Олимпиады в подготовке международников: потенциал и перспективы (на примере МосГУ)

В статье рассматриваются возможности, которые открывает внедрение олимпиадного движения в подготовку международников, а также намечены пути такого внедрения на примере Московского гуманитарного университета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиады в  подготовке международников.

Олимпиады как для поступающих, так и для студентов, проводятся многими престижными ВУЗами России, в том числе совместно. Подобная практика имеет место и в Московском гуманитарном университете (см. Приложение), однако, как показывает анализ официальных источников информации[1] , для будущих и нынешних студентов-международников[2]  такого рода деятельность в последнее время активно не реализовывалась.

Проведение олимпиад как для абитуриентов, так и для студентов данного направления было бы весьма желательно в свете следующих причин:

Олимпиада для абитуриентов

Олимпиада для студентов

Даёт возможность оценить уровень поступающих и выявить наиболее способных, тем самым позволяя организовать учебный процесс с максимальным учетом подготовленности поступивших, а также проводить профориентационную работу на более высоком уровне. Сообразуясь с этим, ВУЗ в целом и факультет в частности получают больше способных и талантливых студентов, а обучение становится более адаптированным к уровню знаний и способностей новичков

Аналогично, даёт возможность оценить степень усвоения студентами дисциплин и выявить наиболее успешных , что имеет как организационно-методическое, так и воспитательное значение

В рамках подготовки к олимпиаде учащиеся смогут повысить свой общекультурный и образовательный уровень, страдающий из-за весьма распространенного в школах «натаскивания» на тесты ЕГЭ, подрывающего целостность образовательного процесса

Позволяет оценить не только степень успешности освоения дисциплин, но и способность к решению творческих, нестандартных задач, которая имеет ключевое значение для будущего профессионала

Факультет международных отношений и туризма привлекает внимание очень многих молодых людей.  Олимпиада даёт  шанс на поступление желающим обучаться именно на данном направлении[3], но по ряду причин не имеющим возможности сдать требуемые экзамены, с меньшими трудностями

Стимулирует студентов на изучение дисциплины (дисциплин – в случае комплексной олимпиады), по которой проводится олимпиада, мотивирует к самообразовательной деятельности

Организация данного мероприятия – дополнительная возможность университета заявить о себе как о престижном учебном заведении, заинтересованном в качественном пополнении контингента обучающихся

Олимпиаду для поступающих можно сделать как посвященную полностью одному предмету – «Всемирная история», который является одним из ключевых для дипломатической деятельности, и одновременно во многих школах данной дисциплине уделяется вторичное внимание, так и комплексной, что представляется более желательным в силу того, что международник – это разносторонний человек, обладатель универсальных компетенций. На это следует ориентировать молодёжь уже на абитуриентском этапе.

Предлагается следующий набор областей знаний:

  • всемирная история
  • экономическая и социальная география
  • религии мира
  • мировая культура и искусство
  • основы мировой экономики
  • основы международного права
  • глобальные проблемы человечества

             Данные сферы знания в разной степени имеют отражение как школьных курсах, так и в олимпиадном движении (существует Всероссийская олимпиада по мировой художественной культуре, а также по экономике, праву, духовному краеведению и.т.д.). Этот факт говорит о принципиальной посильности для старшеклассника подобного рода соревнований.

Аналогично конструируется олимпиада для студентов-международников – как в  комплексном формате, так и в виде соревнования по отдельной дисциплине.

Каков инструментарий оценки достижений? Тестовые задания, вопросы с развернутым ответом, ситуационные задачи, эссе, разработка проекта. Видятся наиболее предпочтительными комбинированные материалы испытаний. Задания желательно распределить неравномерно, чередуя вопросы из разных областей знания или разделов отдельной дисциплины,  но при этом в ходе проверки задачи по одному разделу (сфере знаний) вопросы по одной и той же проблеме должны быть скомпонованы вместе (например, в ответах или заранее подготовленных и отпечатанных критериях оценки), чтобы жюри могло оценить успешность освоения отдельно взятых дисциплин (разделов).

