Доклад на тему: "Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий"

Короткина Людмила Алексеевна

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра

каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский.

Участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных специально созданных ситуациях. С другой стороны, учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом проектной деятельности подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Использование проектных задач при отработке учениками УУД

Подготовил: учитель начальных классов

Воеводина Людмила Алексеевна

МОУ «СОШ №22 с УИОП»

2015 год

Оглавление

Введение 3

  1. Что такое проектная задача? 4

  2. Этапы решения и структура проектной задачи как новой формы учебной деятельности7

  3. Модель формирования УУД младших школьников средствами проектных задач.12
  4. Система оценивания действий школьников в ходе решения проектной задачи. 13

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

В настоящее время возникает всё большая необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. Таким образом, современное образование должно быть ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Цель: показать важность использования проектных задач при отработке учениками УУД.

Задачи:

  1. Описать структуру проектной задачи
  2. Изучить модель формирования УУД младших школьников средствами проектных задач
  3. Установить эффективность проектной задачи, как новой формы учебной деятельности.

На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций. Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения учащихся.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный).

Участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных специально созданных ситуациях. С другой стороны, учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом проектной деятельности подростков.

В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

  1. Что такое проектная задача?

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра

каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский.

Сегодня решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Но, по мнению некоторых исследователей, проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская – практически невозможна.

Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях. И, с другой стороны, – учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.

Термин «задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка). В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов).

Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие детей к выбору именно этой задачи.

В образовательной практике используется разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач.

Учебная задача – всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эти задачи.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия, тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача – это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, (как правило, спонтанно) пытается найти его сам.

Под проектной задачей мы понимает задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Но все эти виды задач не позволяют: научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения; содержательно мотивировать поиск решения в малой группе, оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации (в отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия способны задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Проектные задачи отвечают данным требованиям.

Практика показала важность использования в процессе обучения не отдельных задач и проблем, а целостной их системы, объединенной определенными целями. Проектные задачи как раз носят именно системный характер.

Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата.

Реализация технологии проектно-задачного обучения должна вывести школьников на функциональный уровень сформированности УУД, повысить эффективность образовательного процесса при одновременном усилении учебной мотивации учащихся в обучении. Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе (6–9 классы). Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность их использования в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Для того чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, пролонгация начальной школы до 5 класса включительно и др.).

  1. Этапы решения и структура проектной задачи как новой формы учебной деятельности

Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

Основной метод – встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать других учителей, родителей и старшеклассников. Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

1. Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

2. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.

3. Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную (модельную) ситуацию.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи;
  7. Отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других)

В. М. Заславский и др. предлагают следующую типологию подобных задач:

Типология проектных задач:C:\Users\LM\Desktop\ГМО\проектные задачи.png

Структура проектной задачи:C:\Users\LM\Desktop\ГМО\описание ситуации.png

Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:

1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации. 

Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).

2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).

3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить (см. рис. 1.2).

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.

Деятельность педагога и учащегося на каждом этапе работы над проектной задачей

Этапы работы над проектной задачей

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД у младшего школьника

1 этап. Постановка задачи (мотивационный) Цель и задачи: 1. Перевод проблемы в задачу. 2. Определение замысла проектной задачи. 3. Планирование деятельности по решению постав- ленной цели с рас- пределением обя- занностей

1. Создает мотивацию у учащихся на деятельность.

 2. Помогает сформулировать:

 – проблему проекта;

 – цель и задачи.

3. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставле ных целей задач.

4. Наблюдает, контролирует.

5. Консультирует учащихся

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в рабочие группы

Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные УУД – учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. Коммуникативные УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли

2 этап. Выполнение заданий (деятельностный) Цели и задачи:

1. Реализация замысла проектной задачи (темы, целей, конечного продукта).

 2. Анализ полученного результата

1. Сохраняет мотивацию у учащихся на деятельность.

2. Оказывает консультативную помощь (по запросу участников) в создании «продукта».

 3. Фиксирует все идеи

4. Наблюдает, контролирует.

5. Заполняет оценочный лист

Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану,  умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им

3 этап. Представление результатов (рефлексивно- оценочный)

Практическая помощь (по необходимости)

Представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам) продукт деятельности, рефлексия

Личностные УУД – самоопределение, действия нравственно-этического характера. Регулятивные УУД – учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. Познавательные УУД – учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Из представленной таблицы видно, что метод проектных задач актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания – они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурны- ми способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреаль- ных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произволь- ного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управ- ление собственным поведением в групповой работе.

  1. Модель формирования УУД младших школьников средствами проектных задач

Модель формирования УУД младших школьников через постановку  проектных задачC:\Users\LM\Desktop\ГМО\модель.png

Проектно-задачная технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Процесс формирования УУД при решении проектных задач требует его алгоритмизации, включающей следующие шаги: анализ проблемы, планирование своих действий, постановка цели действия, перевод проблемы в задачу, выбор средств решения проблемы, решение проблемы (моделирование), анализ полученного результата, представление окружающим полученного результата.

  1. Система оценивания действий школьников в ходе решения проектной задачи.

