Консультация для педагогов "Старший, средний, младший или единственный ребенок в семье. Проблемы и принципы воспитания".

Гурьянова Людмила Сергеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhet_li_vliyat_poryadok_rozhdeniya_na_razvitie_rebenka.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ

«Детский сад №2 «Малышка»

р.п. Турки

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

на тему:

«Старший, средний, младший или единственный ребенок в семье.

Проблемы и принципы воспитания».

Педагог-психолог, воспитатель ДОУ

Гурьянова Л.С.

р.п. Турки

Конспект консультации для педагогов

Тема: «Старший, средний, младший или единственный ребенок в семье».

Цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества педагога с ребенком.

Задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества с ребенком.
  • Расширение возможностей понимания ребенка.
  • Улучшение рефлексии взаимоотношений с ребенком.

ХОД КОНСУЛЬТАЦИИ

I. Организационный этап

II. Вступительная часть 

Сообщение темы и целей консультации.

III. Разминка

1. Игра «Давайте познакомимся»

Цель: дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы. Играющие хаотично передвигаются по комнате. По одному хлопку в ладоши – обмениваются приветствиями, по двум хлопкам – пожимают руку партнерам по игре, по трем хлопкам – обнимают друг друга.

IV. Информационная часть

1. «Старший, средний, младший или единственный ребенок в семье».

Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любви и заботы матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника.

Младшему ребенку в семье больше свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно.

Средний ребенок может показывать характеристики как младшего, так и старшего или их комбинации. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным или получить свое место в семье.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Более, чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в последующих областях приложения сил. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, он может походить уже в детстве на маленького взрослого.

Если разница в возрасте составляет больше пяти-шести лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку. Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятно, что дети будут вступать в конкуренцию за достижения между собой.

Близнецы в семье

Для близнецов параметры старший/младший ребенок также важны и зависят от того, в группе каких детей они родились. Например, близнецы, имеющие старшую сестру или старшего брата, будут вести себя как младшие дети. Если родители особо подчеркивают, что один из них родился первым, то роли старшего и младшего делятся автоматически. У близнецов довольно низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с другими детьми. Это связано с тем, что близнецы больше общаются друг с другом и меньше ориентируются на взрослых и сверстников. Во взрослой жизни близнецы одного пола испытывают особые трудности в разделении и обретении собственной идентичности

2. Педагогическая ситуация. Обсуждение

–Прежде чем появится в семье малыш, старший и средний ребенок слышат разговоры взрослых о намечающейся «покупке».  – Давайте попробуем проанализировать ситуацию в семье и найти правильную позицию родителей и ошибки в их поведении.

Ситуация. Трехлетнему Коле мама с папой сообщили, что скоро  ему привезут в «подарок» братика. Коля будет играть с братом в машинки, кубики, гулять во дворе, ходить вместе в детский сад. Коля обрадовался и стал рассказывать отцу, как он вместе с братиком построит гараж, во дворе – шалаш. Отец поддерживал фантазирование сына, думая, что это поможет полюбить малыша.

Ответы родителей.

Вывод психолога. В отношении Коли родители сделали несколько ошибок. Во-первых, им не следовало говорить, что братика «купили» только для него, хотя бы потому, что это неправда. Во-вторых, отец зря поощрял нереалистичный образ малыша. Дети, как правило, неадекватно представляют себе «братика» или «сестричку». Наблюдая во дворе или на улице за маленьким и смешным карапузом, они загораются желанием приобрести похожего. В детском воображении малыш значительно более развит, чем на самом деле. В ожидании пока приедет мать с малышом, старший ребенок строит разные планы. Задумки бывают самые фантастичные. Представьте себе удивление и разочарование ребенка, когда он видит лежащий в коляске кокон, который смотрит бессмысленным взглядом и ни с того ни с сего плачет.  Не следует подкреплять нереалистичное представление – ведь цель подготовки старшего к появлению малыша заключается в создании не столько первичного хорошего отношения к нему, сколько внутренней готовности воспринять малыша таким, каков он есть.
Советы матерям, имеющих детей от 2 до 3 лет, неприменимы для матерей, у которых дети менее 2 летнего возраста. Годовалый ребенок не поймет из объяснений ничего. Смутно он может что-то себе представить, когда увидит детскую кроватку, но осмыслить событие  полностью не сможет. Полезней ему послушать стихи о малышах. Однако, родителям необходимо сделать перестановку за несколько месяцев до появления малыша, чтобы ребенок не почувствовал себя выселенным, будто бы появился соперник. Надо обязательно обсудить со старшим то, что малыш будет сначала беспомощным, требующим много внимания и заботы всех членов семьи, и только постепенно они подружатся и смогут играть вместе. Хотя нам часто кажется, что все и так ясно, надо объяснить старшему, что малыш сначала будет очень хрупким, нежным, что ему в первую очередь нужна забота матери. Внимание и забота старшего ему тоже необходима, однако с маленькими детьми надо научиться вести себя. Такой разговор нужен для того, чтобы поддержать положительное, эмоциональное отношение к малышу.

V. Исследование «Почему дети такие разные в одной семье или как порядок рождения влияет на поведение детей»?

1. Анализ педагогических ситуаций в микрогруппах

2. Вывод

Загадки генетики; почему в одной семье дети такие разные. Родители восклицают: «Почему в нашей семье оба ребенка разные? Растут они в той же семье, воспитываем мы их одинаково. Первый ребенок – серьезный, добросовестный, а у второго – только проказы на уме». Эта темА является центральной при общении мам друг с другом, где рассказывается, как один ребенок не спал по ночам, а другой не доставлял никаких хлопот. Заканчиваются такие рассказы поисками родственников, соответствующим характеристикам каждого из детей. –  Что влияет на то, что дети так не похожи друг на друга? Мы проведем исследование в микрогруппах: может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка? – Разберите предложенные ситуации. Опишите особенности детей, найдите положительное и отрицательное в поведении детей. Мы разберем случаи, вызывающие беспокойство родителей. (Приложение 1)

VI. Составление памяток (Приложение 2)

VII. Заключительная часть. Рефлексия

ИГРА « СОЗДАЙ ТО ЖЕ САМОЕ»

Цель: Отработка навыков по составлению четкой и ясной инструкции к заданиям для ребенка, выявление значимости точности объяснений педагога. Инструкция: Поделившись на две команды, педагоги получают от ведущего одинаковый набор геометрических фигур на каждую команду. Дается время на составление фигуры человека из этих геометрических фигур. Затем каждая команда выбирает капитана. Капитан первой команды объясняет капитану второй команды фигуру, составленную своей командой без называния частей тела. Капитан второй команды должен нарисовать на доске фигуру первой команды. Затем капитаны меняются ролями. Обсуждение: во время обсуждения педагоги меняются впечатлениями, говорят о трудностях, о том, как еще можно было бы объяснить. Делается вывод о значимости четкой инструкции.

ТЕХНОЛОГИЯ "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА"

Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. Необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности на листе с чемоданом. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.

–  Наша консультация подошла к концу. Надеюсь, что вам было интересно.  – Что понравилось на нашем занятии? Какая часть вызвала особый интерес? Что вас не удовлетворило? Каковы ваши предложения?

Список литературы

  1. Алексеева Е.Е.  Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Спб: Речь., 2008г. – 224 с.
  2. Кислица Г.К. и др. Мир дошкольника: Вопросы и ответы – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.
  3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
  4. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 186 с.