Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста
Семинар для воспитателей по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018 | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической речи.
Формирование коммуникативных навыков - одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнера и понимать его невербальные сигналы – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте. По мнению А. Г. Арушановой: «Диалогическое общение - это когда беседуют два (или более) партнера на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное - это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности».
Развитию диалога способствует театрализованная деятельность, когда дети заучивают свои роли и обыгрывают их. Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
По мнению О. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, театр марионеток) и т. д.
Методика работы над диалогом включает несколько этапов:
1.ребенку предлагается внимательно послушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора
2.уточняются незнакомые, непонятные слова
3.диалог выучивается всеми детьми
4.распределяются роли
5.каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно повышая и понижая голос.
1.Диалог «В огороде».
- Кто там ходит в огороде?
- Это я, козел Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю.
- Почему капусту вдруг,
А не редьку и не лук?
Ты забыл о них, выходит?
- Ничего я не забыл,
Но на всех не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Самый вкусный – лист капустный.
А. Крылов
Мефодий: Ребята, какие овощи растут на вашем огороде?
Попробуйте отгадать, какое слово лишнее? (капуста, яблоко, лук, редька).
- Почему яблоко лишнее? Где на самом деле должны расти овощи, а где фрукты?
2.Диалог Сороки и Зайца (исполняют дети).
- Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, все равно плохо…
- Вот бы тебе, Серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Сорока, невелико счастье!
- Вот бы тебе, Косой, да рысьи когти!
- Э-э Сорока! Что мне клыки да когти!
Душа-то у меня все равно заячья…
Н.И. Сладков
Вопросы: Чьи зубы предлагала Сорока Зайцу? А чьи ноги? Чьи когти? Помогут зайцу когти, зубы и ноги? Почему? Как вы понимаете слово душа?
3.Игры - диалоги
Оборудование: Маски, разные предметы.
Описание игры. В этих или подобных диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и самостоятельно обыгрывать эти диалоги. Чтобы сделать их декламацию более живой и интересной, хорошо дать им в руки предметы, соответствующие содержанию диалога (шапки, платки), и ввести их как часть свободной творческой игры на тему «Театр» или «Кино».
«Шутка»
— Что делаешь?
— Ничего.
— А он что?
— Мне помогает.
— Тит, иди молотить.
— Живот болит.
— Тит, иди кашу есть.
— А где моя большая ложка?
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Велика ли дыра?— Один ворот остался.
— Куда идете, детушки?
— По ягоды, бабушка.
— Где же ягоды, детушки?
— Над землицей, бабушка.
— Уж не клюква ли, детушки?
— Нет, повыше, бабушка.
— Не калина ли, детушки?
— Угадала, бабушка.
— Куда, Семен, едешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коров кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Вас, детки, поить.
Говорит гусь Коле:
— Пошел бы ты умылся, что ли.
Говорит Коле утка:
— Смотреть на тебя жутко.
Говорит Коле кошка:
— Дай, полижу тебя немножко.
А свинья от смеха давится:
— Мне мальчик этот нравится.
Дети, которые изображают гуся, утку, кошку и свинью, имитируют характерные звуки и движения этих животных.
4. «Волк и Лиса».
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствyй!
- Как дела, зyбастый?
- Ничего идyт дела -
Голова пока цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что кyпил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок.
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли
В драке.
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Сыт ли, милый кyманек?
- Еле ноги yволок!
- Как, лиса, твои дела?
- На базаре я была.
- Что ты так устала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной.
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
5. Входит ребенок в шапочке вьюги (эту роль могут выполнять сразу несколько детей). Ребята, смотрите, кажется, к нам пожаловала сама вьюга. Слышите, как она воет? Давайте спросим ее, где она была ночью.
«Вьюга»
Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где была ты ночью, ну-ка?
- Я по всем дворам крутила,
Я деревьям шубы шила,
Разодела их в меха и мороз им чепуха!
Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Что творила утром, ну-ка?
- Вдоль по улице бродила,
Все заборы побелила.
Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга
Где ты днем кружила, ну-ка?
- Шапки днем с людей срывала,
Снег за воротник бросала…
Чтоб вокруг красиво стало,
Небо я с землей смешала!
Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Вечером, где будешь, ну-ка?
- Что за вечер накружу,
Завтра утром расскажу!
Г.Герасимов
Вопросы детям: что делала вьюга ночью, утром, днем?
Объясните, как вьюга шила деревьям шубы? Белила заборы? Смешала небо с землей?
Какая вьюга? (холодная, белая, злая, сильная)…
6. «Дружба лесных жителей».
Усложнение: ведущий называет трех животных.
Лесные жители очень дружные у нас. Вот они поиграли, побегали и пошли по домам. А где их дом? Давайте спросим у каждого, кто, где живет.
Каждый ребенок отвечает, где живет его животное.
У каждого животного есть свой дом. Там они отдыхают, едят, спят. Интересно, а как спят животные в своих домах? Давайте спросим у некоторых из них. Я буду летучей мышью.
- Ты, Заяц, как спишь?
- Как положено – лежа.
- А ты, Тетерка, как?
- А я сидя.
- А ты, Цапля?
- А я стоя.
Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю.
Дети. А как же ты, Летучая мышь, спишь-отдыхаешь?
- Да вниз головой.
«Побуждение – реакция на побуждение».
Научить детей вести диалог можно используя разговор по телефону, соблюдая при этом существующие правила телефонного этикета.
Цель. Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.
Для этого разыгрываются различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: приглашение друга на прогулку (в гости, на день рождения) и т.д. Малоактивным детям проще вести диалог по телефону, чем с собеседником и поэтому они более, активно примут на себя эти роли.
«Вопрос – ответ».
Развитие диалогической речи может осуществляться также в вопросно-ответной форме. В этом случае нужно использовать картинный материал.
Цель игры. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Картинка с изображением семьи дома и в деревне, фишки.
Наиболее близка ребенку тема: Я и моя семья. Опираясь на рисунок, ребенку задаются различные вопросы: кто что делает? Затем можно спросить у ребенка, что делают твои родители вечером? Как распределяются домашние обязанности? Помогаешь ли ты маме? Есть ли у тебя брат или сестра? Как вы любите проводить время?
Затем, мы просим детей самостоятельно придумывать вопросы к картинке (я и моя семья в деревне).
Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов».
Также можно использовать картинки с проблемной ситуацией. Попросить детей рассмотреть картинку и рассказать, что, по их мнению, на ней произошло?
Игра с куклами Бибабо обогащает и активизирует словарь детей. Совершенствует интонационную сторону речи. Например, можно предложить детям с разной интонацией произнести привычные слова: здравствуй, принеси, помоги, возьми. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление) и способами их невербального и вербального выражения.
С помощью всех этих методов, Вы повысите эффективность процесса формирования диалогических умений дошкольников, и будет наблюдаться положительная динамика развития речи.