Статья."Особые дети"

Петрухина Александра Владимировна

Эта статья направлена на понимание каким должен быть педагог, с какими категориями детей он может столкнуться и как себя при этом вести. Дано краткое описание одной из категорий   "особого ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v.p.kshchenko.odt8.27 КБ

Предварительный просмотр:

В своей книге "Нервность и дефективность дошкольного и школьного возраста. Охрана душевного здоровья детей. Пособие для родителей и педагогов."(1919г) состоящей из нескольких глав, Всеволод Петрович Кащенко расскасывает о том как отличить нервного ребенка от умственно отсталого, об особенностях их развития, поведения, как не навредить ребенку своим незнанием, дает некоторые рекомендации.

Он говорит о полном возрождении человеческого рода. О "новой школе, о новых людях". Как часто мы забываем, что в мехи новые нужно вливать и вино новое. Без знания же вопроса дефективности, без борьбы с ней, без популяризации этой идеи как делается это по отношению к халере, в мехи новые вольется все то же вино старое.

В. П. Кащенко выделял три главных фактора детской дефективности: наследственность, болезнь, среда.

"Ребенок знает душу свою, он бережет ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускает в душу свою"

Главное это уважение к ребенку. Ребенок рычаг, которым можно преобразовать окружающее. Он является строителем новой культурной жизни, на новых началах. И поэтому коренная реформа всего школьного дела есть в то же время и реформа всей нашей государственной и общественной жизни.  Этот новый принцип уважения к ребенку, когда не книга и учитель, а сам ребенок стоит в центре школы, как самодеятельная, созидающая и творческая личность, требует новых методов. Такая школа должна охватывать всю личность ребенка, которую необходимо рассматривать в целом, как психофизическую единицу. Если раньше в школе полностью отсутствовала дифференцировка, то в иной школе нужно обращать внимание, что в классе не могут быть все дети равны в психическом и физическом отношении. А значит и материал для работы он должен получать соответственно своим способностям. Личность, индивидуальное начало должно приниматься во внимание наряду с развитием общественного идеала.

Реформа школьного дела; новая психология, всесторонняя эрудиция учителя. При всеобщем обучении, сам собой напрашивается вопрос, а как же быть с теми детьми, которые по своему психическому складу лишены возможности получить образование в нормальной школе. Для известной категории детей, всеобщее обучение не принесет никакой пользы, и поэтому об их пище должно позаботиться государство. Но у нас в России до последнего времени дело обстояло очень плохо. Только недавно впервые государством утвержден проект об открытии научного учреждения по изучению дефективного ребенка в Москве, которое должно явится основной питающей ячейкой для целой сети таких медико-педагогических учреждений в России. На обязанности которых будет лежать специальное воспитание и обучение дефективных. Но прежде чем весь этот контенгент детей найдет свое место, нужно распознать их в нормальной школе. Педагог ответственнен за будущее такого ребенка. В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей со своей специфической окраской, они все разные и внешне и внутренно. У каждого свой мир, свои порядки и недочеты. Все одинаковые в смысле возраста, дети эти при внимательном рассмотрении будут находиться на разных ступенях развития и представлять собой как бы некоторые государства в государстве. Это умение охватить ребенка как психофизическое целое, требует от педагога знания плюс интуицию. Вместе сплоченые эти качества являются силой, которой действительно можно переворачивать человечество, спайкой же должна служить любовь. Даже педагог по призванию будет бессилен при самом пламенном желании помочь слабому ребенку, если не знаком с общими, основными положениями детской психопаталогии и педагогической паталогии. Можно тонко чувствовать музыку, но не зная техники, не быть в состоянии издать звук, хотя бы целые симфонии звучали в ушах. А ребенок это тот-же инструмент, на котором нужно уметь играть и уметь извлечь звук когда инструмент испорчен и звучит фальшиво.

