Курсовая работа «Развитие самостоятельной учебной деятельности на уроке иностранного языка»

Филина Юлия Юрьевна

Содержание

Введение. 3

Цели и задачи. 5

1     Самостоятельная работа на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативных навыков. 6

2 Самостоятельная работа на уроках иностранного языка как средство как средство активизации познавательного интереса. 10

3 Понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды. 12

4 Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках. 17

5 Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы. 21

6 Заключение. 23

7 Литература. 24

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_po_teme.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа по теме:

«Развитие самостоятельной учебной деятельности на уроке иностранного языка»

Выполнила: студентка 2 курса 301 Фр группы

Филина Юлия Юрьевна

Научный руководитель: Старостина Татьяна Борисовна


Содержание

Введение        

Цели и задачи        

1        Самостоятельная работа на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативных навыков        

2 Самостоятельная работа на уроках иностранного языка как средство как средство активизации познавательного интереса.        

3 Понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды.        

4 Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках        

5 Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы.        

6 Заключение        

7 Литература        


Введение

Эффективной формой выявления знаний и навыков является самостоятельная работа, самостоятельное выполнение учащимися устных и письменных упражнений. Во время самостоятельной работы у учителя появляется возможность одновременно проверить знания и навыки всех учащихся и оценить их; активизируется их деятельность в процессе проверки, так как задания выполняются всеми; обеспечивается целенаправленность в работе, так как упражнения сопровождаются четко определенными заданиями.

 Кроме этого, самостоятельная работа служит и эффективным средством закрепления, так как в процессе ее выполнения учащиеся самостоятельно решают различные по характеру и степени трудности задания, то есть закрепляется и совершенствуется изученное.

Самостоятельная работа как одна из наиболее эффективных форм работы имеет место и в начале урока, и в ходе урока, и в конце его.

В начале урока эффективно проводить тестовые работы, рассчитанные на 5-10 минут. Такие работы способствуют выявлению степени усвояемости изученного ранее материала.

Очень часто учащимся дается задание: составить дома карточку с пропусками орфограмм на изучаемую тему. В классе ребята меняются карточками и работают с ними, потом сдают работу на проверку.

Целесообразно использовать для самостоятельной работы групповые задания, а также применяя дифференцированный подход. С целью проверки усвоения темы можно в конце урока предложить учащимся работу тестового характера.

Работая над темой, я пришла к выводу, что уровень самостоятельности учащихся может быть повышен только за счет характера упражнений, без какого-либо усложнения изучаемого материала.

Умелая организация самостоятельной работы позволяет развивать у учащихся интерес к изучению иностранного языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность.

Актуальность

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.

Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Организация самостоятельной работы учащихся - одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками.

Цели и задачи

Главная цель работы - научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На уроках необходимо создавать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.  

Целью моей педагогической деятельности является развитие у школьников потребности самообразования, критического отношения к результатам своей учебной деятельности.

Исходя из поставленной цели, решаю следующие задачи:  

-разработать алгоритм работы с учебным материалом при изучении новой темы с целью развивать умение выделять главное, анализировать, рассуждать, обобщать, делать соответствующие выводы;

- разработать дидактический материал с целью развивать навык применения  знаний при выполнении разноуровневых упражнений;

- формировать у учащихся умение самостоятельно добывать знания;

- совершенствовать коммуникативные навыки (навыки письменного и устного общения);

- воспитывать качества самостоятельного человека –  делать сознательный выбор;

- формировать устойчивый интерес  к предмету.

  1. Самостоятельная работа на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативных навыков

Как развивать мышление и речь учащихся?  Как помочь каждому ученику стать грамотным человеком? Как воспитывать образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора?

Эти вопросы стали главными в моей педагогической деятельности. Добиться решения этих проблем можно, развивая самостоятельность учащихся.

Развитие самостоятельности учащихся – важнейшее средство социализации личности и развития её интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер.

Развития самостоятельности можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов своей работы. Технология  уровневой дифференциации позволяет соблюдать принцип личностно-ориентированного обучения, которое выступает как методическое проявление общей гуманизации обучения, основная цель которого – педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ученику.

Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности школьников, между тем, считаю, остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников. Поэтому

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная деятельность – это наиболее часто используемая форма работы на уроках иностранного языка. Она  является средством формирования коммуникативных навыков, так как  направлена, в первую очередь, на развитие речи учащихся, навыков выразительного, на обогащение словарного запаса детей.

Самостоятельная работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников, так как происходит активация разнообразных форм общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя – консультантом, с учителем, общение с учебником, словарём, справочником).

         Самостоятельная  работа используется мной практически на всех этапах урока:

- при целеполагании;

- при проверке домашнего задания ;

- при изучении нового материала;

- при подготовке к усвоению новых знаний;

- при закреплении.

