методическая разработка родительского собрания

представленная разработка участвовала в конкурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tolerantnosti.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Работа на ХII Международный конкурс работ школьников, студентов и преподавателей

"Память о  Холокосте – путь к толерантности",

проводимый НПЦ «Холокост»

Методическая разработка родительского собрания по теме

Воспитание гражданской ответственности и

формирование толерантного сознания в молодежной среде:

методическая разработка родительского собрания

 

Автор:

Зюкина Е. С., студентка 4 курса

Института социально-гуманитарных и политических наук

С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

Чернова Н. В., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики

С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова

Консультант:

Фельдт А. Е., к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории

С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова

Архангельск

2013

Содержание

Пояснительная записка

План мероприятия «Родительское собрание: Воспитание гражданской ответственности и формирование толерантного сознания в молодежной среде

Список использованной литературы

Приложение 1. Аннотации художественных фильмов

Приложение 2. Список литературы и источников по теме

Приложение 3. Вопросник для измерения толерантности

Приложение 4. Вопросы для семейного обсуждения художественных фильмов, рекомендованных на родительском собрании

Пояснительная записка

Образование в современной России находится в состоянии реформирования, из года в год претерпевая существенные изменения. Все большее значение приобретает концепция гражданского образования, выступающая в качестве одного из основных направлений гуманитарного образования, которое имеет черты открытой развивающейся сферы обучения и воспитания, где учитывается национально-региональная специфика и многообразие культур[1]. Данный вид воспитания дает соответствующую возрасту систему знаний, умений и навыков в сфере образования.

Поскольку гражданское образование соотносится с обществом в целом, а не только с детьми и молодежью, роль родителей в воспитании общечеловеческих ценностей и гражданской ответственности получает особое значение. Понимание и признание родителями ценностей гражданского общества, например, толерантности, и осознание их важности способствуют наилучшему усвоению этих идей-ценностей детьми.

Воспитание толерантности, безусловно, должно начинаться с младшего школьного возраста и продолжаться в течение всего времени обучения. Однако необходимо помнить, что в старших классах у детей активно формируются собственные представления, суждения и убеждения по многим проблемам, поэтому в этот период особенно важно деликатное и профессиональное отношение как педагогов, так и родителей к ребенку, его мировоззрению, системе развивающихся ценностей и ценностных ориентаций, его самоидентификации как гражданина.

В этот период ребенок входит в период взросления, растет его интерес к различного рода информации, связанной с жизнью и проблемами общества, повышается риск воздействия идей националистического и экстремистского толка на неокрепшее сознание. Для родителей и педагогов важно, с одной стороны, оградить ребенка от негативного влияния и опасных последствий приверженности к этим идеологиям и связи с их носителями, а с другой стороны, не допустить отстранения ребенка от семьи и отрицания авторитета родителей и учителей. Поэтому родителям и учителям необходимо вести очень взвешенную и аккуратную воспитательную работу.

Нынешнее состояние российского общества полно противоречий, обостренных конфликтных ситуаций и проблем, решения которым еще не найдены. В последние годы повысилось число националистических выступлений, в которых в основном принимают участие молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. Кроме того, широким полем распространения экстремистских идей является интернет и социальные сети, самыми активными пользователями которых опять-таки являются представители молодежи.

В интернете в настоящее время существует большое количество сайтов, на которых идеи, носящие экстремистский и националистический характер, приобретают ведущую роль, часто пропагандируется популярность данных идей, поскольку они преподносятся как более легкие пути решения множества социальных проблем. Молодежь в большей степени поддается на провокации со стороны различных социальных групп и людей, имеющих авторитет среди молодежи. Часто основной деятельностью групп является преднамеренное искажение исторической действительности, отражение лишь тех фактов, которые, по их мнению, служат убедительными аргументами пропагандируемым ими идеям.

Задача родителей и учителей – предотвратить пагубное воздействие на сознание ребенка, объяснить, что подобного рода деятельность, согласно современному законодательству РФ, подразумевает, в том числе и уголовную ответственность. Молодежь должна представлять, какие последствия следуют за их противоправные действия. Не менее важно показать то, какие потери получит развивающаяся личность в случае присвоения экстремистских и националистических идей, и те возможности, которые откроет для себя взрослеющий ребенок, присоединяясь к ценностям гражданского общества, толерантности, уважения неприкосновенности личности вне зависимости от ее этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, пола или возраста.

Всевозможные экстремистские идеологии в стремлении обеспечить себя историческим «обоснованием», часто апеллируют к идеям нацизма и антисемитизма. Между тем, основные морально-этические ценности современного мирового сообщества, отраженные в многочисленных международных документах, были осознаны и сформулированы после Второй мировой войны, Холокоста и других преступлений нацистского режима против человечества. То есть, именно эти события в мировой истории служат опорой для современной системы ценностей.

Важно, что в истории Второй мировой войны и Холокоста мы находим массу примеров того, как, казалось бы, непреднамеренные действия приводили к трагическим последствиям. Так, по мнению американского историка и преподавателя Г. Морга, «Холокост можно определять как абсолютное зло, но дело в том, что так называемые люди добра, которые считали, что они выполняют патриотический долг, те, кто не убили ни одного человека, стали частью этой системы, которая вызвала к жизни геноцид»[2].

По этой причине изучение Холокоста широко распространено в странах Европы, в США и Израиле. В России же эта тема является предельно актуальной по причине того, что в стране, победившей нацизм, интерес к экстремистским и антисемитским идеям растет с пугающей силой. Однако преподавание Холокоста до сих пор не является повсеместным и в достаточной степени глубоким в нашей стране.

