Методическая разработка Алгоритм написания методических работ
В данной работе представлены формы методических материалов, которые преподавателя могут использовать в своей педагогической деятельности с целью повышения качества образовательной подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм написания методических работ | 203.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум сервиса и туризма № 29»
(ГБПОУ ТСиТ № 29)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ
Москва
2015
Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.
Данные методические рекомендации помогут преподавателям техникума разобраться в видах методической продукции и выбрать для себя нужный алгоритм создания своей методической работы.
Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист ГБПОУ ТСиТ №29
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………….4
Алгоритм написания методической записки.....................………….............................................5
Алгоритм написания памятки……………………..........................................................................5
Алгоритм написания методической рекомендации……………………………………………...6
Алгоритм написания методической разработки………………………………………………....7
Алгоритм написания методического пособия……………………………....................................8
Алгоритм написания методического проекта….............................................................................9
Глоссарий…………………………………………...………………………...................................11
Список рекомендованной литературы……………………...........................................................13
Список информационно-электронных ресурсов………………….…........................................14
Образец оформления памятки………………………………………………................................15
Образец оформления титульного листа методической рекомендации………………………...16
Образец оформления титульного листа методической разработки…........................................17
Образец оформления титульного листа методического пособия…….......................................18
Образец оформления титульного листа методического проекта………………………………19
Основные требования к оформлению текстовых документов…………....................................20
Правила оформления приложений……………………………………………………………….22
Правила оформления списка литературы………………………………………………………..23
Список сайтов, на которых можно опубликовать свою работу………………………………...24
Пояснительная записка
Профессиональное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства в современном российском обществе. В наше время современному педагогу уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической практике различных методик, а также создания собственных методических материалов. Педагогам необходима активизация методической деятельности для более рациональной организации образовательного процесса, передачи своего положительного опыта коллегам, для развития и повышения профессионализма.
В данной работе представлены рекомендации написания и оформления лишь некоторых видов методической продукции, наиболее востребованных преподавателями профессионального образования.
Изучив предложенный материал, преподаватели получат представление о формах изложения методик, в соответствии с современными требованиями[1], им проще будет структурировать содержание методической работы, а значит, они смогут более эффективно делиться своими методиками с другими педагогами.
Цель: помощь преподавателям техникума в структуризации собственного методического материала для последующей публикации.
Целевая аудитория: преподаватели общеобразовательного и профессионального образования.
С дополнительным материалом, таким как: образцы оформления титульных листов, нормативные стандарты[2] шрифтов и программ, которые принято использовать в процессе подготовки документов к публикации можно познакомиться в приложениях. Там же приводится список сайтов[3], на которых можно разместить свою методическую работу, а также пообщаться с коллегами.
Основная часть
Методическое обеспечение педагогической системы обучения направлено на раскрытие, систематизацию и распространение профессионального опыта. Как правило, педагоги со стажем с удовольствием передают свой опыт коллегам.
Процесс распространения методик происходит на открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах и школах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и круглых столах, а также в интернет-сообществах педагогов.
Методические находки педагогов в печатном виде можно найти в тематических сборниках методических работ и на страницах различных периодических изданий, а также на сайтах Интернета.
Наличие методических работ повышает профессиональный статус преподавателя и статус учреждения, в котором он преподает.
Всю создаваемую преподавателями методическую продукцию можно условно разделить на два блока:
Учебно-методический блок состоит из нормативной и тематической литературы, используемой при составлении рабочей программы, а также материалов, используемых в образовательном процессе: журналов, тематических подборок дидактического и наглядного материалов (карточки, тестовые задания, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, модели, иллюстрации и т.п.), видео и аудиоматериалов, тематической информации на электронных носителях, презентаций и т.д.
Научно-методический блок включает в себя методические записки, методические рекомендации, методические пособия и методические проекты, основанные на педагогической практике в образовательном процессе. Материалы из научно методического блока, в зависимости от содержания, могут иметь различную адресность: обучающимся, обучающимся и коллегам-педагогам, и только педагогам. И соответственно этому регламентируется терминология, стиль и объем методических работ.
