Курсовая работа информационные умения младших школьников

Панфилова Марина Александровна

Курсовая работа "Информационные умения младших школьников" защищена на отлично. В ней представлен диагностический инструментарий и их интрепритация 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

____________кафедра Педагогики и психологии детства__________

(наименование кафедры)

_____________Панфилова Марина Александровна_______________

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт ___ПиП___ курс_____III_____ группа__333302__

___________________Начальное образование___________________

(код и наименования направления подготовки /специальности)

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине __ Методология и методы педагогических исследований _______

______________________________________________________________________

На тему _______ изучение сформированости информационных умений _______

(наименование темы)

_______________________младших школьников____________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Руководитель проекта     _______________      _______________      _____________

                                                 (должность)                               (подпись)                               (инициалы, фамилия)

Проект допущен к защите    ____________________________        _______________

                                                      (подпись руководителя)                                                        (дата)

Решением комиссии от «_____»______________ 2015 г.

Признать, что проект

выполнен и защищен с оценкой   __________________________________________

Члены комиссии

___________________              ____________________             ___________________

___________________              ____________________             ___________________

___________________              ____________________             ___________________

                   (должность)                                                           (подпись)                                                     (инициалы, фамилия)

Архангельск, 2015 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        

1 Теоретические основы изучения информационных умений младших школьников        

1.1 Сущность понятия «информационная грамотность»        

1.2  Виды  «информационных умений» младших школьников        

1.3 Уровни и критерии сформированности «информационных умений» младших школьников        

1.4.  Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.        

2. Методы изучения информационных умений        

2.1  Знакомство младших школьников с эффективными способами и методами работы с информационными технологиями        

2.2.   Связь информационных умений с учебными предметами        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        

 

ВВЕДЕНИЕ

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во  ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией.

Умение работать с информацией – этот навык формируется на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и  организации информации.

     Придя в школу ребенку приходиться иметь дело с большим объемом информации. Дать ребенку ориентир, научить пользоваться таким замечательным инструментом, как интернет, применять свои знания, всему этому должна научить ребенка начальная школа.

Когда младший школьник начинает взаимодействовать с информационной средой, то возникают такие проблемы, которые препятствуют эффективному обучению младших школьников – это информационная неразборчивость и  информационные перегрузки.

Современному учителю необходимо  воспитать у младших школьников информационные вкусы, развить такие потребности, которые вписывались бы в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей: добра, чести, совести и т.д.

Не менее важно  сформировать у  младшего школьника  «Информационные умения», которые  выражаются в потребности  формирования навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

Объектом исследования  являются информационные умения младших школьников.

Предмет: Особенности формирования информационных умений в период младшего школьного детства.

Проблема: Выбор эффективных методов и приемов в работе с информацией в начальной школе, основанной на особенностях формирования и развития информационных умений младших школьников.

Целью этого исследования является выявление особенностей формирования   информационных умений младших школьников и выработка рациональных по затратам и эффективных по результатам приемов работы с информацией в начальной школе  

Гипотеза

  Предполагается, что информационные умения младших школьников сформированы не равномерно.   Использование  методов эффективного обучения возможно, если у младших школьников есть мотивационная и операционная готовность самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической и т.д.

Задачи:

- Раскрыть сущность и виды информационных умений

- Раскрыть методы изучения информационных умений

- Эмпирическим путем изучить сформированность информационных умений экспериментального класса

- Обучение рациональным (экономным затратам сил и времени и эффективным по результату) приемам работы с информацией.

   Методы: анализ литературы, обобщение, анкетирование, практические задания., изучение продуктов деятельности младших школьников

1 Теоретические основы изучения информационных умений младших школьников

1.1 Сущность понятия «информационная грамотность»

В «Примерных программах начального общего образования» Федеральных образовательных стандартах второго поколения большое значение уделяется формированию «информационной грамотности» в начальной школе.

         Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией.

     «Информационную грамотность» нельзя связывать исключительно с использованием

современных информационных (компьютерных) технологий.  Представление информации в различных источниках (будь то книга, аудио- и видеоноситель, компьютер, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет сути проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации. Эти основные приемы базируются на вполне конкретных умениях, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

- На этапе принятия учебной задачи - это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

-  На этапе поиска информации - умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

      - На этапе обработки информации - умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

     -  На этапе хранения информации - осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Развитие информационных умений учащихся начальных классов возможно при соблюдении ряда условий, таких как:

   - Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.

(мотивом должен быть познавательный интерес.  Приёмы: проблемная ситуация, учебный или проблемный вопрос, собственная познавательная активность ребёнка во внеурочное время)

     - Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.

