Формирование грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств

Ефанова Юлия Николаевна

В этой статье дано теоретическое обоснование важности применения наглядно-игровых средств при формировании грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskoy_storony_rechi.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование грамматической стороны речи

дошкольников с общим недоразвитием речи

на основе применения наглядно-игровых средств

Речь-это важнейшая творческая психологическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, другими мирами, другими культурами (1).

Формирование грамматической стороны речи является из приоритетных задач дошкольной педагогики и логопедии в частности. Грамматическая сторона речи особенно важна для социализации, поскольку оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации в целом. Формирование грамматической стороны речи влияет на развитие познавательных процессов, так как имеет отношение ко всем сторонам мыслительной деятельности.

В настоящее время отмечается рост числа дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, при котором оказываются несформированными все её стороны, в том числе и грамматическая. В структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи её грамматической стороны является одним из наиболее важных. В связи с этим проблема формирования грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР имеет огромное значение в современной педагогике, а вопрос о методике её развития-один из самых актуальных.

Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования является «формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании, ведущей деятельности»(2). Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольный период, создает прочную мотивацию, вызывает интерес, что создает условия для более естественного и активного использования в речи (закрепления) усваиваемых навыков.

Важность игры для всестороннего развития личности ребёнка подчёркивалась в работах известнейших отечественных психологов и педагогов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин и др.). Разработав теорию игровой деятельности, исседователи доказали, что каждому возрастному периоду соответствует определенный вид игры, начиная с раннего и заканчивая старшим дошкольным возрастом. Игровая деятельность начинается от манипулятивных действий с предметами и игрушками и заканчивается играми с правилами, которые являются своеобразным переходом к учебной деятельности.

В настоящее время наглядно-игровые средства недостаточно используются в логопедической работе, в частности в процессе развития грамматической стороны речи дошкольников с ОНР. На логопедических занятиях широко применяется такой вид работы, как упражнение с использованием наглядности (чаще всего обычных картинок), дидактическая словесная игра, как фрагмент логопедического занятия. Игровая деятельность, организованная на логопедическом занятии с применением наглядно-игровых средств, представлена недостаточно. Для того, чтобы убедиться в необходимости более широкого применения в работе наглядно-игровых средств нужно изучать литературу по вопросам закономерности и специфики в овладении грамматической стороной речи в норме и патологии, применения наглядности в обучении и применения игровой деятельности-в педагогическом процессе, разработать комплекс наглядно-игровых средств для формирования грамматической стороны речи дошкольников с ОНР на основе организации игровой деятельности на логопедических занятиях.

Необходимость организации специальных коррекционных занятий по развитию грамматической стороны речи с ОНР (поскольку в отличие от детей с нормально развивающейся речью, как было указано выше, не могу овладеть ею спонтанно) предполагает возникновение определенных трудностей: игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, должна оставаться таковой на протяжении всего этого периода и не переходить в учебную деятельность.

У детей с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекционном воздействии все виды деятельности, в том числе и игровая. Применение в логопедической работе игровой деятельности является не только средством развития речи (в данном случае её грамматической стороны), но и средством развития самой игровой деятельности, что, в конечном итоге способствует развитию всех психических процессов ребенка с ОНР. Если у ребенка есть проблемы в полноте и адекватности социальных представлений, восприятии, образном мышлении, воображении, с «ним необходимо проводить коррекционно-педагогическую работу по обучению ролевой игре» (3).

Значение игровой деятельности в коррекционном процессе велико, потому что у детей с ОНР «желание добиться результата в решении игровой задачи является, как правило, достаточно сильным и устойчивым стимулом для выполнения необходимых речевых действий».

Для коррекционной работы также важны многократные повторения речевого материала. Это становится естественным в процессе игры: «игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию» (5).

Но специалисты отмечают, что педагогическому процессу вредит «стихийное и неумеренное использование игр, которое фактически превращает их, в лучшем случае, в игры формальные или псевдоигры, уже давно наскучившие детям и самому педагогу» (4). Поэтому наиболее плодотворным для организации игровой деятельности является конструерование целостных игровых программ-систематизированных наборов игр, направленных на достижение определённых целей и решение поставленных задач. Они должны предлагаться детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного игрового воздействия. Поэтому «педагогу необходимо овладеть с одной стороны, умениями конструировать и реализовывать в практической работе игровые развивающие программы, и с другой-умение использовать резервы игры, которые заложены в ней самой».

Литература

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп.-М.: «Мозаика-Синтез», 2004.-296 с.

2.Компетенция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). –М., 2004.-32 с.

3.Селеверстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учеб. пособие для студ. И высш. Пед. Учеб. Заведений /Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.- 318 с.

4.Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие / О.А. Степанова.-М.:ТЦ Сфера -2003.-128 с.

5.Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.-256 с.