Дополнительная образовательная программа по курсу обучения английскому языку

Борисова Линара Василовна

Программа дает представление о курсе "English for kids", предназначеннной для обучения английскому языку детей с 5 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом творчество «Вектор»

Дополнительная образовательная программа

 по курсу обучения английскому языку

«English for kids»

Автор-составитель: Хайбуллина Линара Василовна,

педагог дополнительного образования

 г. Новокузнецк, 2015 г.

Пояснительная записка

     

Дети дошкольного возраста обладают большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладеть основами нового для них языка с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с другими возрастными группами. Погружение в мир иноязычных слов – это эврика, новизна для детей, что усиливает их восприимчивость, интерес к предмету.

 Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей дошкольников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос, отрицание), планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас дошкольника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов и т. д..

   Это подтверждает актуальность изучения английского языка в современном информационном мире и соответствует требованиям ФГОС: применение знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности и социализации детей.

 Одним из приоритетов дошкольного обучения признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Данный подход реализуется при обучении по программе «Английский для дошкольников «English for kids». Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение опыта практического применения английского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной, творческой, изобразительной), осуществляя разнообразные связи с предметами изучаемыми дошкольниками, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметные по своему содержанию.

     Обучение английскому языку на начальном этапе обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими ступенями. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем дошкольники будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на начальном этапе. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.

   Цель программы:

Формирование первичных навыков и умений иноязычного общения, формирование коммуникативной компетенции и создание благоприятной базы для дальнейшего овладения языком.

Задачи 1 года обучения:  

1. Развивать речевые и познавательные способности детей, опираясь на их речевой опыт в родном языке.

2. Способствовать приобщению детей в заинтересованном отношении к стране изучаемого языка на основе страноведческого компонента.

3. Развивать иноязычную, коммуникативную компетенции в совокупности их составляющих: речевой, социокультурной, учебно-познавательной.

4. Развивать творческое мышление, внимание, память, речь, моторику.

Задачи 2 года обучения:

1. Формировать готовность к дальнейшему обучению и социализации в образовательной среде.

2. Способствовать расширению знаний и развитию интереса к стране изучаемого языка на основе страноведческого компонента, как вхождение в культуру носителей языка.

3. Развивать коммуникативную направленность в обучении посредством расширения лексико-грамматического материала.

4. Формировать деятельностную компоненту дошкольников.

   Особенностью данной программы является возможность включить в процесс обучения английскому языку различные виды предметно-практической деятельности и с их помощью сделать весь комплекс занятий более интересным и значимым для детей. В течение первых занятий предусматривается допродуктивный период или период молчания, в ходе которого дети слушают речь учителя, учатся понимать элементы просьбы, команды, обращения и выполнять те или иные действия. Последующие занятия обеспечивают переход к активной речи детей через употребление односложных предложений. Каждое занятие предполагает использование разнообразных приемов обучения. Включение различных деятельностных заданий в структуру занятий позволяет поэтапно формировать речевые навыки и умения, а преемственность этапов обучения и последовательность введения языкового материала обеспечивает прочность его усвоения.

   Данная программа строится на основе следующих дидактических принципах:

*природосообразности  - учета типологических психологических особенностей дошкольников 5-7 лет;

*преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение дошкольного обучения для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании обучения;

*интеграции элементарных теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность программы, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;

*коммуникативности, предполагающий развитие у дошкольников представлений о языке, усвоение элементарных терминов и понятий;

*интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного предмета для

социализации, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.

Программа представляет собой систему обучения детей с 5 до 7 лет, то есть осуществляется на протяжении двух лет. Каждый год обучения представляет собой своеобразный комплекс  приемов и методов, обеспечивающих формирование необходимых иноязычных навыков и умений.

  Учебная программа «Английский для дошкольников «English for kids» рассчитана на 2 учебных года (144 учебных часа), по 72 учебных часа в год, 2 часа в неделю.

Длительность занятий 30 минут.

Количество детей в группе не должно превышать 5-7 человек, так как это способствует эффективному обучению ребенка.