(объекты для наблюдений, опыты, эксперименты, литература, медиаресурсы, субъекты общения и т.д.)

     -  Доступность информационных ресурсов.

(во внеурочной деят-ти, в рамках урока справочники, энциклопедии. Знания товарищей и т.д.)

     - Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками.

(во внеурочной деят-ти, в рамках урока справочники, энциклопедии. Знания товарищей и т.д.)

    -  Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.

(зависит от степени сформированности его информационных вкусов и предпочтений, наличия соответствующих умений и навыков)

      - Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.

(гибкий подход –индивидуальный или групповой)

 - Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников. [12]

1.2  Виды  «информационных умений» младших школьников

     В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой  и передачей информации.

    Изменения в современном  обществе,  повлекли за собой  изменения и в сфере  образования..

    Одним из самых важных умений учащихся сегодня, становиться умение работать с информацией. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества. [4 ]

    Федеральным государственным стандартом второго поколения, выдвигаются новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования, среди которых, представлены  требования, непосредственно связанные с информационными умениями личности.

Акцент на  конкретное  понятие «информационные умения», касающееся школьника,  был сделан в педагогике с выходом нового ФГОС.

    Умение  школьника работать с информацией, рассматривается в новом  ФГОС, как универсальное учебное действие, и представляется, как обще учебное умение.

Информационные умения - это умения принятия, поиска, переработки и  использования информации.

То есть, учащийся должен уметь   самостоятельно  (услышать, понять задачу,) далее-    найти, отобрать, систематизировать, проанализировать, перекодировать  и представить (передать)  информацию.

 Информационные  умения, как правило делятся на два основных вида: информационно- поисковые и информационно- аналитические

Информационно-поисковые  - умения  это практические умения. Успешно   формируются у учащихся при работе с источниками информации.

Информационно-аналитические умения формируются   через  поиск, последующую  обработку и  использование найденной информации, работа с которой требует  анализа. [16]

1.3.  Уровни  и критерии сформированности информационных умений младших школьников

       В педагогическом процессе  существует необходимость в исследовании достигнутого учащимися уровня сформированности информационных умений. С этой целью используется диагностика, которая  представляет общий способ получения опережающей информации  об изучаемом объекте или процессе.

       По словарю С.И. Ожегова [10] критерий определяется как мерило оценки, суждения.

       Уровень – степень величины развития, значимости чего-нибудь

Процесс формирования практических  информационных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно информационные) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. [1]

      Л.М. Фридман определяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими практическим информационным умениям и навыкам:

      0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет  информационного умения);

      1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

      2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

      3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

      4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык) [3].

      Однако не все практические информационные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни практические умения формируются в школе обычно до 3 уровня, другие, главным образом, общие, до 4 уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

      В.И. Орлов определяет формирование практических информационных умений как специальную педагогическую задачу [8]. Однако он отмечает, что не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения – это неверно.

      Школьник в своей практической деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы с информацией, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время, преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы практической работы с информацией у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать практическую деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный практический процесс, затрудняют формирование информационных умений и их автоматизацию[8].

      Одним из основных принципов обучения является его сознательность. Будет адекватно воспринято и усвоено лишь то содержание – знания или умения, - которое осознается человеком. А осознается далеко не все то, что воспринимается. Это положение подробно раскрывается А.Н. Леонтьевым, который писал: «На первый взгляд это утверждение кажется немного парадоксальным, но, тем не менее, это так. Воспринимаемое и сознаваемое содержание прямо не совпадают» [12].

      Осознание определенного содержания зависит от того, какое структурное место оно занимает в деятельности ребенка. В своей практической работе он осознает не все, с чем имеет дело, что попадает в поле его зрения, а только то, что входит в его деятельность как предмет какого-либо отдельного действия как его непосредственная цель. Сделать целью для ученика именно то практическое содержание, которое нужно усвоить, - для учителя означает уметь управлять его восприятием и, соответственно, направленностью его внимания.

      Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать практические умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. В.И. Орлов считает, что учитель должен реализовывать два главных момента или этапа – постановку цели и организацию деятельности младших школьников [8].

      Прежде всего, перед учащимися начальных классов ставится особая цель – овладеть определенным информационным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.

      М.В. Лисицын определяет распространенный недостаток организации практической работы учащихся – дети не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. В первое время, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы [14].

      Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при  преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы – широкие, социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение.

 Продуктивная и результативная работа современного учителя с информационно-образовательными системами требует наличия у него информационной культуры, так как ключевая задача учителя – отбор, систематизация, структурирование необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания.

