Научная статья по теме "Развитие творческих способностей учащихся при использовании развивающих технологий обучения в средней школе"

Липартелиани Ольга Николаевна

Статья по теме "Развитие творческих способностей учащихся при использовании развивающих технологий в средней школе" раскрывает способы активизации мышления учащихся коррекционной школы, выявляет пути мотивации учащихся к изучению курса истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Липартелиани О.Н.

учитель  высшей категории

ГБСКОУ НСКОШ № 87

г. Набережные Челны

Развитие  творческих способностей учащихся  при использовании  развивающих технологий обучения в средней школе

Вовлечение национальной системы образования в межгосударственные интеграционные процессы с сохранением национальной специфики привело  к дифференциации образования, интеграции образовательного процесса, эволюции образовательных учреждений по «смешанным» линиям, возникновению системы непрерывного образования. Многообразные образовательные потребности населения порождают необходимость создания вариативных образовательных систем, вариативных технологий обучения в средней школе. В этих условиях важнейшей задачей методологов и специалистов образования выступает разработка  в том числе технологий развивающего обучения.

Низкий уровень самовыражения учащихся в средней школе зачастую зависит от неумения педагога организовать учебное взаимодействие с учениками, однообразия форм обучения, отсутствия вариативности при организации учебно-познавательного процесса, несформированности у субъектов общения механизмов социальной перцепции (идентификации, эмпатии, рефлексии). Методологической позицией педагога в процессе обучения должно быть привитие учащимся потребности в самообразовании, самосовершенствовании  знаний, умений и навыков как образовательного, так и развивающего характера.

Развивающие технологии обучения в средней школе позволяют учащимся справиться с барьерами развития диалоговой культуры, совершенствования коммуникативных умений, низкого уровня культуры общения, культуры речи и культуры личности в целом.

 Задания без предварительно выдвигаемых вариантов ответа, которые использует учитель на уроках в средней школе,  способствуют формированию у учащихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Предметы гуманитарного цикла влияют на эмоционально-волевую сферу личности учащихся сильнее, чем другие предметы школьного курса. От степени развитости именно этой сферы зависит наличие у школьника интереса к учению вообще и к изучению отдельных предметов (тех же гуманитарных).

На наш взгляд, основой социально-экономической подготовки школьников является ее непрерывность и преемственность. Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Оно осуществляется за счет целесообразной совокупности путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, формирования креативного мышления, решений той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок смыслов внутри самой познавательной деятельности.

Развивающие технологии обучения подразумевают решение проблемных ситуаций, обеспечение возможности «открытия» усваиваемых знаний, применение различных форм и методов исследовательского характера.

Для развития образности, критичности и креативности мышления   можно  использовать следующие учебные задания:

  • задания для развития гибкости мышления (установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием; установить сходство и различия, причинно-следственные связи; объяснить смысл явления с подтверждением закономерностей собственными примерами);
  • задания для развития оригинальности мышления (определить «правильность» условия задачи; придумать свою необычную задачу; предложить совершенно иной способ решения данной задачи);
  • задания для развития беглости (найти несколько возможных решений; выбрать лучший способ решения; установить сходство и различие; определить причинно-следственные связи);
  • задания для развития  творческого мышления (сформулировать свои вопросы; определить, в чем заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его; высказать свои критические замечания; самостоятельно оценить ответы  одноклассников; исправить ошибки);
  • задания для развития логического мышления (переформулировать задачу; выбрать рациональное решение и довести его до логического окончания; определить, все ли  характеристики задачи использованы при решении; установить, приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче).

Современной России нужно молодое поколение, способное принимать нестандартные решения, умеющие творчески и критически мыслить, анализировать.  Это позволяет учащимся не только адаптироваться к социуму, но и успешно самореализовываться.

Таким образом, развитие  творческих способностей учащихся  при использовании  развивающих технологий обучения в средней школе идет в условиях решения  эвристических задач,  где и учитель, и ученик - субъекты обучения и они чувствуют себя творцами, обеспечивая прогресс общественного развития.