Понятие гражданской идентичности. Гражданская идентичность в ФГОС НОО

Заварзина Мария Алексеевна

В данной статье рассмотрено понятие гражданской идентичности с точки зрения таких авторов, как А.Г.Асмолов, Т.Водолажская, П.В.Григорьев, Н.Л.Иванова и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие гражданской идентичности. Гражданская идентичность в ФГОС НОО

Понятие гражданской идентичности для отечественной научной традиции является относительно новым. Ряд исследователей (Н. Л. Иванова) рассматривает гражданскую идентичность наряду с этнической. По мнению Н.Л.Ивановой, гражданская идентичность является ещё не устоявшимся и более сложным понятием в психологии, так как соотносится с понятием нации являющейся одним из самых неоднозначных и спорных понятий современной науки [4].

В своих исследованиях Т. Водолажская определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе [2].

М. А. Юшин представляет её как тождественность личности статусу гражданина, как оценку своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства. Р. Ю. Шиковой гражданская идентичность рассматривается как структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровнях личности [8].

По мнению Д. В. Григорьева, гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином [3].

Известный российский ученый и психолог А. Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе» [2]. При этом А.Г.Асмолов отмечает, что гражданская идентичность в отличие от понятия гражданство имеет личностный смысл. Исследователь А. Г. Санина считает, что гражданская идентичность является фактором консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень её укоренённости в действии и сознании граждан – залог единства общества, духовной, политической консолидации.

Гражданская идентичность в педагогической науке чаще всего понимается как:

– осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, которое имеет для индивида значимый смысл, основанное на качестве (признаке) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта;

– тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, принимать активное участие в жизни государства, пользоваться правами, [2].

Таким образом, при анализе работ, которые посвящены проблеме формирования понятия гражданской идентичности, можно сделать вывод, что отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления и данное понятие трактуется исследователями неоднозначно, анализируются  в соответствии с кругом научных интересов исследователей различные аспекты изучения гражданской идентичности. Под гражданской идентичностью в работе будем понимать осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к природному и социальному миру. В связи с этим личность имеет право самоопределения и свободного выбора в условиях уважения прав других на свой выбор. Важная задача развития личности - достижение гражданской идентичности [1,2].

В ФГОС НОО программа воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать:

 - приобщение обучающихся к культурным ценностям своей социокультурной или этнической группы, общечеловеческим ценностям, базовым национальным ценностям российского общества в контексте формирования у них гражданской идентичности;

 - создание системы воспитательных мероприятий, которые позволяют обучающемуся на практике использовать и осваивать полученные знания;

 - формирование целостной образовательной среды, которая включает внешкольную, внеурочную и  урочную деятельность, учитывающую региональную, этническую и историко-культурную специфику;

 - формирование активной деятельностной позиции у обучающегося [7].

Изучив ФГОС, мы выделили требования в плане сформированности российской гражданской идентичности, предъявляемые к выпускникам начальной школы:

- позитивное восприятие  своего места в мире и окружающего мира;

 - осознание себя гражданином России;

- знание основ развития и становления России как государства, её границ, знание особенностей культуры своей страны и своего региона, географического положения, достижений страны в области литературы, искусства, науки;

- знание государственных праздников и государственной символики;

- знакомство с основными положениями Конституции РФ, понимание своих обязанностей и прав как гражданина страны;

- представление о России как многоконфессиональной, многонациональной стране, о народах, которые ее населяют, их культуре и традиции;

- доброжелательное отношение к окружающим, межэтническая толерантность;

- основы экологического сознания, знание правил поведения в природе, положительное отношение ко всему живому;

- чувство гордости за свою страну и патриотизма;

- признание ценности своего и других здоровья, уважение ценностей семьи;

- выполнение требований и норм школьной жизни, обязанностей и прав ученика, участие во внешкольных и школьных мероприятиях;

- выполнение моральных норм в отношении сверстников и взрослых во внеучебных видах деятельности, дома, в школе [7].

Показателями сформированности идентичности у детей можно считать эти требования.

В рамках образовательно-воспитательного процесса начального общего образования в соответствии с моделью структуры гражданской идентичности [5] необходимо обеспечить формирование следующих структурных компонентов:

 - когнитивного (знание о принадлежности к данной социальной общности);

 -ценностно-смыслового (негативное или позитивное отношение к принадлежности);

 - эмоционального (непринятие или принятие своей принадлежности);

 - деятельностного - реализация гражданской позиции в деятельности и общении, гражданская активность, участие в социальной деятельности, которая имеет общественную значимость.

Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

 - ценностно-смысловое, духовно-нравственное воспитание учащихся - формирование приоритетных ценностей нравственности и гуманизма, чувства собственного достоинства, ответственности, социальной активности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.

 - историческое воспитание-знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории, знание основных событий истории народов России, формирование чувства гордости, исторической памяти и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории области, республики, края, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой город (село), семью, род.

 - Политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России, государственной символике, основных обязанностях и правах гражданина и учащегося, информирование об основных общественно-политических событиях в мире и в стране, правовая компетентность.

 - Патриотическое воспитание, которое направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных святынь и символов, готовность к участию в общественных мероприятиях, знание государственных праздников и участие в них. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

 - Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание включает формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, ознакомление с миром профессий, их содержанием и социальной значимостью, формирование ответственного и добросовестного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам духовной и материальной культуры, созданным трудом человека.

 - Экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся улучшать и сохранять окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению [6].

Таким образом, под гражданской идентичностью понимается осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Структура гражданской идентичности включает в себя деятельностный, эмоциональный, ценностно-смысловой и когнитивный компонент. Требования в плане сформированности российской гражданской идентичности, предъявляемые к выпускникам начальной школы, имеющиеся во ФГОС НОО связаны с воспитательными задачами, такими как ценностно-смысловое, духовно-нравственное воспитание, политико-правовое, историческое, экологическое, патриотическое и трудовое воспитание.

Список использованных источников

1.Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 5. - С. 42-45. 

2.Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 140–142.

3. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» - Режим доступа: http://proektpatriot2.jimdo.com (дата обращений 20.02.2016).

4. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93.

5.Караханова, Г.А., Панахова, А.А. Проблемы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2013. - № 1 (7). - С. 22-25.

6.Караханова, Г.А., Оруджалиева, Е.Е., Панахова, А.А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 151-154.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 – 31 с.

8.Шикова, Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2009. -  № 1. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-obscherossiyskaya-identichnostsotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения 15.12.2016).