контрольная работа по курсу "Детская практическая психология" Психологический анализ детей старшего дошкольного возраста.

Травова Светлана Валерьевна

Контрольная работа по курсу "Детская практическая психология" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_prakticheskaya_psihologiya.docx51.7 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Составьте психологическую характеристику ребенка 6 лет.
  2. Психологический анализ познавательного цикла.
  3. Составьте стратегию диагностики эмоционального развития дошкольников
  4. Составьте психокоррекционную программу с определением типов, видов, форм и средств коррекционных воздействий по следующему направлению: отклонения и проблемы психомоторного развития.
  5.   Составьте аннотации двух статей раскрывающих основные направления деятельности детского практического психолога.

ВАРИАНТ 8

  1. СОСТАВЬТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ НА РЕБЕНКА 6 ЛЕТ.

         Психологическая характеристика на ребенка 6 лет составлена на основе диагностического обследования].

                Арина Т.  – девочка шести лет; адаптирована к условиям детского сада. Ребенок из не полной семьи. Взаимоотношения с мамой и бабушкой строятся на доброжелательной основе. В семье чаще всего общается с мамой.  Дома любит рисовать, играть с игрушками. Предпочитает предметно-процессуальные игры. Участвует в ролевых играх. В дошкольном учреждении любит подвижные коллективные игры, в которых может показать свою активность.              

                Соматическое здоровье: не болеет, аппетит хороший, быстро засыпает; сон – спокойный. Владеет элементарными навыками самообслуживания.

                В общении с со сверстниками и взрослыми – контактна, отзывчива,                          не конфликтна. Эмоционально – адекватна. С незнакомыми взрослыми                                и детьми не контакт долго не идет, предпочитает общаться с узким кругом сверстников группы детского сада, воспитателем. У ребенка развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам. На занятиях – усидчива, внимательно слушает воспитателя.

                Речевое развитие: девочка произносит все фонемы, умеет их выделять в слове. Отличается небольшим словарным запасом. Правильно строит предложения.

                Девочка обладает определенным запасом представлений об окружающем, которые получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы, экспериментировать. Представлений об основных свойствах предметов расширяются. Ребенок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках, может рассказать, чем (формой) отличается один предмет от другого.

                Внимание ребенка становится более устойчивым и произвольным. Девочка может долго (вместе со взрослым) заниматься нужным делом. Способна действовать по правилу.

                Ребенок овладевает активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.

                Память ребенка носит непроизвольный характер: девочка запоминает лучше то, что для нее представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

                Активно развиваются пространственные представления; ребенок делает попытки провести элементарный анализ пространственных ситуаций.

                У ребенка происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т. е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений                           об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений     и понятий. Появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного.

                Девочка активно накапливает опыт практических действий, уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения.

                У ребенка происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность снижается, в то же время дошкольник становится более активной в поиске новой информации.

                Носителем норм и правил ребенок считает взрослого. Активность                                              в отношении соблюдения принятых норм – средняя. Девочка усваивает моральные оценки, пытается осознавать особенности своего поведения. Стремится познать себя и другого человека, осознавать связи и зависимости в социальном поведении. Формируется саморегуляция, первичная гендерная идентичность.

  1. Психологический анализ познавательного цикла.

 «Незнайка идет в школу»

Подготовительная к школе группа

Цель:

 1. Развитие познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти, логического мышления.

 2. Развитие зрительно-моторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги.

 3. Развитие школьно-значимых качеств – умения слушать не перебивая, выполнять инструкцию взрослого, удерживать ее.

Материалы:

 игрушка Незнайка, магнитофон с записью песни «В траве сидел кузнечик», иллюстрация к рифмам, иллюстрации к логическим задачам, мнемотаблица, тетради по количеству детей, рабочие тетради «Внимание, память, мышление, мелкая моторика» по количеству детей.

Ход занятия

 1. Дети слушают музыку – «В траве сидел кузнечик»

 К нам пришел Незнайка. Почему его так зовут?

 Его так зовут, потому, что он ничего не знает.

Незнайка хочет идти в школу, но он много не знает, давайте его научим тому, что уже умеем.