Система занятий основана на реализации деятельностного подхода в обучении. Данный подход реализуется не только в постановке задач по формированию речевых навыков и умений, но и в обучении иноязычному речевому обучению на основе различных видов детской предметно-практической деятельности: игра, ролевая игра драматизации и инсценирования, лепка, рисование, аппликации.

    Дети 5-7 летнего возраста достаточно легко и позитивно настраиваются на изучение иностранного языка. Но их внимание неустойчиво, поэтому необходима смена деятельности через 3-5 минут. Эмоциональная подача материала, игровые приемы способствуют формированию произносительных, лексических и грамматических навыков, придают процессу обучения практическую направленность.

 

Ожидаемые результаты 1 года обучения

 Обучающиеся должны знать:

  •  знать лексику тем обозначенных в программе;
  • знать и понимать речевые образцы и структуры обозначенные в программе.

Обучающиеся должны уметь:

  • в области аудирования:  понимать на слух речь педагога, выполнять просьбы, отвечать на вопросы, выражать понимание репликами согласия, несогласия;
  • в области говорения:  решать элементарные коммуникативные задачи в специально построенных речевых ситуациях, самостоятельно задавать вопросы, высказываться без предварительной подготовки в соответствии с представленными коммуникативными ситуациями в пределах программного языкового материала, отображающего игровую, учебно-трудовую сферы деятельности. Высказывание может представлять собой описание или рассказ.

Ожидаемые результаты 2 года обучения

Обучающиеся должны знать:

  •  знать лексику тем обозначенных в программе;
  • знать и понимать речевые образцы и структуры обозначенные в программе.

Обучающиеся должны уметь:

  • в области аудирования:  понимать на слух считалки, рифмовки, песни, элементарные, простые тексты;
  • в области говорения:  практически применять полученные знания, т.е. строить мини-монологические и мини-диалогические высказывания, имеющие коммуникативную направленность, употреблять усвоенные лексические единицы и термины в ролевых играх, учебно-ситуативной деятельности.

Результативность и качество занятий  проверяется с помощью наблюдения, тестов, а также в ходе разгадывания кроссвордов, выполнения логических заданий, обыгрывания ситуаций по темам.

Результаты обучения планируются на основе диагностики состояния учебного процесса в начале работы по программе, на промежуточных этапах (в целях коррекции запланированных результатов) и в конце учебного года.

Начальная диагностика выявляет уровень общей готовности к изучению языка и осуществляется с помощью наблюдения.

После изучения  некоторых тем  проводится итоговое занятие с элементами тестирования, позволяющими выявить уровень знаний, умений, навыков учащихся.

В ходе изучения программы предусмотрены  контрольно-проверочные занятия, которые проводятся в форме игр, разыгрывания сценок, путешествий и т.д. Отслеживаются результаты обучения каждого учащегося и объединения в целом.

Объектами учёта являются:

Усвоение лексики

Речевые образцы

Говорение

Аудирование

  Конечной целью курса является формирование устойчивой мотивации на изучение иностранного языка, положительного отношения к окружающему миру и  интеграции иностранного языка в образовательный процесс.

Содержание программы

1 год обучения

  1. Привет, английский!

Знакомство со страной изучаемого языка, культурой, традициями, ознакомление со словами разговорного этикета, просьбами, командами.

Знакомство с приветственными словами: Hello, hi, good morning, good bye, игра  «Тук-Тук» (дети выходят за дверь, первый стучится в дверь-учитель открывает, при этом ребёнок здоровается «Good morning, Анастасия Александровна», следующий ребёнок при входе здоровается с тем кто вошёл до него «Hello, Дима»  и т.д.)

  1. Спорт.

Глаголы движения (идти, бегать, прыгать, летать, плавать, подниматься). Освоение глаголов движения в командах, просьбах, играх, учебных ситуациях, освоение грамматических структур, направленных на их употребление. Составление описания или рассказа.

  1. Мои любимые игрушки. Животные.

Введение лексики по теме животные, освоение лексики в разнообразных учебных ситуациях, играх, ролевых играх, употребление лексики в грамматических структурах. Составление описания или рассказа. Лепка.

  1. «Расскажи о себе».

Игра «Расскажи о себе» (Ребята перечисляют членов своей семьи с использованием структуры «I have..»)

  1. Этот цветной и радостный мир.