Итак, цель проектной задачи – проверить, как младшие школьники могут использовать (применять) культурные предметные способы/средства действия в незнакомых квазимодельных, квазиреальных ситуациях. Поэтому при грамотной разработке проектная задача может стать содержательной основой определения ключевых компетентностей, которая сводится к простой формуле: рефлексивно овладевать культурными средствами действия, чтобы участвовать в развитии общества и развивать свою идентичность. Тем самым одновременно фактически задаётся и определённое представление об «устройстве» образовательного процесса, включающего два момента: присвоение культурных орудий и опробование обретаемых возможностей в личностно значимом социальном взаимодействии. Для оценки УУД, ключевых компетентностей можно использовать проектную задачу как измеритель. Кроме этого, признавая важность формирования у школьников социальных компетенций, нельзя не отметить, что диагностика таких сложных личностных образований не только трудна технически, но имеет и принципиальные (этические) ограничения. Поэтому идея всеобъемлющей компетентностной оценки школьных достижений требует дальнейшей неторопливой и осторожной проработки. Опыт оценивания действий учащихся в ходе решения проектной задачи может создать определённый прецедент в оценивании метапредметных результатов. Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи учащимися может стать встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (другого учителя, старшеклассников, родителей и т. п.). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи. А. Б. Дмитриева отмечает ряд преимуществ данного метода. Во-первых, метод позволяет получить первичную информацию о явлениях, процессах за относительно короткий период времени, что может составить основу для их более углубленного исследования. Во-вторых, в профессиональном отношении метод экспертных оценок более доступен для усвоения по сравнению с другими методами. В третьих, метод, с одной стороны, достаточно универсален и применим для оценки различных выборок, а с другой – предполагает свою конкретизацию применительно к отрасли, организации (за счет привлечения специалистов и отбора значимых критериев оценки). В четвертых, метод ориентирован на решение прежде всего практических задач. В-пятых, метод нередко используется в тех условиях, когда имеются серьезные трудности в оценке явления, процесса с помощью других методов, которые могут оказаться недостаточно надежными.

Заключение

Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.

Список литературы:

  1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  2. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
  3. Воронцов, А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, О. В. Раскина и др. – Вып. 2. – М. : Просвещение, 2012. – 144 с.
  4. Сафонова, Т. В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Сафонова, И. А. Чумакова // Интеграция образования. – 2012. – № 2. – С. 21–26.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование проектных задач при отработке учениками УУД Презентацию подготовил: Учитель начальных классов МОУ «СОШ№ 22 с УИОП» Воеводина Людмила Алексеевна

Слайд 2

Цель и задачи Цель: показать важность использования проектных задач при отработке учениками УУД. Задачи: Описать структуру проектной задачи Изучить модель формирования УУД младших школьников средствами проектных задач Установить эффективность проектной задачи, как новой формы учебной деятельности.

Слайд 3

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский .

Слайд 4

Что такое проектная задача? Под проектной задачей мы понимает задачу, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Слайд 5

Учебная задача – всегда новая задача Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового результата.

Слайд 6

Способности младших школьников

Слайд 7

Типология проектных задач

Слайд 8

Структура проектной задачи 1. Описание проблемной ситуации. Постановка задачи. 2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. 3. Итоговое задание.

Слайд 9

Этапы работы над проектной задачей Этапы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД у школьника 1 этап. Постановка задачи. Цель и задачи: 1. Перевод проблемы в задачу. 2. Определение замысла проектной задачи. 3. Планирование деят-ти с распределением обязанностей. Сознает мотивацию у учащихся. Помогает сформулировать проблему проекта, цель, задачи. Организует поиск. Наблюдает Консульти-рует. Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в группы. Личностные УУД : формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деят-ти . Регулятивные УУД: овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы. Познавательные УУД: Поиск информации, моделирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество.

Слайд 10

Этапы работы над проектной задачей Этапы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД у школьника 2 этап. Выполнение заданий. Цели и задачи: 1. Реализация замысла проектной задачи. 2. Анализ полученного результата. Сохраняет мотивацию у учащихся. Консультация Фиксирует идеи. Наблюдает. Заполняет оценочный лист. Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи. Личностные УУД : М отивация учебн . деят-ти , ответственность, развит., чувства взаимопомощи Регулятивные УУД: Формир . всех типов учебной деят-ти , умение планировать деят-ть и действовать по плану, умение взаимодейств . со сверстниками в уч.деят-ти Познавательные УУД: Сравнение, поиск отличий Коммуникативные УУД: Учатся договариваться, убеждать, уступать другим.

Слайд 11

Этапы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД у школьника 3 этап. Представление результатов (рефлексивно- оценочный) Практическая помощь. Представляют продукт деятельности, рефлексия. Личностные УУД: самоопределение, действия нравственно-этического характера. Регулятивные УУД : учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. Познавательные УУД: учатся строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД: учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Этапы работы над проектной задачей

Слайд 12

Наши проекты Проект «Математическая сказка» Проект «Богатства, отданные людям» Проект: «Сочиняем волшебную сказку» Проект «Рассказ о слове»

Слайд 13

Заключение Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Слайд 15

Список литературы: Асмолов , А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов , Г. В. Бурменская , И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова . – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. Воронцов, А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский , О. В. Раскина и др. – Вып . 2. – М. : Просвещение, 2012. – 144 с. Сафонова, Т. В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Сафонова, И. А. Чумакова // Интеграция образования. – 2012. – № 2. – С. 21–26.