Пояснительная записка. "Технология развития критического мышления"

В своей работе я рассказываю о технологии развития критического мышления на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

 как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы.

«На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому…».

Актуальность исследования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается, что при реализации системно-деятельностного подхода к преподаванию главной задачей обучения становится формирование у учащихся способов деятельности. При решении проблем в реальной жизненной ситуации у учащихся не в полном объеме формируются метапредметные умения. (Слайды №1, №2)

        Концепция Федерального государственного образовательного стандарта пополняет известную терминологию действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Технология развития критического мышления, которая появилась в системе образования России в 1997 году – это один из путей, способствующих развитию метапредметных умений.  Эта идея нашла свое отражение в методических пособиях С.И. Заир-Бека, И.О. Загашева, И.В. Муштавинской. Авторы технологии – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.  

Важным в данной технологии является следование трем фазам:

1.Вызов. 2.Осмысление. 3.Рефлексия.

Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Цель исследования: выявить и проанализировать приемы технологии развития критического мышления на уроках литературы, обеспечивающие формирование метапредметных умений у учащихся на уровнях  основного общего  и среднего общего образования.

Гипотеза: формирование метапредметных результатов на уроках литературы можно обеспечить, если на каждой стадии урока (вызов, осмысление, рефлексия) использовать многофункциональные приемы ТРКМЧП. (Слайд №3)

Задачи:

  1. Систематизировать приемы ТРКМЧП по формированию метапредметных умений.
  2. Отобрать приемы ТРКМЧП, способствующие развитию метапредметных умений.
  3. Опытным путем проверить эффективность отобранных приемов ТРКМЧП на формирование метапредметных результатов.
  4. Анализ приемов технологии критического мышления и формирования метапредметных результатов. (Слайд №4).

На основе анализа научно-методической литературы (Слайд №5) мы пришли к выводу, что технология критического мышления формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик», позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.

Предлагаем вам систематизацию приемов технологии критического мышления по формированию метапредметных умений на всех стадиях ее усвоения:

1) Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения формирую с помощью таких приемов, как «Кластеры» и «Общее – уникальное».

Графически систематизировать материал, обратившись к жизненному опыту, помогает прием «Кластер».  Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди».

Этот прием применяю на стадии вызова, когда мы до знакомства с основным источником (текстом) систематизируем информацию в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы «Романтический мир раннего Блока. А. Блок и символизм» в 11 классе, учащиеся предполагают по каким смысловым блокам будет изучено творчество поэта как символиста. Итогом их предположения является кластер на тему «символизм». (Слайд №6)

Систематизировать и анализировать материал на стадии рефлексии помогает прием «Общее-уникальное», который способствует развитию важного метапредметного умения - способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов. Используя графические методы (Кольца Венна), необходимо представить (назвать, выписать) общие и уникальные черты двух изученных явлений, персоналий, объектов.

Примером применения данного приема на уроке литературы служит итоговое занятие по теме «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», когда по завершении изучения характеров помещиков и их образа жизни – учащиеся, используя прием «Общее-уникальное», в графической форме представляют их характеристику. В центре «Общее» мы видим общие черты помещиков, в секторах «Уникальное» представлены уникальные черты отдельного помещика. (Слайд №7)

2) Умение осознанного, «вдумчивого» чтения на стадии вызова и осмысления формирую с помощью стратегии решения проблем «ИДЕАЛ». 

Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая применяется для работы с текстами и анализа ситуаций.

Основные этапы работы в данной стратегии строго технологичны, учитывают опыт участников, позволяют расширить представления по обсуждаемой теме. Основные этапы работы в данной стратегии таковы:

  1. Сформулируйте проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова «Как?», в нем должно отсутствовать отрицание (частица «не»).
  2. Расскажите, какой важной информацией по обсуждаемому вопросу вы владеете?
  3. Генерируйте как можно больше вариантов решения проблемы. Этот этап осуществляется посредством использования «мозговой атаки». Любая критика здесь запрещена. Важно количество — чем больше, тем лучше.
  4. Выберите три главных способа решения проблемы.
  5. Определите, какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?

Работая с рассказом А.И. Куприна «Куст сирени» в 8 классе, использую соответствующую таблицу. (Слайд №8)

3) Умение формулировать и решать проблемы формирую на стадии осмысления с помощью приема «Фишбоун».

Прием «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». Визуально изображение похоже на «рыбий скелет». Данный прием позволяет учащимся разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. Левая половина скелета – причины, правая – факты и аргументы, в «хвосте» формулируется вывод. Это метод структурного анализа причинно-следственных связей, мини-исследовательская работа с текстом художественного произведения.

  При обсуждении романа И.А. Гончарова «Обломов» на уроке литературы в 10 классе данный прием помогает решить проблему: «Что явилось причиной деградации главного героя – Ильи Ильича Обломова?». (Слайд №9)

4) Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного формируют приемы «Синквейн», «Эссе», «Напиши письмо герою».

На стадии рефлексии использую синквейн (пятистишие)  Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:

1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);

2-я строка - описание темы (два прилагательных);

3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).

  Например, на уроке литературы в 8 классе по теме «Честь и бесчестие в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»», на этапе рефлексии, делая вывод при сопоставлении характеристик героев, составляем синквейны по теме «Петр Гринев» и «Алексей Швабрин». (Слайд №10)

          Также на этапе рефлексии активно практикую письменные задания в форме эссе. Эссе – художественная форма размышления, поток сознания, перенесенный на бумагу.

            В 8 классе, изучая комедию Н.В. Гоголя «Ревизор», пишем эссе «Что такое хлестаковщина?» (Слайд №11)

            Прием «Напиши письмо» - разновидность эссе. Учащиеся адресуют кому-либо письмо от имени героя произведения. Этот прием позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими. Например, в 5 классе учащиеся выполняют задание: написать письмо от имени мальчика Леши, героя рассказа А. Погорельского «Черная курица или подземные жители», написать письмо Чернушке, в котором объяснить, почему мальчик не сумел сдержать слова. (Слайд №12)

          5) Прием «Верные и неверные утверждения» формирует умение планировать собственную учебную деятельность. Данный прием использую на стадии вызова и на этапе рефлексии. В начале урока предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети, полагаясь на собственный опыт, либо угадывая, напротив верного утверждения ставят – «+», неверного – «-». Данный прием позволяет сжато, емко представить, а затем обобщить полученную информацию. Ученик проверяет свои знания, оценивает себя. На уроке создаются условия для личностного целеполагания.

Пример такой карточки на уроке литературы в 6 классе по теме «Тема одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»». (Слайд №13)

В конце урока на этапе рефлексии обучающиеся возвращаются к карточке, проверяют достоверность своих ответов. Таким образом, создаются условия, позволяющие спланировать собственную учебную деятельность.

Метапредметные результаты зависят от сформированности универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Таким образом, в процессе работы по фазам технологии развития критического мышления учащийся понимает ценность своей работы, чувствует  единение с другими и ее значимость. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению, что помогает решать  проблемы в реальных жизненных ситуациях. (Слайд №14)

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

Мои ученики принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня,  при выполнении заданий которых  применяются метапредметные умения.