«Суффиксальное словообразование» - тема логопедического занятия в 3 классе

Калюжина Маргарита Михайловна

Тема: «Суффиксальное словообразование»

Цель ознакомить обучающихся с видами суффиксального словообразования

- Научить применять суффиксы( уменьшительно – ласкательные, профессий, суффиксы прилагательных) для образования новых слов

- воспитывать интерес к русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Суффиксальное словообразование»

Цель ознакомить обучающихся с видами суффиксального словообразования

- Научить применять суффиксы( уменьшительно – ласкательные, профессий, суффиксы прилагательных) для образования новых слов

- воспитывать интерес к русскому языку

Оборудование: Карточки, схемы слов, домики суффиксов

Сценарий

       Выходит на сцену волшебник:

 «Собрались мышки, у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, и серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостики по земле волочатся.

Собрались мышки , подпольные воровки, думу думают, совет держат: «Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?»

Мышки толкают сухарь, никак в норку не протолкнут.(остановились посередине сцены, ходят вокруг сухаря, чешут затылки, пробуют толкать сухарь, он не с места).

Волшебник: Ох берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостик вам помнет, шубки вам порвет.

 На край сцены выпрыгивает кот Вася, пытается лапами поймать мышек. Мышки забегали, засуетились.

Волшебник: Мышки,  ваш сухарь заколдован, вы должны пройти испытания. Если вы правильно выполните все  задания, то сухарь протащите в норку и кот Вася вас не поймает.

Задание №1(таблица на доске)

Какие слова имеют в своем составе суффикс –ОК. Поставьте знак + в квадратик против слова с суффиксом –ОК.

ТЕРЕМОК

ЛЕСОК

БЛОК

ЛЕНОК

ТЕЛЕНОК

ЛИСТОК

ПРИТОК

КЛОК

ВИСОК

РОСТОК

Волшебник комментирует выполненное задание. Если хоть одно задание не выполнено, то кот Вася прыгает на  один шаг к мышкам

Волшебник: Хорошо теперь следующее задание

Задание №2( феи на доску магнитами крепят домики с суффиксами и лист со словами)

В каждом домике живет один суффикс. Вам даны слова. Образуйте новые слова от этих суффиксов и  поселите их в нужный домик.



Предварительный просмотр:

Волшебник комментирует выполненное задание. Если хоть одно задание не выполнено, то кот Вася прыгает на  один шаг к мышкам. Мышки толкают сухарь и немного продвигают вперед.

Волшебник: Хорошо теперь следующее задание

Задание №4(феи подают листок с заданием мышкам, они выполняют задание и поочереди читают пословицы и и называют суффиксы)

Прочитайте пословицы. Обозначьте уменьшительно – ласкательные суффиксы

Это еще цветочки, а ягодки впереди.

 Бедному Кузеньке бедная и песенка.

 Ближняя соломка лучше дальнего сенца.

Для милого дружка и семь верст не околица

Волшебник комментирует выполненное задание. Если хоть одно задание не выполнено, то кот Вася прыгает на  один шаг к мышкам. Мышки толкают сухарь и немного продвигают вперед.

Волшебник: Хорошо теперь следующее задание

Задание №5 (волшебник зачитывает слова и мышки по очереди говорят ответ)

Назови человека, который

учит детей____________________________________________

служит на границе_____________________________________

пашет землю__________________________________________

сочиняет сказки_______________________________________

дрессирует зверей______________________________________

печет булки___________________________________________

командует полком______________________________________

учится в школе_________________________________________

добывает нефть_________________________________________

ходит на лыжах_________________________________________

ходит в разведку________________________________________

убирает во дворе________________________________________

продает товары_________________________________________

ходит на охоту__________________________________________

водит автомобиль_______________________________________

Волшебник комментирует выполненное задание. Если хоть одно задание не выполнено, то кот Вася прыгает на  один шаг к мышкам. Мышки толкают сухарь и немного продвигают вперед.

Волшебник: Хорошо теперь следующее задание

Задание №6 (Феи дают листочек с заданием, мышки на доске записывают в две строчки слова по группам)

Распредели слова на две группы, объясните способ группировки.

