Отечественные концепции в социальной и культурной антропологии

Борисова УльянаМихайловна

Основные концепции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Контрольная66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Философский факультет

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Контрольная работа

Учебная дисциплина

Социальная и культурная антропология

Отечественные концепции в социальной и культурной антропологии

Выполнила: студентка 1 курса, 162 группы

заочного отделения, направления

«Педагогическое образование,          профиль обществознание»

Борисова Ульяна Михайловна

Проверил: д.ф.н. профессор кафедры Листвина Е.В.

Саратов - 2016


Введение………………………………………………………………………3-4

1. Педагогическая антропология в России………………….……………....5-8

2. Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского…………..………..9-11

Заключение………………………………………………………………….…..12

Список использованной литературы…………………………………………13


Введение

Отличительной чертой российской культуры и всего народа является антропологическая ориентация. Русская литература, философия и история дает четкое тому подтверждение. Отечественная антропология ясно влилась в науку – педагогику. Развитие педагогической мысли сильно отличается от теории зарубежных мыслителей. В своем понимании, эта науку дает своеобразные философские идеи, научные представления, религиозные представления.

Особое значение антропологии, как отдельной науки придается в средине 19 веке. Появляются многочисленные труды  Н.И.Пирогова и  К.Д.Ушинского, идеи педагогической антропологии разрабатывались в работах многих отечественных мыслителей. Эти идеи мы находим в творчестве П.Д.Юркевича, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, В.В.Зенъковского и др.[1]

Различные обсуждения о воспитании человека, были сформулированы на основе его телесной организации, смысле его существования. Целью любой педагогической деятельности является изучение человека, понятие его как сущности. Для того, чтобы охарактеризовать поведение человека в разных проявлениях его активной деятельности, необходимо знать мотивы и предпосылки к проявлению таких желаний.

Науке педагогике необходимо ответить на ряд вопросов, которые стоят перед людьми: что он есть и что он должен быть? Без этого, педагогическая деятельность не имела бы своего смысла и была бы утопией.

Социальная и культурная антропология часто сопоставляются друг другу, как синонимы. В их понимании, общество это целостная система норм, правил и представлений, посредством которых человек пытается жить и заниматься деятельностью. Такая ситуация продолжается с первобытных времен, когда ещё появилось понятие семейное родство, или родство по крови.

Антропология, как наука о теле и душе человека является вехой в познании самого себя и окружающий мир. Происходит это познание в основном через культуру человека. Причем то культурное наследие, которое создает сам человек, своими руками.

Большее значения в отечественной науке уделяется культурной антропологии. Термин социальной антропологии вошел в обиход российской мысли только в 2000 году. Нередко сопоставляют эти два понятия, т.к. обе теории занимаются познание личности каждого человека, его духовными, моральными и физическими качествами.

Педагогическая антропология в России

Педагогика в каждую эпоху расценивается, как совокупность определенных знаний о человеке, присущих каждой определенной культуре. Посредством влияния на педагогику прошедших поколений, таких наук как - религия, философия формируются четки представление об антропологии.

“Российская педагогика — это неотъемлемая часть богатейшей и мощной культуры России. В различные исторические эпохи в  отечественной педагогике ставились различные цели воспитания, по-разному понималась сущность педагогической деятельности. И это в значительной степени зависело от того, какой идеал человека господствовал в данную эпоху, каким виделся человек педагогам того времени”.[2]

В России, педагогическая наука предстает совершенно в ином понимании. Культура в России всегда отличалась в своем представлении от ряда других стран и учений. На протяжении веков в отечественной культуре преобладала роль христианства. Некоторое время лидирующие позиции занимает язычество, но все – таки религия не перестает склоняться в обратную сторону.

Христианские представления о человеке, безусловно, оказали огромное влияние на людей, их духовное развитие. Во всей истории России мы можем наблюдать непосредственную зависимость политической, экономической, социальной и духовной сферы жизни общества от христианства.

Начиная с эпохи правления царей, церковь выступала главным звеном в отношениях человека с другими странами. В его духовном развитии христианство играло важную роль. Начиная с 988 года, когда произошло крещение Руси, христианство принимает свою непосредственную роль во всех военных поражениях, обеспечивая тем самым духовную защиту народа.

Такая зависимость российского люда от христианской мысли не могло не отразиться и в трудах литературы. Большое внимание в произведениях разной эпохи, уделяются именно внутреннему миру человека, его переживаниям и страданиям, тягостям жизни и простоты. Это мы можем наблюдать в творчестве Лермонтова, Бунина, Достоевского, Горького.

