ИКТ технологии в образовательной деятельности ДОУ.

Джазова Мадина Менглибиевна

Статья посвящена актуальной теме - использованию компьютерных технологий в работе доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhazova_m.m._ikt_tehnologii_v_dou.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ технологии в образовательной деятельности ДОУ.

          Педагогические технологии используются как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.  Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

          Использование интерактивных технологий является одним  из  эффективных   способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

В рамках реализации  программы развития детей с использованием интерактивных технологий  мы поставили перед собой цель:  повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей  социальному и когнитивному развитию детей.

        В качестве примера можно привести план-конспект занятия ИКТ в образовательной деятельности ДОУ. Составила и провела это занятие кфн, доцент,  воспитатель первой  квалификационной категории Джазова Мадина Менглибиевна.

План образовательной деятельности.

(Старшая группа)

«Хозяева леса».

Образовательная область: Познавательное развитие

Области интеграции:

Физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Используемые педагогические технологии:

  • проблемно- игровая: решение проблемных ситуаций;
  • информационно-коммуникационная;

Здоровьесберагающие технологии:

  • пальчиковая игра

Цель образовательной деятельности: развитие любознательности,  познавательной мотивации, самостоятельности  и освоение способов познания мира детьми в процессе игровой и познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Содействовать  развитию элементарно-поисковой деятельности,  умению выдвигать и формулировать  предположения, делать выводы;
  • Обогащать представления детей о животных наших лесов;
  • Активизировать словарный запас детей;
  • Упражнять детей в составлении предложений о животных;
  • Закреплять навыки детей раскрашивать раскраски.

Развивающие:

  • Развивать творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание;
  • Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • Развивать познавательную активность детей с помощью различных игр;
  • Развивать умения решать логические задачи;
  • Развивать пространственные представления, умение ориентироваться
    на плоскости и в пространстве;
  • Развивать ловкость,  быстроту;
  • Развивать умение самостоятельно пользоваться алгоритмом при работе с мнемозаданиями.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение детей согласовывать свои действия, договариваться  и объединять усилия для решения общих задач;
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу
    и выполнять её;
  • Воспитывать желание детей играть в команде, действовать сообща, по сигналу;
  • Воспитывать отзывчивость, взаимовыручку, желание прийти на помощь.

Материал:

        раскраски медведь, волк, лиса, заяц, ёж, цветные карандаши, цветные мелки, вырезанные  из бумаги животные разного размера, вырезанные из бумаги герои сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», мнемотаблица «Маша и медведь», машинки, пластмассовая дорога, игрушки зверей.

Технические средства:

         ноутбук, проектор, экран.

Раздаточный материал: раскраски медведь, волк, лиса, заяц, ёж, цветные карандаши, цветные мелки, вырезанные из бумаги  животные разного размера, вырезанные из бумаги герои сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», мнемотаблица «Маша и медведь», машинки, пластмассовая дорога, игрушки зверей.

Формы организации детей:

коллективная, индивидуальная, работа подгруппами, работа в парах.

Длительность: 30 минут

Ход деятельности:

Сюжет-завязка: к детям в д/с приходит в гости Лесовичок с целью познакомить их с животными леса.

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

           Деятельность детей

1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришёл старичок  Лесовичок.

Дети знакомятся с Лесовиком.

Дети смотрят  видеозапись, слушают обращение и принимают  проблемную задачу.

2. Планирование деятельности

Воспитатель предлагает послушать рассказ Лесовичка о жизни диких животных в осеннем лесу.

 На экране появляется Лесовик, который показывает картины осеннего леса и рассказывает о его обитателях. Воспитатель ведет диалог с Лесовиком, и  предлагает решить проблемную ситуацию – почему Лесовику скучно в осеннем лесу и где его обитатели.

Дети смотрят и слушают рассказ Лесовичка о жизни диких животных в лесу.

(Организация: дети сидят  на стульчиках).

Дети «принимают»  проблемную ситуацию.

(Организация: дети сидят  на стульчиках).

3. Действия

Воспитатель предлагает детям развеселить грустного Лесовика и провести

Игру - пальчиковую гимнастику.

Воспитатель предлагает детям определить, какому времени соответствуют показанные картинки леса. На экране появляется Лесовик, показывает лесных жителей и рассказывает об их жизни в осеннем лесу.

Воспитатель предлагает выслушать рассказ Лесовика  о жизни диких животных поздней осенью.

Воспитатель предлагает разделиться на команды и выполнить задания игры

«Раскрась животных»

Воспитатель просит раскрасить раскраски животных.

Воспитатель подходит к группам, которым необходима помощь.

Игра «Составь сказку по мнемотаблице».

Воспитатель предлагает детям составить сказку по картинкам, разложить картинки, соблюдая последовательность.

И мы сегодня будем составлять предложения по картинке.

Игра  «Проложи дорогу из леса друзьям на ёлку».

Воспитатель просит детей из конструктора собрать дорогу для друзей на новогоднюю ёлку в д/с.

Игра «Собери семью».

Воспитатель предлагает детям собрать семью животных от большого к маленькому или наоборот.

Воспитатель подводит итоги. Выслушивает  всех.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Ёж, ёж, где живёшь?»

(Организация: дети стоят полукругом).

Дети отвечают на вопросы Лесовика.

(Организация: дети сидят  на стульчиках).

Дети слушают рассказ Лесовика.

(Организация: дети сидят  на стульчиках).

После окончания рассказа Лесовика,

дети делятся на команды,  занимают места за столами и выполняют задание.

 

Нуждающиеся в помощи дети просят воспитателя помочь. Дети, справившиеся с заданием, помогают другим детям.

(Организация: дети выполняют задание, сидя за столами).

Дети составляют предложения и рассказ по сказке «Маша и медведь», используя мнемотаблицу.

(Организация: дети сидят за столом).

Дети собирают дорогу из пластмассового конструктора.

 (Организация: дети стоят свободно около стола).

Дети складывают бумажные изображения зверей от большого к маленькому или наоборот.

(Организация: сидят за столом).

Дети радуются, что проблема решена совместными действиями всех участников и демонстрируют свои работы.

(Организация: дети стоят свободно).

Варианты ответов детей.

4. Результат деятельности и рефлексия (оценка)

Воспитатель спрашивает детей о том, что нового  и интересное они узнали о лесе и его обитателях.

Маша, что тебе больше вcего запомнилось?

Елисей? Что было самым необычным ?

Самым интересным?

Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что с их помощью Лесовику стало веселее, что звери могут прийти на новогоднюю ёлку, смогут рассказать сказку и смогут назвать и сложить семью зверей.

Воспитатель прощается с детьми и еще раз благодарит их.

Ответы детей

(Организация: дети свободно размещаются вокруг педагога).

Дети прощаются с воспитателем.

           Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша! Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии, которые способствуют более быстрому развитию у детей духовно-интеллектуальных способностей.

Список использованной литературы.

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Венгер Л. И., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся пед. Училищ по специальности «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспиатние в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещене, 1988.

3. Никишина И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педадгогическая система: модели, походы, технологии. – М.: Планета, 2013 г. – 408 с.

         © М.М.Джазова, 2016