Дворник, барабанщик, дворник, барабанчик, буфетчик,  буфетик, рассказчик, рассказик, возик, возчик.

Волшебник комментирует выполненное задание. Если хоть одно задание не выполнено, то кот Вася прыгает на  один шаг к мышкам. Мышки толкают сухарь и немного продвигают вперед.

Волшебник: Хорошо теперь следующее задание

Задание №7( Феи дают листочек с заданием, мышки записывают на листочке только ответ, затем читают выполненное задание)

От слов, стоящих в скобках, образуйте прилагательные. Обозначьте суффиксы.

Лента(длина)_________________________

Погода (весна)__________________________

Утро (рано)_____________________________

Ночь (осень)______________________________

Лестница (высота)__________________________

Детство (счастье)___________________________

Событие (грусть)___________________________

Книга (интерес)______________________________

Дорога (даль)_______________________________

Луг (зелень)_________________________________

Изгородь (низ)______________________________

Человек (честь)________________________________

Волшебник комментирует выполненное задание. Если хоть одно задание не выполнено, то кот Вася прыгает на  один шаг к мышкам. Мышки толкают сухарь и проталкивают в норку.

Все выходят на сцену, кланяются.

Волшебник: Молодцы мышки, подпольные воришки. Вы все задания выполнили, поэтому вас кот Вася не поймал и сухарь теперь у вас в норке.

А кота Васю мы голодным не оставим, подарим ему сосиску.



Предварительный просмотр:

                                                         ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Тема: Однокоренные слова 3-й класс

    Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова от данных; находить однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне, с глухим или звонким согласным звуком на конце слова, с твердым или мягким согласным звуком на конце и в середине слова; отличать однокоренные слова от сходных по буквенному составу слов с омонимичными корнями, от слов-паронимов и от слов-омонимов;уметь составлять предложения, развивать языковое чутье, внимание, мышление; воспитывать умение действовать в соответствии с правилами игры.

Ход игры

♦ Оргмомент

Объявление темы, целей игры. Инструктаж участников игры (объяснение правил, распределение ролей).

♦ Выбор участников первого агона

Назовите три слова, однокоренных слову «гриб». Назовите три слова, однокоренных слову «сад». Назовите три слова, однокоренных слову «дом».

♦ Первый агон

Зеленая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.( хлеб)

У

Ш

Е

К

Н

И

Ц

А

Н

Ы

Й

Желтая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.( снег)

У

Р

О

Ч

К

А

И

Р

Ь

О

В

И

К

Красная дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.( гриб )

Н

И

К

О

К

Н

И

Ц

А

Задание 2

Зеленая дорожка. Какое слово «лишнее»?

  малыш ,малиновый, маленький,

 Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»?

прилететь, летняя, летучий

 Красная дорожка. Какое слово «лишнее»?

 Горняк, горло, гора

           Задание 3

Зеленая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «вода» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к слову «водить» обозначьте красными фишками.

Водяной, водитель,  паводок, поводок, водоросли.

Желтая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «гора» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к слову «гореть» обозначьте красными фишками.

Горочка, горючий, сгорел, гористая, прогорел, пригорок.

Красная дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «нос» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к слову «носить» обозначьте красными фишками.

 Носорог, переносить, носатый, выносить, носик, заносы.

Задание 4

Зеленая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам.

Спиши на урок.

Спеши слова.

Желтая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам.

Хитрая леса.

 Зеленые лиса.

Красная дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

 Острые мячи.

Детские мечи.

♦ Выбор участников второго агона

             - Назовите однокоренное слово, проверочное к слову «пою».

             - Назовите однокоренное слово, проверочное к слову «танцую».

             - Назовите однокоренное слово, проверочное к слову «смотрю».

♦ Второй агон Задание 1

Зеленая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.( нож)

и

к

и

ч

е

к

н

и

ц

ы

Желтая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.( зуб)

о

ч

и

с

т

к

а

и

к

а

с

т

ы

й

Красная дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.( дом )

о

в

о

й

и

к

а

ш

н

и

й

Задание 2

Зеленая дорожка. Какое слово «лишнее»?

