Дидактические игры по развитию речи

Баширова Рена Расимовна

Рекомендации воспитателям и родителям по развитию речи в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018 год29.9 КБ

Предварительный просмотр:

I.Развитие артикуляционной мускулатуры.

1.Цель: развитие органов артикуляционного аппарата.

  • «Заборчик»

Описание: улыбнуться, показать зубы, удерживать под счет до 5.

  • «Дудочка»

Описание: губы и зубы сомкнуты, вытянуть губы трубочкой, удерживать в таком положении под счет до 5.

  • Чередование движений «заборчик – дудочка»
  • «Блинчики»

Описание: положить язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5. (повторить 2-3 раза)

  • «Качели»

Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, делать движения языком вверх – вниз.

  •  «Часики»

Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, делать движения языком влево – вправо.

  •  «Лошадка»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, цокать языком медленно – быстрее – быстрее – медленно.

  • «Грибок»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, удерживать под счет до 5.

  • «Чашечка»

Описание: Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты (образуют ковшик), но не касаются зубов.

  • «Иголочка»

Описание: Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

  • «Горка»

Описание: Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята вверх (похоже на выгнутую спину кошки, когда она сердится).

II.Выработка воздушной струи

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

«Бабочка»        
Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела
(Д/з вырезать бабочку из бумаги).

«Футбол»
Просим ребенка подуть на мяч, не надувая щек, забить гол  ворота!
(Д/з сделать из ваты мяч).

«Листик»
(Д/з сделать листик (н: кленовый) вырезанный из бумаги и на ниточке).

III. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. 
2. Насыпаем в тарелку крупу или рис и просим ребенка рисовать пальцем.
3.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех". 
4. Пальцы вместе (погасим фонарики) - пальцы врозь (зажжем).
5. Ладони спрятали- ладони показали (блинчики жарим)
6. Ладонь – кулак (поймай улитку)
7. Ладонь –ребро (строим заборчик)
8. «Коза» (большим пальцем зажимаем безымянный и мизинец)

IV. Игры на развитие фонематического восприятия
1."Поймай нужный звук хлопком".

Инструкция: Если услышишь звук [ж] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [ж]ираф, моро[ж]еное, картошка, мор[ж]. .

То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…;
С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…;
Л – лопата, кора, слова …

2."Определить место звука в слове".

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук?

Ш – шапка, груша, душ;
С – солнышко, паста, нос;
Ч – чайник, кочка, ночь;
Щ – щетка, щенок, помощь;
Л – луна, полка, стул;
Р – паровоз, пар, роза;
П – пол, лапка, стоп;
К – сокол, лак, крыша и т.п.

V. Речевые упражнения на развитие количественного состава словаря.    

1)Упражнение “Какой он?”

Цель.  Формировать представление детей о словах, обозначающих признаки предмета по следующим лексическим темам: “Игрушки”, “Овощи”, “Фрукты”.

 Оборудование. Игрушки (мишка, машина, кукла); фрукты (лимон, яблоко, апельсин).

 Описание игры. Педагог показывает детям лимон, предлагает рассмотреть его, поставить вопрос к слову “лимон” (какой?) и ответить на него (жёлтый, кислый, душистый, овальный, большой, маленький, спелый).

   Затем педагог говорит: “Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос: “какой?” А теперь посчитайте, сколько я скажу слов.

    Большой, новый (2 слова.)

    Какое первое слово? (Большой.)

    Какое второе слово? (Новый.)

    “Теперь вы назовите по три слова, к которым можно поставить вопрос: “какой?” Педагог поочерёдно  указывает на предметы и спрашивает: мишка “какой?” (большой, новый, плюшевый), машина какая? (синяя, новая, игрушечная); кукла какая? ( красивая, новая, большая), яблоко какое? (сладкое, красное, спелое), апельсин какой ( круглый, вкусный, большой). Таким образом, отрабатываются прилагательные женского, мужского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая?, какой?, какое?

2)Упражнение “Подбирай, называй, запоминай”.

 Цель. Закреплять умение детей логически подбирать как можно больше глаголов к существительным по лексической теме: “Части тела”.

Оборудование. Предметные картинки с изображением частей тела человека

 Описание игры. Логопед поочерёдно показывает картинки ребёнку и просит его к каждой картинке подобрать как можно больше слов-действий. Образец: “Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть, рассматривать, читать.

   Язык нужен для того, чтобы… (говорить, облизываться, есть).