Поэтому важно не допускать перегрузки учащихся, постараться разнообразить учебную деятельность школьников, учитывать потребность в различных формах общения, а также индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его подготовки, способности. На уроке самостоятельной   работе  отводится особое место (от 15 до 20 минут), хотя в некоторых случаях её длительность  может увеличиваться.

При составлении заданий для самостоятельной работы  учитывается, что степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей, т.е. применяются технологиии разноуровневой дифференциации. Чтобы узнать, какой вид мотивации преобладает у каждого из учеников и на каком уровне она развита, используются результаты работы  школьного психолога. Эти исследования позволяют учесть такие индивидуальные особенности детей, как работоспособность, вид памяти, уровень мотивации, способность к репродуктивному и продуктивному мышлению, что, в свою очередь, помогает  индивидуализировать учебный материал.

Формы организации самостоятельной   работы выбираю самые разные:

- парную;

- индивидуальную;

- групповую.

Остановимся на работе в паре. Принцип работы основан на временной передаче уч-ся функций, выполняемых учителем. Если есть возможность, подбирается пару так, чтобы один из учеников был сильнее. Применение коллективной формы обучения даёт возможность трудиться всем ребятам, которые учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Оценивая свою работу, ученики пользуются памяткой.

Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Проверяют по одному уч-ся из каждого варианта, затем раздаю карточки (практическая часть).

Часто на уроках используют словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценок записываю на доске.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания  и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Ребёнок  учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

Выполняя самостоятельные задания, уч-ся могут работать в группах.

   Часто используют на уроках такой прием как самостоятельное составление связного рассказа на заданную тему.  Как правило, ученики получают это задание на дом, ведь домашняя самостоятельная работа - основная часть процесса обучения, главная её цель - расширить и углубить знания, умения и навыки, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования, способности уч-ся.

Самостоятельную работу используют также и при заполнении таблицы, при работе с текстами, разноуровневыми карточками, при самостоятельном поиске учениками дополнительного материала к уроку, при работе с кроссвордами и другими занимательными заданиями, при заучивании и пересказе текста, при подготовке рефератов и докладов.

Самостоятельную деятельность используют не только на уроках, но и во внеурочное время. В частности она реализуется через исследовательскую работу (уч-ся ежегодно принимают участие в школьном конкурсе исследовательских работ) и подготовку к олимпиадам, в которых активно участвуют ребята, занимая призовые места. Эффективность самостоятельной работы обеспечивается не только качеством дидактического материала, но и тем, как обеспечивается проверка результатов её выполнения, поэтому при изучении орфографии и синтаксиса применяю такой вид работы, как буквенный диктант. Он позволяет сэкономить время, выяснить, насколько понят материал.

На уроках-зачетах, уроках-практикумах для активизации каждого ученика, его самостоятельности использую графические диктанты.

Нередко учителя сталкиваются и с такой проблемой как неумение слушать. С этой целью  предлагают  задания типа составления плана сообщения учителя, ученика, записывание ключевых слов, вопросы,  устное рецензирование.        

Всё перечисленное формирует навыки самостоятельной деятельности, а главное - формирует личность, совершенствует коммуникативные навыки, развивает речь уч-ся.


2 Самостоятельная работа на уроках иностранного языка как средство как средство активизации познавательного интереса.

  Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Недаром про российское образование говорят, что школьники приобретают очень много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимая решения в результате практической деятельности. Значит, учителям необходимо учить детей самостоятельной работе.

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач.


3 Понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации, приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

  Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

  Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
  Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

 Первая группа:

- содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;

- оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

- результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая группа:

- содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;
- процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

- мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.  Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – действие – результат.  В социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия. Для учителей начальных классов большую роль играет самостоятельная работа на уроке. Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И.Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие «самостоятельная работа» трактуется неоднозначно.

  Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.  
  Самостоятельная работа наиболее полно определяется А.И.Зимней. По ее определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

  В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся. Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.  По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:

• приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

•закрепление и уточнение знаний;

• выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

• формирование умений и навыков практического характера;

• формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

  А.И.Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
  Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый ученик овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, критический анализ. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живет в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

  Существует множество различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых: Сократа, Платона, Аристотеля. Они глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей – путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.Коменского, Ж.Руссо, И.Песталоцци, К.Ушинского. В педагогических работах ученые-теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности.

  Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.Есипов в 60-тых годах обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный способ обучения становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

  Второе направление берет свое начало в трудах Я.Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика.

  Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Ушинского, однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника, ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыты.

  Таким образом, самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.


4 Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках

Урок – это один из главных компонентов учебного процесса. Урок предусматривает различные этапы. Одним из главных видов деятельности является организация самостоятельной работы. На разных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они представляют определенную систему.