  проводник, водопад, провод

 Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»?

косичка, косогор, косица

 Красная дорожка. Какое слово «лишнее»?

 голова, голыш, головная

           Задание 3

Зеленая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «вода» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к слову «водить» обозначьте красными фишками.

Вырубка, трубка, зарубка, порубка, трубочка, прорубь.

Желтая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «гора» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к слову «гореть» обозначьте красными фишками.

Пила, опилка, копилка, лесопилка, скопил, распилил

Красная дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «нос» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к слову «носить» обозначьте красными фишками.

 Оливка, подливка, заливка, оливковое, разливное.

Выбор участников второго агона         (второй вариант)

             - Назовите однокоренное слово, проверочное к слову «пою».

             - Назовите однокоренное слово, проверочное к слову «танцую».

             - Назовите однокоренное слово, проверочное к слову «смотрю».

Зеленая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам.

Спиши на урок.

Спеши слова.

Желтая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам.

Хитрая леса.

 Зеленые лиса.

Красная дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

 Острые мячи.

Детские мечи.

Задание 2

Зеленая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

                  Со звонкой на конце он значит

                  Примерно то же, что «не стар».

                  С глухой — по наковальне скачет,

                  Звенит в ушах его удар. (Молод — молот)

 Желтая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

                  Я цвет одинаковый часто имею:

                   И с Г зеленею, и с К зеленею.

                   Но с К вам со мною рискованно быть:

                   Могу и до слез довести, и убить. (Луг — лук)

Красная дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

                  С буквой Т по реке плывет,

                  А со звонкой — на ветке растет. (Плот — плод)

Задание 3

Зеленая дорожка. Как превратить стеклянную посуду в помещение для мытья? (Ваза — ванна)

Желтая дорожка. Что надо сделать, чтобы длинная палка стала цифрой? (Шест — шесть)

Красная дорожка. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «В чем ошибка мальчика?

          «В диктанте было предложение про дедушку, который отдохнул на скамейке и пошел дальше. Когда учительница возвращала тетради, она сказала Коле: «А ведь дедушка и до этого был седым». Какую ошибку допустил Коля? Как нужно было Коле проверить это слово?» (Сидел — седел)

Дедушка седел на скамейке в парке

♦   Финальный агон Задание 1

Выбор дорожки. Отгадайте загадку, кто правильно первый отгадает загадку, тому первому предоставляется право выбора дорожки.

       В тетради я бываю                                                  

       Косая и прямая;

       В другом своем значении

       Я планка для черчения,

       И, наконец, порою

       В шеренгу вас построю.

                           (Линейка)

Задание 1

Зеленая дорожка. Какой лопаткой не вскопаешь грядку?

Желтая дорожка. Какой кистью не выкрасишь стену?

 Красная дорожка. Какой лук не растет на грядке?

Задание2  

Зеленая дорожка. Выберите прилагательное, характеризующее слово «коса» со значением «прическа» из данных слов: острая, песчаная, рыжая.

Желтая дорожка. Выберите прилагательное, характеризующее слово «ключ» в значении «родник», изданных слов: стальной, скрипичный, холодный.

Красная дорожка. Выберите прилагательное, характеризующее слово «коса» в значении «инструмент», изданных слов:тяжелая,густая,стальная

Задание 3

Составьте предложение с заданными словами

Зеленая дорожка.

Корм, кормить,кормушка

Желтая дорожка.

Береза, березовая роща, подберезовик

 Красная дорожка

Гость, гостил, гостинница

Блиц вопросы для красной дорожки:

1.Раздели слово на слоги:

картина, костер, классный

2.Происхождение слов. Отгадай загадку

Он в осиннике родился

Как в траве ни притаился

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем

3.О скольких норках говорится в стихотворении:

         Норка вылезла из норки

         И пошла к знакомой норке.

         В норку норкину вошла,

         Норку в норке не нашла. (О двух)

♦ Подведение итогов игры. Награждение победителей.