Повышение мотивации к обучению у детей с логопедическими проблемами

Павлова Арина Дмитриевна

Презентация для учителей-логопедов по повышению учебной мотивации у детей с нарушениями речи (в детских садах, школах). Описаны практические приёмы, которые помогут преодолеть сопротивление, незаинтересованность детей. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение мотивации к обучению у детей с логопедическими проблемами Выступление педагога-психолога , методиста ППЦ «Здоровье» Арины Дмитриевны Павловой

Слайд 2

Мотивация - побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность. Мотивация возникает на основе активации мозговых структур , побуждающей совершать определенные действия, направленные на удовлетворение своих потребностей . Учебная мотивация - это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность Введение

Слайд 3

Характеристики образовательной системы и особенности образовательного учреждения Специфика учебного предмета. Субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.). Организация образовательного процесса Субъектные особенности педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу. Факторы формирования учебной мотивации (по И.Я.Зимней )

Слайд 4

Потребность в учении. Смысл учения – процесс обучения значим для ребёнка, полученные знания - полезны. Цель – наиболее эффективная для младших школьников – потребность в достижении успеха . Эмоции – переживание положительных эмоций в процессе занятия Отношение – положительное отношение к учёбе, учителю. Интерес к предлагаемой информации Составляющие учебной мотивации (по А.К.Марковой )

Слайд 5

Отсутствие интереса к предлагаемому материалу. Отсутствие взаимопонимания и симпатии с педагогом, одноклассниками. Постоянные неудачи в процессе обучения, ведущие к формированию «обученной беспомощности». Безразличное отношение к учёбе в семье ребенка и у него самого. Ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Несформированность произвольной сферы. Факторы, снижающие учебную мотивацию школьников

Слайд 6

Предоставление занимательного материала (в зависимости от пола, увлечений, любимого мультфильма и т.п .), возможно, ролевой подход (представь, что ты – принцесса, которой нужно написать указ). Трудность задания преодолима . Создание положительной установки (например: «это задание обычно нравится мальчикам», «а теперь сыграем в игру») Постановка цели (хотел бы ребёнок говорить/читать/писать лучше, чтобы рассказать у мамы на дне рождения стишок / стать военным и т.п.) Создание связи между материалом этого занятия и другими предметами , со сферой общения . 1. Способы повышения интереса школьника в процессе занятий

Слайд 7

Проявите внимание к интересам, самочувствию ребёнка (можно узнать про настроение, про домашних животных или персонажа, нарисованного на портфеле). Поблагодарите ребёнка за его старания , за малейшие успехи . Поделитесь своими чувствами (сожалением, если у него не получается, радостью – если получилось). Назовите про себя 3 качества, которые Вам нравятся в этом ребёнке (даже если у Вас к нему антипатия). 2. Формирование взаимопонимания с ребёнком

Слайд 8

Обученная беспомощность - нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий Формирование обученной беспомощности обусловлено: Опытом неудачных попыток Низкой поисковой активностью Пессимизмом 3. «Сколько ни старайся – всё равно без толку»

Слайд 9

Создание ситуации успеха (предложите ребёнку задание, которое он сможет выполнить). Предоставление выбора ребёнку (какое задание сделать сначала, а какое – позже). Акцентирование внимания на достижении успеха, старании ребёнка (отметьте особо значимо верно выполненное задание, даже если оно – всего одно на фоне ошибок). Напомните ребёнку о том, что уже было достигнуто им, сообщите ребёнку о Вашем успешном опыте работы с другим ребёнком с аналогичными трудностями. Когда Вы чувствуете, что у Вас не хватает ресурсов, вспомните сами, скольким детям Вы помогли! 3. Профилактика «обученной беспомощности» у ребёнка

Слайд 10

В силу неразвитой рефлексии, ведущей игровой деятельности и др. причин некоторые дети отрицают имеющиеся у них логопедические проблемы , отлынивают от занятий. Заручитесь поддержкой родителей , объясните им нынешний уровень речевого развития и необходимость занятий. Предложите ребёнку выполнить задания, раз уж он всё равно пришёл. Расскажите ребёнку, с чем он справился и с чем – нет. На понятном языке объясните, зачем ему заниматься и почему это важно, сформулируйте цель занятий. 4. Дети, у которых «всё хорошо»

Слайд 11

Особенно трудно занятия проходят с детьми с СДВГ (несформированной произвольной сферой), с детьми с ведущей игровой деятельностью . Предоставляйте расторможенному ребёнку возможность подвигаться (например, приседать при чтении стихов, делать зарядку) Проводите аналогии между конкретным занятием и игрой / мультфильмом и т.п. Предупреждайте, сколько ещё нужно выполнить заданий до конца занятия. 5. «Нам учёба нипочём»

Слайд 12

К сожалению не все рекомендации могут быть выполнены, какие-то могут оказаться неэффективными для кого-то, а кому-то помогут. По возможности установите контакт с ребёнком и его родителями ! Если Вы видите, что ребёнок не справляется с программой школы в связи с логопедическими проблемами, порекомендуйте родителям пройти комплексное обследование в ППЦ «Здоровье» (возможно, им нужно сменить образовательный маршрут). Сталкиваясь с трудностями, вспоминайте детей, которым помогли занятия с Вами. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

Слайд 13

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ, Астрель , 2007. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону : Феникс, 1997 Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. Список рекомендуемой литературы

Слайд 14

Ваши вопросы и отклики : E-Mail: ppc_zdorovie@mail.ru Сайт: ppc.coi.spb.ru/ppc.htm Благодарю за внимание!