Усугубляет проблему еще и то, что принципы преподавания темы Великой Отечественной войны в Советском Союзе не подразумевали глубокого изучения преследования евреев нацистами; да и в целом немного внимания уделялось жизни людей в оккупационном режиме и особенностям нацистской пропаганды, сеявшей вражду между народами[3]. Это наложило отпечаток и на особенности исторической памяти о Великой Отечественной войне, месте и роли СССР (и теперь его преемницы России) в борьбе с нацизмом и, соответственно, Холокосте. Тема массового уничтожения евреев, как Европы, так и СССР оказалась закрытой для общества на многие десятилетия: «все это имело  негативные последствия не только для развития исторической науки, но и для формирования гражданского общества и толерантного сознания в России после распада СССР»[4].

Для воспитания современной молодежи в духе гражданской ответственности требуется взаимодействие родителей и учителей. Родители могли бы во многом подготовить детей к такому важному разговору, однако если же сами родители не готовы к такому разговору с ребенком, важно, чтобы не было противодействия с их стороны работе учителя.

Современные родители являются представителями поколений, обучавшихся в СССР или в перестроечное время. Они неизбежно являются носителями, а в некоторых случаях и убежденными сторонниками идей, заложенных советской системой воспитания и обучения в школе, которые, однако, сегодня не всегда работают. Если же они стремятся воспитать духовно богатую, нравственно чистую личность в своем ребенке, они должны четко представлять смысл и значимость принципов гражданской ответственности и толерантного отношения в обществе, иначе трагедия неизбежна: «Холокост является примером того, как некие традиционные предрассудки, преодоленные, казалось бы, историческим прогрессом, успешно могут, вызваны к жизни и послужить основой для формирования  убийственной и истребительной идеологии»[5].

Учителю нужно стараться максимально оценивать обстановку, в которой находится ученик в семье, школе и обществе. Важно знать и  видеть эффективные и неэффективные методы работы с учениками, стараться развиваться самому и по возможности помогать развиваться родителям в вопросах гражданского образования и ответственности, и толерантного отношения.

Что же понимается под формированием толерантности? По определению  Степанова П.В., «толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны, они не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».[6]

Стало быть, формирование толерантности это тот ракурс воспитания и социализации гражданина, целью и результатом которого являются ценности уважения и признания равенства людей разных культур и вероисповеданий, отказа от насилия; признания многообразия человеческой культуры, норм, верований; отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

В этой связи одним из самых актуальных вопросов, стоящих перед педагогом, является способность четко объяснять родителям, каким образом происходит укоренение экстремистских идей в сознании, как не допустить их негативного влияния на детей, как и в каких формах родителям возможно построить взаимодействие со своими детьми в условиях семейного воспитания.

Форма родительского собрания видится самой удобной для взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания подрастающего поколения. Во-первых, родители сами приобретут важные знания о гражданском образовании и смогут правильно организовать влияние на сознание и поведение ребенка. Во-вторых, появятся возможности для объединения усилий в целях воспитания в ребенке ответственности за свои действия и поступки.

Результатом родительского собрания, проведенного на эту тему, должна стать взаимообратная связь родителей и ребенка при обсуждении вопросов толерантности и гражданской ответственности. Роль учителя заключается в оказании информационной поддержки родителям, педагогическом сопровождении семьи,  проведении различных мероприятий с детьми, направленных на усвоении ими уроков Холокоста и идей толерантности.

В качестве возможного способа взаимодействия с родителями может являться предлагаемая методическая разработка тематического родительского собрания по воспитанию гражданской ответственности и формированию толерантного отношения в молодежной среде.

В ходе собрания учитель представляет родителям современную ситуацию в России на примере межнациональных конфликтов и распространению экстремистских идей. Необходимо объяснить актуальность заявленной в собрании темы и объяснить, почему эти вопросы   возможно и необходимо обсуждать именно на примере истории Холокоста.


План мероприятия

Родительское собрание на тему

«Воспитание гражданской ответственности и формирование толерантного сознания в молодежной среде»

Тема: Воспитание гражданской ответственности и формирование толерантного сознания в молодежной среде

Тип мероприятия: информационно просветительское мероприятие

Форма мероприятия: родительское собрание

Участники: родители учеников 9-11 классов, классный руководитель, психолог.

Цель: добиться взаимопонимания с родителями по вопросу воспитания гражданской ответственности и толерантного сознания в классном коллективе

Задачи мероприятия:

  • привлечь внимание родителей к вопросам воспитания гражданской ответственности и толерантного сознания;
  • дать представление о концепции гражданского образования;
  • дать родителям представление об истории Холокоста и ее взаимосвязи с вопросами толерантности и гражданской ответственности;
  • заручиться согласием родителей о методах работы с детьми.

Методы: метод этической беседы, обсуждения, убеждения, метод дискуссии, метод проектирования.

Необходимое оборудование: ноутбук с колонками, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point или самостоятельно смонтированные видеоролики.

МПС (межпредметные связи): психология, педагогика, этика, история, основы социологии, основы права.

План родительского собрания

  1. Вступительное слово учителя о значимости воспитания в духе гражданской ответственности и толерантности, влиянии семьи, семейной обстановки, семейных отношений на формирование толерантного сознания детей;
  2. Краткая лекционная часть об истории Холокоста и проблемах толерантности в современной России;
  3. Дискуссия: вопросы родителей, ответы учителя и психолога, обсуждение дискуссионных вопросов;
  4. Проектирование форм взаимодействия семьи и школы для воспитания гражданской ответственности, формирования толерантного сознания детей, ознакомления детей с историей Холокоста;
  5. Рекомендации учителя и психолога для организации семейного просмотра фильмов в  соответствии с вопросами,  представленными в приложении № 4;
  6. Подведение итогов, заключительное слово учителя и психолога.  

