Пальчиковая гимнастика

Гурьянова Людмила Сергеевна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК И АКТИВНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

«Рука — это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев -говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям

активной  пальцевой  гимнастики.  Сложность  их должна  выбираться  в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. ] (ассивная гимнастика для пальцев рук.

—        Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений.
Можете  сказать  малышу,  что «мы  погреем  ручки».   Целесообразно  использовать
следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения
выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-
5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить
через месяц.

—        При поглаживании   кисть   производит   движения   в различных   направлениях.
Поглаживания проводят медленно и плавно.

  • При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу.
    Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт.
  • При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим
    удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует
    ручку ребенка,

—- Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.

- Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.

  • Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно
    сгибает пальцы ребенка.
  • Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша
    одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение
    пальцев руки ребенка.

Наряду с этим пальчиковая гимнастика имеет и лечебный характер.

На ладошках есть проекции всех внутренних органов. И все эти игры — ни что иное, как массаж. Круговые движения пальцем по ладони стимулируют работу желудочно-кишечного тракта. Массаж мизинца отвечает за работу сердца, безымянный палец - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец отвечает за голову, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан» Поэтому большой палец во время гимнастики надо не просто растирать, а активно «бить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.