Нарушения связной речи у умственно-отсталых детей

Годнева Анастасия Евгеньевна

Для студентов высших обраовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_svyaznoy_rechi_u_umstvenno-otstalyh_detey.pptx67.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушения связной речи у детей с задержкой психического развития Выполнила: студентка 5 курса МГПУ Годнева Анастасия Евгеньевна

Слайд 2

В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие дети замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения. У детей с ЗПР отмечается неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов; в связной речи встречаются аграмматизмы в виде ошибок в падежных окончаниях (мальчик наливает чай в чашке), неправильного выбора формы и времени глаголов (летом отдыхают и купались в реке, картофель росла в огороде), нарушения порядка слов в предложении (новую мама купила дочке куклу), ошибки согласования (черный тень). Логическое построение связного высказывания также оказывается нарушенным: наблюдается « застревание » на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передать последовательность событий, ребенок легко «соскальзывает» с одной темы на другую [Л.Н. Блинова , 2001]. Особенности формирования связной речи у детей с ЗПР

Слайд 3

Кроме того, исследования связной речи [И.А. Симонова, 1974, Е.С. Слепович, 1989, Н.Ю. Борякова , 1987, Р.И. Лалаева , 1992] показали, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения, как семантической структуры текста, так и языкового его оформления. При этом семантическая структура текста, его внутреннее программирование страдают в большей мере, чем языковое оформление . Диалогическая речь–дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, либо они дают малоразвернутые ответы на вопросы взрослого, зачастую прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к увеличению объема высказываний. Часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Монологическая речь–носит ситуативный характер, уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР неодинаков. Однако у их большинства обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

Слайд 4

Развитие связной речи у детей с ЗПР Работая с детьми имеющими задержку психического и речевого развития, учитывая возрастные особенности и индивидуальные возможности, необходимо применять разные методы и приемы при заучивании стихотворных текстов, пересказываний рассказов и сказок используя схемы-подсказки, что способствует развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения.

Слайд 5

Различные методы и приемы при заучивании стихотворных текстов Рисование (кодирование ) • Кодировка стихотворения с помощью символов Изображение в действии • Подбор движений к речевой инструкции Показ стихотворения • Использование пальчикового и настольного театра, театра игрушек и фланелеграфа Обыгрывание стихотворения • Драматизация стихотворений с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов Использование серии картинок • Использование серии ярких рисунков для заучивания стихотворений Использование одного рисунка • Большой яркий рисунок и вопросы к нему (ответы словами из заучиваемого текста). Счет • Чёткий ритм, многократное повторение.

Слайд 6

Используемые источники сети Интернет http:// www.superinf.ru/view_article.php?id=196 http:// nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/05/27/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s http:// www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-rechi-u-detei-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitija.html http:// mdou15.beluo.ru/DswMedia/razvitiesvyaznoyrechideteyszpr.doc