 2. Перед школой мы тренируем память, есть специальное упражнение «Пара слов»: школа – урок Звонок - перемена

 Дневник – пятерка Пенал – писать

 Рыба – море Снежинки – санки

 Мороз – одежда Ягоды – варенье

 Мед – пчела Клоун – улыбка

 Стол – ложка Рука – перчатка

3. В Цветочном городе, где живет и поэт Цветик. Помните, Незнайка тоже хотел научиться сочинять стихи, вот что у него получилось:

 «Я поэт, зовусь Незнайка,

 От меня вам всем приветик»

Не получились у него стихи, потому что не складно. А мы сейчас научимся подбирать слова так, чтобы они были созвучны:

 Мышка – книжка – мишка – шишка; шарф – жираф.

Найди рифмы, которые «спрятались» на картинке: лопух – (петух), фантик – (бантик), мостик – (хвостик), носы – (часы), корзина – (картина), ёлка – (иголка), белки – (стрелки), мальчишки – (штанишки).

4. С помощью мнемотаблицы вспоминаем стихотворение Л.Кузьмина.

 - Что нужно сделать, братцы,

 Чтоб до небес добраться?

 За стол сначала надо сесть

 Тарелку манной каши съесть.

 Потом в зеленый лес пойти,

 Большое дерево найти

 И вверх, по крепким сучьям

 Подняться к белым тучам.

 А там…

 На тучу встать ногой,

 Шагнуть на радугу другой

 И вот

 Уже нас не достать,

 И небеса все наши!

 Но, повторяю:

 Начинать

 Нам надо с манной каши.

5. Логические истории.

 Настя, Лина и Аленка решили в саду клумбы сделать, цветы там посадить. Артем цветы не сажал, клумбы не делал. Ходил вокруг, советы подавал – мешал больше. Хорошие грядки получились!

 Угадай, где чьи грядки, если Настина клумба дальше от куста с крыжовником оказалась, а клумба Лины подписана.

6. Графический диктант. Незнайка.

 Незнайка как Тюбик, хотел нарисовать портреты коротышек из Цветочного города, но у него ничего не получилось, коротышки на него обиделись. Давайте научим Незнайки рисовать графические диктанты.

7. Пальчиковая гимнастика. «Принцесса».

Принцесса по саду гуляла одна

Тюльпаны и розы срывала она

Дракон прилетел и принцессу схватил

И в замок бедняжку к себе утащил

Два рыцаря смелых надели перчатки,

Надели перчатки и взяли копье.

 - Король, не волнуйтесь, все будет в порядке

Все будет в порядке найдем мы ее!

Вот каждый собрался, вскочил на коня.

И кони их мчались три ночи, три дня.

Два рыцаря храбрых с драконом сражались,

С драконом сражались, дракону – конец!

От страха они никогда не дрожали,

Принцессу вернули домой во дворец

8. Работа в тетради. Развиваем зрительную память. Стр 14 – 15

9. Мышление. Работа в тетради стр. 18. Дорисуй в каждом ряду недостающую фигуру, не нарушая закономерности.

10. Незнайка, ты помнишь, мы с ребятами запоминали слова? Вот сейчас мы их вспомним.

11. Лабиринты. Однажды Незнайка пошел гулять и потерялся в лабиринте, помогитПсихологический анализ занятия

Психологический анализ учебной деятельности детей:

 Дата проверки  23.05.2016 г.

 Группа : старшая

 Воспитатель : Савушкина В. А.

 Кто проверял : Травова С.В.

Цель:

 1. Развитие познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти, логического мышления.

 2. Развитие зрительно-моторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги.

 3. Развитие школьно-значимых качеств – умения слушать не перебивая, выполнять инструкцию взрослого, удерживать ее.

        Структура взаимодействия взрослого и детей не позволяла дошкольникам утомляться. Им было интересно, задания и игры чередовались, учитывалось время их проведения. Речь воспитателя была спокойной, выразительной, правильной. Педагог проявлял такт, уважение к личности ребенка. Использовал демократический стиль общения. Степень активности детей была высокой.

 • Активная позиция детей на занятии (да)        

 • Позитивное отношение детей к воспитателю (да )        

 • Преобладающее на занятии самочувствие детей ( частично )                                      

Психологическая оценка занятия:

 • Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов) (да)        

 • Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя; (частично)        

 преобладание речи детей; ( частично)      равное соотношение) ( частично)        

 • Соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия)        (да)                                      

Психологический анализ деятельности воспитателя:

 • Наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе») ( другое)        

 • Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком) (да )        

 • Внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и причёске)    (да)    

 

3. Составьте стратегию диагностики эмоционального развития дошкольников

                Для выработки стратегии диагностики эмоционального развития дошкольников необходимо знать сущностную характеристику понятия эмоций, особенности их проявления на возрастных этапах.

                По мнению В. П. Зинченко, эмоции – «особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями                               и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих                            на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности»                       [8, c. 467].

                Со слов С. Л. Рубинштейна, эмоция – это «процесс психического отражения действительности в форме пристрастного переживания явлений, событий и ситуаций, обусловленного их отношением к потребностям субъекта» [9, с. 147].

                Ф. Р. Филатов отмечает, что термин «эмоции» в целом обозначает «психические состояния и процессы, выражающие переживание бессознательной или осознанной вероятностной оценки эффективности реализации в прошлом, настоящем и будущем конкретных моделей поведения» [12, с. 464].

        Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.        Р. С. Немов отмечает, что генетически первичная и простейшая форма эмоций – это чувственный или эмоциональный тон ощущений, т. е. «элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия среды и побуждающее субъекта либо к их устранению, либо, наоборот, сохранению» [5, с. 477].

                С. Г. Якобсон отмечает, «за период детства в психике детей возникает целый ряд новых черт и особенностей» [13, с. 4]. Особое значение в развитии психики ребенка приобретает эмоционально-волевая сфера, влияющая на общее развитие личности. Эмоциональное развитие на каждом возрастном этапе становления  психики ребенка имеет свои особенности.

                Так, по мнению С. Г. Якобсон, ребенок 2-3 лет проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. Он «не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить плакать», как от него иногда требуют взрослые» [13, с. 41]. Ребенок 2-3 лет очень восприимчив к проявлениям эмоций других детей. Он легко заражается ими и присоединяется как к бурным проявлениям радости, так и к плачу. Причины негативных эмоций в этом возрасте почти всегда так или иначе связаны с физическим состоянием ребенка. Эмоциональные реакции ребенка 2-3 лет всегда имеют ярко выраженный психосоматический характер.

                Эмоциональная сфера личности ребенка 4-5 лет становится более стабильной, эмоциональные реакции детей – уравновешеннее. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, это – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети 4-5 лет не так быстро и резко утомляются, становятся психически более выносливы.

                В старшем дошкольном возрасте не у всех детей эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности и т. п.). В этом возрасте у детей активно формируется такое эмоциональное переживание как эмпатии. Дети старшего дошкольного возраста неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться.  С. Г. Якобсон отмечает, что «шестой год жизни знаменуется резким нарастанием сложности эмоциональной жизни ребенка. Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь способен также – пока, конечно, не полностью – регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других»   [13, с. 101].

                Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности ребенка, особенно в спортивных и других соревнованиях, иногда при отвращении к определенной пище или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду или семье. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении                    к нему окружающих людей, особенно воспитателя, сверстников или родителей. Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями                                              с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. М. Ю. Стожарова подчеркивает,                что, если же у ребенка дошкольного возраста закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это «может способствовать появлению таких черт личности,                                     как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д.» [11, с. 11].                          Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт неэффективных негативных эмоций, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других. Следовательно, для развития положительных эмоций у детей необходимо осуществлять работу                                        по формированию у детей уверенность в собственных силах, воспитывать волю.

                В связи с вышесказанным очень важно выработать стратегию диагностики эмоционального развития дошкольников, т. е. упреждать                                       и нейтрализовать негативные эмоции, если они есть.

  1. Составьте психокоррекционную программу с определением типов, видов, форм и средств коррекционных воздействий по следующему направлению: отклонения и проблемы психомоторного развития.

         Задачи: создать условия для преодоления отклонений и проблем психомоторного развития; способствовать развитию умений решать проблемные ситуации; создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции.

       Методические приемы программы: словесные и подвижные игры; беседы, направленные на развитие самосознания ребенка; проигрывание проблемных ситуаций; рисование; релаксация, элементы игротерапии, сказкотерапии,  музыкотерапии; игры, психологические тренинги.

Формы работы

Психолого-педагогические условия

1

        1.Приветствие «Подари подарок другу»
2.Беседа: «Будь смелым».
3.Релаксация «Воздушный шарик»
4.Закончи сказку «Два брата»
5.Рисование любимого героя.
6.Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

7. Игра «Рады познакомиться».

8. Игра «Ассоциации».

Перед каждым занятием с таким ребенком рекомендуется проводить водные процедуры, прогулку на свежем воздухе, по возможности, общение с животным. К ребенку, испытывающим отклонения психомоторного развития, необходимо «применять» любовь, терпение, гибкость в воспитательных моментах, соблюдать режимные моменты, не переутомлять его информацией и деятельностью, больше привлекать к рисованию.

2

1.Приветствие «Я дарю тебе».
2.Беседа: «Поверь в свои силы».
3.Упражнение: «Продолжи предложение».
4.Упражнение «Корабль и ветер»
5.Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

6. Игра «Смелые мышки»

Осуществлять работу по преодолению у ребенка страх общения со взрослым и сверстниками, переживаний социального стресса; реализовывать фрустрацию потребности в достижении успеха; осуществлять закаливающие и оздоровительные процедуры; снимать тревожность.

3

1.Приветствие «Посылаем любовь»
2.Упражнение «Сосулька»
3.Закончи сказку «Дедушка и внучек»
4.Рисование любимого героя.
5.Ритуал прощания «Подари улыбку соседу.

6. Игра «Паровозик».

7. Консультация для родителей по изучению путей преодоления тревожности детей.

Создание условий для преодоления проблем психомоторного развития у детей; устранение нарушений детско – родительских отношений; обучение конструктивным способам поведения в различных ситуациях; снятие мышечного напряжения.

4

1. Приветствие «Передай чувство»
2. Упражнение «Я есть, Я буду»
3. Упражнение: «Театр масок».
4. Закончи сказку «Охотники»
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

6. Игра «Я не такой, как все, и все мы разные».

Снятие тревожности, мышечного и психологического напряжения; преодолевать дефицит общения ребенка; повышение уровня самооценки у тревожных детей; развитие воображения, внимания

5

1.Приветствие «Комплемент».
2.Беседа: «Верь в себя».
3.Упражнение: «Стройка».
4.Закончи сказку «На море»
5.Рисование: «Я и море.»
6.Психогимнастика: «Игра с песком».
7.Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

Работа по снятию мышечного напряжения, развитие двигательных навыков в ходе психогимнастики; развитие коммуникативных навыков у детей. Консультировать родителей о возможных путях преодоления тревожности у детей (в ходе психологического тренинга).

6

1.Приветствие «Что тебе нравится в соседе».
2.Рисование: «Имя – контур».
3.Закончи сказку: «Белки и орехи»
4.Упражнение: «Мы тебя любим».
5.Упражнения: «Я – очень хороший», «Винт»,
7. Ритуал прощания.

Создание положительного эмоционального, психологического поля общения ребенка со взрослым и сверстниками; развитие его представлений о самом себе как уникальной личности; снятие напряжения в ходе рисования и игр.

7

1.Приветствие «Подари подарок».
2.Беседа: «Как любить своих близких?».
3.Упражнение «Найди свою половину»
4.Закончи сказку: «В лесу»
5.Рисование «Моя семья».
6.Релаксация: «На поляне».
7.Ритуал прощания.

Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

8

1.Приветствие: «Что тебя привлекает в соседе».
2.Игра «Клеевой дождик». «Кенгуру».
3.Упражнение: «Зайцы и слоны».
4.Упражнение: «Крылья».
5.Рисование: «Мое взрослое будущее».
6.Упражнение: «Я очень хороший».
7.Ритуал прощания «Подари улыбку себе и другому»

8. Игра «Хоровод»

Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения.

9

1.Приветствие «Что тебя привлекает в соседе»
2. Беседа: «Как вы справляетесь с

 

5.  Составьте аннотации двух статей раскрывающих основные направления деятельности детского практического психолога.

       Аннотация статьи (Падун, М. А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье // Журнал практической психологии                       и психоанализа. – 2015. – № 3).

        Автор указывает на актуальность проблемы регуляции эмоций. Особенно это важно в современных условиях повышения стрессогенности окружающей среды в виде мощных информационных потоков, терроризма, природных катаклизмов, локальных войн в сочетании с насаждаемой СМИ идеологией успеха и достижений. Рост числа тревожно-депрессивных расстройств, выгорание, синдром хронической усталости – это негативные феномены, сопровождающие не только взрослых людей, но и детей. Содержание данной статьи будет полезным для практической деятельности детского психолога, так как процессы регуляции эмоций являются фактором психологического здоровья человека.