Учителю необходимо знать особенности циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве, уметь проектировать информационно-образовательную среду в своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, представлять ее в доступном ученикам виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Если учитель владеет соответствующими знаниями и умениями по работе с информацией, он сможет научить этому и своих учеников.

  1.3 Уровни и критерии сформированности «информационных умений» младших школьников

     Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

      Применение информационных технологий вызывает необходимость в формировании у учащихся умений и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие предсказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом.

     В связи с тем, что в последние годы акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке - формированию основ информационной культуры, то данный процесс необходимо начинать уже на более ранних ступенях обучения. Это инициирует пересмотр существующих методов, форм и содержания обучения, а также предполагает необходимость изменения методики преподавания базовых предметов начальной школы.

  Одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих, формированию информационных умений у младших школьников состоит в применении ИКТ в учебном процессе. Миропонимание учащихся должно быть основано на знаниях, отражающих объективные связи в реальном мире и учитывающих возрастающую информационную емкость мира. Эффективность усвоения информации достигается лишь в процессе активной деятельности.

Ведущими способами педагогической деятельности учителя начальных классов по формированию информационных умений должны являться:

- организация компьютерного моделирования младшими школьниками;

- организация игрового моделирования ситуаций;

- организация проектной деятельности школьников.

Среди форм организации учебного процесса могут быть:

- учебное сотрудничество;

- работа в малых группах; работа в проектных группах;

- виртуальное учебное взаимодействие;

- самостоятельная работа младших школьников с различными источниками информации.

1.4.  Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 
В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия мира.

 

2. Методы изучения информационных умений

2.1  Знакомство младших школьников с эффективными способами и методами работы с информационными технологиями

Для  гармоничного развития личности в  условиях современного информационного общества человек должен:

- приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией;

-  обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям;

-  иметь мировоззрение информационного общества;

-  уметь формулировать свои информационные запросы;

- осуществлять самостоятельный информационный поиск различных видов документов;

- обладать навыками анализа и синтеза информации (например, составление простого и развернутого планов, конспектирование, аннотирование и реферирование, подготовка обзоров, составление библиографического описания, оформление цитат и ссылок, списка использованной литературы);

- владеть  технологией информационного само обеспечения;

- уметь планировать свою деятельность;

- проектировать и строить информационные модели. [13].

          Педагоги начальных классов должны учитывать все перечисленные особенности этого возраста, чтобы подготовить младших школьников к жизни в информационном обществе на основе формирования у них информационных умений и компьютерной грамотности, алгоритмического стиля мышления и исследовательских навыков. Обеспечивая целостное развитие личности каждого учащегося, проявление и развитие его индивидуальных способностей в свободных открытых диалогах, информационном взаимодействии с другими людьми, самостоятельном создании индивидуальных и групповых информационных продуктов и проектов. Через последовательное  достижение следующих задач:

- развитие у школьников (1-4) навыков анализа  суждений  и  построения  правильных  форм         умозаключений через решение логических задач;

- изучение основ алгоритмизации деятельности  с  упором  в  пошаговую         детализацию;

- формирование умений построения  символьных  моделей  содержательных задач, постоянно усложняющихся по мере  повышения  образовательного уровня  учащихся.  Например:  элементарные  приемы  кодирования   и декодирования информации, расшифровка содержимого “черного  ящика”.

- развитие  способностей  к  рисованию  и  художественного  мышления,         формирование начальных представлений о колористике, об  анимализме,         о правилах геометрических построений;

- освоение школьниками целостной системы знаний об особенностях и возможностях моделей коммуникации современного человека информационного общества;

- овладение школьниками умениями работать с различными видами и источниками учебной информации;

- в выстраивании диалога и отношений сотрудничества в информационно-образовательной среде школы, Интернета;

- в создании индивидуальных и групповых информационных продуктов и проектов;

- осознание и освоение школьниками ИКТ как средства выстраивания пространства личной самореализации и самовыражения;

- формирование в сознании  школьника  единой  информационной  картины мира; способах  получения,  хранения,  обработки   и   передачи   информации человеком;

- формирование  компьютерной  интуиции:   знание   возможностей   и ограничений использования  ЭВМ  как  инструмента  для  деятельности;  

- умение использовать ЭВМ на практике в тех случаях, когда это  эффективно,  и  отказ от компьютеризации там, где это бессмысленно;

- формирование операционного  стиля  мышления:  умение  формализовать задачу;  выделить  в  ней  логически   самостоятельные   части;   определить взаимосвязь этих частей; спроектировать  решение  при  помощи  нисходящей  и восходящей технологий; верифицировать результат;

- формирование конструкторских и исследовательских навыков  активного творчества с использованием  современных  технологий,  которые  обеспечивает компьютер.