Вопросы для обсуждения

  1. Круг общения ребенка, его интересы, прямо или косвенно связанные с заявленной проблематикой;
  2. Проявления гражданской ответственности и толерантности в старшем подростковом возрасте и в период ранней юности. Влияние социума, веб-пространства;
  3. Возможности семьи в воспитании гражданской ответственности и толерантности в старшем подростковом возрасте и в период ранней юности;
  4. Обсуждение в семье темы национальных конфликтов и толерантности;
  5. Возможные мероприятия совместного характера в рамках заявленной темы

Этический регламент родительского собрания

  1. Учитель не навязывает свою точку зрения;
  2. Учитель учитывает семейные обстоятельства и внутренний климат семьи при работе с ребенком в учебном заведении;
  3. Учитель удерживает разговор в рамках корректной дискуссии;
  4. Учитель не требует от родителей дополнительных усилий;

Ожидаемый результат

  1. Диалог родителей и детей по вопросам толерантности и гражданской ответственности;
  2. Диалог школы и семьи по вопросам толерантности и гражданской ответственности;
  3. Семейный просмотр и обсуждение рекомендованных художественных фильмов

Подготовительная работа

Учитель формулирует тему, цель и задачи собрания, производит подбор материала путем изучения методических разработок, литературы, интернет источников, аудио и видео произведений, связанных с проблемами толерантного воспитания, формирования гражданской ответственности в молодежной среде, истории и уроков Холокоста. Проводит обсуждение с психологом всех аспектов предстоящей работы.

Учитель совместно с психологом изучает семейную обстановку, условия семейного воспитания, анализирует результаты педагогического наблюдения за проявлениями гражданской ответственности и толерантности учащихся, сопоставляет результаты педагогического наблюдения с результатами вопросника для измерения толерантности (приложение 3), совместно с психологом составляет профиль класса, показывающий актуальное состояние качеств гражданской ответственности и толерантности учащихся.

Родительское собрание

Родительское собрание начинается со вступительного слова, в котором следует пояснить цель и задачи собрания, но воздержаться от любых оценок, чтобы не вывести родителей на определенную линию поведения.

Для погружения в тему собрания помимо лекции учителя можно составить видеоряд, презентацию (3-5 минут). Презентация сыграет роль в привлечении внимания и более ярком восприятии вопросов, представленных на мероприятии. В презентации/ролике должны быть четкие и несложные для восприятия формулировки. Важно в ходе собрания не переходить к вопросам, связанным с ошибками родителей в воспитании детей, и персонификации ошибок на примере представленного ученического или родительского коллектива. В данной разработке нет универсальных реплик учителя, дабы избежать шаблонного течения родительского собрания. В завершающей части собрания учитель должен отвечать на возникшие у родителей вопросы, при этом важно не выходить за определенные временные рамки, отведенные на собрание.

Важно не давить на родителей во время всего собрания, и особенно при ответе на их вопросы. Учитель по минимуму должен показывать личностное отношение к родителям, но иметь свою позицию на тему, заданную на родительском собрании. Роль психолога на собрании: наблюдение за восприятием родителями идей учителя, корректировка работы учителя (если это необходимо), включение в работу собрания, если дискуссия становится чрезмерно острой, выводящей на деструктивный конфликт, участие в представлении рекомендаций для семейного просмотра художественных фильмов, участие на заключительном этапе родительского собрания.

Ключевые идеи для собрания

Толерантность и толерантное поведение

«Под проблемой толерантного поведения каждый подразумевает нечто связанное с терпимостью и не отторжением другого, непохожего на тебя человека, принятие твоих особенностей, как моральных, этических, культурных и религиозных, так и физических. Все это составляющие понимания толерантности.  Удачным определением толерантности является данное: «Толерантность – это терпимость к чужим взглядам, мнениям, верованием, поведению, обычаям, образу жизни, т. д. Толерантность имеет свои пределы, связанные с существующими в данном обществе научными, правовыми, нравственными, политическими и иными взглядами и нормами»[7].

«Принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости:

  • воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
  • обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
  • привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах».[8]

«Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе»[9]

«Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти.

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека»[10].

«Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения»[11]

Гражданская ответственность  

«Общественные отношения по природе своей стимулируют развитие гражданской ответственности индивида, утверждая высшей ценностью гражданина ответственность перед своим гражданским долгом. Именно гражданская ответственность определяет степень включенности индивида в систему общественных отношений, направленность ее деятельности соответственно линии социального прогресса. Проявление высокой ответственности всех социальных слоев и каждой личности в различных сферах общественных взаимоотношений становится важным условием совершенствования всего социума, достижения им новой ступени зрелости»[12].

«Воспитание гражданственности органично связано с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая площадка для настоящего и будущего. В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся большое место занимает система знаний о современной картине мир»[13].

Экстремизм, нацизм, национализм  «Любое проявление человеческой деятельности, в том числе и преступной, есть вместе с прочим акт общественной связи индивида с другими людьми, элемент человеческой истории, социального опыта. Осуществляется эта связь через поведение, через выработанные и сложившиеся в ходе исторической практики способы и формы общения и обособления личности. Тот или иной тип поведения является, как правило, выражением взаимосвязи определенного типа личности и его деятельности. В частности, преступная деятельность, как общественно опасный тип поведения выражает связь преступника с другими людьми, а также с теми историческими условиями, которые породили преступность и способствуют ее сохранению».[14]

«Фашизм - общественно-политических течение, возникшее в начале 20 в. К нему причисляют движения, идеи и политические режимы, которые в зависимости от страны и разновидности могли носить различные названия: собственно фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и др. Однако всем им присущ ряд общих черт»[15].

