Конкурсный материал "Методический семинар"

Иванова Татьяна Владимировна

В данном  материале проанализирована педагогическая работа учителя начальных классов по теме "Формирование критического мышления у младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание

Методический семинар по теме «Формирование критического мышления у младших школьников»

 Иванова Т.В.,

учитель начальных классов,

МБОУ «Чувашско-Дрожжановская СОШ»

     Кто из вас мечтал стать успешным? Я тоже об этом мечтаю. Давайте вслушаемся в слово успех. Успех - это значит  успеть. Успеть услышать себя, успеть выстроить отношения в  семье, успеть достичь мастерства  в профессии. Когда я слышу слово успех, у меня как будто вырастают крылья. И всё кажется легко, решаются задачи, делаются дела и всё это на волне подъёма.  Быть хорошим учителем, значит создавать ситуацию успеха на уроке. Это очень важно для человека, важно для коллектива, важно для всей страны. Но, согласитесь, довольно трудно добиться успеха одному, важно, чтобы окружающие тоже к этому стремились.

    Мне повезло, 19 лет назад я попала в школу, которая постоянно развивается.  Благодаря своим заслугам  в 2014 году  наша Чувашско-Дрожжановская средняя школа получила статус   ШКОЛЫ ПРЕВОСХОДСТВА в Дрожжановском районе РТ.

     Вы сами понимаете, работать в такой школе и не развиваться, просто невозможно. Каждый учитель идёт своим путём. Я перед собой поставила такие вопросы: какие качества  ребёнка помогут ему преуспеть в жизни. Как я могу на уроках развивать эти качества?

Для меня важно знать, чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.  

         Одно из направлений развития школ превосходства связано с формированием  критического мышления школьников. В связи с этим два года тому назад я начала работать  над методической темой:   формирование критического мышления у младших школьников.

Что такое технология критического мышления?

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть технологии критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Идеи технологии критического мышления заключаются в том, что дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Таким образом, критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а  активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений.

Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.

    В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты, и технология развития критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.    

Работая с детьми младшего школьного возраста,  постоянно находишься в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. 

          Я работаю по УМК «Планета Знаний». Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Учебный материал разделён на инвариантную и вариативную части. Такая структура организации материала даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся класса, позволяет использовать различные приемы развития критического мышления детей на разных этапах урока.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология развития критического мышления с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формировать новый стиль мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развивать базовые качества личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формировать культуру чтения и письма;
  • формировать умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирует к самостоятельной поисковой творческой деятельности, запускает механизмы самообразования и самоорганизации.

Технология так же привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:

  • вызов;
  • осмысление;
  • рефлексия.

Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

 Задачи фазы вызова -  пробуждение интереса к предмету.

Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала во времени работы над ним.

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.

Примеры использования ТРКМ на разных стадиях урока.

1 стадия. Вызов.

Урок  русского языка. 2 класс

Тема: Предложения. Члены предложения.

Используем структуру «Эй ар гайт».

   На каждой парте лежит карточка,  на ней записаны утверждения. Дети читают эти утверждения и в случае согласия с ними в графе «До» ставят знак «+», если же нет- «-». Это проблема данного урока: дети не знают, что такое члены предложения. После объяснения материала урока учитель просит вернуться к этим карточкам  и, ещё раз перечитав эти утверждения, поставить знаки  в графе «После». И тот материал о предложении, который дети не знали в начале урока,  к концу урока   должны знать.

2 стадия. «Осмысление»

Урок литературного чтения. 2 класс.

Тема (подходит при работе с любым текстом)

Используем структуру «Конэрс».

-Кто из героев данного рассказа вам больше понравился? Напишите на листочке. И встаньте в соответствующий вашей записи угол. Создайте пару с ближайшим партнёром. Ответьте: «Почему вы выбрали именно этого героя?»

3 стадия. Рефлексия.

Урок окружающего мира.  2 класс.

Тема: Весна.

-Учащимся предлагается составить коллаж на тему «Весна».

   Конечно, очень полезны для нас взаимные посещения уроков. На которых мы перенимаем опыт своих коллег. Делимся своими наработками.

  В ходе распространения  опыта своей работы в школе  я участвую на заседаниях PLC- это заседание творческих групп, которые создаются для решения конкретных проблем. Так в этом году, на одном из заседаний  PLC мы рассмотрели вопрос «Формирование читательской компетенции у младших школьников». На заседании приняли участие библиотекарь, учителя русского языка основного звена.

Большой вклад в развитие самообразования учителя вносит  участие  в различных профессиональных конкурсах. В прошлом году я приняла участие в  муниципальном конкурсе  «Классный руководитель года»,  в этом году  в конкурсе – «Учитель здоровья», ежегодно принимаю участие в математической олимпиаде для учителей начальных классов, которая организуется министерством образования РТ. Систематическое прохождение  курсов повышения квалификации помогает мне быть в курсе всех новинок современной системы образования. Для обобщения своего педагогического опыта регулярно провожу открытые уроки. В последние годы большой акцент делаю на применение   обучающих структур сингапурского проекта, что позволяет мне повысить результативность учащихся и разнообразить уроки. Это подтверждают результаты диагностического тестирования выпускников начального звена. Так в 2013году:

Предмет

Успеваемость

Качество

Русский язык

100%

75%

Математика

100%

50%

Окружающий мир

100%

88%

В средних классах мои выпускники подтверждают прочные знания, полученные  в начальном звене.   Ученицы 10 класса активно участвуют в различных олимпиадах и занимают призовые места: Афанасьева Полина в этом году заняла призовое место на муниципальном туре предметной олимпиады по ОБЖ,  а Кудрявцева Таня  стала победителем в очном туре научно – практической конференции чтение школьников на языках народов РФ в городе Казань.

К участию в различных конкурсах и олимпиадах я приобщаю своих детей с 1 класса.  Так мои второклассники уже успели принять  участие  в таких конкурсах как : «Кенгуру», «Русский медвежонок»,  «Страна талантов», «Инфоурок», олимпиада «Плюс». Часто становятся победителями  в школьных конкурсах.

  Для достижения высоких результатов необходимо акцентировать успех каждого ученика, отслеживать продвижение его в учебной деятельности. Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью использую портфолио достижений учащегося. В папку вкладываются все работы ребенка, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Это позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их. В процессе обучения ученик должен чувствовать себя уверенно. Это становится возможным при формировании у него постоянного ощущения успеха. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождает энергию для преодоления трудностей. Ребенок испытывает удовлетворение от своего труда. Ситуации успеха способствует созданию психологического комфорта на уроке.

И если  выпускник успешен, это большой плюс педагогу. Значит успешен и педагог.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс,1996.                    2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.                                                                                                              3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.

4. Загашев И.О.,«Умение задавать вопросы». – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2005.                    

5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177 Санкт-Петербурга в рамках международгого проекта]                                                   6. Осипова А.А. Технология развития критического мышления: теоретические основы и применение в учебном процессе. СПб. 2001.                  

                                                Интернет ресурсы                                                                                                                          7. Дэвид  Клустер «Что такое критическое мышление?» http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm

8. Загашев И.Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками» http://lib.1september.ru/2004/17/15.