Главные вкладки

    Общепрофессиональные компетенциив модели выпускника вуза-бакалавра педагогики.

    Ирина Анатольевна Семёнова

    В статье тезисно содержится материал по формированию общепрофессиональных компетенций у выпускника вуза-бакалавра педагогики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на семинаре по итогам педагогической практики студентов 4 курса факультета начального образования Ульяновского педагогического университета им.И.Н.Ульянова.

     Тема «Общепрофессиональные компетенциив модели выпускника вуза-бакалавра педагогики»

        При подготовке бакалавров, определенно, основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины. В свою очередь профессиональная компетенция представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Также, она рассматривается как общая способность и готовность студентов к деятельности, способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания, умения и навыки для решения проблем, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе.

    Рассмотрим компетенции выпускника вуза.

    1. Ключевые надпрофессиональные компетенции. К ним, в первую очередь, относятся: социальные, межличностные, личностные.

    2. Общепрофессиональные компетенции (по международной терминологии – «ядерные»). Определяют инвариантный состав полномочий и задач специалистов всех видов профессий. Согласно инвариантной структуре деятельности в эту группу должны войти следующие виды компетенций:

    -познавательные (гностические),связанные с получением (приобретением), хранением, преобразованием и использованием различной информации;

    -ценностно-ориентационные, раскрывающие целемотивационный аспект деятельности специалиста, его способность усвоить и принять ценности, нравственно-этические нормы и правила сложившиеся в обществе и профессиональной среде;

    -коммуникативные, определяющие круг межличностного взаимодействия, типовые проблемы коммуникации и способы их разрешения в сфере профессиональной деятельности, социуме, различных социальных институтах;

    -технико-технологические, раскрывающие содержание операционно-инструментальной стороны деятельности, т. е. общие принципы, способы и средства планирования собственной и коллективной деятельности, проектирования и расчета техники, технологии производственного (или иного) процесса;

    Профессиональные компетенции - готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации). В основе этого подхода лежит представление о работнике-специалисте как активном субъекте профессиональной деятельности, носителе совокупности профессиональных компетенций. В этом случае обобщенной, комплексной характеристикой профессиональной подготовленности специалиста рассматривается его компетентность (а не набор отдельных знаний и умений).

    Степень профессиональной компетентности говорит о том, насколько данный работник (студент) овладел своей специальностью. В какой мере он подготовлен к выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональные компетенции отражают эффективность, безошибочность и быстроту решения работником этих значимых задач-проблем (проблемных производственных ситуаций). Таким образом, компетенции прочно привязываются к наиболее ответственным и повторяющимся профессиональным задачам, конкретным направлениям работы специалиста. Но, знания и профессиональные компетенции нельзя отождествлять. Хотя определенные практические знания включаются в соответствующие компетенции. Умения и профессиональные компетенции также нельзя отождествлять. Хотя определенные практические умения включаются в соответствующие компетенции.

    Важнейшим компонентом профессиональных компетенций является понимание. Компетентным является тот специалист, кто ориентируется в какой-то конкретной профессиональной (производственной) проблеме, понимает её суть, понимает способы её успешного решения. Следовательно, компетенции характеризуют не только достигнутый уровень профессионализма, но и дают некоторую информацию о профессиональных возможностях (потенциале) работника-специалиста.

    Группы  профессиональных компетенций для  выпускника педагогических  вузов по образовательному направлению «Педагогика»:

    1 группа: человековедческие ( требования: осознавать освою ответственность за жизнь и здоровье детей, знать и выполнять  нормы охраны здоровья и жизни детей, знать и применять нормы пед.этики)

    2 группа:социально-педагогические ( Требовния: осознавать роль и гуманную сущность общения, уметь взаимодействовать со всеми субъектами педаг процесса, владеть проф.знаниями о пед общении, осмознавать и быть готовым нести ответственность за социально-пед климат и результаты пед.  взаимодействия)

    3:организационно-методические ( владение методами и приёмами постановки и решения пед задач, владеть психолого-педаг.диагностикой)

    4:профессионально-личностные (знать особенности пед.дея-ти, её структуру, виды, функции, нормы, требование к специалисту. Осознавать и понимать социальную значимость пед дея-ти, иметь к ней позитивное отношение и устойчивый интерес, осознавать свою  ответственность за результат своей пед.дея-ти. )

    Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания.

    Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:

    • они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;
    • они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.

    Значительный эффект имеет научно-исследовательская работа студентов, интересной и действенной формой воспитания является организация и проведение конкурсов научно-исследовательских и творческих работ студентов и аспирантов, посвященных важнейшим событиям в истории страны и жизни общества, издание сборников работ студентов по социально-политической, обществоведческой тематике.

    Еще раз повторим: компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыт для успешной профессиональной или иной деятельности при наличии проблемы и ресурсов.

    Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых или универсальных. Они определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций.