Формирование словообразования у дошкольников при норме речевого развития

Годнева Анастасия Евгеньевна

Формирование словообразования у дошкольников при норме речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovoobrazovaniya.pptx313.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование словообразования у дошкольников при норме речевого развития Выполнила студентка 5 курса МГПУ Годнева Анастасия Евгеньевна

Слайд 2

Современные исследователи ( Т.В. Туманова, Э.А . Федеравичене ) выделяют определенные периоды формирования словообразования в онтогенезе: Первый период - первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5- 4 лет). Словообразование в этот период носит не единичный, а массовый характер. Второй период - активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3,5 - 4 лет до 5,5-6 лет ); Третий период - усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6 лет ).

Слайд 3

На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется характер усвоения словообразовательных операций . Анализируя генезис способов образования производных, слов в работе Т.В . Тумановой выделяются следующие ступени овладения словообразованием:

Слайд 4

Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так , ребенок овладевает прежде всего уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы.

Слайд 5

Формирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития. В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например, при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу.

Слайд 6

Отсюда и получается , что у верблюда голова « верблюдья », у медведя – « медведья ». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Слайд 7

В 3-4 года дети употребляют существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в родительном падеже (ленточек, яблок, рук). В 4-5 лет образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в именительном, родительном падежах (котята - котят), правильно используют форму мн. числа родительного падежа. В 5-6 лет образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу). В 6-7 лет образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