  Под системой самостоятельных работ мы понимаем совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

  При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

• система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;

• система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне;
• входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у школьников разнообразных умений и навыков;

• последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.

  Важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с ее помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. 

  Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Организация выполнения учащимся разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у школьников умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.  

  Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса.

  Развитие – процесс сложный, здесь широкий диапазон индивидуальных вариантов развития детей, и поэтому не может быть достигнуто единого результата всеми школьниками. Общее развитие рассматривается как целостный процесс, т.е. взаимодействие сторон психики главными видами психической деятельности.  Занков считал наблюдение, мыслительную деятельность, практические действия, отношение человека к действительности.

  Успешное развитие ребенка по этим трем направлениям обеспечивает способность личности к разным видам деятельности – как познавательной, так и практической. Важнейший показатель общего развития – эмоционально-волевые качества: поведение, самочувствие, атмосфера в классе, в школе, познавательные интересы, ценностные ориентиры. 

  Народная мудрость гласит: в здоровом теле здоровый дух, но она же утверждает и обратное: физическое, телесное состояние в высшей степени зависит от бодрости духа, состояния души. Впервые Занков выдвинул принцип осознания школьниками процесса учения – способности к самопознанию, самоанализу. Поэтому если отметка и остается в системе Занкова, то как инструмент внешнего оформления результатов обучения, а не как ведущий показатель развития личности ученика.

  В системе общего развития важно постоянно создавать условия для развития познавательного интереса. Вот несколько существенных условий:

1. Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.

2. Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.

3. Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.

4. Вовлечение в процесс поиска.

5. Осознание важности и необходимости изучения.

6. Чем чаще оценивается работа ребенка (в том числе путем самопроверки, взаимопроверки), тем интереснее учиться.

7. Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает наполовину.

  Исходя из сказанного, можно сделать выводы.

1. Дидактический стержень  урока – это процесс деятельности учащихся, которые на протяжении урока наблюдают, сопоставляют, производят аналоги, т.е. идет процесс усвоения знаний и работа над развитием.

2. Жизнь детей на уроке – это проявление воли, различных эмоций, чувств, увлеченность и работа ума.

3. У урока гибкая структура. Учитель и работа идут не только от намеченного плана, но и от детей.

4. Обязательно изучается результат деятельности.

5. Как источник знаний используется наглядность и ТСО, сведения из словарей, энциклопедий, справочников.


5 Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы.

Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями.

  Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.

  Самостоятельная работа должна быт действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.

  Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. 

Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

  В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.

  При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.


6 Заключение

Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.

На уроках иностранного языка уместно создавать среду, способствующую для формирования у учащихся мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Необходимо учить учащихся следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, входить в контакт с другими людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы.

Главное - это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить они состоятся как личности.

«Мышление как процесс, - отмечает доктор психологических наук А.В.Брушлинский, - выступает особенно отчетливо прежде всего в тех случаях, когда, например, человек долго и упорно решает трудную для него мыслительную задачу или проблему. В общем итоге своих длительных и настойчивых попыток он наконец находит решение этой задачи или, наоборот, не находит его». Для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее «нерешение».


7 Литература

  • Власова Е.Н. «Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка» М. Просвещение,: 1980
  • Вяткин Л.Г. «Развитие познавательной самостоятельности учащихся при изложении учителем нового материала» М. Просвещение,: 1989
  • Нехаев А.В. «Самостоятельная работа учащихся в старших классах» М. Просвещение,: 1989
  • Панфилова Г.С. «Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе» М. Прсвещение,: 1984
  • Локалова Н.П  «120 уроков психологического развития младших школьников»; 2004
  • Соломатин А.М., Чуракова Р.Г «Аттестация педагогов, УМК Перспективная начальная школа,.», 2012
  • Соломатин A.M., Чуракова Р.Г «Аттестация педагогов, Учебно-методический комплект»,., 2012
  • Брыксина О.Ф «Интерактивная доска в начальной школе»,., 2012
  • Киселев Г.М «Информационные технологии в педагогическом образовании,»., 2012
  • Козлова М.А. «Классные часы, Внеклассная работа, 1-4 класс», 2012
  • Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р  «Медийная и информационная грамотность, Программа обучения педагогов»,., 2012
  • Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г  «Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать»,., 2012
  • Соломатин А.М «Основные образовательные программы начальной школы, Выпуск 2»,., 2012
  • Занкова Л.В, Нечаева Н.В., Сабина С.В «Программы начального общего образования, Часть 2»,., 2012
  • Деркунская В.А «Проектная деятельность дошкольников»,., 2012
  • Смолер Е.И. «Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста», , 2012
  • Феррер-и-Гуардия Ф «Современная школа»,., 2012
  • Чуракова Р.Г «Управление введением стандарта второго поколения в образовательном учреждении»,., 2012