Формирование анализа и синтеза предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Бельская Светлана Ивановна

Чем правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belskaya_s.i.statya.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                                                     С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Бельская С.И., студентка

6 курса, ОЗО

«Петрозаводский государственный университет»

Институт педагогики и психологии,

г. Петрозаводск, Россия

Ключевые слова.

Грамматический строй речи, согласование слов  в роде, числе, падеже, анализ и синтез предложений, комплекс коррекционных упражнений.

В современных условиях для системы народного образования главной  задачей является повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является грамматически правильная, хорошо развитая речь.

Чем правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Именно поэтому необходимо заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм.

Данная  работа посвящена одной из проблем в развитии речи ребенка – особенностям формирования анализа и синтеза предложений  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема несформированности грамматического строя речи у детей с ОНР рассматривалась в работах многих авторов (Н.С.Жукова,  Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). По данной проблеме имеется значительный теоретический и практический материал для детей школьного возраста (Ефименкова Л.Н., Лалаева Р.И., Садовникова И.Н., Ястребова А.В.).  Но,  до настоящего времени недостаточно разработана система формирования грамматических категорий  у детей   с нарушениями речи  дошкольного возраста, что обосновывает актуальность исследования.

Цель исследования:

Изучение влияния комплекса коррекционных упражнений на формирование анализа и синтеза предложений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования: нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР.

2. Подобрать методики для изучения синтаксической стороны  речи у старших дошкольников с ОНР.

3. Выявить и проанализировать в ходе экспериментального изучения   особенности анализа и синтеза предложений у детей с ОНР.

4. Разработать, апробировать и выявить эффективность методического комплекса коррекционных игр по формированию анализа и синтеза предложений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методики: методика Г.А. Волковой, направленная на исследование уровня развития морфологической стороны речи; методика Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, направленная на исследование возможности грамматического структурирования; адаптированная методика  Е.Ф.Поповой, А.П.Вороновой, А.В.Семенович, направленная  на исследование анализа и синтеза предложений; методика Ушаковой О. С., Струниной Е. М «Обследования словаря и грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи находят свое отражение во всех его компонентах: в умении анализировать предложения; умении согласовывать слова в роде,  числе и падеже; составлять сложные синтаксические конструкции. Самыми сложными для детей оказываются синтаксические конструкции с предлогами.  Предлоги или сливаются с отдельными словами, или игнорируются, следовательно, дети не понимают значение предлогов в предложении.

Наибольшее затруднения  в словоизменении вызывает изменение слов по падежам, падежные окончания существительных множественного числа, согласования прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

С учётом выявленных особенностей нами  разработан  и апробирован комплекс коррекционных упражнений по формированию у дошкольников умения составлять сложные синтаксические конструкции.

Коррекционная работа осуществлялась поэтапно.

1 этап.  Работа над словом. Учить  выделять и называть свойства, признаки предмета, называть действия, которые может совершать тот или иной предмет. При этом слово рассматривается как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «действие предмета», мы тем самым готовим основу для последующей работы над предложением.  Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы учим детей распространять предложение простыми дополнениями.

2 этап. Работа над однородными членами предложения. Работу над однородными членами предложения целесообразно связать с работой над обобщающими понятиями.

3 этап. Работа над простым предложением. Предложение составляется с опорой на картинку и даѐтся его схема.

4 этап. Работа над  распространением  простого предложения.

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

5 этап. Работая над предлогами в предложениях. Основной задачей является: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи.

6 этап. Формирование сложных предложений. При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения хорошо использовать вопросно-ответную форму речи.

Так как у детей старшего  дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, следовательно, как показывает практика, они быстрее  понимают и усваивают условные изображения слов, таким образом,  графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и предложений.

Формирующий эксперимент позволил сделать выводы о том, что оптимальное условие для формирования полноценного развития грамматического строя речи у всех детей могут быть созданы только на специальных речевых занятиях, с использованием специальных методов и приемов. Вне такой работы в условиях стихийного формирования языковых обобщений, как показывает опыт, путь овладения грамматического строя языка оказывается не достаточным, наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий в речевых умениях и более или менее значительные задержки в речевом развитии детей,  гибкость и неполноценность ряда грамматических навыков и умений детей.