Актуальность темы Холокоста в целом: «Эта тема уже давно вышла за рамки анализа «палачи-жертвы». В европейском сознании все острее ставится вопрос о коллективной и личной ответственности правительств, партий, политических и общественных деятелей, каждого гражданина за то, что происходило фактически при равнодушии или бездействии всего мира. Тема Холокоста волнует миллионы людей прежде всего ввиду его универсального характера, постоянно возникающего призрака, грозящего повториться вновь уже при ином национальном составе жертв и палачей. Именно в теме Холокоста западное, и прежде всего европейское сообщество, видит огромный нравственный и моральный потенциал для противостояния любым формам нетолерантного сознания и поведения»[16].

«Понятие экстремистской деятельности дается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». Статья 1 Закона трактует экстремистскую деятельность как:

-  насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

-  публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

-  возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

-  пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

-  нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

-  воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

-  воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

-  совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

-  пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

-  публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

-  публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

-  организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

-  финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.»[17]

Актуальность темы Холокоста для России, ее политический фон: «Проблема суверенизации отдельных регионов и республик, проблема роста национального самосознания, естественная после 70 лет тоталитарного режима. […] Она выплескивает разыгрываемую политическими элитами многих регионов националистическую карту. […] Поиски национальной идеи, разговоры о державности, которые позволяют себе самые крупные руководители нашего государства. Это тоже подоплека формирования русского национализма»[18].

Значимость исторической памяти о Холокосте для людей, которых Холокост не коснулся непосредственно: «Холокост не является историей, которая касается лишь немцев и евреев. Жертвами расовой гигиены нацистов являлись не только евреи. Среди них были инвалиды, цыгане, небелые люди немецкого происхождения. Не все палачи и убийцы были немцами. Многие страны сыграли свою роль в Холокосте в качестве как бы независимых и нейтральных наблюдателей. […] Когда раздавались призывы к американскому правительству непосредственно вмешиваться и попытаться спасти тех, кому угрожала смерть от рук нацистов, они встречали довольно широко распространенную реакцию безразличия. Холокост является примером того, как некие традиционные предрассудки, преодоленные, казалось бы, историческим прогрессом, успешно могут быть вызваны к жизни и послужить основой для формирования убийственной и истребительной идеологии. Холокост представляет некую модель социального инжиниринга как модель уничтожения какой-то группы населения, которая вам кажется ненужной»[19].


Список использованной литературы

  1. Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А.Г. Асмолова. – М.: Фонд «Холокост», 2002. – 320 с.
  2. Вопросник для измерения толерантности: Электронный ресурс. Режим доступа http://www.tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p9aa1.html 
  3. Гражданское образование. Практикум к учебно-методическому пособию / Под ред. Г.А. Бордовского, Н.В. Гороховатской, Т.И. Агарковой – СПб.: 2003. С. 19-20.
  4. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. N 7.
  5.  Дружинина А.Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве// Воспитание школьников-2011-№6
  6. Гражданское образование. Учебно-методическое пособие / Под ред. .А. Бордовского, Н.В. Гороховатской, С.А. Морозовой, М.Е. Жихаревича – СПб.: 2003.
  7. Историческая память: Противодействие отрицанию Холокоста: Материалы 5-й международной конференции «Уроки Холокоста и современная Россия» / Под ред. И.А. Альтмана; сост. С.Б. Герус. – М.: Российский Кврейский Конгресс, Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2010.
  8. Рожков М.И., Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук «Воспитание толерантности у школьников» Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития, 2003
  9. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности// классный руководитель-2002-№2.
  10. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.
  11. Тень Холокоста. Материалы II международного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия». – М.: Фонд «Холокост», 1998. С. 224.
  12. Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню память жертв Холокоста» / Под ред. И.А. Альтмана и др. – М., 2009.
  13. Чебыкина. Беседы с родителями// Воспитание школьников-2012-№1

Приложения

Приложение  1

Аннотации художественных фильмов

Список Шиндлера (США, 1993)

Продолжительность: 195 мин.

Режиссер: Стивен Спилберг

Исторический фильм о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста. Основан на романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера».

Чтец (!16+) (США, Германия, 2008)

Продолжительность: 124 мин.

Режиссер: Стивен Долдри

Повествование структурировано на три истории, каждая из которых вызывается из памяти постаревшим Михаэлем Бергом. Первая часть происходит в 1950-е годы в послевоенной Германии, в провинциальном городке, название которого не указывается (подразумевается Гейдельберг). Вторая часть — спустя 10 лет — происходит в Берлине, где Михаэль изучает юриспруденцию. Заключительная часть истории происходит в 1990-е годы. Юный Михаэль Берг, мальчишка 15 лет, по дороге из школы внезапно заболевает скарлатиной, и единственным человеком, который предлагает ему помощь и доводит до дома, оказывается 36-летняя кондуктор трамвая Ханна Шмиц. Спустя три месяца самочувствие Михаэля улучшается, и он приходит к своей спасительнице, чтобы отблагодарить её. Мальчика непреодолимо тянет к этой взрослой женщине, на следующий день он снова возвращается в её квартиру, где Ханна предлагает ему принять ванну, а потом они занимаются любовью. Тайный роман стремительно вспыхивает, любовники проводят вместе целые дни, и Ханна время от времени просит Михаэля почитать ей книги, сама каждый раз почему-то отказываясь читать их. Но спустя несколько месяцев Михаэль обнаруживает, что его любовница исчезла, оставив пустую квартиру.