Как правило, педагоги не испытывают затруднений в составлении лаконичной информации о своей деятельности в рамках программы для информационного блока и блока учебно-методического комплекса. Трудности чаще всего возникают при написании научно-методических работ.
Поэтому остановимся подробнее на алгоритмах написания методических работ, относящихся к указанному блоку.
1. Методическая записка
Методические записки используются для разъяснения применяемых педагогом методик в процессе осуществления образовательной деятельности по определенной программе, а именно, в них разъясняется адресность аудитории, цель, задачи, ожидаемые результаты проведения различных мероприятий. Методическая записка в сжатом виде может пояснять эффективность применения инновационных технологий на занятиях или мероприятиях, также, кратко пояснить систему изложения методического материала, разъяснить обоснованность документов и фактов, составляющих методическую работу. Методическая записка иногда используется для пояснения содержания таблиц, схем, диаграмм и т.п.
Методические записки оформляются в произвольном виде и могут быть частью методического пособия.
2. Методическая рекомендация
Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.
В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.
Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).
Памятки составляются[4] без титульного листа по следующей схеме:
Памятка
«Название»
Основной текст (Основной текст начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).
Автор(ы) (ФИО полностью), должность, место работы.
Дата создания.
Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.
Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации. Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:
1. Титульный лист[5]:
Полное название учреждения
«Название»
Вид методической продукции (методические рекомендации)
Автор(ы) ( ФИО полностью)
Должность
Место написания
Год написания
2. Второй лист:
Аннотация (Краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).
Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон).
3. Третий лист:
Пояснительная записка
(Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта; целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.).
Содержание (Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов; дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с обучающимися могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя).
Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием).
Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[6] литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).
Приложение[7] (приложения включаются, если содержат материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.).
3. Методическая разработка
Методическая разработка - это комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению мероприятий; методические советы по составлению сценариев, планов выступления, выставок; методики проведения одного или нескольких занятий, мастер-классов; методического описания творческого задания, схемы и т.п.
Методические разработки помогают лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала, раскрывают формы, средства, методы и технологии обучения, дают возможность другим педагогам использовать предлагаемые материалы в своей практике. Методические разработки используются педагогами-авторами для подробного описания проведения мероприятий, представляющих интерес для других педагогов.
Методические разработки можно условно разделить на два варианта, в зависимости от целеполагания.
Методическая разработка, претендующая на авторскую (авторские исследования или применение авторских инновационных методик) оформляется в виде брошюры по следующей схеме:
1. Титульный лист[8]:
Полное название учреждения
«Название»
Вид методической продукции (методическая разработка)
Автор(ы) (ФИО полностью), должность
Место написания
Дата написания
2. Описание методики:
Название разработки, сведения об авторе.
Введение (Во введении указывается цель методической разработки (цель должна быть одна); актуальность предлагаемой работы; обосновывается, при необходимости, особенности и новизна предлагаемой разработки; указывается целевая аудитория, если разработка предназначена для проведения занятия или другого мероприятия с обучающимися, то уточняется их возраст; целесообразно указать условия осуществления мероприятия и перечень используемого оборудования и материалов).
Основная часть (Основная часть содержит методические советы по подготовке мероприятий, занятий, мастер-классов, выставок, составлению сценариев, выступления. Методическое описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий, с указанием средств достижения обозначенной цели. Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата).
Заключение (Подведение итогов, выводы; в заключительной части важно проследить соответствие выводов тезисам водной части методической разработки. При необходимости, можно обратить внимание коллег на особо важные моменты, и предостеречь от возможных ошибок).
Список использованной литературы (список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[9] литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов).
Приложение (при необходимости к работе прилагаются: схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
Второй вариант методической разработки предполагает описание мероприятия с использованием знакомых методик, но со своей «изюминкой», которая может заключаться в новой форме, или в использовании нового оборудования, или в интеграции с другим мероприятием и т.п.
Обязательными в этом случае являются три раздела: введение, основная часть и заключение.
Титульный лист оформляется, как и в предыдущем варианте.
Рекомендуется перед написанием составить план, чтобы самое главное - описание методики оказалось в разделе «Основная часть». Необходимо проследить, чтобы в основной части была раскрыта цель, а заключительная часть подтверждала основные тезисы введения.