Ознакомление с названиями цветов, раскрашивание предметов, картинок с изображением животных, называем предметы разного цвета в игровых и учебных ситуациях. Рисование.

Игра «Угадай цвет» (Дети срывают с нарисованного дерева листочки, с обратной стороны листочки раскрашены в те или иные цвета. Ребята поворачивают листочек и называют цвет листочка «It is blue» и т.д).

  1. Моя семья.

Знакомство с новой лексикой (mother, father, sister, brother , grandmother, grandfather)

  1. Зимушка-Зима.

Ознакомление с лексикой и организация учебной ситуации по теме, освоение грамматических структур, ознакомление со страноведческим компонентом (праздники в странах изучаемого языка). Составление описания или рассказа.

  1. Угощения!

Дети знакомятся с лексикой на тему продукты  (bread, butter, milk, sugar, honey, meat, fish, porridge, sweets и т.п.).  

Игра «в магазине» (учитель вместе с детьми отправляются за покупками. )

  1. «Я люблю…»

Дети рассказывают свои предпочтения, используя   фразы: I like... I don’t like...”

Мы спрашиваем у животных, кто что любит: «Bear, what do you like?» ребёнок, который превратился в животное отвечает: «I like honey»

  1.  «У меня есть…»

Игра «Продавец» (Каждому ребёнку предлагается выступить в роли продавца и прорекламировать товар в его магазине, назвав верное количество той или иной игрушки и её цвет, используя структуру «I have..»).  

Игра: «У кого игрушка?» (дети встают спиной к стене. Ведущий считает до 10 и должен угадать у кого в руках игрушка, спрашивая «Have you got a dog?»

  1.  «Я умею рисовать»

Игра «Раскрась» (Учитель раздаёт ребятам листочки с изображением животных. Дети должны раскрасить их так как скажет учитель. Например «A pig is pink» дети раскрашивают поросёнка в розовый цвет.)

  1.  Раз, два, три, четыре, пять я иду тебя искать.

Счет до 10 по порядку, в обратном порядке, название цифр в пределах 10, счет предметов, арифметические действия на сложение и вычитание в пределах десяти.

  1.  «Мой дом»

Дети знакомятся с лексикой на тему дом  (bed, sofa, chair, desk и т.п.).  

  1.  Школа.

Дети знакомятся с лексикой на тему школьные принадлежности  (pen, pencil, book, copy-book и т.п.).  

2 год обучения

1. Буквы и их песенки

Изучаем название букв с использованием разрезных азбук, кубиков, магнитной азбуки. Учим буквы вместе со стишками.

Усваиваем понятие «буква – звук», определяем, как чаще всего в словах звучит та или иная буква.

Игра «ёлочные шары» (У. указывает на нарисованную ёлку. Ёлочные украшения в виде шариков с буквами, но некоторых букв не хватает. У. просит ребят помочь восстановить пропущенные буквы).

Разучивание песни «ABC». Работа с презентацией «Alphabet Sounds».

Где спрятался звук? (практика)

Преподаватель называет отдельные слова или слова в  предложениях, фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определенные звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звук обучаемые поднимают руку с зеленой карточкой (флажком), при неправильном - руку с красной карточкой (флажком).

  Игра «Назови букву» (на столе изображением вниз разложены карточки с буквами. Ребенок берет любую карточку и называет букву. Если он затрудняется с ответом или ошибается, дети помогают ему.)

  Игра «Будь внимателен» (педагог вывешивает 4-5 картинок с изображением предметов, названия которых известны детям. Затем убирает их. Дети должны назвать предметы на английском языке в том порядке, в котором они их видели.)

Ребятам зачитываются загадки с буквами.

Закрепляем знание алфавита (практика)

Используем видеофильм «АВС». Песня «АВС». Игра «найди своё место» (дети рассаживают животных на стульчики с буквами, с которой они начинаются)

2. Моя семья.

Знакомство с новой лексикой (mother, father, sister, brother , grandmother, grandfather) с использованием настольно - плоскостного театра.

Игра «Расскажи о себе» (Ребята перечисляют членов своей семьи с использованием структуры «I have..»)

В гостях у Кролика. Учитель в роли кролика рассказывает о своей выдуманной семье и предлагает детям выбрать маски животных и тоже рассказать об их выдуманной семье.

