МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Серова Светлана Викторовна

Научная статья "Мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serova_svetlana_viktorovna.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Секция №10. Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность педагога

МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Серова С.В.

Московский Городской Педагогический Университет, г.Самара

Каждая историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель образования.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют модернизации всего учебного процесса и создания новых образовательных стандартов.

Перед преподавателями иностранных языков встает ряд важных задач:

• совершенствование организации курса обучения иностранному языку (разработка учебных пособий);

• внедрение в процесс обучения новых технологий и средств, методов

• применение инновационных технологий: проблемного обучения, проектного метода;

• создание в процессе обучения иностранному языку естественного общения с носителями изучаемого языка (встречи, обмен опытом и общение по Интернету, во время обучения иностранному языку за рубежом);

• активное использование информационно-коммуникационных средств, включая глобальную сеть Интернет.

 Когда младшие школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. По данным исследования, проведённого Е. И. Пассовым, В. П. Кузовлевым и В. Б. Царьковой более 97% детей приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием овладеть им, но уже в 3-ем классе интерес значительно ослабевает, а к 5-6 классу он пропадает у 86% учащихся.

Формирование интереса к учебной деятельности зависит от содержания и организации педагогических условий учебной деятельности учащихся. Эта деятельность должна быть организована педагогически и психологически так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию, умело управлять ею.

Зачастую отсутствие координации теории и методики преподавания, недостаточное наличие учебников с международными стандартами лингвистической подготовки затрудняет процесс формирования интереса к изучению иностранных языков. Многие выпускники школ могут читать литературу на иностранном языке со словарем, воспроизводить заученные темы, но испытывают значительные трудности в изложении собственных мыслей на иностранном языке, что приводит, к отсутствию коммуникативного общения.

 Деятельности без мотива не бывает. При овладении культурой изучаемого языка нужно мотивировать ученика к изучению.

1.Мне нравится изучать и я хочу изучать иностранный язык.

2.Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.

3.Хочу знать иностранный язык лучше своих одноклассников.

4.Нравится учитель.

5.На уроках иностранного языка интересно.

6. Иностранный язык нужен для будущей профессии.

7.Хочу научиться писать письма, открытки иностранным друзьям.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский считал, что при правильной организации учебного процесса обучение детей иностранным языкам должно начинаться с дошкольного возраста, а правильным, по его мнению, является путь развития речи ребенка посредством совершенствования детского мышления с опорой на конкретные зрительные образы, наглядность.

Необходимость раннего обучения официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи, как на родном языке, так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Раннее обучение дает большой практический эффект в плане качества владения им, так как коммуникативные умения и навыки, приобретаемые в раннем возрасте, фиксируются на всю жизнь и служат надежной основой для дальнейшего обучения.

Целесообразность введения иностранного языка в число предметов, изучаемых в начальной школе, многократно доказана результатами более чем 40-летних исследований в области раннего обучения, проводимых в нашей стране. Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей.

Раннее изучение иностранного языка оказывает:

· положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия и др.;

· развитие общих речевых способностей ребенка;  

· открывает возможности для обучения второму/третьему/ иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной.

Раннее обучение несет в себе воспитательный и нравственный потенциал, так как овладение иностранным языком как средством коммуникации предполагает знакомство с социокультурными особенностями народов, говорящих на изучаемом языке, восприятие к различиям в культурах, способах выражений чувств и др.

Правильно поставленные задачи, формы и методы обучения, индивидуальные подходы к каждому ученику, разнообразные виды контроля - всё это способы формирования положительной мотивации к изучению предмета. Очень важно и с психологической, и с дидактической точек зрения, чтобы у школьников не возникали отрицательные эмоции с самого начала обучения, чтобы трудности, связанные с формированием навыков и умений в различных видах коммуникативной деятельности, не вызывали у них негативных ощущений. Повышение интереса учащихся к уроку - задача каждого педагога. Развитие творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого ученика.

По Пиаже все дети проходят одинаковые стадии когнитивного развития, но с разной скоростью. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с периодами, когда успех менее заметен. Чтобы эффективно спланировать процесс обучения детей младшего школьного возраста, учителю необходимо знать периоды когнитивного, эмоционального, физического, социального и языкового развития ребенка. К сожалению, учителя с опытом работы в средней школе зачастую не могут достаточно профессионально обучать младших школьников из-за их психологических особенностей, которые предполагают использование других методов и приемов обучения во 2-4 классах. Основной причиной неудач учителей иностранного языка в начальной школе является то, что они не имеют представления о том, как дети развиваются, и какую роль привносит изучение иностранного языка в это развитие.

Учителям при планировании урока, прежде всего, необходимо учитывать уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его сделать этот шаг.

Понятия, усвоенные в родном языке, могут быть перенесены на иностранный язык и усвоены быстрее тех, с которыми ребенок не был знаком в родном языке, а узнал их на уроках иностранного языка. Кроме того, из-за индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии, учить весь класс одинаково нецелесообразно, лучше поделить их на малые группы, и уже в группах осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Список использованной литературы:

1. Г. В. Рогова, И. Н, Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М. Просвещение, 1998.

2. Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. Теория обучения иностранным языкам. – М. Айрис Пресс, 2004.

3. Е. И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. Просвещение, 1991.

4. И. А. Зимняя. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 1985.

5. Сборник научных трудов под редакцией Н.Д. Гальсковой. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам на современном этапе развития школы. – М. Просвещение, 1989.