4. Методическое пособие
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги, способные систематизировать практический материал собственной практики и деятельности коллег по профессии, а также учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.
Методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, также, здесь могут быть представлены образцы документов, разработанные в соответствии с заявленной тематикой.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия, в зависимости от целеполагания, могут рассматривать содержание, формы работы и методики и возможности их применения на практике по отдельной направленности, или по отдельной предметной области (именно к этому типу методической продукции наиболее часто обращаются педагоги).
Методическое пособие оформляется по следующей схеме:
1. Титульный лист[10]
Полное наименование учреждения
«Название»
Вид методической продукции (методическое пособие)
Автор(ы) (ФИО полностью)
Должность (педагог дополнительного образования)
Дата написания
Место написания (Москва)
2. Основной раздел
Введение (формулируются цель (одна) и задачи (несколько задач, помогающих достижению цели) данного пособия, указывается адресность, и какие конкретные результаты может дать преподавателям использование данного пособия).
Теоретическая часть (здесь в краткой форме излагается (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования).
Практическая часть (систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры форм и методик работы).
Дидактическая часть (здесь размещаются дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал).
Список литературы (оформляется[11] по тематическим рубрикам, в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии и, по возможности, с краткими аннотациями; кроме того, сюда могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями; в список включаются электронные ресурсы).
5. Методический проект
Методический проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко определенных, оригинальных целей в течение заданного периода времени. Преподаватель может поделиться со своими коллегами удачно реализованным проектом, или проектом, прошедшим первые этапы пути к достижению цели.
Работа над проектом подразумевает деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью. Цель проекта должна быть реально достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Задачи проекта формулируются с учетом будущих мероприятий и действий, необходимых для достижения цели. В проекте обязательно продумывается схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом.
Методический проект оформляется по следующей схеме:
1. Титульный лист[12]
Полное наименование учреждения
Проект
«Название»
Автор(ы) (ФИО полностью)
Должность (педагог дополнительного образования)
Дата написания
Место написания (Москва)
2. Основной раздел
Введение (Обосновывается тема проекта, формулируются цель и задачи, указывается адресность, перечисляется оборудование, необходимое для реализации проекта и кадровые ресурсы, задействованные в реализации проекта).
Основная часть (В основной части обозначается календарный план реализации этапов проекта, схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом).
Заключение (Выводы о правильной поставки цели проекта, об удачных моментах прохождения этапов проекта и о трудностях, с которыми, возможно, столкнулись при реализации проекта).
Список литературы (список[13] составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов, рекомендованных или используемых при реализации проекта).
Заключение
Результативность передачи профессионального педагогического опыта в значительной степени зависит от умения создавать собственную методическую продукцию.
Предложенные здесь алгоритмы написания методических работ должны помочь преподавателям в выработке этого умения. Понимание преподавателями правил структуризации материала, поможет им более рационально оформить свою работу в полноценный методический продукт и опубликовать его в сборнике или на страницах журнала.
Важно, также, не забывать о возможности обмена опытом в педагогических интернет-сообществах и о публикациях на сайтах. В наш век развития информационных технологий преподаватели часто обращаются к интернету, за поисками новых методик, и, поэтому, опубликованные работы на интернет-сайтах намного быстрее находят своих читателей.
Глоссарий
Адресность – понятие, в контексте данной работы, означает рациональное ограничение круга предполагаемых читателей.
Алгоритм - набор рекомендаций, описывающих порядок действий для достижения результата за конечное число действий, от которых они зависят.
Аннотация - краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга.
Аннотированный каталог – систематизированный перечень предметов, услуг, продукции и др., содержащий краткие пояснения.
Буклет - вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, сложной конструкции и проработанного дизайна.
Бюллетень - регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.
Задачи – это измеряемые возможные изменения ситуации, это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.
Информационно-методический справочник - сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.
Инструктивно-методическое письмо - указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.
Инструкция - пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.
Картотека - систематизированное в алфавитном порядке (как правило - по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.
Листовка - вид информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями.
Методика - наука о методах преподавания, совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.