Мой фотоальбом. Совместное рассматривание фотоальбомов принесённых детьми (ребята комментируют свои фотографии «He is my brother, She is my mother»)

Игра «Путаница» (Учитель показывает уже знакомые детям рисунки членов семьи и называет при этом «He is father», если сказанное соответствует изображению – дети хлопают в ладоши, если нет – дети топают), составление диалога.

Поём вместе! Поются песни о семье.

3.  Рождество и новый год.

Дети знакомятся с традициями празднования Нового года и Рождества  в англоязычных странах (видео и фото празднования).

Встречается лексика из темы «Мои игрушки». Игра «YES OR NO» ( Санта дарит подарки детям, но некоторые подарки не подходят и дети кричат «yes», если ошибается  «nо»)

В гостях у Санта Клауса. (практика)

Работа с презентацией «Празднование Рождества за границей»

Празднуем наш  Новый год. (практика). Ребята рассказывают, как празднуют Новый год в их семьях.

Мастерим подарки своим близким.

Праздник у зверей. (практика). Театральное представление «Новый год».

4.  Руки, ноги и хвосты.

Знакомство с новой лексикой с помощью озвученной компьютерной презентации «Части тела». (Учитель комментирует, дети повторяют, затем называют части тела совместно с учителем показывая на себе).

Игра «Айболит» (Учитель предлагает детям надев шапку и халат Айболита вылечить пациента. Айболит должен выбрать себе пациента, учитель называет какую-либо часть тела, Айболит дотрагивается до той части тела, которую назвал учитель на пациенте)

Знакомство с новой лексикой «Части лица» с помощью озвученной компьютерной презентации. (Учитель комментирует, дети повторяют, затем называют части лица совместно с учителем, показывая на себе).

Игра «Хватай» (Учитель с помощью куклы Буратино называет части лица, дети должны дотронуться на себе к тому месту, которое назвал Буратино)

Игра «Да-нет» (Учитель с помощью пальчикого театра с изображением различных зверей  говорит «I am a monkey.  My name is Люся. I have five legs». Детям нужно ответить, правильное ли количество ног указала обезьянка и т.д. )

Рисуем портрет.  Дети изготавливают  портреты членов своей семьи. Презентуют свои рисунки, комментируя «I have a grandmother. She has two blue eyes, red lips, blond hair и т.д »)

Выполнение зарядки на английском языке (части тела называются на иностранном)

Введение структуры «How many?» (Сколько?) (считаем сколько глаз/ушей и т.д.)

Заучивание стихотворения «Rhyme». Распевание песни «Head, shoulders knees and toes».

Игра «выполни мою команду» (У. по-английски говорит команду, например: «Open your eyes» и дети должны выполнить указание).

5.  Я умею все на свете.

Дети знакомятся с глаголами движения: to jump, to run, to clap, to play  и т.п. А также что дети умеют делать (can) и что любят делать (like).

Спортивные игры в волшебном лесу. Ребята изучают новую лексику, связанную с  различными видами спорта и спортивных игр (рlay, football, basketball, hockey, badminton, chess, table tennis, tennis).

Игры: «Командир», «Делай, как я».

Распевание песни «School is over».

Играем в подвижные игры. В актовом зале с детьми играем в их любимые подвижные игры, команды говорятся на иностранном языке.

Диалог с ребятами на тему «Что они умеют делать?»

6.  Моя неделя.

Дети знакомятся с днями недели. Работа с презентацией.

«Моё хобби». Каждый рассказывает о своих увлечениях, используя глаголы движения. Игра «ЧТО Я ДЕЛАЮ?» (Дети образуют круг. Ведущий стоит в середине и показывает движения (бег, прыжки). Дети должны по-английски назвать, что он делает. Тот, кто угадывает первым, становится ведущим.)

Мой день. Каждый рассказывает свой распорядок дня. Дети изображают всё это картинками.

Игра «Угадай?». Ребята играют в пантомиму (один показывает какое-то движение, остальные угадывают).

Дни недели. Работа с лексикой по картинкам.

Распевание песни «Days Of The Week»

Закрепление лексики по теме с помощью раздаточного материала.