        В качестве ключевых слов автор статьи отобрал следующие: регуляция эмоций, психологическое здоровье, подавление, когнитивная переоценка.

        В статье представлен теоретический анализ механизмов влияния процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье  индивида. Анализируются зарубежные и отечественные концепции психологического здоровья. Рассматриваются функции процессов регуляции эмоций                                   в контексте различных подходов к пониманию психологического здоровья личности. В рамках модели регуляции эмоций Дж. Гросса анализируются дезадаптивные стратегии регуляции эмоций, ведущие к развитию различных психических расстройств.

        Аннотация статьи (Е. О. Смирнова. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4. – С. 62-67).

        Автор затрагивает важную тему детской агрессивности. Отмечает,                   что те или иные формы ее характерны для большинства современных дошкольников. Под агрессивностью автор понимает уровень агрессивного поведения детей  и влияющие на него факторы. Среды этих факторов выделяет особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, эмоциональное напряжение и фрустрации.

        Автор статьи отмечает, что агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Так, например, косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, проявляются они                              в различных высказываниях в виде жалоб. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого (детские дразнилки, оскорбления и пр.). Автор указывает, что в дошкольном детстве встречается и физическая агрессия (например, ребенок ломает постройку из кубиков другого или пачкает рисунок сверстника и т. п.).

        Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность дошкольников, автор выделяет: желание ребенка привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинств другого для своего превосходства; стремление защититься и отомстить; стремление быть главным; стремление получить желанный предмет.

        Автор замечает, что часто присутствуют тяжелые формы агрессии дошкольников. Говорит о том, что у агрессивных детей расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников более существенны. Агрессивные дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств. Тяжелые переживания вызваны не действительным положением ребенка в группе,                       а субъективным восприятием отношения к себе.

        Среди агрессивных дошкольников автор статьи выделяет три группы, которые различаются: внешним поведенческим проявлением, психологическими характеристиками, уровнем развития игровой деятельности, социальным статусом в группе сверстников.

        В заключение статьи автор приводит примеры ориентиров для коррекционной работы с агрессивными детьми, которые, на его взгляд, должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других. Автор говорит о том, что необходимо сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное – помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.

Протоколы психолого-педагогического исследования

Протокол №1

Дата: 20.05.2016

Время: 10.55-11.30

Экспериментатор: Травова С.В.

Испытуемый: Арина Т.

Возраст: 6 лет

Предмет исследования: опосредованная память

Цель исследования: определить уровень развития опосредованной памяти

Методика: пиктограмма

Инструкция: Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Рисовать можно только картинки, а не буквы. Слов довольно много, а листок только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы они все уместились. Качество рисунка не важно.

Протокол взаимодействия:

Речь и действия экспериментатора

Речь и действия испытуемого

1. Веселый праздник

    Как хочешь

2. Вкусный ужин

3. Строгий воспитатель

4. Тяжелая работа

5. Теплый ветер

6. Болезнь

7.Обман

8. Расставание

9. Развитие

Это то, что становится лучше, больше

10. Слепой мальчик

11. Страх

12. Веселая компания

Как хочешь

Э: нумерует изображения, через 25 минут

1. А можно я елочку нарисую? Скоро Новый Год.

2. Ребенок рисует без объяснения

3. Кристина рисует все изображения в строчку

4. Вот он у меня устал, даже язык высунул.

5. Арина рисует

6. Арина рисует

7. Вот этот человек говорит: «А я тебя обманул!»

8. Они говорят друг другу «Прощай»

9. А что это такое?

Тогда я нарисую цветочек.

10. Девочка рисует

11. Это как будто скелет

12. А можно я нарисую много людей?

Вот, они все улыбаются.

1. веселый праздник

2. вкусный ужин

3. злая воспитательница

4. не помню

5. ветер

6. больной человек

7. обман

8. не помню

9. развитие

10. слепой мальчик

11. страх

12. веселая компания

Анализ результатов:

Количественный анализ: девочка правильно воспроизвела 10 слов.

Качественный анализ: все изображения девочка размещала по вертикальной линии, все они четко ограничены друг от друга и уместились на одном листе. Почти через все рисунки проходит тема человека, что может говорить об общительности, об интересе к социальным отношениям. Все изображения связаны с темой.

Выводы:

Уровень развития опосредованной памяти высокий, ребенок умеет правильно и четко организовывать свою деятельность.