   Уши нужны для того, чтобы… (слышать, слушать, подслушивать).

   Руки нужны для того, чтобы (писать, брать предметы, рисовать).

   Ноги нужны для того, чтобы (бегать, прыгать, ходить, скакать).

3) Упражнение “Угадай профессию”.

Цель. Закреплять умения детей соотносить глаголы с профессией людей. Описание. Педагог предлагает ребёнку послушать слова-действия, а затем показать и назвать соответствующую профессию на картинке.

Дидактический материал. 6 картинок с изображением врача, водителя, учителя, продавца, строителя, воспитателя.

    Лечит людей (кто?) - …

    Водит машины, автобусы (кто?)-…

    Учит детей в школе (кто?)-…

    Воспитывает детей в детском саду (кто?)-…

    Строит дома (кто?)-…

    Продаёт товары (кто?)-…

 

4)Упражнение “Живой-неживой”

Цель. Закреплять у детей понятия “живой-неживой”.

Оборудование. Предметные картинки и изображением “живых” и неживых” предметов (кошка, девочка, стол, чашка, платье, дедушка, яблоко, велосипед, мышка).

 Описание игры.  Педагог поочерёдно показывает детям картинки и спрашивает: “Кто это?” или “Что это?”, затем просит детей назвать картинки  с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например. Стол (Что это?). Кошка (Кто это?).

5)Упражнение “Ответь на вопрос”

Цель.  Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

 Оборудование. Предметные картинки с изображением предметов (девочка, мальчик, бабушка, мама, папа, мяч, чашка, кукла ); сюжетные картинки, изображающие предметы в действии (девочка танцует, мальчик лежит, бабушка шьёт, мама готовит, папа читает)

  Описание игры. Педагог поочерёдно показывает детям предметные картинки и задаёт детям вопрос: “Кто это?”, “Что это?” “Какой?” “Какая?”. Они отвечают одним словом. Затем педагог показывает сюжетные картинки, где нарисованы люди, выполняющие различные действия и задаёт вопросы: “Кто это?” – “Девочка”; “Что делает?” – “Танцует” и т.д.

VI. Речевые упражнения на развитие качественного состава словаря

1) Упражнение “ Что где находится”

  Цель. Закреплять умение детей употреблять в речи существительные, обозначающие вместилища для продуктов питания.

  Описание. Педагог просит ребёнка закончить предложения:  

          Сахар хранится в сахарнице, а хлеб в… (хлебнице).

          Масло лежит в маслёнке, а мыло в… (мыльнице).

          Молоко подают в молочнике, а салат в… (салатнице).

          Чай наливают из чайника, а кофе из … (кофейника).

           Соль подают в солонке, а перец в … (перечнице).

2) Упражнение “Скажи наоборот”

 Цель. Закреплять умение детей употреблять в речи антонимы прилагательных.

 Описание. Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противополжное  по значению.  

    Грустный - … (весёлый).

    Молодой –…  (старый).

    Тонкий - … (толстый).

     Трусливый -… (смелый)

     Далёкий - … (близкий)

     Холодный - … (тёплый)

3)“Подбери похожее слово”

Цель. Учить ребёнка подбирать синонимы к существительным.

Описание. Описание. Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, близкое по значению.

 Водитель - … (шофёр)

 Будка - … (конура).

 Артист - … (актёр).

 Врач - … (доктор).

 Машина - … (автомобиль).

4) Упражнение “ Подбери похожее слово”

Цель. Закреплять умение детей использовать в речи синонимы прилагательных и глаголов в соответствии с их смысловым значением.

Описание. Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, близкое по значению.

 Мальчик весёлый - … (радостный)

 Дети  разговаривают - … (болтают)

 Девочка хмурая - … (сердитая)

 Малыши смеются - … (хохочут)

 Саша идёт-… (шагает)

 Часы идут - … (тикают)

 Дождь идёт - … (капает)

5)Упражнение “Можно ли так говорить?”

 Цель. Развивать у детей способность понимать смысловую сочетаемость слов.

 Описание. Логопед называет ребёнку словосочетания, просит ребёнка внимательно послушать их и ответить на вопрос: “Можно ли так говорить или нет?” и почему, а затем найти смысловые ошибки и исправить их.

  Помыть грязное бельё - … (нужно сказать постирать грязное бельё, потому что моют посуду).

  Постирать острую вилку -…

  Жарить яблочное варенье-…

  Выбросить старый зонтик-…

  Высушить сухую одежду-…

  Намочить мокрую обувь-…

  Снять неудобные очки-…

  Сварить овощной суп-…

VII. Речевые упражнения на формирование грамматического строя речи.

I) Упражнения на словоизменение

 

1) Упражнение “Какого цвета” (по лексической теме “Овощи”)

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

 Оборудование. Картинки с изображением овощей.

 Описание игры. Педагог поочерёдно показывает картинки ребёнку и спрашивает: “Что это?” – “Это помидор” (ответ ребёнка). “Какого цвета помидор?” – “Помидор красный”

            Морковь

            Огурец

            Кабачок

            Капуста

            Репа

            Баклажан

 

2) Упражнение “Поймай, скажи”

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование. Мяч

Описание игры. Дети становятся в круг. Педагог, бросая мяч детям,  называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его педагогу, называя при этом какое-либо действие этого животного.

 Образец:   Корова – мычит

                   Лягушка – квакает

                   Кошка – мяукает

                   Волк-воет

                   Собака-лает

                   Тигр – рычит.

Педагог называет какую-либо профессию. Ребёнок, поймавший мяч, называет, что делает человек этой профессии.

        Образец: Врач-лечит.

                        Художник-рисует.

                        Повар-варит.

                        Пожарник-тушит.

                        Плотник-строгает.

                   

 

Педагог называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

 Образец:

                        Ваня – катается.

                        Маша - играет.

                        Коля - прыгает.

                        Света – бегает.

                        Витя – рисует.

                        Люба – лепит.

3) Упражнение “Кто чем питается”

 Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

 Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.

 Описание игры. Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают.

                         1                                                     2

                травой, корой                                    заяц

                сеном, соломой                                 корова

                овсом, сеном                                     лошадь

                курами, зверьками                            лиса

                молоком, мясом                                 кошка

                жуками, гусеницами                          дятел

                орехами, грибами                               белка

                 крупой                                                 мышь

4)  Упражнение “Что кому нужно”

Цель. Учить детей правильному употреблению имён существительных в дательном падеже.

Оборудование. Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей различных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.

 Описание игры. Педагог раздаёт детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос:

“Кому нужен самолёт?” Ребёнок, у которого картинка – лётчик, поднимает руку и отвечает: “Самолёт нужен лётчику”. За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем.

                      1                                                                                     2

             самолёт                                                                         лётчику

             швейная машина                                                          портнихе

             автомобиль                                                                   шофёру

              винтовка                                                                      солдату

             лопата                                                                           кочегару

             молот                                                                             кузнецу

              книга                                                                            ученику

              сумка                                                                            почтальону

              паровоз                                                                         машинисту

5) Упражнение “Кто чем защищается”

  Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

  Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц, фишки.

 Описание игры. Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задаёт вопрос: “Чем защищается кошка?” Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: “Когтями”. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек.

    1                                                  2

клювом                                      гусь

рогами                                      олень

когтями                                    кошка

иглами                                      ёж

зубами                                      собака

хоботом                                    слон

II) Упражнения на словообразование.

1)Упражнение “Подскажи словечко”

Цель. Учить детей образовывать существительные с преувеличительным суффиксом “ищ”.

Описание. Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру  и говорит: “ Ваня рассматривал в лупу свою коллекцию насекомых. И оказалось, что: у стрекозы не глаза, а глазищи (даёт образец, после чего просит ребёнка дополнить следующие предложения по образцу).

       

      У муравья не ножки, а…..  (ножища).

      У таракана не усы, а …      (усища).

      У бабочки не крыло, а …. (крылища).

      Под лупой божья коровка выглядела не маленьким жучком, а огромным жучищем;

        Таракан -… (тараканище).

        Паук - … (паучище).

2) Упражнение “Назови ласково”

   Цель. Закреплять умение у детей употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (очк, ечк) по лексической теме “Посуда”.

   Описание. Педагог показывает ребёнку предметные картинки с изображением посуды и просит  его назвать ласково посуду, давая образец: “Ложка-ложечка”

   Кастрюля - … (кастрюлечка).

   Тарелка - … (тарелочка).

   Вилка - … (вилочка).

   Сковорода - … (сковородочка).

   Чашка - … (чашечка).

   Блюдце - … (блюдечко).

3) Упражнение “Папа, мама, детёныши”.

 Цель. Закреплять в речи детей умение образовывать единственное и множественное число существительных, , обозначающие животных и их  детёнышей, с помощью суффиксов: иц,их; ёнок, онок; ат, ят.

