Главные вкладки

    Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста

    Баширова Рена Расимовна

    Семинар для воспитателей по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 201827.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие диалогической речи.

    Формирование коммуникативных навыков -  одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнера и понимать его невербальные сигналы – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте. По мнению А. Г. Арушановой: «Диалогическое общение - это когда беседуют два (или более) партнера на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное - это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности».

    Развитию диалога способствует театрализованная деятельность, когда дети заучивают свои роли и обыгрывают их. Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    По мнению О. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские.

    В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.

    В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, театр марионеток) и т. д.

    Методика работы над диалогом включает несколько этапов:

    1.ребенку предлагается внимательно послушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора
    2.уточняются незнакомые, непонятные слова
    3.диалог выучивается всеми детьми
    4.распределяются роли
    5.каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно повышая и понижая голос.

    1.Диалог «В огороде».
    - Кто там ходит в огороде?
    - Это я, козел Мефодий.
    - По каким таким делам?
    - Помогаю сторожам.
    Я капусту охраняю,
    Каждый лист оберегаю.
    - Почему капусту вдруг,
    А не редьку и не лук?
    Ты забыл о них, выходит?
    - Ничего я не забыл,
    Но на всех не хватит сил.
    Лук стеречь я не умею,
    А от редьки я худею.
    А капуста хороша,
    И нужны ей сторожа,
    Потому что самый вкусный,
    Самый вкусный – лист капустный.
                                                            А. Крылов

    Мефодий: Ребята, какие овощи растут на вашем огороде?
    Попробуйте отгадать,
    какое слово лишнее? (капуста, яблоко, лук, редька).
    - Почему яблоко лишнее? Где на самом деле должны  расти овощи, а где фрукты?

    2.Диалог Сороки и Зайца (исполняют дети).
    - Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
    - Э-э, Сорока, все равно плохо…
    - Вот бы тебе, Серый, да волчьи ноги!
    - Э-э, Сорока, невелико счастье!
    - Вот бы тебе, Косой, да рысьи когти!
    - Э-э Сорока! Что мне клыки да когти!
    Душа-то у меня все равно заячья…
                                                  Н.И. Сладков
    Вопросы: Чьи зубы предлагала Сорока Зайцу? А чьи ноги? Чьи когти? Помогут зайцу когти, зубы и ноги? Почему? Как вы понимаете слово душа?

    3.Игры - диалоги

    Оборудование: Маски, разные предметы.

    Описание игры. В этих или подобных диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и самостоятельно обыгрывать эти диалоги. Чтобы сделать их декламацию более живой и интересной, хорошо дать им в руки предметы, соответствующие содержанию диалога (шапки, платки), и ввести их как часть свободной творческой игры на тему «Театр» или «Кино».

    «Шутка»

    — Что делаешь?

    — Ничего.

    — А он что?

    — Мне помогает.

    — Тит, иди молотить.

    — Живот болит.

    — Тит, иди кашу есть.

    — А где моя большая ложка?

    — Федул, что губы надул?

    — Кафтан прожег.

    — Велика ли дыра?— Один ворот остался.

    — Куда идете, детушки?

    — По ягоды, бабушка.

    — Где же ягоды, детушки?

    — Над землицей, бабушка.

    — Уж не клюква ли, детушки?

    — Нет, повыше, бабушка.

    — Не калина ли, детушки?

    — Угадала, бабушка.

    — Куда, Семен, едешь?

    — Сено косить.

    — На что тебе сено?

    — Коров кормить.

    — На что тебе коровы?

    — Молоко доить.

    — На что тебе молоко?

    — Вас, детки, поить.

    Говорит гусь Коле:

    — Пошел бы ты умылся, что ли.

    Говорит Коле утка:

    — Смотреть на тебя жутко.

    Говорит Коле кошка:

    — Дай, полижу тебя немножко.

    А свинья от смеха давится:

    — Мне мальчик этот нравится.

    Дети, которые изображают гуся, утку, кошку и свинью, имитируют характерные звуки и движения этих животных.

    4. «Волк и Лиса».
    Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

    - Лизавета, здравствyй!

    - Как дела, зyбастый?

     

    - Ничего идyт дела -

    Голова пока цела.

     

    - Где ты был?

    - На рынке.