Проходит восемь лет. Михаэль обучается на юридическом факультете и присутствует на показательном процессе в суде. К своему ужасу, среди подсудимых он обнаруживает Ханну. Его бывшая любовница обвиняется в том, что работала надзирательницей в концентрационном лагере Освенцим и во время бомбёжки и начавшегося вслед за ней пожара не открыла двери 300 еврейским женщинам, которые укрывались в церкви и заживо там сгорели. Другие надсмотрщицы во время суда пытаются свалить большую часть вины на неё, говоря, что Ханна была их начальницей и подтверждая это рапортом, якобы написанным Ханной. Неожиданно, вспомнив о своих чтениях книг для Ханны, Михаэль понимает, что она была совершенно неграмотна и, следовательно, не могла написать этот документ. Это означает, что вина Ханны не превышает вины других надсмотрщиц, которых суд приговорил к менее длительным срокам заключения. Ханна же осуждена на пожизненное заключение. У Михаэля, таким образом, появляется возможность помочь своей бывшей любовнице. Он даже записывается на свидание с ней в тюрьме, но разворачивается на половине пути.

После развода с женой и визита в родной город, десять лет спустя Михаэль начинает начитывать на магнитофон некоторые книги, которые он читал Ханне в прошлом. Записи этих книг он отправляет ей в тюрьму. Ханна, слушая записи, сопоставляет их с текстами книг, которые она берёт в тюремной библиотеке и, таким образом, постепенно учится читать и писать.

Проходят годы. Михаэль по-прежнему посылает Ханне посылки, но не отвечает на её письма. Вскоре суд принимает решение о досрочном освобождении Ханны. Михаэль оказывается единственным её знакомым, способным поддержать на свободе, помочь с жильём и работой. Они встречаются в тюремной столовой после 28-летней разлуки. Ханну волнует его отношение к ней, а Михаэля — её раскаяние в преступлении против человечества. За день до своего выхода, понимая, что на свободе она никому не нужна, Ханна вешается в камере. Михаэль узнаёт, что за годы заключения Ханна прочитала много классических книг. Перед самоубийством она завещает деньги, заработанные за время заключения, единственной оставшейся в живых узнице концлагеря, свидетельнице и жертве её преступлений, Илане Мазер. Михаэль посещает камеру Ханны после её смерти, видит книги, прочитанные ею, и получает от тюремной администрации деньги, завещанные Ханной.

Эксперимент 2: волна (!16+) (Германия, 2008)

Продолжительность: 107 мин.

Режиссер: Денис Ганзель

Германия. Наши дни. Школьный учитель истории предлагает своим ученикам провести эксперимент: ровно неделю старшеклассники будут жить по законам тоталитарного государства. Жесткая дисциплина, повсеместный контроль, доносы, наказания — нацистская схема воссоздается с пугающей точностью. Ученики на собственном примере убеждаются, с какой легкостью можно манипулировать людьми, превращая их в безликую покорную массу. Но в какой-то момент игра выходит из-под контроля, и теперь ее участникам предстоит дойти до конца и познать самую темную сторону диктатуры.

Лиля навсегда(!+16)

Продолжительность:106

Режиссер: Лукас Мудиссон.

Мрачная картина, пронизанная отчаянием и безысходностью, рассказывающая историю брошенной матерью на произвол судьбы 16-летней девочки в неназванной бывшей республике Советского Союза. Ее мама осуществила свою мечту - уехала в Америку к новому мужу. Мать несовершеннолетней Лили Михайловой уезжает с богатым женихом в США и бросает свою дочь в одиночестве. Опекун Анна (тётя Лили) переселяет племянницу из её хоть и не богатой, но в целом уютной квартиры в небольшую убогую квартиру под предлогом, что за коммунальные услуги ни она, ни Лиля платить не могут, тётя Анна тем временем заняла её старую квартиру, а затем саму Лилю вызывает социальная служба, где она выясняет, что мать прислала им письмо, в котором хочет отказаться от прав на дочь. Тогда подруга Лилии Наташа пытается уговорить её заняться вместе с ней проституцией, как это делала в своё время её мать, но Лиля отказывается. Однако, отец Наташи находит заработанные от клиентов деньги и подруга, теперь уже бывшая, испугавшись, врёт, что это деньги Лилии, из-за чего за последней закрепляется репутация проститутки.

Окончательно оказавшись без средств к существованию, Лиля бросает школу (где у неё уже давно тяжёлые отношения с учителями и одноклассниками), а потом, когда она понимает, что ей нужны деньги, и у неё нет никакого средства заработать, девочка начинает на самом деле заниматься проституцией. Единственным другом Лилии является Володя — нескладный мальчишка, который, так же как и она, отвергнут всеми, в первую очередь своим отцом-алкоголиком. Он единственный, кто не презирает Лилю, и с кем у неё очень нежные отношения. На заработанные деньги она даже покупает ему баскетбольный мяч, но его отец прокалывает его ножницами. Вскоре в жизни Лили появляется Андрей. Через некоторое время Андрей зовёт Лилю с собой в Швецию. После отъезда Лили Володя убивает себя, наглотавшись таблеток. За границей Лилю встречает «шеф» Витэк, который на деле является сутенёром. Он отвозит её в запертую квартиру и, когда Лиля принимает ванную, насилует. Лиля оказывается в безвыходной ситуации, её используют как обыкновенную проститутку. Единственным скрашивающим обстоятельством являются сны, в которых её навещает дух Володи с белыми декоративными крыльями за спиной. В одном из снов, на Рождество, он переносит её на крышу и говорит, что дарит ей весь мир вокруг, но Лиле не нравится такой «подарок», потому что, по её мнению, этот мир хоть и является таким богатым, о котором она мечтала, но в то же время он оказался очень холодным и неприветливым. Она хочет спрыгнуть с крыши, но Володя говорит, что если она умрёт, то её обидчики от этого только выиграют, а она — нет (тем более, что сам он жалеет о своём поступке). После этого в Лиле что-то ломается и сначала она перечит клиенту (из-за чего тот очень жёстко её насилует), а затем пытается убежать из машины сутенёра, но тот зверски избивает её, притаскивает в квартиру и, бросив на пол, убегает. Очнувшись, Лиля видит дух Володи, которые показывает ей, что Витэк, убегая, в ярости забыл запереть дверь. С вопросом «Куда я пойду?» Лиля выходит наружу.

