Контрольная работа по дисциплине: «Современные технологии изо деятельности» Тема: Понятие диагностики. Диагностика развития изобразительных навыков дошкольников. Сравнительный анализ двух авторских методик»

Перминова Татьяна Александровна

Развитие детского творчества – это сложный, неравномерный процесс овладения ребёнком под влиянием воспитания и обучения всё более высокими изобразительными умениями для воплощения своего замысла.

Рассмотрим понятийный аппарат изобразительных умений.

Умение – использование ребенком имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления способов действий в соответствии с задуманной поделкой [5].

Выразительность – главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера.

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Особую роль воображение начинает играть, начиная со старшего дошкольного возраста, когда оно становится ведущим психическим процессом. Другими словами, хорошо развитое воображение влечет за собой развитие памяти (использование сохраненных в памяти образов для создания новых), речи (Способность описать представленное, созданный образ), мышления (способность манипулировать образами на идеальном уровне, в голове, обосновывать целесообразность нового образа) и т. д.

Цвет – одно из средств выражения определенного образного содержания и эмоционального отношения ребенка к процессу творчества.

Композиция – творческий процесс создания произведения от появления замысла до его завершения, а также комплекс средств материального воплощения замысла автора.

Композиция – важнейшее средство, целенаправленно ведущее художественное восприятие к проникновению в художественный образ, к осознанию и эмоциональному отклику на содержание и форму художественного произведения [14].

Рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем.

Осуществление процессов обучения и воспитания  требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Все это оценить призвана педагогическая диагностика.

Что же такое диагностика? Термин «диагностика» происходит от греческих слов «dia» – между, врозь, после, через, раз, «gnosis» – знание [1].

В ФГОС ДО дается определение психолого-педагогической диагностики – это оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Рассмотрим несколько определений педагогической диагностики разных авторов.

Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия [2].

Педагогическая диагностика – одновременные оперативные изучения и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения [17].

Педагогическая диагностика – особый вид педагогической деятельности, который выступает начальным этапом прогнозирования учителем профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом, а также является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи [4].

Как видно из приведенных определений, – педагогическая диагностика – это деятельность педагога направленная на управление педагогическим процессом. В современных условиях развития нашего общества педагоги и психологи обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей. А выявить эти качества и способности личности  призвана педагогическая диагностика.

Сущность  педагогической  диагностики в дошкольном образовании определяет  ее  предмет:  кого воспитывать  в  соответствии  с  поставленными  целями  и  задачами  воспитания (объект  воспитания,  критерии  воспитанности),  при  каких  условиях (воспитательная  ситуация),  кто  и  что  при  этом  должен  делать (определение функций общества, семьи, образовательного учреждения, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на  воспитателей и  воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Полякова М. Н. [12]  рассматривает функции педагогической диагностики в дошкольном образовании, которые определяют назначение самой диагностики.

Первая  из  них – функция  обратной  связи, позволяет анализировать достижения целей, выяснять причины неудач;

Вторая  –  функция  прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определенные  перспективы  развития  диагностического  объекта.  Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие.

Третья  функция  педагогической  диагностики – контрольно-корректировочная. Позволяет управлять педагогическим процессом через устранение конкретных затруднений, которые испытывают педагог и ребенок в практической реализации и освоении развивающего потенциала образования.

Четвертая функции – оценочная, основанная на сравнении достигнутых педагогических  результатов с критериями и показателями.  Эта функция дает возможность качественно и количественно оценить результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), "Истоки" (под ред. Л.А. Парамоновой), "Детство" (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой), "Тропинки" (под ред. В.Т. Кудрявцева), "На крыльях детства" (под ред. Н.В. Микляевой), "Детский сад – дом радости" (автор – Н.М. Крылова), "Мозаика" (авторы – В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

 

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Результаты диагностики можно использовать только для решения образовательных задач:

- индивидуализации образования;

- оптимизации работы с группой детей [1].

Педагогическая диагностика в изобразительной деятельности служит выявлению особенностей художественно-эстетического развития и развития изобразительной деятельности дошкольников. Можно выделить несколько направлений, по которым проводят диагностику художественно-эстетического развития дошкольников:

- выявление особенностей проявления эстетического отношения

- изучение особенностей изобразительного творчества

- определение особенностей развития ряда эстетических способностей

- изучение особенностей педагогических условий художественно

- эстетического развития дошкольников.

Мы рассмотрим следующие диагностики:

- Диагностика универсальных творческих способностей для детей (В. Синельников, В. Кудрявцев)

- Диагностика художественно-творческих способностей дошкольников (Н. В. Шайдурова)

Диагностические задания направлены на выявление уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показателя его эстетического и интеллектуального развития. Критерии оценки объединены в две группы: 1 – анализ продуктов деятельности, 2 – анализ процесса деятельности. Обе группы между собой тесно связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты. Анализ продуктов деятельности: содержание изображения, передача формы, строение предмета, передача пропорций предмета в изображении, композиция, цвет. Анализ процесса деятельности: характер линии, регуляция деятельности, уровень самостоятельности, творчество.

Сравнительный анализ методик

 

Диагностика универсальных творческих способностей для детей

(В. Синельников, В. Кудрявцев)

Диагностика художественно-творческих способностей дошкольников

(Н. В. Шайдурова)

Основание

Реализация воображения

Активизация воображения

Цель

Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия

Определение художественно-творческого развития

Материал

Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш

Листы бумаги, рисунки, карандаши

Инструкция к проведению

Показываем ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки

Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:

1. Дорисуй геометрическую фигуру (На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.)

2. Нарисуй какой хочешь узор (Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.)

3. Весёлые картинки (рисование при помощи открыток. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.)

4. Сказочная птица (Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями)

Обработка данных

В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл. 2. «Формальное устранение несоответствия» (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла. 3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») – 3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла. 4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т. д.) – 5 баллов

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.

Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

 

Для чего нужны диагностики:

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в учреждении дополнительного образования, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Выбранные нами диагностики направлены на реализацию воображения у ребенка. По моему мнению, из двух методик в большей степени активизации художественно-творческих способностей подходит диагностика художественно-творческих способностей дошкольников (Н. В. Шайдуровой). Соблюдение перечисленных условий способствует стимулированию творческой деятельности дошкольников. Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей. Дети учатся самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

 

 

 

Список литературы

 

1.     Битинас Б.П., Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.

2.     Большая Российская энциклопедия. – М., 2002

3.     Вершинина Н.А. Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи. - Автореф. дисс … канд.пед.н.- Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990

4.     Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Теория. История. Практика. -  СПб., РГПУ  им А.И. Герцена, 2000

5.     Ждан В.Ф. Формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений изготовления поделок из природных и других материалов. -  Автореф. дисс … канд.пед.н.- К.: НИИ  педагогики УССР, 1987

6.     Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.-  Педагогика, 1991

7.     Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – М.: ГИЦ Владос, 2006

8.     Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.- 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005.

9.     Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1979.

10.           Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987

11.           Павлова Л.Н.  Воспитание и обучение детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1986.

12.           Педагогическая  диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. СПб., РГПУ им А. И. Герцена, 2009, 1 ч.

13.           Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2005

14.           Подкурганная Г.А. Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста основам композиции в изобразительной деятельности.

15.           Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. / Ю.А. Полуянов. – М; Р : Эксперимент, 2000

16.           Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. - М., 1965. - С. 10

17.           Шамова Т.И.,  Третьякова П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. -  М., 2001

18.           Шибанова Н.Я.  Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании. Пермь, 1974

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Современные технологии изо деятельности»

Тема:

Понятие диагностики. Диагностика развития изобразительных навыков дошкольников.  Сравнительный анализ двух авторских методик»

 

 

 

 

 

                             Исполнитель:

Перминова Татьяна Александровна

Группа БУ 33 Z

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diganostika.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детского творчества – это сложный, неравномерный процесс овладения ребёнком под влиянием воспитания и обучения всё более высокими изобразительными умениями для воплощения своего замысла.

Рассмотрим понятийный аппарат изобразительных умений.

Умение – использование ребенком имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления способов действий в соответствии с задуманной поделкой [5].

Выразительность – главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера.

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Особую роль воображение начинает играть, начиная со старшего дошкольного возраста, когда оно становится ведущим психическим процессом. Другими словами, хорошо развитое воображение влечет за собой развитие памяти (использование сохраненных в памяти образов для создания новых), речи (Способность описать представленное, созданный образ), мышления (способность манипулировать образами на идеальном уровне, в голове, обосновывать целесообразность нового образа) и т. д.

Цвет – одно из средств выражения определенного образного содержания и эмоционального отношения ребенка к процессу творчества.

Композиция – творческий процесс создания произведения от появления замысла до его завершения, а также комплекс средств материального воплощения замысла автора.

Композиция – важнейшее средство, целенаправленно ведущее художественное восприятие к проникновению в художественный образ, к осознанию и эмоциональному отклику на содержание и форму художественного произведения [14].

Рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем.

Осуществление процессов обучения и воспитания  требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Все это оценить призвана педагогическая диагностика.

Что же такое диагностика? Термин «диагностика» происходит от греческих слов «dia» – между, врозь, после, через, раз, «gnosis» – знание [1].

В ФГОС ДО дается определение психолого-педагогической диагностики – это оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Рассмотрим несколько определений педагогической диагностики разных авторов.

Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия [2].

Педагогическая диагностика – одновременные оперативные изучения и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения [17].

Педагогическая диагностика – особый вид педагогической деятельности, который выступает начальным этапом прогнозирования учителем профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом, а также является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи [4].

Как видно из приведенных определений, – педагогическая диагностика – это деятельность педагога направленная на управление педагогическим процессом. В современных условиях развития нашего общества педагоги и психологи обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей. А выявить эти качества и способности личности  призвана педагогическая диагностика.

Сущность  педагогической  диагностики в дошкольном образовании определяет  ее  предмет:  кого воспитывать  в  соответствии  с  поставленными  целями  и  задачами  воспитания (объект  воспитания,  критерии  воспитанности),  при  каких  условиях (воспитательная  ситуация),  кто  и  что  при  этом  должен  делать (определение функций общества, семьи, образовательного учреждения, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на  воспитателей и  воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Полякова М. Н. [12]  рассматривает функции педагогической диагностики в дошкольном образовании, которые определяют назначение самой диагностики.