     

    - Что кyпил?

    - Свининки.

     

    - Сколько взяли?

    - Шерсти клок.

    Ободрали правый бок,

    Хвост отгрызли

    В драке.

    - Кто отгрыз?

    - Собаки.

     

    - Сыт ли, милый кyманек?

    - Еле ноги yволок!

     

    - Как, лиса, твои дела?

    - На базаре я была.

     

    - Что ты так устала?

    - Уток я считала.

     

    - Сколько было?

    - Семь с восьмой.

    - Сколько стало?

    - Ни одной.

     

    - Где же эти утки?

    - У меня в желудке.

    5. Входит ребенок в шапочке вьюги (эту роль могут выполнять сразу несколько детей). Ребята, смотрите, кажется, к нам пожаловала сама вьюга. Слышите, как она воет? Давайте спросим ее, где она была ночью.


    «Вьюга»

    Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

    Где была ты ночью, ну-ка?

     - Я по всем дворам крутила,

    Я деревьям шубы шила,

    Разодела их в меха и мороз им чепуха!

    Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

    Что творила утром, ну-ка?

     - Вдоль по улице бродила,

    Все заборы побелила.

    Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга

    Где ты днем кружила, ну-ка?

     - Шапки днем с людей срывала,

    Снег за воротник бросала…

    Чтоб вокруг красиво стало,

    Небо я с землей смешала!

    Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

    Вечером, где будешь, ну-ка?

     - Что за вечер накружу,

    Завтра утром расскажу!

                                      Г.Герасимов


    Вопросы детям:
     что делала вьюга ночью, утром, днем?
    Объясните, как вьюга шила деревьям шубы? Белила заборы? Смешала небо с землей?
    Какая вьюга? (холодная, белая, злая, сильная)…

    6. «Дружба лесных жителей».

    Усложнение: ведущий называет трех животных.

    Лесные жители очень дружные у нас. Вот они поиграли, побегали и пошли по домам. А где их дом? Давайте спросим у каждого, кто, где живет.
    Каждый ребенок отвечает, где живет его животное.

    У каждого животного есть свой дом. Там они отдыхают, едят, спят. Интересно, а как спят животные в своих домах? Давайте спросим у некоторых из них. Я буду летучей мышью.
    - Ты, Заяц, как спишь?
    - Как положено – лежа.
    - А ты, Тетерка, как?
    - А я сидя.
    - А ты, Цапля?
    - А я стоя.
    Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю.
    Дети. А как же ты, Летучая мышь, спишь-отдыхаешь?
    - Да вниз головой.

    «Побуждение – реакция на побуждение».

    Научить детей вести диалог можно используя разговор по телефону, соблюдая при этом существующие правила телефонного этикета.
    Цель. Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.
    Для этого разыгрываются различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: приглашение друга на прогулку (в гости, на день рождения) и т.д. Малоактивным детям проще вести диалог по телефону, чем с собеседником и поэтому они более, активно примут на себя эти роли.

    «Вопрос – ответ».
    Развитие диалогической речи может осуществляться также в
    вопросно-ответной форме. В этом случае нужно использовать картинный материал.
    Цель игры. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
    Материал. Картинка с изображением семьи дома и в деревне, фишки.
    Наиболее близка ребенку тема: Я и моя семья. Опираясь на рисунок, ребенку задаются различные вопросы: кто что делает? Затем можно спросить у ребенка, что делают твои родители вечером? Как распределяются домашние обязанности? Помогаешь ли ты маме? Есть ли у тебя брат или сестра? Как вы любите проводить время?
    Затем, мы просим детей самостоятельно придумывать вопросы к картинке (я и моя семья в деревне).
    Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов».

    Также можно использовать картинки с
    проблемной ситуацией. Попросить детей рассмотреть картинку и рассказать, что, по их мнению, на ней произошло?

    Игра с куклами Бибабо обогащает и активизирует словарь детей. Совершенствует интонационную сторону речи. Например, можно предложить детям с разной интонацией произнести привычные слова: здравствуй, принеси, помоги, возьми. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление) и способами их невербального и вербального выражения.

    С помощью всех этих методов, Вы повысите эффективность процесса формирования диалогических умений  дошкольников, и будет наблюдаться положительная динамика развития речи.