Контрольная работа по дисциплине: "Теория и методика обучения и воспитания в области дошкольного образования".

Полудницына Валентина Владимировна

Тема: "Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками".

                                                                               план

 Введение.................................3

1. Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками................................4

     1.1. Понятие сказка...........................................4

     1.2. Классификация сказок.............................................5

     1.3. Психолого-педагогическое значение сказок....................................8

     1.4. Функциональные особенности сказки...............................................9

     1.5. Методика работы со сказкой...................................................10

Заключение............................................12

Список литературы........................................13

 

Введение

Сказка дает детям необходимую гамму переживаний создает особое, ни в чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. "Сказка- писал В.А. Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             

                                                               Минобрнауки России

            Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                                   высшего профессионального образования

                    «Вятский государственный гуманитарный университет»

                                         Институт педагогики и психологии

          Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования

                                                КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                по дисциплине «Теория и методика обучения и воспитания

                                        в области дошкольного образования».

                        на  тему «Технология использования познавательной

                                          сказки в работе с дошкольниками».

                                                                                 Выполнил студент Полудницына В.В.

                                                                                 Группа ПДД-31

                                                                                 Направление подготовки: Педагогическое                                                  

                                                                                 Образование «Дошкольное образование»    

                                                                                 Проверил преподавателя : Вахрушева Л.Н.

                                                                                 Дата сдачи на проверку:_______________  

                                                                                 Оценка:________________

        Киров 2015

Тема: «Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками».

                                                                     План

Введение…………………………………………………3

  1. Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками………………………….4

  1. Понятие сказка………………………………4

  1. Классификация сказок………………………5

  1. Психолого-педагогическое значение сказки…………………….8

  1.  Функциональные особенности сказки………………………………..9

  1.  Методика работы со сказкой…………………………………….10

 Заключение…………………………………………..12

 Список литературы……………………………………13

Введение:

Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка.

«Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Однако, с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, компьютера, чем с книгой.

К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание в лицах или драматизация.

Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения. Мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения, ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.

«У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства. Сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишиться всего: и мудрости, и чувства, и справедливости, и дара воображения и предвидения», – отметил С. Я Маршак.

Цель контрольной работы- узнать, что такое сказка и как её можно применять в работе с детьми дошкольного возраста.

1.Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками.

В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье. К.И.Чуковский, создавая свои сказки, говорил: «Все дети в возрасте от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального роста».

  1. Понятие сказка.

«Сказка – великая духовная культура,  которую  мы собираем по крохам,  и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (А.Н. Толстой)

В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

Сегодня сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Так что же за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомятся с богатством его культуры.

Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.

Сказка так же имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В.Г.Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».

Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.

Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, сравнительно – оценочная деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности.

Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.

1.2.Классификация сказок.

В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские.

 И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки. Помимо этого авторские сказки могут иметь дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный характер.

Остановимся подробнее на каждом из этих видов сказок, а также их влиянии на развитие личности.

- Народные сказки:

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «ожитворения». Именно этот принцип используют сегодня, создавая новые сказки.

В народных сказках тема края как границы между домом и внешним миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого репертуара сказок, известных современному городскому младшему дошкольнику, он может узнать, как по-разному можно пересекать эту границу в зависимости от обстоятельств и степени готовности главного героя к выходу за пределы родного дома. Приобщение ребенка к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт (опыт собственных падений и переступаний через край, неустойчивость поставленных на краю предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо), поднимало этот опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл. Такие смысловые оттенки способен уловить ребенок старше двух-трех лет – в этом возрасте начинается активное становление символической функции сознания.

Можно выделить общие для всех народных сказок чрезвычайно важные для нас идеи:

  1. Это окружающий нас мир – живой идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
  2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  3. Разделение добра, зла, победа добра. Это идея – важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития.
  4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

- Сказки о животных:

Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть, все они «сходят» к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже реклама излучает волшебный свет.

- Бытовые сказки:

Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

- Страшные сказки:

Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки – страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Что такое страшилка? Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены» прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем. Содержание страшных рассказов очень зависит от культурных и социальных традиций окружения, в котором растет и воспитывается ребенок. Эти истории у детей разных стран имеют несомненные черты сходства в сюжетах, поэтических особенностях, манере исполнения. Сходство заложено как в общих фольклорных сказочных корнях страшных рассказов, так и в психологии маленьких рассказчиков и слушателей, в коллективной жизни которых страшилкам принадлежит особое место и значение. Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих – это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик. Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в сказке, они монтируются из традиционных смысловых кирпичиков – мотивов, ситуаций. Практически все они ясно несут на себе печать психологических проблем детства.

- Волшебные сказки:

Эльконинова Л.И. и Эльконин Б.Д.  в своей работе полагают, что форма субьектности, представляемая в волшебной сказке, «заложенная» в ней, – это форма инициативного действия. То есть, субъект, который задан в волшебной сказке – это субъект, олицетворяющий место сомой задачи в мире. Его субъектность выражается в принятии на себя труда и решения задачи, заботы и работы по выполнению действия. Это субъект поступка (в том смысле, в каком об этом писал М.М. Бахтин), субъект инициации действия [там же]. В сказке представлена форма инициативного отношения к миру. Инициация действия – это основное событие, в котором рождается субъект слушания сказки. Волшебные сказки и близкие к ним художественные формы часто используются в исследовательской и педагогической практике. С их помощью у дошкольников пытаются выстроить желательное «морально-правильное» поведение.

-  Авторские сказки:

Они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент). Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий, но он складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят (т.е., было доминирующее чувство, которое повлекло за собой выбор определенного момента). Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.

Это сказки  у которых есть автор. Такой вид авторских сказок, как дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Другой вид сказок – психокоррекционные – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение этих сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

1.3 Психолого-педагогическое значение сказки.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

  1. Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
  2. Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
  3. Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Дошкольный возраст – это период активного становления художественного восприятия ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по - разному воспринимают сказку.

Так, например, в младшем возрасте восприятие сказки (ее понимание) напрямую зависит от личного опыта ребенка, который у него еще очень ограничен.

При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Но, так как сами представить это дети чаще всего не могут, то нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях.

Одной из особенностей детского восприятия является то, что ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его мотива.

В среднем возрасте расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события. Уже не обязательно использование иллюстраций к каждому повороту событий сказки, но они по прежнему несут положительную функцию.

В этом возрасте дети осмысленно воспринимают сюжет, устанавливают простые причинно – следственные связи. Характеризуя героя чаще всего, высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт.

Математика требует от детей точного запоминания и оперирования такими абстрактными и непонятными для детей терминами как цифра, знак, размер, цвет, понятиями больше и меньше и другими. Используя на занятиях и в повседневной деятельности сказку, сказочных героев, мы в полной мере используем все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, так как все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.

Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для дошкольников  разного возраста. Дети легко входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь. Они  интуитивно чувствуют, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном,  сказочном, волшебном.

     Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.                                                            

      Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою.

     Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного

      В сказке снимаются и компенсируются обиды, горести, несчастья, восстанавливается исконная гармония человека и мира. Необходимо пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству. Воспитательные возможности эстетического развития дошкольников средствами сказочного творчества огромны – творческая работа со сказкой ведёт к приобщению ребёнка к эстетическим ценностям красоты, силы, смелости, наряду с нравственной и моральной ориентации на добро, помощь и справедливость.

      В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приёмы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребёнка.  При определённой заинтересованности можно добиваться позитивных и довольно быстрых изменений в их внутреннем мире и поведении.

1.4 Функциональные особенности сказки.

Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.

Я предлагаю использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.

  1. Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
  2. Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
  3. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
  • способность сказки в малом являть большое;
  • способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
  • способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
  1. Развивающе-терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
  2. Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
  3. Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью  и художественно-образным богатством речи.

  1. Методика работы со сказкой

  1. Отбор литературного материала.

В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.

  1. Направления в работе

Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие  направления в работе со сказкой

  • Познавательное развитие
  • Социальное развитие
  • Физическое развитие
  • Развитие творческого воображения 

 

  1.  Формы организации

Предлагаю следующие формы организации:

  • игровые занятия;
  • комплексные занятия;
  • самостоятельная игровая деятельность детей;
  • самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • экскурсии;
  • встречи с интересными людьми;
  • праздники.

                  4.    Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

  • элементы  ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;
  • моделирование сказочных сюжетов;
  • творческие задания;
  • пластические игры и упражнения;
  • элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.

Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

 Заключение

Дошкольный возраст считается одним из самых сложных и ответственных периодов социально-психологического развития личности, поскольку это время связано с началом активного самоутверждения ребенка, неизбежно сопровождающегося обретениями и потерями, творческим постижением окружающего мира. Уроки, которые преподносят дошкольникам сказки запоминаются на всю жизнь и имеют колоссальное  влияние.

Сказки для дошкольников свидетельствуют: традиции доброго, умного, психологически точного и педагогически значимого диалога с ребенком, которые не боятся говорить с детьми о серьезных проблемах в жизни и воспитать в них лучшие человеческие качества: смелость, доброту, чуткость,  способность сострадать героям сказок, радоваться вместе сними и огорчаться.                                                                                             

Традиционно педагогическая деятельность с дошкольниками по развитию познавательного интереса посредствам сказки включает в себя следующие формы:

1. Специально организованные занятия.

2. Изобразительная деятельность по мотивам сказок.

3. Викторины.

4. Изготовление кукол для театра.

5. Драматургия (театрализованные игры, игры-драматизации).

Закрепление впечатлений от сказки происходит в изобразительной деятельности – аппликации, конструировании, лепке, выставках детских работ.  Ценность сказочного творчества очевидна, так как оно тесно связано с другими видами деятельности – слушанием, движениями под музыку, пением, театрализованной деятельностью, рисованием и т.д. Формы работы со сказкой могут быть бесконечно разнообразными, и с правильной подачи воспитателя будут способствовать благотворному воздействию на формирование личности ребенка. Работая со сказочными сюжетами, образами и языком, воспитатель может решать многочисленные воспитательные и образовательные задачи.

Благодаря сказкам, в душе ребенка возникает прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием чувств и фантазии. Ушинский  разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, дошкольник может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить нежность и любовь, сочувствие адекватно ситуации.

К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного воспитания для развития детей.  Проведя  анкетирование родителей, диагностику детей, исследователи пришли к выводу, что сказка постепенно уходит из жизни детей. Из бесед с родителями видно, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но финансовые семейные проблемы, временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяют использовать ее в полной мере в жизни ребенка.

 В течение тысячелетий сказка открывает ребенку дорогу в мир. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Представляя себя на месте сказочного героя, и пытаясь найти свой выход из трудноразрешимой ситуации, ребенок учится мыслить творчески, оценивать сложившиеся обстоятельства, прогнозировать последствия своих действий.

Список литературы:

1.Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)║ Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С.

2. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ║ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С.  

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997

 4.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.

5. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева.- М., 1988.

6. Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии║

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. , 1986

8. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.

9.Хрестоматия. Сказки народов мира. - М.,  1996.-С. 3-14

10.Фесюкова, Л. Воспитание сказкой. [Текст]. - М. 2000.

11.Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки ║журнал практического психолога.-1999, N10-11.