Первая  из  них – функция  обратной  связи, позволяет анализировать достижения целей, выяснять причины неудач;

Вторая  –  функция  прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определенные  перспективы  развития  диагностического  объекта.  Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие.

Третья  функция  педагогической  диагностики – контрольно-корректировочная. Позволяет управлять педагогическим процессом через устранение конкретных затруднений, которые испытывают педагог и ребенок в практической реализации и освоении развивающего потенциала образования.

Четвертая функции – оценочная, основанная на сравнении достигнутых педагогических  результатов с критериями и показателями.  Эта функция дает возможность качественно и количественно оценить результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), "Истоки" (под ред. Л.А. Парамоновой), "Детство" (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой), "Тропинки" (под ред. В.Т. Кудрявцева), "На крыльях детства" (под ред. Н.В. Микляевой), "Детский сад – дом радости" (автор – Н.М. Крылова), "Мозаика" (авторы – В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Результаты диагностики можно использовать только для решения образовательных задач:

- индивидуализации образования;

- оптимизации работы с группой детей [1].

Педагогическая диагностика в изобразительной деятельности служит выявлению особенностей художественно-эстетического развития и развития изобразительной деятельности дошкольников. Можно выделить несколько направлений, по которым проводят диагностику художественно-эстетического развития дошкольников:

- выявление особенностей проявления эстетического отношения

- изучение особенностей изобразительного творчества

- определение особенностей развития ряда эстетических способностей

- изучение особенностей педагогических условий художественно

- эстетического развития дошкольников.

Мы рассмотрим следующие диагностики:

- Диагностика универсальных творческих способностей для детей (В. Синельников, В. Кудрявцев)

- Диагностика художественно-творческих способностей дошкольников (Н. В. Шайдурова)

Диагностические задания направлены на выявление уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показателя его эстетического и интеллектуального развития. Критерии оценки объединены в две группы: 1 – анализ продуктов деятельности, 2 – анализ процесса деятельности. Обе группы между собой тесно связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты. Анализ продуктов деятельности: содержание изображения, передача формы, строение предмета, передача пропорций предмета в изображении, композиция, цвет. Анализ процесса деятельности: характер линии, регуляция деятельности, уровень самостоятельности, творчество.

Сравнительный анализ методик

Диагностика универсальных творческих способностей для детей

(В. Синельников, В. Кудрявцев)

Диагностика художественно-творческих способностей дошкольников

(Н. В. Шайдурова)

Основание

Реализация воображения

Активизация воображения

Цель

Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия

Определение художественно-творческого развития

Материал

Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш

Листы бумаги, рисунки, карандаши

Инструкция к проведению

Показываем ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки

Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:

1. Дорисуй геометрическую фигуру (На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.)

2. Нарисуй какой хочешь узор (Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.)

3. Весёлые картинки (рисование при помощи открыток. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.)

4. Сказочная птица (Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями)

Обработка данных

В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл. 2. «Формальное устранение несоответствия» (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла. 3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») – 3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла. 4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т. д.) – 5 баллов

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.

Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Для чего нужны диагностики:

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в учреждении дополнительного образования, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Выбранные нами диагностики направлены на реализацию воображения у ребенка. По моему мнению, из двух методик в большей степени активизации художественно-творческих способностей подходит диагностика художественно-творческих способностей дошкольников (Н. В. Шайдуровой). Соблюдение перечисленных условий способствует стимулированию творческой деятельности дошкольников. Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей. Дети учатся самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.


Список литературы

  1. Битинас Б.П., Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
  2. Большая Российская энциклопедия. – М., 2002
  3. Вершинина Н.А. Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи. - Автореф. дисс … канд.пед.н.- Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990
  4. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Теория. История. Практика. -  СПб., РГПУ  им А.И. Герцена, 2000
  5. Ждан В.Ф. Формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений изготовления поделок из природных и других материалов. -  Автореф. дисс … канд.пед.н.- К.: НИИ  педагогики УССР, 1987
  6. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.-  Педагогика, 1991
  7. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – М.: ГИЦ Владос, 2006
  8. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.- 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  9. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1979.
  10. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987
  11. Павлова Л.Н.  Воспитание и обучение детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1986.
  12. Педагогическая  диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. СПб., РГПУ им А. И. Герцена, 2009, 1 ч.
  13. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2005
  14. Подкурганная Г.А. Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста основам композиции в изобразительной деятельности.
  15. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. / Ю.А. Полуянов. – М; Р : Эксперимент, 2000
  16. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. - М., 1965. - С. 10
  17. Шамова Т.И.,  Третьякова П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. -  М., 2001
  18. Шибанова Н.Я.  Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании. Пермь, 1974

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

Контрольная работа по дисциплине:

«Современные технологии изо деятельности»

Тема:

Понятие диагностики. Диагностика развития изобразительных навыков дошкольников»

                             Исполнитель:

Перминова Татьяна Александровна

Группа БУ 33 Z

Екатеринбург

 2015