От безысходности она убегает от полиции и оказывается на мосту, где забирается на перила. Володя просит её остановиться, но Лиля, не слушая его, прыгает. В машине скорой помощи её пытаются реанимироват

Приложение 2

Список литературы и источников по теме (цит по: Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений /Под ред. Проф. А.Г. Асмолова. – М.: Фонд «Холокост», 2002. – 320 с.)

ПУБЛИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ. СБОРНИКИ ДОКУМЕНТОВ. МЕМУАРЫ.

ДОКУМЕНТЫ

  1. Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии / Сост. Ф. Д. Свердлов.-М.: НПЦ "Холокост", 1996.
  2. Еврейский антифашистский комитет в СССР. 1941-1948. Документированная история-М.: Межд. отношения, 1996.
  3. Еврейское гетто в Калуге: Прил. к Вестнику Доброй Воли. - Калуга, 1998. -№ 11-12.
  4. Неизвестная "Черная книга" / Сост. И. Альтман и Ш. Краковский. - М.; Иерусалим, 1993.
  5. Передайте детям нашим о нашей судьбе...: Сб. док., дневников и воспоминаний / Ред.-сост. Л. П. Кравцова, М. И. Тяглый. - Симферополь: БЕЦ "Хэсед Шимон", 2001.
  6. Преступные цели - преступные средства: Документы об ок-купац. политике фашист. Германии на территории СССР (1941 -1944 гт). -М.: Политиздат, 1968.
  7. Сборник документов и материалов об уничтожении нацистами евреев Украины в 1941 -1944 гг. /Сост. А.И. Круглое. - Киев, 2002.
  8. СС в действии: Документы о преступлениях / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1970
  9. Трагедия евреев Белоруссии в годы немецкой оккупации (1941-1944): Сб. материалов и док./Под ред. Г.А. Черноглазовой. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск, 1997.
  10. Уничтожение евреев Смоленщины и Брянщины в 1941 - 1943 годах / Публ. А Круглова // ВЕУМ. - 1994.-№ 3 (7). - С. 193 - 220.
  11. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941 -1944): Сб. док. и материалов. - Иерусалим: Яд Вашем, 1992.
  12. Холокост в Беларуси. 1941-1944. Документы и материалы. - Минск, 2002
  13. "Черная книга". – Вильнюс: Йад, 1993.
  14. Judenfrei Свободно от евреев! История минского гетто в документах/Авт.-сост. Р. А. Черноглазова. -Минск: Асобны Дах, 1999.

МЕМУАРЫ

  1. В живых остались только мы. Свидетельства и документы / Ред.- сост. Б. Забарко. -Киев: Институт иудаики, 1999.
  2. Вестник. Люди остаются людьми. Свидетельства очевидцев. Вып. 1-6. -Черновцы, 1991-1995.
  3. Вольф Э. Воспоминания бывших узников жмеринского гетто. - Иерусалим, 2001.
  4. Киевский Д. Дорога из Гродно. – Самара, 1994.
  5. Кравченко Р.А. Мой XX век. Стоп-кадры. – Апатиты, 1998.
  6. "...На перекрестках судеб": Из воспоминаний бывших узников гетто и Праведников Народов Мира. -Минск: Четыре четверги, 2001.
  7. Партизанская дружба. Воспоминания о боевых делах партизан-евреев, участников Великой Отечественной войны М.:, 1948.
  8. Рольникайте М. Я должна рассказать. - Л.: Лениздат, 1990. Тамаркин В. Это было не во сне. Воспоминания. - М., 1998.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР (1941 -1945 гг.). - Москва: Фонд "Ковчег", коллекция "Совершенно секретно", 2002.
  2. Альтман И.А. История и судьба "Черной книги" // "Черная книга". - Вильнюс: Йад, 1993.-С. VI-XVII.
  3. Альтман М. М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции. - М.: Фонд "Холокост", 2001.
  4. Арад Ицхак. Холокост. Сборник статей. - Иерусалим, 1990.
  5. Арад И. Отношение советского руководства к Холокосту // Вестник Еврейского университета в Москве (далее-ВЕУМ), 1995. - № 2 (9). - С. 4-35; Он же. Уникальные черты Холокоста на территории СССР // Тень Холокоста. - М.: Фонд "Холокост", 1998.-С. 29-37;
  6. Он же. Нацизм и уничтожение евреев Европы в годы Второй мировой войны (1939-1945) // Холокост-Сопротивление - Возрождение. Еврейский народ в годы Второй мировой войны и послевоенный период (1939-1949). - М.: Фонд "Холокост", 2000.-С. 50-95.
  7. Бабьи Яры Смоленщины / Сост. И. И. Цынман. - Смоленск, 2001. Безыменский Л.А. Будапештский мессия. Рауль Валленберг. - М.: Совершенно секретно, 2001.
  8. Брухфельд С., Левин П. "Передайте об этом детям Вашим...". История Холокоста в Европе. 1933-1945. - М., 2000.
  9. Великая Отечественная война. 1941-1945. Народ и Война. Т. 4. - М.: Ин-т истории РАН, Ин-т воен. истории, 1998.
  10. Гефтер М.Я. Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос. - М.: НПЦ "Холокост", 1995.
  11. Захаров В.В., Кулешов А.А. Начало начал. Германия 1933- 1939. - М.: Совершенно секретно, 2000.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Альтман И. А.,. Гербер А. Е,. Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие для средней школы. - 2-е изд. - М.: Фонд "Холокост", 2002.
  2. Альтман И. А., Полторак Д.И. Холокост. 1933-1945: пакет-комплект документов. - М.: Фонд "Холокост", 2001. Альтман М.М. Тема Холокоста в русской литературе // Русская литература о Холокосте. - М.: НПЦ "Холокост", 1997.
  3. Елисаветский С.Я. История еврейского народа. Курс лекций. -Киев, 2000.
  4. Ермаков А.М. Вермахт и Холокост. Учеб. пособие. - Ярославль, Из-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. -126с.
  5. Клокота Г.В. История Холокоста на территории СССР (1941- 1944). Пособие для учителя.-М.: НПЦ "Холокост", 1995.
  6. Михман Дан. Катастрофа европейского еврейства. Ч. 1-6. - Тель-Авив: Открытый ун-т Израиля, 1995-1997.
  7. Преподавание темы Холокоста в XXI веке. -М.: Фонд "Холокост", 2000.
  8. Холокост-Сопротивление-Возрождение. Еврейский народ в годы Второй мировой войны и послевоенный период (1939-1949).-М.: Фонд "Холокост", 2000; 

