Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке (из опыта работы)

Преимущественной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии  является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. На уроке  рефлексии предметом «исследования» учащегося является его ин­дивидуальная деятельность.  Учащийся осознает шаги своей учебной деятельности на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олехнович Лидия Николаевна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 618

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке (из опыта работы)

Преимущественной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии  является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. На уроке  рефлексии предметом «исследования» учащегося является его индивидуальная деятельность.  Учащийся осознает шаги своей учебной деятельности на уроке.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

 Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

 Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.

 При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».

 Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

 Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

 Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. 

Пример эталона.

Алгоритм действий при проверке написания безударной гласной в корне слова.

  1. Поставить ударение в слове.
  2. Выделить корень и подчеркнуть орфограмму  в корне одной чертой.
  3. Подобрать проверочное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением. Выделить корень.
  4. Подчеркнуть двумя чертами ударный гласный в корне.
  5. Вставить нужную букву в слово с орфограммой.

Пример образца рассуждения: л..сной – лес.

Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

2) Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

3) Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель. На первых порах используется подводящий диалог.

5) Этап реализации построенного проекта. Основной целью этого этапа – осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.  

На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. В завершение этапа фиксируется преодоление затруднения

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

6) Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой цели:

- организуется обсуждение типовых затруднений;

- проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап  применения  знаний и способов действий. На этом этапе, выполняя учебное упражнение, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

8) Этап включения в систему знаний и повторения. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Цель:

  1. зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;
  2. провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся
  3. оценить собственную деятельность на уроке;
  4. зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности
  5. обсудить и записать домашнее задание.

Для реализации этой цели учащиеся:

  1. уточняют алгоритм исправления ошибок;
  2. называют способы действий, вызвавшие затруднение;
  3. фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  4. оценивают собственную деятельность на уроке;
  5. намечают цели последующей деятельности;
  6. в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:

  1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
  2.  Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
  3. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Литература

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя Москва/ «Просвещение», 2011.
  2. Захарова А. В. Генезис самооценки. Тула, 2003.
  3. Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Издательство Союз, 2000.
  4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003.
  5. ФГОС/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.: Просвещение, 2009.