Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста

Баширова Рена Расимовна

Семинар для воспитателей по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 201827.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи.

Формирование коммуникативных навыков -  одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнера и понимать его невербальные сигналы – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте. По мнению А. Г. Арушановой: «Диалогическое общение - это когда беседуют два (или более) партнера на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное - это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности».

Развитию диалога способствует театрализованная деятельность, когда дети заучивают свои роли и обыгрывают их. Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

По мнению О. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, театр марионеток) и т. д.

Методика работы над диалогом включает несколько этапов:

1.ребенку предлагается внимательно послушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора
2.уточняются незнакомые, непонятные слова
3.диалог выучивается всеми детьми
4.распределяются роли
5.каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно повышая и понижая голос.

1.Диалог «В огороде».
- Кто там ходит в огороде?
- Это я, козел Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю.
- Почему капусту вдруг,
А не редьку и не лук?
Ты забыл о них, выходит?
- Ничего я не забыл,
Но на всех не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Самый вкусный – лист капустный.
                                                        А. Крылов

Мефодий: Ребята, какие овощи растут на вашем огороде?
Попробуйте отгадать,
какое слово лишнее? (капуста, яблоко, лук, редька).
- Почему яблоко лишнее? Где на самом деле должны  расти овощи, а где фрукты?

2.Диалог Сороки и Зайца (исполняют дети).
- Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, все равно плохо…
- Вот бы тебе, Серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Сорока, невелико счастье!
- Вот бы тебе, Косой, да рысьи когти!
- Э-э Сорока! Что мне клыки да когти!
Душа-то у меня все равно заячья…
                                              Н.И. Сладков
Вопросы: Чьи зубы предлагала Сорока Зайцу? А чьи ноги? Чьи когти? Помогут зайцу когти, зубы и ноги? Почему? Как вы понимаете слово душа?

3.Игры - диалоги

Оборудование: Маски, разные предметы.

Описание игры. В этих или подобных диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и самостоятельно обыгрывать эти диалоги. Чтобы сделать их декламацию более живой и интересной, хорошо дать им в руки предметы, соответствующие содержанию диалога (шапки, платки), и ввести их как часть свободной творческой игры на тему «Театр» или «Кино».

«Шутка»

— Что делаешь?

— Ничего.

— А он что?

— Мне помогает.

— Тит, иди молотить.

— Живот болит.

— Тит, иди кашу есть.

— А где моя большая ложка?

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег.

— Велика ли дыра?— Один ворот остался.

— Куда идете, детушки?

— По ягоды, бабушка.

— Где же ягоды, детушки?

— Над землицей, бабушка.

— Уж не клюква ли, детушки?

— Нет, повыше, бабушка.

— Не калина ли, детушки?

— Угадала, бабушка.

— Куда, Семен, едешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коров кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Вас, детки, поить.

Говорит гусь Коле:

— Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

— Смотреть на тебя жутко.

Говорит Коле кошка:

— Дай, полижу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

— Мне мальчик этот нравится.

Дети, которые изображают гуся, утку, кошку и свинью, имитируют характерные звуки и движения этих животных.

4. «Волк и Лиса».
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствyй!

- Как дела, зyбастый?

 

- Ничего идyт дела -

Голова пока цела.

 

- Где ты был?

- На рынке.

 

- Что кyпил?

- Свининки.

 

- Сколько взяли?

- Шерсти клок.

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли

В драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки.

 

- Сыт ли, милый кyманек?

- Еле ноги yволок!

 

- Как, лиса, твои дела?

- На базаре я была.

 

- Что ты так устала?

- Уток я считала.

 

- Сколько было?

- Семь с восьмой.

- Сколько стало?

- Ни одной.

 

- Где же эти утки?

- У меня в желудке.

5. Входит ребенок в шапочке вьюги (эту роль могут выполнять сразу несколько детей). Ребята, смотрите, кажется, к нам пожаловала сама вьюга. Слышите, как она воет? Давайте спросим ее, где она была ночью.


«Вьюга»

Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где была ты ночью, ну-ка?

 - Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха и мороз им чепуха!

Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

 - Вдоль по улице бродила,

Все заборы побелила.

Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга

Где ты днем кружила, ну-ка?

 - Шапки днем с людей срывала,

Снег за воротник бросала…

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землей смешала!

Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечером, где будешь, ну-ка?

 - Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

                                  Г.Герасимов


Вопросы детям:
 что делала вьюга ночью, утром, днем?
Объясните, как вьюга шила деревьям шубы? Белила заборы? Смешала небо с землей?
Какая вьюга? (холодная, белая, злая, сильная)…

6. «Дружба лесных жителей».

Усложнение: ведущий называет трех животных.

Лесные жители очень дружные у нас. Вот они поиграли, побегали и пошли по домам. А где их дом? Давайте спросим у каждого, кто, где живет.
Каждый ребенок отвечает, где живет его животное.

У каждого животного есть свой дом. Там они отдыхают, едят, спят. Интересно, а как спят животные в своих домах? Давайте спросим у некоторых из них. Я буду летучей мышью.
- Ты, Заяц, как спишь?
- Как положено – лежа.
- А ты, Тетерка, как?
- А я сидя.
- А ты, Цапля?
- А я стоя.
Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю.
Дети. А как же ты, Летучая мышь, спишь-отдыхаешь?
- Да вниз головой.

«Побуждение – реакция на побуждение».

Научить детей вести диалог можно используя разговор по телефону, соблюдая при этом существующие правила телефонного этикета.
Цель. Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.
Для этого разыгрываются различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: приглашение друга на прогулку (в гости, на день рождения) и т.д. Малоактивным детям проще вести диалог по телефону, чем с собеседником и поэтому они более, активно примут на себя эти роли.

«Вопрос – ответ».
Развитие диалогической речи может осуществляться также в
вопросно-ответной форме. В этом случае нужно использовать картинный материал.
Цель игры. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Картинка с изображением семьи дома и в деревне, фишки.
Наиболее близка ребенку тема: Я и моя семья. Опираясь на рисунок, ребенку задаются различные вопросы: кто что делает? Затем можно спросить у ребенка, что делают твои родители вечером? Как распределяются домашние обязанности? Помогаешь ли ты маме? Есть ли у тебя брат или сестра? Как вы любите проводить время?
Затем, мы просим детей самостоятельно придумывать вопросы к картинке (я и моя семья в деревне).
Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов».

Также можно использовать картинки с
проблемной ситуацией. Попросить детей рассмотреть картинку и рассказать, что, по их мнению, на ней произошло?

Игра с куклами Бибабо обогащает и активизирует словарь детей. Совершенствует интонационную сторону речи. Например, можно предложить детям с разной интонацией произнести привычные слова: здравствуй, принеси, помоги, возьми. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление) и способами их невербального и вербального выражения.

С помощью всех этих методов, Вы повысите эффективность процесса формирования диалогических умений  дошкольников, и будет наблюдаться положительная динамика развития речи.