Художественная литература

  1.  Железников, В. К.Чучело / В. К. Железников.- М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО изд-во Астрель: ООО изд-во АСТ, 2004.- 382 с.
  2. Каста, С. Притворяясь мёртвым / Стефан Каста; перевод. М. Конобеева. - М.: КомпасГид, 2011. – 352 с
  3. Кормье, Р. Шоколадная война / Р. Кормье; пер. с англ. В. Бабкова. – М.: Розовый жираф, 2012. – 248 с
  4. Ли, Х. Убить пересмешника: роман / Харпер Ли ; [пер. с англ. Н. Галь, Р. Облонской]. – М. : АСТ : Хранитель, 2006. – 396 с.
  5. Орлев, У. Беги, мальчик, беги / Пер. с иврита Р. Нудельмана, А, Фурман. – М.: Текст, Книжники, 2012. – 190 с.
  6. Пеннак, Д. Глаз волка / Д. Пеннак; пер. с фр. Н. Шаховская; худож. Т. Кормер. – М.: Самокат, 2010. – 96 с
  7. 17. Сент-Экзюпери, А. Маленький принц: Сказка. – М.: Росмэн, 2000. – 94 с.
  8. Хожение за три моря Афанасия Никитина. 1466—1472 гг., 2 изд., [сост. В. П. Адриановой-Перетц "Афанасий Никитин — путешественник-писатель"], М. — Л., 1958.
  9.  И.С.Тургенев. Записки охотника /Хорь и Калиныч.- Народная асвета, Минск, 1977
  10. В. Быков. Альпийская баллада

Приложение 3

Вопросник для измерения толерантности

(В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура) 

КАТЯ, этот вопросник подходит для измерения толерантности. Его нужно привести в нормальное техническое состояние. Сейчас текст вопросника выглядит неаккуратно. Я оставила только стимульный материал вопросника. Все остальное убрала. Я ВНЕСЛА  ВЕБ-ССЫЛКУ НА ВОПРОСНИК В СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 Инструкция: Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим суждениям. Прежде чем отвечать, внимательно прочтите вопрос и все варианты ответа на него. Затем выберите тот вариант ответа, который отражает ваше личное мнение.

Вам нужно поставить любой значок напротив варианта ответа, который Вы выбрали. В вопросах №№ 1, 18, 21, 31, 36, 40 нужно обвести цифру, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.

 

 

Утверждение

Совершенно

не согласен

Пожалуй,

не согласен

Трудно сказать,

согласен или нет

Пожалуй,

согласен

Полностью

согласен

Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:(выберите что-то одно)

меня это не волнует – 1

верно нечто среднее – 2 ______________________

они вызывают у меня неприязнь и отвращение – 3

 

Хорошая работа — это такая работа, где всегда ясно, что и как делать

 

 

 

 

 

Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться

 

 

 

 

 

Это замечательно, что молодежь может сегодня свободно протестовать против того, что ей не нравится, и поступать по-своему

 

 

 

 

 

Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры

 

 

 

 

 

Личная свобода в поведении важнее хороших манер

 

 

 

 

 

Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова

 

 

 

 

 

Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности

 

 

 

 

 

Мне не нравятся девушки, которые пренебрегают принятыми в обществе правилами морали

 

 

 

 

 

Люди, которые живут в соответствии с установленным порядком, лишают себя  в жизни многих радостей

 

 

 

 

 

Истинной может быть только одна религия

 

 

 

 

 

Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему

 

 

 

 

 

Когда учитель не может четко определить, что он хочет сказать,  это раздражает

 

 

 

 

 

То, что Россия — многонациональная страна, обогащает ее культуру

 

 

 

 

 

На этот вопрос просим ответить только юношей) Для своей девушки я предпочел бы выраженную женственность

 

 

 

 

 

На этот вопрос просим ответить только девушек) Для своего парня я предпочла бы выраженную мужественность

 

 

 

 

 

Чем скорее мы избавимся от традиционной семейной структуры, где командуют отец или мать, а дети обязаны беспрекословно подчиняться, тем лучше

 

 

 

 

 

Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у меня: (выберите что-нибудь одно)

интерес и стремление понять его суждения – 1

желание переубедить его – 2

раздражение – 3

 

Судя по тому, что происходит в стране, нам нужно использовать "сильные средства", чтобы избавиться от преступников и взяточников

 

 

 

 

 

Мне нравятся люди, которые во всем сомневаются

 

 

 

 

 

Как, по-вашему, мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности, или национальности не стоит придавать значение?