Педагог должен уметь распознать дефективного ребенка при помощи наблюдений и производить своевременный отбор детей. К одним он должен применять то,что требуется для воспитания и обучения нормального ребенка, к другим он обязан подойти с иной стороны, учитывая легкую степень дефективности и возможность исправления, третьих он должен выделить в особую группу, как неприемлемых в условиях нормальной школы и указать на них врачу, решающему дальнейшую судьбу ребенка. Педагог вместе с врачем должны оказывать большую помощь в сохранении трудных в деле воспитания дефективных детей в нормальной школе. Они часто при своей исключительной одаренности, стоят значительно выше человека среднего уровня и при умелом, любовном и бережном взращивании, развиваются в яркую, творческую личность.

Если думать о верном средстве, должна быть предупредительная борьба с дефективностью в широком смысле. Вместо того,что бы выбросить ребенка за борт, нужно попытаться лечить его. В вопросе дефективности, педагогу прежде всего нужно выработать в себе обьективное отношение, внутренний психологический такт и чувство меры. Это может помочь ему не переоценивать дефективность с одной стороны, а с другой избегнуть ее недооценки. Знакомство с различными видами дефективности должно быть не только по книге, но главным образом путем наблюдения, а так же экспериментального исследования.

В 4 главе под названием "Как распознать нервность и дефективность дошкольного возраста" В.П.Кащенко пишет, что умственно дефективных детей можно подразделить на три вида: идиоты, имбицилики, и дебилики. И дает подробное описание и признаки таких детей: - замедление как физического так и психического развития, происходит задержка речи (отмечая при этом, что речь и интеллект могут развиваться не параллельно), страдает память, отсутствие или задержка цветовых и числовых представлений, а так же распознавание родовых и видобых признаков.

Зачастую дефективности двигательной сферы, сопутствует в большинстве случаев умственная отсталость. Для лучшего представления и понимания В.П.Кащенко приводит выдержку из характеристики одного из воспитанников школы-санатория Эриха, 11 лет у которого сильно поражена двигательная сфера, наряду с  беспомощностью и отсутствием элементарной приспособляемости к жизни.

Эрих очень медлителен, одевается и раздевается дольше других, всегда ищет свое полотенце, мечется по спальне, с криком: "о Господи"! и не находит, а полотенце висит перед его глазами, нужно только увидеть, но Эрих именно свое полотенце не видит, роясь во всех чужих. Он безнадежно ищет свои калоши, шапку, пальто, коньки. Только через три месяца удалось научить его находить свои калоши. Ежедневно он ищет туфли, а они перед глазами. Однажды подметившие слабость Эриха мальчишки, подшутили над ним и устроили коварный эксперимент над сообразительностью Эриха, а он бедняга ищет, ищет.. пока на другое утро, удивленный не вскрикнет, увидя их на стене:-"о Господи! вот же мои туфли, как они попали на стену?" Дружний хохот мальчиков задевает его самолюбие, и глотая слезы обиды, он все-таки на другой раз внимательней ищет. Свои же товарищи оказывают услугу для развития сообразительности, внимания и умственной тренировки.

В 11 лет Эрих поступив в санаторий, не умел умываться,намыливать руки, вода протекала у него как-то между пальцами, зубы чистит неумело, рот полощет как-то боязливо, что бы не поперхнуться;  он последним ложится спать, даже если не ищет туфли и полотенце. Быстро бегать не может, да и не любит, совершенно не может завинтить коньики, с трудом вбивает гвозди, кнопки, вставляет перо в ручку. Пишет, как и говорит, медленно. Эрих неловок, даже привычные, знакомые движения совершает неуклюже.

Таким образом В.П.Кащенко знакомит читателя с различными вариантами дефективности, нервности и асоциального поведения с которыми могут  столкнуться как педагоги, так и родители, тем самым подготавливая, направляя, корректируя действия не только в воспитании и обучении детей, но и в понимании аномального развития и поведения, выяснения причин послуживших данной ситуации.