7.  Одежда.

Дети знакомятся с новой лексикой названий предметов одежды (blouse, skirt, shoes, T-shirt и т.п.), сочетают эти названия с цветом (a blue blouse и т.п.).

Игра «Посмотри, какой ты!». Каждый описывает, во что он одет, во что одеты их товарищи или люди, изображенные на картинках (she has got… He has got… I have got …).

Упражнение в одевании кукол и проговаривании действий: «I put on… I take off…»).

Игра «Идём в магазин!» Ребята изучают названия магазинов, в которых продают одежду, и фразы, необходимые для общения с продавцом при покупке одежды

Составление диалога продавца и покупателя. Игра «Магазин одежды». Игра «Собираемся в гости».

Игра «ЧТО НА КОМ ОДЕТО?» (Педагог называет предметы одежды, а дети, на которых одета называемая вещь, должны встать).

Разрисовываем одежду на картинках. Цвет говорится на иностранном языке.

Введение структуры: «Take off your hat/scarf и т.д.» Игра с куклами. Просим снять верхнюю одежду.

Игра «Одеваемся весело!»

Заучивание рифмовок на английском: «I am putting on my skirt…..».

Рисуем свою любимую одежду. Для закрепления материала каждый ребёнок рисует одежду, которую он любит одевать. В конце каждый рассказывает о нарисованном.


Методическое обеспечение

    В дошкольном обучении усиливается значимость развивающего аспекта обучения, принципов индивидуализации дифференциации обучения, большее значение приобретает использование разных приемов: элементов интенсивной методики, познавательных и ролевых игр, драматизации, инсценирования. Обучение английскому языку строится как процесс вхождения в культуру носителей языка.

С целью поддержания устойчивого внимания и активизации воспитанников,   устное объяснение информационного материала переплетается с применением наглядных пособий, дидактического материала, технических средств обучения, связываем учебный материал с жизнью, практикой, опытом воспитанников.

Материал вводится последовательно, по принципу от простого к сложному, лексико-грамматические блоки объединены общей коммуникативной функцией. Обучение строится с учетом возрастных особенностей дошкольников. Большое место занимают упражнения игрового характера, рифмовки, считалки, стихи, песенки с движениями, рисование, лепка, аппликации.

Для организации занятий применяются словесные методы, метод опоры на жизненный опыт, создания игровых ситуаций. Достижение успехов в общении – одно из основных условий формирования интереса. В данном случае – это успех в достижении игрового результата, результативность речевых и учебных действий.

 Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (выполнение команд, игры-задания), необходимые для развития языковых навыков ребенка.

Некоторые занятия наполняются игровыми сюжетами и сказочными персонажами и могут быть разных видов и форм:

  • беседа;
  • игра – путешествие;
  • занятие-сказка;
  • соревнование;
  • игра – викторина;
  • драматизация.

При проведении занятий активно используются технологии дифференцированного, здоровьесберегающего игрового обучения. Широко используются игрушки, картинки (предметные, цветные и ситуативные), таблицы (алфавит, транскрипционные значки), схемы, карточки. Использование игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность. Проведение развивающих занятий с детьми в области рисования, лепки и др., позволит ребенку развиваться в творческом плане и знакомиться с иностранным языком.

   На занятиях предполагается:

  • создание благоприятного психологического климата и педагогической поддержки для создания положительного эмоционального настроя на работу всех детей;
  • введение в тему занятия, опираясь на догадку детей и прогнозируя их деятельность;
  • использование познавательных, ролевых игр, творческих заданий;
  • осуществление мониторинга («что мы узнали, что понравилось, не понравилось и почему?»)


Список  литературы

  1. М.З.Биболетова, Н.Н. Трубанёва. Программа курса английского языка /Английский с удовольствием - Обнинск, Титул, 2013г.
  2. И.В.Вронеха.  105 занятий по английскому языку для дошкольников – Изд.: КаРО, Санкт-Петербург, 2006 г.
  3. Т.В. Сергеенко. Игра как средство обучения младших школьников – Изд.: ИПК  г. Новокузнецк, 1998г.
  4. Л.Б. Лыкова. Английский язык для дошкольников и младших школьников – Изд.: Act, 2011 г.