методическими приемами, заимствованными из других биологических дисциплин физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых для изучения изменчивости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека.

В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента; выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий.  Задача антропологов — изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы.


Список используемой литературы

  1. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Антропология. 1798. С. 135.
  2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики // Психолингвистика ка наука и ее место среди наук о человеке. 1997. С. 297
  3.   Павлинская Л. Науки в России //  Становление этнографической науки в России. 2014. № 3. С. 52-53
  4. Платон Собрание сочинений в 4-х томах // Мысль.  Т. 2. 1993. С. 14, 38, 39.
  5.   Рэдклифф – Браун А. Структура и функции в примитивном обществе // Культура. 1983.  С. 13
  6.   Фрезер Дж. Золотая ветвь // Был ли культурным первобытный человек?  1986.  С. 252.


[1] Фрезер Дж. Золотая ветвь  // Был ли культурным первобытный человек?  1986.  С. 252.

[2] Павлинская Л. Науки в России //  Становление этнографической науки в России. 2014. № 3. С. 52-53

[3] Рэдклифф – Браун А. Структура и функции в примитивном обществе // Культура. 1983.  С. 13

[4] Леонтьев А.А. Основы психолингвистики // Психолингвистика ка наука и ее место среди наук о человеке. 1997. С. 297

[5] Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Антропология. 1798. С. 135.

[6] Платон Собрание сочинений в 4-х томах // Мысль.  Т. 2. 1993. С. 14, 38, 39.