Рекомендации:

- продолжать повышать уровень опосредованной памяти (игры «Веселые картинки», «Пазлы», «Разрезные картинки»)

- поддерживать умение организовывать свою деятельность.

Протокол №2

Дата: 21.05.2016

Время: 9.50-10.15

Экспериментатор: Травова С.В.

Испытуемый: Арина Т.

Возраст: 6 лет

Предмет исследования: волевая готовность.

Цель исследования: определить уровень сформированности волевой готовности.

Методика: «Корректурная проба»

Инструкция: Посмотри внимательно на эти фигуры. Ты должна будешь вычеркивать некоторые из них по определенному правилу. Круг косой линией / справа на лево, квадрат \ слева на право, треугольник- крест на крест. Ты запомнила, что и как надо делать? Повтори, пожалуйста, а потом начинай работать.

Протокол взаимодействия:

Речь и действия экспериментатора

Речь и действия испытуемого

1. Хорошо, можешь начинать.

2. Прошло 5 минут.

3. Прошло 10 минут.

4. Прошло 15 минут.

   

Ничего страшного, все, ты справилась с этим заданием.

1. Выполняет задание.

2. Арина очень хорошо усвоила задание, все фигуры вычеркивает верно.

3. Девочка  с интересом выполняет задание.

4. Девочка делает ошибку- перечеркивает кружочек крест на крест. Ошибку заметила самостоятельно.

Ой, я ошиблась.

Анализ результатов:

Количественный: все задания девочка выполняет за 15 минут и допустила всего одну ошибку на 15 минуте.

Качественный: замечено, что Арина не делает больших ошибок. Свои ошибки замечала самостоятельно. Ребенок правильно выполнял задания, не отвлекаясь.

Выводы: У Арина высокий уровень волевой готовности. Уровень конструкции внимания высокий, высокая степень произвольной регуляции поведения. Ребенок готов к обучению в школе.

Рекомендации: Продолжать развивать концентрацию внимания, продолжать развивать произвольность регуляции поведения.

Протокол №3

Дата: 22.10.2016

Время: 9.50-10.15

Экспериментатор: Травова С.В.

Испытуемый: Арина Т.

Возраст: 6 лет

Предмет исследования: мышление и восприятие.

Цель исследования: определить уровень развития мышления и восприятия.

Методика: «Самое непохожее»

Инструкция: Посмотри на эти рисунки. Я выкладываю перед тобой одну из них, а ты должна найти другую, ничем не похожую на выбранную мной.

Протокол взаимодействия:

Речь и действия экспериментатора

Речь и действия испытуемого

1. Посмотри внимательно, какие здесь фигуры.

2. Найди, пожалуйста, самую непохожую фигуру (ставит перед ребенком бльшой синий квадрат)

3. А теперь не похожую на эту фигуру (маленький красный кружок)

1. Рассматривает и перебирает фигуры.

2. Ставит рядом маленький красный кружок.

3. Ставит рядом большой синий квадрат.

Анализ результатов:

Количественный: ребенок правильно справился с заданием.

Качественный: при выборе непохожих фигур ребенок правильно учитывал все параметры ( цвет, форму, размер).

Выводы: уровень мышления и восприятия ребенка соответствует норме.

Рекомендации: продолжать развивать мыслительные операции и восприятие ребенка ( «Конструктор», «Пазлы», «Мозаика» и т.д.)

Протокол №4

Дата: 23.10.2015

Время: 9.50-10.15

Экспериментатор: Травова С.В.

Испытуемый: Арина Т.

Возраст: 6 лет

Предмет исследования: зрительно-моторная координация

Цель исследования: определить уровень развития зрительно-моторной координации.

Методика: «Тест Бендер»

Инструкция: Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать на одном листе бумаги.

Протокол взаимодействия:

Речь и действия экспериментатора

Речь и действия испытуемого

1. Попробуй это нарисовать

2. А теперь попробуй нарисовать эти фигуры

3. Теперь этот рисунок.

Вышло все равно не плохо.

1. Ребенок рисует изображение

2. У меня вот здесь точки не получаются.

3. У меня вот здесь ромбик не очень получился.

Анализ результатов:

Количественный анализ: при оценке  первого рисунка ребенок набрал 3 балла, при выполнении второго – 2 балла, при выполнении третьего – 4 балла. Всего девочка набрала 9 баллов.