Методический - строго последовательный, систематичный, точно следующий плану.
Методическая тема - это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом.
Методическая записка - пояснения к последующим методическим материалам.
Методические рекомендации - структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Памятка - книжка или листок с краткими наставлениями на какой-либо случай, с краткими сведениями о ком-либо, чем-либо.
План - это фиксация системы целей, задач и средств, предусматривающих изменение ситуации.
Программа - это запланированный комплекс образовательных мероприятий, направленных на достижение цели или реализацию определенного направления развития.
Проект - замысел, идея, воплощённые в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Сценарий - самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, любого мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен.
Тематическая подборка материала - подбор текстового и наглядно иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.) для написания рекомендаций, сценариев.
Целевая аудитория - это совокупность людей, однородная по каким-либо параметрам.
Цель - это то, к чему стремятся, это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого хотят достичь.
Рекомендуемая литература
Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось, 2002.
Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
Виды методической продукции. Справочник. - Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.
ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»·
Драхлер А.Б. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Гайнуллина И.В. Правила и требования оформления методической разработки. - Югорск: МБУ. Городской методический центр, 2014.
Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев, - М: АРКТИ, 2002.
Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2008 с.26-30.
Корлякова С.В. , Деникаева О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.
Кленова Н.В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД. – М.: ГПМЦ, ГЦДЮ, 2014.
Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. –Мн.: ООО «Сэр –Вит», 2000.
Кульневич С. В. Иванченко В. Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. – М.: Учитель, 2005г.
Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л., 1991.
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие /Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.
Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005.
Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. - 2001 - №2.
Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.
Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ: Практическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство «ИКФ «ЭКМОС», 2003.
Информационно-электронные ресурсы.
Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Википедия
Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001
http://dic.academic.ru
Мой словарь
TOLKSLOVAR.RU
http://tolkslovar.ru
Словарь - Аудитория целевая
Русский язык. Справочно-информационный портал. грамота.ру.
Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm.
Тематические сайты сети Internet.
Приложение № 1
Образец оформления памятки
ПАМЯТКА
«Правила пользования ножницами для дошкольников»
Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими пользуются родители. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка пользоваться ножницами и уберечь от травм.
1. Брать ножницы только с закругленными концами.
Рис. №1
2. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями.
Рис. №2
3. Передавать и переносить ножницы только колечками вперед и сомкнутыми лезвиями.
Рис. № 3
4. Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, та как их можно уронить и поранить себя или рядом работающего человека.
Рис. №4
5. Во время работы не подходить к работающему ножницами, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.
Рис. №5
6. По окончании работы привести рабочее место в порядок.
Рис. №6
Смирнова Марина Сергеевна,
педагог дополнительного образования, ЦДЮТТ «Охта». 01.09.14.
Приложение № 2
Образец оформления титульного листа методических рекомендаций
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Техникум Сервиса и Туризма №29»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
методические рекомендации для обучающихся
Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист
Москва
2015
Приложение № 3
Образец оформления титульного листа методической разработки
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Техникум Сервиса и Туризма №29»
«ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ»
методическая разработка
Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист
Москва
2015
Приложение № 4
Образец оформления титульного листа методического пособия
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Техникум Сервиса и Туризма №29»
«ИСОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ»
методическое пособие
Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист
Москва
2015
Приложение № 5
Образец оформления титульного листа методического проекта
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Техникум Сервиса и Туризма №29»
ПРОЕКТ
«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист
Москва
2015
Приложение № 6
Основные требования к оформлению текстовых документов:
ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».
1.Текст работы выполняется на ПК.
2.Все страницы текста должны соответствовать формату единому формату А4 или (А5).
3.Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей для формата А4: левое -30 мм, правое -10 мм, верхнее-15мм, нижнее -20мм-
4. Нумерация страниц:
- Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;
- Титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении, ни на аннотации; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвертой) странице;
- Иллюстрации и таблицы, включенные в содержание, учитываются как и страницы текста начиная с 1.
5. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.
6. Введение, главы основной части, заключение, список литературы,
вспомогательные указатели и приложения должны иметь заголовок, напечатанный прописными буквами.
7. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.
8. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.
9. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.
10. Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, подглавы, ...) должны быть однотипными.
11. После надписи «Таблица...», как и после названия таблицы, точка не ставится;
- таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
- слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;
- если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово «Таблица» не пишут.
Таблицы в зависимости от их размера размещают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; при необходимости - в приложении.
12. Оформление библиографических ссылок
Поскольку для написания текста методической разработки мы используем различные источники литературы, как правило, часто приходится прибегать к цитированию работ других авторов.
Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать случайные фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо заключать в кавычки и т.п.), следует обратить внимание на точное указание источников цитат, а также на способ их оформления в тексте.
Существуют различные способы указания цитат (подстрочные, внутри-текстовые и др.).
Для цитирования в чаще используются затекстовые ссылки. Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце того листа, на котором приводилась цитата.
Например:
Основной идеей в воспитании того времени, была идея создания ведущей роли общественного воспитания в формировании личности ребенка. В этой идее А.С Макаренко подчеркивал «единство цели общества и семьи, зависимость семейного воспитания от «заказа общества»1.
1. Идеи А.С. Макаренко повторяются и в работах В.А. Сухомлинского, М.И. Калинина, в которых многогранно рассматривается сочетание общественного и семейного воспитания.
13. В документах рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, кегль -12, междустрочный интервал – 1,5.
Допускается использование 14 кегля с одинарным междустрочным интервалом.
14. Для оформления текста и несложных таблиц используется программа – Microsoft Word;
для таблиц и графиков - Microsoft Excel;
для оформления текста в буклет, брошюру - Microsoft Publisher;
для презентации и демонстрации - Power Point, Movie Maker.
Приложение № 7
ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».
Правила оформления приложений
В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, а также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.
Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера; характеристики материалов и инструментов применяемых при выполнении работы; анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы); протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки, заключения анализа, экспертизы, и т.д.; таблицы вспомогательных данных; промежуточные формулы и расчеты.
Правила представления приложений:
приложения помещают в конце методической разработки; каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;
приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;
номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится;
приложения должны иметь общую с остальной частью методической разработки сквозную нумерацию страниц;
на все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки;
в приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.
Приложение № 8
Правила оформления списка литературы
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
1.Фамилия и инициалы автора.
2.Основное заглавие.
3.Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).
4. Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, художниках и т.д., об организациях, от имени которых опубликован документ).
5.Место издания.
6.Издательство или издающая организация.
7. Дата издания.
Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в примере ниже.
Например:
1. Дошкольная педагогика в 2х ч., ч. 2 / Под ред. В.И. Логиновой - М.:-1988. – С. 208-210.
2. Дронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. – 224 с.
3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч. – М.: - 1984. – С.62.
Количество страниц обязательно указывается в научных исследованиях, в методической литературе объем страниц указывать необязательно.
Приложение № 9
Список сайтов, на которых можно разместить свою методическую работу, обменятся опытом с коллегами и узнать их мнение на форуме педагогического интернет-сообщества.
1. Портал Министерства образования http://www.minobr.org/
2. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру» http://metodisty.ru/
3. Социальная сеть работников образования.
http://sportal.ru/npo-spo/obrazovanie
4.Образование. http://www.kakprosto.ru
5. Умная Школа: Национальный образовательный проект http://умная-школа.рф
6. Педсовет http://pedsovet.org/
7. Сетевое образовательное сообщество http://rusedu.net/
8. Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/
9. Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. http://www.zavuch.info/
10. Сетевое социально-педагогическое сообщество. http://wiki.iot.ru/index.php/
11. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество. http://www.schoolexpert.ru/main
12. Учебно-методический кабинет. http://ped-kopilka.ru/
13. Издательская группа «Основа» http://www.e-osnova.ru
[1] ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
[2] ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».
[3] Список сайтов см. в приложении № 9
[4] См. образец в приложении № 1
[5] См. образец в приложении № 2
[6] ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». См. образец в приложении № 8
[7] См. приложение № 7
[8] См. образец в приложении № 3
[9] См. образец в приложении № 8
[10] См. образец в приложении № 4
[11] См. приложение № 8
[12] См. образец в приложении № 5
[13] См. приложение № 8