Профессиональная компетентность учителя -логопеда,автор статьи Коробова Алла Евгеньевна старший воспитатель,педагог психолог.

Коробова Алла Евгеньевна

Профессиональная компетентность учителя-логопеда в контексте ФГОС ДО

Алла Коробова 
Профессиональная компетентность учителя-логопеда в контексте ФГОС ДО

 

Профессиональная компетентность- предполагает определение знаний, наличие опыта в той или иной области, или сфере деятельности человека. Педагогическое мастерство-особое свойство людей, систематически, планомерно и эффективно выполняющих свою работу, различных условиях, как работающих индивидуально, так и в команде. В данном материале моей статьи о профессиональной компетентости учителя -логопеда, я затрону именно те области дошкольной педагогики и психологии, логопедии связанных с конкретными направлениями систематически организованной работы в ДОУ учителя -логопеда, в контексте ФГОС.

Итак, прфессиональная компетентность-характеристика качества подготовки педагога-специалиста, специалиста сопровождения и потенциал эффективности трудовой деятельности в системе образования.

«Правильно организованное образование ведет за собой развитие»Л. С. Выготский

КОМПЕТЕНТНЫЙ – осведомленный, авторитетный в какой-либо области. словарь С. И. Ожегова

Нормативно-правовые документы Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ) ;Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Мин. Обр. РФ от 17 октября 2013. №1155) ;Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр. Мин. труда и соц. защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)

По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности: Специальная компетентность;

Социальная компетентность;

Личностная компетентность;

Методическая компетентность;

Психолого-педагогическая компетентность.

Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от его состояния здоровья или способностей к обучению, образование станет качественным и доступным.

Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Создание таких условий возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, умении вовлечь родителей в образовательный процесс.

Коммуникативная компетентность –

способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Критерии коммуникативной компетентности:

Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

Четко и убедительно излагать свои мысли;

Создавать атмосферу сотрудничества;

Готовность проявлять гибкость в общении;

Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях;

Способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Профессиональная компетентность учителя -логопеда -это многосообразность применения теоретических, практических, гностических, эмпирических, интреактивных, креативных, нестандартных умений и знаний применяемых на практике и в систематической работе с детьми с нарушением речи.

Одним из определенных качеств компетенции специалиста сопровождения- учителя логопеда является коммуникативная компетентность. Нельзя и не сказать, об имидже специалиста учителя-логопеда. Это высокообразованный, в сфере свой деятельности педагог, с культурноой и речевой стилистикой, культурой коммуникативного общения на различных уровнях общественной социальной среды во многообразии и взаимодополнении других смежных областей логопедии, педагогики психологии, спец. психологии сурдопедагогики и т. д. Использование разнообразных средств, методов и способовов деятельности в данном направлении коррекционно- развиваивающей работы.

Знание средств и способов достижения практического результата предполагает:

диагностирование

планирование

проектирование

моделирование

прогнозирование

Использование профессиональной компетенции учителя -логопеда, предпологает применение знаний, умений, навыков, а так же многогранный, бесценный педагогический опыт осуществления и выбор направлений в коррекцинно- развивающей педагогикес учетом различных видов деятельности детей (познавательной, игровой, учебно-игровой, последовательной, в сочетании и дополнении во всем многообразии пяти образовательных областей, сочетанных и реализуемых в МБДОУ и реализуемых новых стандартов ФГОС ДО, профессиональной компетентности специалистов сопровождения и реализуемой структурированной программы ООП ДО) .

Поговорим о социально-правовой культурособразности мышления специалиста сопровождения учителя -логопеда в МБДОУ.

Использование различных видов компетентностей на современном этапе модернизации Российского образования, предполагает знание основ правовой культуры:

понимание и значение своего функционала обязанностей, как специалиста, в соответствии с гражданской позицией, устойчивыми интересами, на позитивное отношение к своим обязанностям и установкам общественно-культурных взглядов на современном этапе.

Коммуникативная компетентность-владение учителем -логопедом способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничество, соработничество, принятые нормы общения в профессиональном сообществе.

Личностная- профессиональная компетентность-это способ самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации. Это и способность специалиста найти правильный подход в структуре планирования своего профессионального роста, индивидуальные планы и карты повышения профессиональной деятельности на перспективу развития МБДОУ.

Умение самостоятельно принимать решения и видеть проблему во всем многообразии.

Информационная компетентность -это умение находить и структурировать последовательность источников средств массовой информации, владение ИКТ использование интерактивных технологий любого уровни и класса по степени сложности. Знания операционных систем предполагает культуру использования информационных источников а так же защиты и хранения информации, актуализации ее в необходимых ситуациях и использование в интеллектуально позитивной своей деятельности.

Индивидуальная профессиональная компетентность-это стремление к профессиональному росту, готовность к реализации профессиональных идей, владение приемами саморегуляции, наличие установок к профессиональному видению продвижения в профессиональной структуре. Соподчинение мотивов, достижения цели, умение видеть профессиональные установки, при получении знаний, по становлению опыта работы и представление его на различных уровнях, в педагогических сообществах и СМИ. Расширение кругозора, приобщение к русскому "слову", культуре национального "богатства русского языка", адекватная оценка достигнутых результатов к своей деятельности, так и широком спектре применения в корекционно-развивающей работе с дошкольниками.

Компетентность обработки полученных знаний, или "мониторинговая компетентность"

1) учет индивидуализации, сохранность информации о достижениях воспитанников.

2) аутентичность проведения мониторинга достижений воспитанниками целевых ориентиров на различных этапах дошкольного детства.

3) владение диагностическим инструментарием к учету особенностей детей, умение отбирать показатели освоения знаний с учетом возрастных особенностей детей.

4) способность отслеживать результативность достижений освоения ООП.

5) компетентность использования рабочей программы учителя-логопеда, выявить способы и затруднения воспитанников, грамотно выстроить целостный воспитательно –образовательный, коррекционный процесс.

6) Умение спроектировать.спрогнозировать детскую деятельность с минимальным риском для здоровья детей с ОВЗ.

7) Правильность использования компетентности по взаимодействию с участниками образовательного процесса в МБДОУ.

В заключении вышеизложенного, можно определить статус современного специалиста сопровождения в МБДОУ. "Кто такой специалист сопровождения-учитель-логопед"? Приняв во внимание виды профессиональной компетентности учителя-логопеда, можно дать определение современного специалиста учителя-логопеда, как профессионала в коррекционном образовательном пространстве МБДОУ, так и компетентного педагога, обладающими всеми видами профессиональных уровней, профессиональных компетенций специалиста и педагога наставника для молодых кадров в МБДОУ.

Именно такими словами, мне хочется характеризовать каждого компетентного педагога, учителя -логопеда, со странички своего сайта:

"Я педагог, учитель и психолог,

Философ, языковед,

Исследователь, методист, новатор,

Я-диагност, корректор и эксперт.

Я воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор. Просто логопед! "

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анотация к статье Рекомендована для педагогов ,специалистов сопровождения

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

В статье 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определяется «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».

Статьей 5 Закона гарантируется право каждого человека на образование, при этом устанавливаются дополнительные гарантии права на образование отдельным категориям граждан, в том числе, лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.

Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).