лучше выбирать среди людей своейнациональности – 1__________________________

национальности не стоит придавать значение - 2

затрудняюсь ответить – 3

 

Всегда легче довериться авторитетным людям (специалистам, уважаемым гражданам или религиозным лидерам), чем слушать всяких болтунов, которые вызывают разброд в умах людей

 

 

 

 

 

Нашей стране необходимо больше терпимых людей — таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки

 

 

 

 

 

Я установил(а) для себя четкие жизненные правила и считаю, что другие должны сделать то же самое

 

 

 

 

 

Мне хотелось бы пожить в чужой стране

 

 

 

 

 

Человек другой культуры обычно пугает или настораживает окружающих

 

 

 

 

 

Нет ничего страшного в сексуальных отношениях до брака

 

 

 

 

 

Уважение к старшим — одна из важнейших ценностей, которым надо учить детей

 

 

 

 

 

Сильная личность не показывает своих чувств

 

 

 

 

 

Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение

 

 

 

 

 

Меня очень раздражает вид неубранной комнаты

да – 1

верно нечто среднее – 2

нет – 3

 

Я никогда не сужу людей, пока не буду уверен в фактах

 

 

 

 

 

Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать

 

 

 

 

 

Нет ничего аморального или патологического в сексуальных отношениях между людьми одного и того же пола

 

 

 

 

 

То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, — благо для России

 

 

 

 

 

Принимая решения, я считаю для себя обязательным считаться с общепризнанными нормами поведения ("что такое хорошо и что такое плохо")

да – 1

когда как – 2

нет – 3

 

Некоторые люди слишком сложны, чтобы их можно было понять

 

 

 

 

 

Нет такого межнационального конфликта, который нельзя было бы разрешить путем переговоров и взаимных уступок

 

 

 

 

 

Было бы лучше для всех, если бы власти ввели цензуру на телевидении, чтобы уберечь общественную нравственность

 

 

 

 

 

Если бы я увидел(а), что знакомые дети дерутся(выберите что-то одно):

я предоставил бы им самим  выяснять свои отношения – 1

не знаю, что предпринял бы – 2

постарался  бы разобраться в их ссоре – 3

 

Я люблю общаться с людьми, у которых все четко и определенно

 

 

 

 

 

Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие

 

 

 

 

 

Не вижу ничего предосудительного в том, что девушки посещают пивные бары

 

 

 

 

 

Многие проблемы будут решены, если мы избавимся от психически больных людей

 

 

 

 

 

Сражаться со сложной задачей часто более увлекательно, чем решать простую

 

 

 

 

 

Многие наши правила в отношении скромности и сексуального поведения — просто условности, и не стоит слишком серьезно к ним относиться

 

 

 

 

 

Часто человек не виноват в своих проступках, поскольку его действия определялись внешними обстоятельствами

 

 

 

 

 

Идти на уступки — это значит проявлять слабость

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Вопросы для семейного обсуждения художественных фильмов, рекомендованных на родительском собрании

Список Шиндлера

1.  Каким образом уроки Холокоста отражены в фильме?

2. Считаете ли поступок Шиндлера правильным, если да то почему, если нет, то почему?

 

Чтец

1. Почему Марк Б. продолжал поддерживать Ханну?

2. Какой урок можно вынести из истории Ханны?

Лиля навсегда

  1. Каким образом проявляется нетолерантное поведение сверстников по отношению к Лиле?
  2. Считаете ли Вы, предательство подруги проявление нетолерантного поведения и почему?


[1] Гражданское образование. Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.А. Бордовского, Н.В. Гороховатской, Т.И. Агарковой – СПб.: 2003. С. 118.

[2] Г. Морг. Преподавание Холокоста в школах./ Тень холокоста. Материалы IIмеждународного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия». М.: фонд «Холокост». 1998.- с.- 189

[3] Альтман И.А. Отрицание Холокоста и проблемы сохранения исторической памяти на постсоветском пространстве // Историческая память:  противодействие отрицанию Холокоста . Материалы  5-й международной конференции «Уроки Холокоста и современная Россия» ( к 70-летию «Хрустальной ночи»). М., ГОД СТРАНИЦА

[4] Там же. С.

[5] Г. Морг. Преподавание Холокоста в школах./ Тень холокоста. Материалы IIмеждународного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия». М.: фонд «Холокост». 1998.- с.

[6] Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель-2002-№2. С. 21

[7]  Корешков С. С.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ  http://dom-hors.ru/issue/spp/2012-2/koreshkov.pdf   

[8]  Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002. С-65-66.

[9] Рожков М.И,. Байбородова Л.В, Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: методические рекомендации - Ярославль : Академия развития: Академия холдинг, 2003. – С. 56

[10] там же . С. 60

[11]  С.В. Бобинова .Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста  http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=30

[12] Корешков С. С.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ  http://dom-hors.ru/issue/spp/2012-2/koreshkov.pdf   

[13]Касимова, Т. А. Гражданско- патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - с 31. 

[14] Верховский А. Противодействие национал-экстремизму: проблема и актуальные варианты решения // Антисемитизм и ксенофобия в Российской Федерации. 2002. №11. С.27

[15] Гражданское образование. Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.А. Бордовского, Н.В. Гороховатской, Т.И. Агарковой – СПб.: 2003. С. 120.

[16] Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А.Г. Асмолова. – М.: Фонд «Холокост», 2002. С. 5.

[17]Д ьяков, С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства : уголовно-правовое и криминологическое исследование / С. В. Дьяков. - Санкт-Петербург : Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. –С.167

[18] Клокова Г.В. Изучение Холокоста и формирование у школьников понимания этнонациональных процессов прошлого и настоящего // Тень Холокоста. Материалы II международного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия». – М.: Фонд «Холокост», 1998. С. 185.

[19] Морк Г. Преподавание Холокоста в школах США // Тень Холокоста. Материалы II международного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия». – М.: Фонд «Холокост», 1998. С. 189–190.