 Описание. Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки с изображением животных и их детёнышей. Затем просит ребёнка назвать папу, маму и детёныша по образцу: слон, слониха, слонёнок, слонята.

  Тигр, тигрица, тигрёнок, тигрята

  Верблюд, верблюдица, верблюжонок,  верблюжата

  Олень, олениха,  оленёнок, оленята,

  Морж, моржиха, моржёнок, моржата

  Медведь, медведица, медвежонок, медвежата

  Лев, львица, львёнок, львята

  Волк, волчица, волчёнок, волчата.  

4) “Объясни сложное слово”

   Цель. Закреплять умение детей определять по названию сложных слов, обозначающих названия профессий, занятия людей. Развивать понимание смысловых частей (корней) сложных слов.

   Описание. Логопед называет ребёнку двухсложные слова, просит внимательно послушать их и объяснить их значение двумя словами, например: рыболов – рыбу ловит.

   Пчеловод –…. (пчёл разводит).

   Трубочист - … (трубу чистит).

   Лесоруб - … ( лес рубит).

   Землекоп - … (землю копает).

   Садовод - … (сад разводит)

   Цветовод - … (цветы разводит).

   Овощевод - … (овощи разводит).

    Свинопас - … (свиней пасёт).

5) “Объясни значение”

Цель. Закреплять умения детей понимать смысл словосочетаний и объяснить их значение.

Описание. Логопед называет ребёнку словосочетания, просит его внимательно послушать их, понять их смысл, а затем объяснить их значения, например: “Пятикопеечная монета – это монета в пять копеек”.

 Снегоуборочная машина – это… (машина для уборки снега).

 Пятиминутный перерыв – это … (перерыв на пять минут).

 Двухчасовой спектакль – это … (спектакль, который идёт 2 часа).

 Посудомоечная машина – это … (машина для мытья посуды).

 Шестичасовой поезд- это … (поезд на шесть часов).

 Разноцветная ткань – это … (ткань, которая имеет разные цвета).

 Краснощёкий малыш – это… (малыш, у которого красные щёки)

III) Синтаксис

1)Упражнение “Угадай по листику дерево”

Цель. Учить детей пользоваться простым распространённым предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.

 Оборудование. Цветные картинки и изображением листьев деревьев: клён, дуб, берёза, рябина, липа.

Описание игры. Логопед берёт по очереди листья деревьев и спрашивает у ребёнка,  какому из деревьев этот лист принадлежит.

  Образец ответа. Это лист клёна. Это лист берёзы.

2)Упражнение “Что где растёт”

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом “на”.

Оборудование. Предметные картинки.

 Описание игры. Логопед начинает фразу, дети её заканчивают и повторяют целиком.

  Ромашки растут на… (лугу).

  Орехи растут на… (дереве).

  Яблоки растут на… (яблоне).

  Цветы растут на… (клумбе).

  Морковь растёт на… (грядке).

   3) Упражнение “Что где лежит”

    Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом “в”.

    Оборудование. Предметные картинки.

     Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки и просит их придумать предложения, ответить на вопрос: “Где лежит?”

    Хлеб лежит… (в хлебнице).

    Платок лежит… (в кармане).

    Книги лежат… (в шкафу).

    Карандаш лежит… (в пенале).

    Лопатка лежит… (в ведре).

    Фрукты лежат… (в вазе).

4)Упражнение “Закончи предложение”

 Цель. Учить детей составлять сложносочинённое предложение.

 Оборудование. Предметные картинки.

  Описание игры. Логопед, демонстрируя детям 2 картинки с изображением фруктов, овощей и продуктов, начинает предложение, а дети должны его закончить и повторить целиком.

   Лимон кислый, а  арбуз… (сладкий).

   Дыня сладкая, а редька… (горькая).

   Рыба солёная, а сахар… (сладкий).

   Виноград сладкий, а лук…(горький).

   Перец горький, а мёд… (сладкий)

5) Упражнение “Почемучка”

  Цель. Учить детей составлять сложносочинённое предложение с союзом потому что.

 Оборудование. Предметные картинки.

 Описание игры.  Логопед говорит детям, что сегодня они будут “почемучками”. А поэтому они будут задавать вопросы, а он будет отвечать.

 Образцы вопросов. Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему летом не носят шубу? Почему нельзя есть снег? Почему зимой надевают варежки? Почему  надо быть внимательным на занятии?

  Затем логопед задаёт детям вопросы, требуя употребление союза потому что.