Олимпиаду можно провести и в Интернете, в таком случае роль жюри ограничивается чисто техническими функциями, но будет необходимо качественное программное обеспечение, не только принимающее ответы, но и автоматически рассчитывающее успешность выполнения. Плюс такого формата проведения – не требуется специально организовывать место проведения, а участие машины полностью закрепляет объективность контроля. Минусы- все участники должны иметь надёжное соединение с Интернетом, заметная нагрузка ляжет и на телекоммуникации организатора. Есть и ещё один крупный аргумент «против» - неконтролируемые участники смогут использовать справочники, обращаться за помощью к третьим лицам и.т.п., что снижает показатель объективности олимпиады.

Возможен вариант реализации олимпиады в форме компьютерного тестирования, плюс которого – в отсутствии необходимости трудоемкого и длительного процесса проверки и анализа работ жюри, все требуемые операции проделает быстро, объективно и эффективно компьютер. Минусы – нужно продумать и организовать место проведения, выделить людей для контроля порядка и объективности в аудитории, как и в случае с традиционным форматом.

Всё вышесказанное актуально и для студенческих олимпиад.

По итогам данных интеллектуальных соревнований проводится церемония награждения. Победителям и призерам вручаются дипломы и почетные грамоты (ценные призы), если олимпиада проводится для поступающих – предлагается предоставлять право поступать в МосГУ на направление «Международные отношения» вне конкурса. Помимо этого, видится необходимым выдача каждому участнику памятного сертификата и краткой рецензии, в которой указывались бы сильные и слабые стороны его подготовки, выявленные по итогам олимпиады. Такой отзыв поможет учащимся в оценке их сил и возможностей, и притом он легко составляется автоматизированно, данный опыт успешно реализует международная математическая игра «Кенгуру-выпускникам».

Абсолютно аналогично организуется подведение итогов  олимпиады среди студентов, набранные ими баллы (проценты успешности) возможно по согласованию с преподавателями использовать как бонусы в рейтинговой системе оценок по охваченным состязанием дисциплинам (дисциплине), в том числе можно поощрить и сам факт участия.

Предметные олимпиады в целом – проверенное и качественное средство:

  • для стимуляции расширенной мотивации к изучению предмета, поощрения самообразовательной деятельности
  • для выявления способных и талантливых учащихся
  • воспитательной работы (развитие духа честной конкуренции, стремления к самосовершенствованию)

Проведение такого рода состязаний – дело большой важности в подготовке, личностном и профессиональном становлении молодого поколения.

Приложение. Опыт МосГУ по организации и проведению предметных олимпиад (список источников информации)

1. Олимпиада по математике факультета экономики и управления. Общие сведения, Положение о проведении.

Режим доступа: http://economy.mosgu.ru/o_fakultete/kafedra/math_inf/olim/

Дата обращения: 28.11.12

2. Олимпиады для школьников и абитуриентов по специальностям факультета психологии и социальной работы. Объявления о проведении, отчет об итогах

Режимы доступа:  http://economy.mosgu.ru/press-tsentr/news_fac/detail.php?ID=17579&sphrase_id=202333

http://economy.mosgu.ru/press-tsentr/news_fac/detail.php?ID=17682&sphrase_id=202333

Дата обращения: 28.11.12

3. Конкурс и Олимпиада по китайскому языку 2011 -2012 уч.года

Режим доступа: http://mosgu.ru/mezhdunar/POU/olimpiada.php

Дата обращения 28.11.12


[1] Сайт МосГУ

[2] Поступающих и обучающихся исключительно на направлении «Международные отношения»

[3] В 2012 году многие из студентов 1 курса направления «Международные отношения» дневного отделения поступили переводом с других факультетов (причем преднамеренно), сопряженным с большим числом трудностей.