Качественный анализ: все рисунки девочка уместила на одном листке, изображения получились не совсем точными. В первой фигуре девочка достаточно хорошо скопировала размеры фигуры, обе фигуры соприкасаются углами. У второй правильное количество элементов, но расположение не точное, расстояние между элементами не одинаковое и горизонтальная ось не проходит через три вершины. Третья фигура лежит почти посередине и соприкасается углами с большой фигурой. Девочка самокритично относится к своим результатам.

Выводы: У Арины недостаточно сформирована зрительно-моторная координация, уровень – средний.

Рекомендации:  выполнять работу, направленную на совершенствование зрения и движения руки (предлагать перерисовывать узоры, схемы, рисование по точкам, по образцу и т.п.)

Протокол №5

Дата: 24.05.2016

Время: 10.15 – 10.30

Экспериментатор: Травова С.В.

Испытуемый: Арина Т.

Возраст: 6 лет

Предмет исследования: мотивационная готовность

Цель исследования: определение внутренней позиции дошкольника

Методика:  мотивационная готовность.

Инструкция:  Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должна ответить, какой вариант тебе больше нравится.

Протокол взаимодействия:

Речь и действия экспериментатора

Речь и действия испытуемого

1. Если  было бы две школы- одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физ-ры, а другая – только с уроками пения, рисования и физ-ры. В какой из них ты бы хотела учиться?

2. Если было бы две школы – одна с уроками и переменами, а другая только с переменами. В какой из них ты бы хотела учиться?

3. Если было бы две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой – сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотела учиться?

4. Если было бы две школы – в одной можно встать только с разрешения учителя и поднимать руку, если хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроках все, что хочешь. В какой из них ты хотела бы учиться?

5. Если было бы две школы – в одной бы задавали уроки на дом, а в другой нет. В какой бы ты хотела учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой. Кого бы ты выбрала?

7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленькая, тебе трудно рано вставать, делать уроки – оставайся в детском саду, а в школу пойдешь на следующий год». Согласилась бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой и тебе не придется ходить по утрам в школу. Согласишься с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, то что бы ты ему ответила?

1.Я бы пошла в первую, где всему учат

2. В первой.

3. В первой, потому что хочу получать пятерки.

4. Впервой, потому что во второй все будут озоровать.

5. В первой.

6. Я хочу, чтобы мама меня учила.

7. Нет, я хочу в школу.

8. Да, я хочу заниматься дома с мамой.

9. Учиться и получать хорошие оценки.

     

      Анализ результатов:

     Ребенок набрал 8 баллов. Арина  обосновала свои ответы, по которым можно понять, что она имеет примерное представление о школе и ее интересует учеба.

     Выводы:

     У ребенка внутренняя позиция к приему новой социальной роли школьника.

     Рекомендации:

     Продолжать развивать у ребенка интерес к школе, познакомить более подробно с обязанностями ученика, с процессом обучения в школе.

Список используемой литературы

1. Агавелян O.K. К проблеме преодоления дезадаптацин умственно отсталых детей // Проблемы психологической диагностики развития школьников. Ереван, 1980. C.I 1–15.

2. Агавелян O.K. О целесообразности обучения олигофренов профессиональному труду в условиях ПТУ // Психологические проблемы профессионально-технического образования: Тез. докл. Научн. практич. конф. декабрь, 1977. – Ереван, 1977. С 135–138.

3. Агавелян O.K. Формирование первого впечатления о другом человеке у умственно отсталых детей // Проблемы дефектологии / Отв. ред. O.K. Агавелян и др. Ереван, 1979. С. 78–84.

4. Агавелян O.K., Исраелян А.А. К вопросу о социализации личности умственно отсталых детей // Проблемы дефектологии / Отв. ред. O.K. Агавелян и др. – Ереван. 1979. С. 72–77.

5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

6. Выготский. Л.С. Развитие устной речи. М.: Просвещение, 1982.

7. Выготский. Л.С. Мышление и речь. М.: 1982.

8. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1975. – №2. - С. 147–158.

9. Дьячков А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1976.

10.Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев: Вита школа, 1985. С. 328.

11.Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормального и аномально ребенка. М., 1966.

12. Источник: http://murzim.ru/nauka/psihologija/vozrastnaja-psihologija/27690-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-psihologa-v-sfere-obrazovaniya.html

13.Источник:  http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html