С одной стороны происходит высмеивание простоты русской души и тем самым непонимания всей сущности окружающего бытия. Таким образом, для русской культуры в целом характерны такие особенности: религиозное, православное мировоззрение как основа размышлений о мире и человеке, пристальный интерес к  человеку, стремление разрешить загадку человека, а также целостность как в восприятии реальности, так и в стремлении понять природу человеческой сущности. Все эти особенности российской культуры могут рассматриваться как предпосылки для возникновения педагогической антропологии в России в середине 19 века.

Проблемы о воспитании человека, способах развития его личностных качеств, мы впервые находим в трудах К. Д. Ушинского. В его труде «Человек, как предмет воспитание», можно найти интересные подходы к пониманию сущности человека и смысла его существования. Для автора главной проблемой является процесс превращения человека в продукт пригодный для культурной жизни: “Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом”.[3]

Ушинский называет педагогику искусством. Это определение он дает ей не случайно. Ведь наука педагогика заниматься главным и вечным вопросом всего человечества: кто такой человек? что является важным для каждого?

Педагогика, как наука о воспитании человека, уже сама говорит за себя. Она имеет четкий фундамент на основе которого строит свои представления о добре и зле, о праведном и неправедном. Каждый человек придает огромное значению своему воспитанию, и воспитанию подрастающего поколения. Недаром, как только ребёнок идёт в школу его учат элементарным правилам морали, этике и эстетике (прекрасному), которые он должен соблюдать в обществе. Ушинский представлял себе как не только преднамеренное воспитание, но и не преднамеренное: “Кроме того, мы ясно сознаем, что воспитание в тесном смысле этого слова как преднамеренная воспитательная деятельность, - школа, воспитатель и наставники ex officio - вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий”.[4]

Воспитание любого человека начинается с раннего детства, когда педагог хочет открыть в ребенке черты, которые впоследствии окажутся решающими в его деятельности. Понятно, что для каждого самое лучшее время для получения знаний и их усвоение – это детство, когда только зарождается эта любовь к прекрасному и возвышенному. И вот тут главное не упустить возможность воспитать в детях любовь к своему душевному началу, познанию в дальнейшем самого себя.

Предопределяющую педагогическую теорию выдвинул П. Ф. Лестгаф, который определял термин антропология – как науку о человеке, и его биологическом виде. Он считает, что к моменту поступления в школу у ребенка развиваются определенные личностные черты, которые затем, мало изменяясь, определяют развитие подросткового возраста, юношеского и взрослого. Определенный тип личности складывается, по его мнению, уже в возрасте 8 - 9 лет.

Лесгафт выделяет разные степени развития сознательной деятельности ребенка:

а) отраженно-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений;

б) подражательно-рассудочные действия с внешне усвоенными нравственными проявлениями;

в) разумно-самостоятельные проявления с усвоенными нравственными основаниями.

Он исходит из того, что любое действие ребенка всегда нравственно. Ещё биологически ему заложены именно правильные представления об окружающем. И педагог – воспитатель в данном случае должен служить образцом и показателем этого самого нравственного поведения: “Честолюбивый ребенок отличается умением усваивать все через память. Он запоминает не только самое простое, как лицемер, действующий исключительно отраженно, но и очень сложные философские учения. Точно так же он заучивает и нравственные положения, которые, однако, не оказывают влияния на его действия. Самым главным у него является чувство собственного превосходства. Отсюда - гордость, самоуверенность, спесь, постоянное стремление первенствовать над другими. Обыденные занятия, не ведущие к внешним отличиям, не привлекают его, он их избегает”.[5]

Сравнивая две концепции – Ушинского и Лесгафта, мы приходим к выводу, что процесс воспитания подрастающего поколения не такая простая вещь, как казалось бы. Привить ребенку моральные и культурные качества не просто. Для этого необходимо знать биологическую природу каждого, найти ключик к решению любого вопроса и при этом оставаться нравственным.


Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский является некоем продолжателем педагогической концепции. Своё учение он основывает на личном опыте и воспитании. Его величайший труд «Антропологический принцип в философии» в полной мере описывает, принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека.

Сам Чернышевский считает, что на этапе развития ребенок должен сам хотеть изучить тот или иной предмет. Слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, делать то, что позволяет ему развиваться, как личности. Никто не должен заставлять его эти заниматься. Педагог служит только подталкивающим звеном к познанию. Он считает, что в первую очередь нужно упражнять свои физические силы, ведь от этого зависит телесное развитие. В этом теория Н. Г. Чернышевского похожа на концепцию Лесгафта, который определял всю антропология, как биологические процессы.