2.2.   Связь информационных умений с учебными предметами

         Формирование  информационных умений создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.  

      Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих информационных умений:

— смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

 — самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально - действенной идентификации;

 — эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

— действия нравственно- этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

— эмоционально- личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

— умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

— умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

— умения устанавливать логическую причинно - следственную связь событий и действий героев произведения;

— умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Математика. В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково- символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, пере вод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков.

     Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Формирование моделирования как универсального

учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Моделирование включает в свой состав знаково - символические действия:

замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок должен принять идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике. В настоящее время учебники используют произвольную символику с разными функциональными нагрузками.

Русский язык. Этот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково - символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения)

     Учебный предмет «Технология» обеспечивает реализацию следующих целей:

     — формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека;

     — развитие знаково- символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

— развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (пред восхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий;

— развитие планирующей и регулирующей функций речи;

— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности;

— развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

— формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно преобразующей символико моделирующей деятельности;

— ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Предположение, что использование методов эффективного обучения возможно, если у младших школьников есть мотивационная и операционная готовность самостоятельно работать с информацией любого вида подтведилось. Не вызывает сомнения тот факт, что решение задачи формирования информационной культуры у обучающихся, возможно только после того, как педагоги сами овладеют информационными умениями так как ключевая задача учителя – отбор, систематизация, структурирование необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания.

В соответствии с обозначенными целью и задачами проектирование содержания образования младших школьников по формированию информационных умений, на наш взгляд, должно осуществляться на основе единства его компонентов: знания, практический опыт, эмоционально-ценностный опыт.

Знаниевый компонент осваиваемого младшими школьниками содержания обеспечивает понимание ими, что значит жить в информационном обществе, какие возможности открываются для развития и самовыражения человека информационного общества, какую роль играют в образовании человека информационно-коммуникационные технологии, почему информация становится самым ценным ресурсом.  

Компонент практического опыта направлен на формирование у младших школьников системы навыков работы на компьютере, в Интернете для обеспечения им возможности эффективно (с технологической и психологической точек зрения) общаться и взаимодействовать (в социальных, личных и учебных целях) в информационно-образовательной среде).

 Отбор содержания для освоения младшими школьниками осваивается не как отдельный, дополнительный к существующим, учебный предмет, а в ходе специально организованной учебной деятельности учащихся на обычных уроках.

Для этого учитель должен познакомить младшего школьника с эффективными способами и методами работы с информационными технологиями.

На наш взгляд, в начальной школе необходимо сформировать умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

При этом носитель информации, хотя и требует применения специальных умений, не играет принципиальной роли. Он может быть использован в качестве средства достижения искомого результата: либо как единственный источник, либо в интеграции с другими информационными средствами (ресурсами).

 Познавательные процессы: восприятие,  внимание,  воображение,  память, мышление, речь –  выступают  как  важнейшие  компоненты  любой  человеческой деятельности.

Для того чтобы   удовлетворить  свои потребности,  общаться, играть, учиться и  трудиться,  человек  должен  воспринимать  мир,  обращать внимание на те или иные моменты или  компоненты  деятельности,  представлять то, что ему нужно  делать,  запоминать,  обдумывать,  высказывать  суждения. Без  участия  познавательных  процессов  человеческая  деятельность невозможна, они  выступают  как  ее  неотъемлемые  внутренние  моменты.  Они развиваются  в  деятельности,  и  сами  представляют   собой   особые   виды деятельности.

 .

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1  Асмолов А.Г.Психология личности: культурно- историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — М., 2007.

2       Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 3.

  3  Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа»  №2 2009г 

   4  Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г. 

   5  Климук М.А. «Регулятивные универсальные учебные действия. Психологическое содержание универсальных учебных действий»  Электронный журнал http://yandex.ru/clck/jsredir

 6  Курганов С.Ю.Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. — М., 1989. – 45 с

7 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М., 1974.- 203с

8 Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г 

 9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. — М., 1990. с 106- 120

  10 Ожегов С. И.  Толковый словарь - Режим доступа - http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru 

11 Примерная программа начального общего образования. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768;

12  Стародубова Г. А. Основы информационной культуры: сборник методических материалов / Г. А. Стародубова. − Режим доступа: http://pda/apkpro.ru/content/viеw/559/93

13  Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: «Учебно-методическое пособие.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2007.

14  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

15 Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. – 2000. – № 7. – С. 38-61.

16 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?
CatalogId=959;