Русский философ сам был воспитан в очень демократическом порядке. И для него возможность делать все, что «угодно» давала возможность прямо смотреть на жизнь. Выбирать путь познания, который был необходим именно ему.

В своей работе, Чернышевский больше делает упора н философскую антропологию мысли, связывая её с естественной наукой: “Теперь положение дел значительно изменилось. Естественные науки уже развились настолько, что дают много материалов для точного решения нравственных вопросов. Из мыслителей, занимающихся нравственными науками, все передовые люди стали разрабатывать их при помощи точных приемов, подобных тем, по каким разрабатываются естественные науки. Когда мы говорили о противоречиях между разными людьми по каждому нравственному вопросу, мы говорили только о давнишних, наиболее распространенных, но уже оказывающихся отсталыми, понятиях и способах исследования, а не о том характере, какой получают нравственные науки у передовых мыслителей; о прежнем, рутинном характере этих знаний, а не о нынешнем их виде.[6]

Чернышевский предполагал, что развитие и расширение в области нравственных наук предполагает лучшее восприятие окружающего мира. Науки о человек и его ego, должны входить не только в область гуманитарного знания. Такими вопросами непосредственно должны заниматься педагоги и естественно – научного цикла. Конкретно о биологическом и физическом развитии человека, он может узнать, только изучив строение и предполагающие теории.  

Не менее главным для него является вопрос о развитии человека через призму природы: “ Нам нужно обозреть всю область природы, чтобы дойти до человека; а до сих пор мы говорили только о так называемой неорганической природе и о царстве растений, еще ничего не сказав о царстве животных”.[7]

       Философ принимает во внимание, что человек мало чем отличается от природы животных. Они также обладают памятью, и в какой - то степени «умственными способностями». Самой неотъемлемой частью и того и другого живого мира является способность видеть сновидения. Отсюда возникают многочисленные фантазии, которые впоследствии перерастают в продукт познания и развития.  Немало важно для него и понимание мышления для человека. Ведь только мыслящий человек может развивать свои идеи в обширных масштабах, не говоря уже об их практической значимости: “ Мышление состоит в том, чтобы из разных комбинаций ощущений и представлений, изготовляемых воображением при помощи памяти, выбирать такие, которые соответствуют потребности мыслящего организма в данную минуту, в выборе средств для действия, в выборе представлений, посредством которых можно было бы дойти до известного результата. В этом состоит не только мышление о житейских предметах, но и так называемое отвлеченное мышление”.[8]

Подводя итог можно сделать вывод, что для Чернышевского, антропология – это наука, которая изучает внутренние процессы человека. Организм человека служит неким производительным материалом для усвоения новых знаний. Нравственные науки существуют по сей день и являются источником информации, которая помогает людям обрести себя в окружающем мире.

Заключение

Педагогическая концепция антропология и философская антропология Чернышевского во многом имеют схожий характер. Каждая представляет собой особое понимание антропологии, как науки в целом и в частности.

Для философов педагогической мысли, воспитание является главным ключом к развитию человека. В истории нет таких эпох, когда человек мог бы обходиться от наставника, который покажет ему путь в развитии, наилучшую дорогу в понимании происходящих процессов.

Нравственность, важна в изучении разных дисциплин. Воспитанию праведного характера, но тем не менее не затрагивающего личные предпочтения, должно относится куда больше времени. Гуманитарные науки пытаются привнести новое в познание мира. Находясь на рубеже открытий, человек совсем близок к точному пониманию своего происхождения.


Список используемой литературы

  1. Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика. 1889. С. 72
  2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Опыт педагогической антропологии. Том. 1. 1990. С. 11.
  3. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Очерки вопросов практической философии. Сочинение. Т. 4. 1860.  С. 176
  4. Педагогическая антропология в России 19-20 век // Хрестоматия. 2008. С. 4.


[1] Педагогическая антропология в России 19-20 век // Хрестоматия. 2008. С. 4.

[2] Педагогическая антропология в России 19-20 век. // Хрестоматия. 2008. С. 9

[3] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Опыт педагогической антропологии. Том. 1. 1990. С. 11.

[4] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания  // Опыт педагогической антропологии. Том. 1. 1990. С. 23.

[5] Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика. 1889. С. 72

[6] Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. // Очерки вопросов практической философии. Сочинение. Т. 4. 1860. С. 135.

[7] Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. // Очерки вопросов практической философии. Сочинение. Т. 4. 1860. С. 143

[8] Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Очерки вопросов практической философии. Сочинение. Т. 4. 1860.  С. 176